"Нужно ли изучать Библию?"
Цель :Осмысление учащимися значения для человечества книг Ветхого и Нового Завета как величайшего памятника истории и культуры.
Обучающая: В групповой и творческой деятельности определить роль Библии в христианской религии и культуре.
Развивающая: Развивать навыки логического мышления, умение вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.
Этапы урока.
Вводно-мотивационный этап.
Просмотр фильма.
Земля, дом, гостеприимная, жестокая… в далеком прошлом люди вынуждены были сталкиваться с событиями, превышающими возможность их понимания и возможность их влияния,
Боги ветра, дождя, любви, войны, много богов… а потом каких-то 4 тыс. лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколение в поколение в походных шатрах и на привалах, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине неширокой живописной реки, вроде Иордана. Слово это передавали из года в год, из столетия в столетие, пока не вписали в священную книгу – Библию.
Размышляя над тем, каким быть сегодняшнему уроку, я встретилась со множеством мнений насчет Библии. Вот 2 из них (на доске записаны 2 высказывания: Н. Шишакова и З. Косидовского, которые читает учитель): это слова литературоведа Н. Шишакова и писателя, исследователя Библии З. Косидовского:
Священное писание никому не нужно: это духовная отрава, сплетение первобытного невежества, грубых суеверий и жестокого насилия над совестью человеческой.
Н. Шишаков.
К нашему удивлению, мы обнаружили, что Библия является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь.
З. Косидовский.
– Какое из мнений вам ближе? Почему?
– Есть ли у кого-то свое особое мнение? Какое?
– Давайте вместе сформулируем тему нашего урока Тема урока записывается на доске и в тетрадях.
"Нужно ли изучать Библию?"
Учебная задача.
– Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, что мы должны понять, осмыслить на сегодняшнем уроке? Каковы будут его цели?
(Ответы учащихся). определить роль Библии в христианской религии и культуре.
УЧИТЕЛЬ:– Итак, говоря словами из Библии,
Просите, и дано будет вам,
Ищите, и найдете,
Стучите, и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает,
И ищущий находит,
И стучащему отворят.
Евангелие от Матфея, 7.7 – 8
Операционно-содержательный этап
III. Восприятие, осмысление, осознание.
Работа в группах:
1 группа.
1)Что такое БИБЛИЯ? Когда написана Б? Кто написал ?
2) Расскажите о первой части книги «Ветхий Завет» Что обозначае слово «ЗАВЕТ»
2 группа.
Из каких книг состоит Новый Завет?
Что обозначает слово «ЕВАНГЕЛИЕ»
Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой?
Учитель (слайд)– Да, Библия – это прежде всего религиозное произведение. Как вы думаете, зачем оно написано?
– Какие законы, заповеди провозглашаются в Библии?
Бог для всех один.
Не поклоняйся идолам.
Не произноси имя Бога всуе.
Шесть дней работай, один отдыхай.
Люби отца и мать своих.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не доноси и не лги.
Не завидуй.
– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет?
– Почему мы называем эти законы общечеловеческими?
– Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом)
Задание группам:
на карточках, которые я вам раздам, записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы). Дайте им современное толкование и объясните их происхождение– Составьте устно предложения с одним из фразеологизмов.
1 группа
Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.
Валаамова ослица (Числа, 22, 27 – 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший..
Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное.
группа
1.Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос.
2.Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый.
3.Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения.
4.Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего – либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.
Ответы групп.
вывод– Какой еще вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем нужно ее изучать? (Библия – источник многих выражений, которые обогащают наш язык, служат для создания выразительности).
Задание группе № 1
Какова роль Библии в исторической науке? (Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)
– Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины.
Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)
Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.
Задание группе № 2
Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?
1. Певец – Давид был ростом мал,
Но повалили же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.
(А. С. Пушкин)
(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).
2. О, зачем тебя назвали Даниилом?
Все мне снится,
Что тебя терзают львы.
(М. Цветаева)
(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)
3. Отравлен хлеб,
И воздух выпит,
Как трудно раны
Врачевать.
Иосиф, проданный
в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
(О. Э. Мандельштам)
(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)
Библейские истории нашли свое отражение и в литературе, произведениях многих писателей и поэтов. Библия была настольной книгой многих из них.
Ответ группы № 2. Библейские отзвуки в литературе.
Выводы (Зачем нужно изучать Библию? Многие произведения литературы были бы для нас непонятны, если бы мы не знали библейских сюжетов).
Задание группе №1:
Рассмотрите репродукции картин и скульптуры.
Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.
Использованные картины / скульптуры:
Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;
Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;
Дюрер “Адам и Ева”;
Микеланджело “Моисей”;
Караваджо “Давид с головой Голиафа”
Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными художников, скульпторов. Произведений искусства, посвященных библейским сюжетам, великое множество. Здесь представлены лишь некоторые из них:
На: Рефлексивно - оценочный этап.
– Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке?
О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло?
– Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить:
нужно ли изучать Библию? Зачем?
– У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет побольше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов; если у вас появится такое желание
сочинение “Зачем нужно изучать Библию?”
(стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)
Вавилонское столпотворение
Валаамова ослица
Запретный плод
Иерихонская труба
Соломоново решение
Ноев ковчег
1 группа. Николаева
1)Что такое БИБЛИЯ? Когда написана Б? Кто написал ?
2) Расскажите о первой части книги «Ветхий Завет» Что обозначае слово «ЗАВЕТ»
2 группа. Грынива
Из каких книг состоит Новый Завет?
Что обозначает слово «ЕВАНГЕЛИЕ»
Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой?
Тимчук
Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?
Чему учит нас каждая Библейская история, рассказанная вами?
1. Певец – Давид был ростом мал,
Но повалили же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.
(А. С. Пушкин)
(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).
2. О, зачем тебя назвали Даниилом?
Все мне снится,
Что тебя терзают львы.
(М. Цветаева)
(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)
3. Отравлен хлеб,
И воздух выпит,
Как трудно раны
Врачевать.
Иосиф, проданный
в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
(О. Э. Мандельштам)
(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)
Богомякова
Какова роль Библии в исторической науке? (Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)
Бурлакова
Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.
Использованные картины / скульптуры:
Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;
Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;
Дюрер “Адам и Ева”;
Микеланджело “Моисей”;
Караваджо “Давид с головой Голиафа”