СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нужно ли изучать библию

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развивающего обучения по МХК в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Нужно ли изучать библию»

"Нужно ли изучать Библию?"

Цель :Осмысление учащимися значения для человечества книг Ветхого и Нового Завета как величайшего памятника истории и культуры.

Обучающая: В групповой и творческой деятельности определить роль Библии в христианской религии и культуре.

Развивающая: Развивать навыки логического мышления, умение вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

Этапы урока.

Вводно-мотивационный этап.

  1. Просмотр фильма.

  2. Земля, дом, гостеприимная, жестокая… в далеком прошлом люди вынуждены были сталкиваться с событиями, превышающими возможность их понимания и возможность их влияния,

Боги ветра, дождя, любви, войны, много богов… а потом каких-то 4 тыс. лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколение в поколение в походных шатрах и на привалах, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине неширокой живописной реки, вроде Иордана. Слово это передавали из года в год, из столетия в столетие, пока не вписали в священную книгу – Библию.

  1. Размышляя над тем, каким быть сегодняшнему уроку, я встретилась со множеством мнений насчет Библии. Вот 2 из них (на доске записаны 2 высказывания: Н. Шишакова и З. Косидовского, которые читает учитель): это слова литературоведа Н. Шишакова и писателя, исследователя Библии З. Косидовского:

Священное писание никому не нужно: это духовная отрава, сплетение первобытного невежества, грубых суеверий и жестокого насилия над совестью человеческой.
Н. Шишаков.

К нашему удивлению, мы обнаружили, что Библия является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь.
З. Косидовский.

– Какое из мнений вам ближе? Почему?

– Есть ли у кого-то свое особое мнение? Какое?

– Давайте вместе сформулируем тему нашего урока Тема урока записывается на доске и в тетрадях.

"Нужно ли изучать Библию?"

Учебная задача.

– Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, что мы должны понять, осмыслить на сегодняшнем уроке? Каковы будут его цели?

(Ответы учащихся). определить роль Библии в христианской религии и культуре.

УЧИТЕЛЬ:– Итак, говоря словами из Библии,

Просите, и дано будет вам,

Ищите, и найдете,

Стучите, и отворят вам;

Ибо всякий просящий получает,

И ищущий находит,

И стучащему отворят.

Евангелие от Матфея, 7.7 – 8



Операционно-содержательный этап



III. Восприятие, осмысление, осознание.

Работа в группах:

1 группа.

1)Что такое БИБЛИЯ? Когда написана Б? Кто написал ?

2) Расскажите о первой части книги «Ветхий Завет» Что обозначае слово «ЗАВЕТ»

2 группа.

Из каких книг состоит Новый Завет?

  1. Что обозначает слово «ЕВАНГЕЛИЕ»

  2. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой?





Учитель (слайд)– Да, Библия – это прежде всего религиозное произведение. Как вы думаете, зачем оно написано?

– Какие законы, заповеди провозглашаются в Библии?



    1. Бог для всех один.

    2. Не поклоняйся идолам.

    3. Не произноси имя Бога всуе.

    4. Шесть дней работай, один отдыхай.

    5. Люби отца и мать своих.

    6. Не убивай.

    7. Не прелюбодействуй.

    8. Не кради.

    9. Не доноси и не лги.

    10. Не завидуй.

– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет?

– Почему мы называем эти законы общечеловеческими?

– Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом)

Задание группам: 

на карточках, которые я вам раздам, записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы). Дайте им современное толкование и объясните их происхождение– Составьте устно предложения с одним из фразеологизмов.

1 группа

  1. Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.

  2. Валаамова ослица (Числа, 22, 27 – 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший..

  3. Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное.



    1. группа

1.Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос.

2.Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый.

3.Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения.

4.Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего – либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.

Ответы групп.

вывод– Какой еще вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем нужно ее изучать? (Библия – источник многих выражений, которые обогащают наш язык, служат для создания выразительности).



Задание группе № 1

Какова роль Библии в исторической науке? (Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)



– Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины.

Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)

Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.









Задание группе № 2

Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?

    • Чему учит нас каждая Библейская история, рассказанная вами?

1. Певец – Давид был ростом мал,

Но повалили же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

(А. С. Пушкин)

(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).

2. О, зачем тебя назвали Даниилом?

Все мне снится,

Что тебя терзают львы.

(М. Цветаева)

(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)

3. Отравлен хлеб,

И воздух выпит,

Как трудно раны

Врачевать.

Иосиф, проданный

в Египет,

Не мог сильнее тосковать.

(О. Э. Мандельштам)

(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)



  1. Библейские истории нашли свое отражение и в литературе, произведениях многих писателей и поэтов. Библия была настольной книгой многих из них.



  1. Ответ группы № 2. Библейские отзвуки в литературе.

Выводы (Зачем нужно изучать Библию? Многие произведения литературы были бы для нас непонятны, если бы мы не знали библейских сюжетов).







Задание группе №1:

Рассмотрите репродукции картин и скульптуры.

Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.

    • Опишите устно, составив связный рассказ. Одну из картин /скульптур.

Использованные картины / скульптуры:

      1. Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;

      2. Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;

      3. Дюрер “Адам и Ева”;

      4. Микеланджело “Моисей”;

      5. Караваджо “Давид с головой Голиафа”



  1. Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными художников, скульпторов. Произведений искусства, посвященных библейским сюжетам, великое множество. Здесь представлены лишь некоторые из них:



На: Рефлексивно - оценочный этап.

– Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке?

О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло?

– Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить:

нужно ли изучать Библию? Зачем?

– У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет побольше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов; если у вас появится такое желание 

сочинение “Зачем нужно изучать Библию?”



















































(стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)















Вавилонское столпотворение



Валаамова ослица



Запретный плод







Иерихонская труба



Соломоново решение



Ноев ковчег









1 группа. Николаева

1)Что такое БИБЛИЯ? Когда написана Б? Кто написал ?

2) Расскажите о первой части книги «Ветхий Завет» Что обозначае слово «ЗАВЕТ»

2 группа. Грынива

  1. Из каких книг состоит Новый Завет?

  2. Что обозначает слово «ЕВАНГЕЛИЕ»

  3. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой?





Тимчук

    • Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?

    • Чему учит нас каждая Библейская история, рассказанная вами?

1. Певец – Давид был ростом мал,

Но повалили же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

(А. С. Пушкин)

(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).

2. О, зачем тебя назвали Даниилом?

Все мне снится,

Что тебя терзают львы.

(М. Цветаева)

(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)

3. Отравлен хлеб,

И воздух выпит,

Как трудно раны

Врачевать.

Иосиф, проданный

в Египет,

Не мог сильнее тосковать.

(О. Э. Мандельштам)

(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)











Богомякова

    • Какова роль Библии в исторической науке? (Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)

















Бурлакова

    • Рассмотрите репродукции картин и скульптуры.

Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.

    • Опишите устно, составив связный рассказ. Одну из картин /скульптур.

Использованные картины / скульптуры:

      1. Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;

      2. Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;

      3. Дюрер “Адам и Ева”;

      4. Микеланджело “Моисей”;

      5. Караваджо “Давид с головой Голиафа”






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!