СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нузальская часовня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нузальская часовня - это древний памятник истории осетинского народа. Есть множество исследований и гипотез относительно этого исторического места.

Просмотр содержимого документа
«Нузальская часовня»

22


«Нузальская часовня»

Мильдзихова Алла Петровна

Россия, РСО - Алания, г. Владикавказ

Профессиональный лицей № 4, 3 группа, 4 курс


Осетины имеют сложные и богатую многовековую историю. Века и эпохи играли судьбой этого народа. Одни грозные события сменялись другими. Редко когда они не задевали его, а часто захлестывали своим бурным потоком. Но народ наперекор судьбе жил и созидал, бережно храня созданное.

В результате уцелела его яркая самобытность, хотя многое из того. Что составляет графический облик народа оказалось под толщей веков.

Эпоха средневековья самый «темный» и трудный период в истории Осетии. Много еще памятников этого периода требуют письменного и серьезного внимания исследователей. Один из них - объект настоящей работы - Нузальская часовня - памятник недостаточно изученный и во многом запутанный. Нузальская часовня - классический памятник осетинской старины, хорошо известный широкой общественности Осетии и за ее пределы. Изучая подобные памятники культуры, мы становимся ближе к пониманию своих истоков, более четко осознаем значимость своего этноса. Ибо без знания прошлого невозможно понять настоящее. Именно в этом заключается актуальность данной работы.

Задачи, поставленные перед нами – списать архитектурный облик Нузальской часовни, попытаться раскрыть ее историю, фрески, надписи и знаменитую стихоэпитафию, получившие широкое отражение в научной и популярной литературе.

Безусловно, данные задачи должны соответствовать поставленной цели – привлечь внимание к изучению уникального средневекового памятника культуры. Цель работы в широком понимании – привить любовь к родине, чувство гордости за свой край.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ НУЗАЛЬСКОЙ ЧАСОВНИ


Нузальская часовня – популярнейший памятник средневековья Осетии, находится в Алагирском ущелье, в старинном высокогорном селении Нузал. (рис. 1) Наиболее ранние сведения о Нузальской часовне и её надписи содержатся у грузинского царевича и историка Вахушти Багратиони, жившего в 18 веке. В том же веке (в 1780 году) о Нузальской часовне упоминает в своём донесении протопоп Иоанн Болгарский: «… в деревне Нузал – целая ж, в которой видно отчасти степенное изображение святых великомучеников Георгия и Феодора, Тирона и Архистратича, Михаила, чье имя не известно.1

Заслуживает внимания одно из ранних упоминаний Нузальской церкви, относящееся к 1837 г. Анонимный автор указывает, что «в земле осетинцев или оссов, на стенах церкви, которую относят ко времени царицы Тамары, находится надпись, состоящая из тринадцати стихов. В них сохранена доселе еще живущая память о походе и гибели знаменитого Бахкатара, опустошившего Грузию при Вахтанге Гургаслане в V в.».2

В 1869 г. в Нузале побывал В.Б. Пфафф, писавший, что «церковь эта стоит среди аула Нузала, на кладбище», построена из «твердого камня» в весьма элементарном на стиле, она похожа на гробницы, ее окружающие, так что на первый взгляд трудно определить, церковь ли это или гробница. Она так мала, что 10-12 человек с трудом в ней помещаются».3

Поверхностное описание Нузальской часовни дала П. С. Уварова, побывшая в Нузале в 1879 году. Она считает, что «величина её незатейлива»4, а по форме она схожа с осетинскими надземными склепами.

В 1886 году Нузальскую часовню посетил В. Миллер. Дав часовне поверхностную характеристику, он опубликовал хороший и более точный, чем у В. Б. Порафа, рисунок Нузальской часовни.(см.рис.2.) В первой половине 20 века Нузальская часовня продолжала привлекать внимание исследователей. Среди них имена Г. А. Кокиева, Л. П. Семёнова, Джона Ф. Бэддли и других, внёсших свою лепту в изучение этого памятника культуры.

Таким образом, описанию Нузальской часовни посвящена целая литература, начало которой положил грузинский учёный 18 века царевич Вахушти и, которая продолжает расти. Этот памятник поставил перед учёными столько проблем и загадок, что они не решены до сих пор.

ОПИСАНИЕ ЗДАНИЯ


Усиленный научный и общественный интерес может показаться даже неожиданным и трудно соотносимым со скромным и весьма непритязательным зданием часовни. В плане - это вытянутый четырехугольник размерами 5,50 3,30 4,70, ориентированный почти по линии Север-Юг. Стены сложены из грубо обработанных камней на извести, кладка нерегулярная, с бутобетонным заполнением между панцирями. Толщина стен колеблется от 0,75 до 0,88м. Пол земляной. Здание покоится на неглубоком (в два ряда кладки) фундаменте из крупных, окатанных речных булыжников.

Объем часовни предельно прост. Вертикальные плоскости стен на высоте примерно 2 м постепенно (путем напуска камней) переходят в характерный для горнокавказской архитектуры ложный свод. В алтарной части стык скатов вмонтирован единственный в здании голосник - крупный глиняный сосуд глубиной от устья до дна 0,53 м. Устье сосуда покрыто слоем штукатурки со следами красочного слоя, и это ещё говорит, что интерьер после нанесения фресок не перестраивался.

На западном и восточном фасадах следует отметить наличие остатков выступающих сланцевых полочек. На западном и восточном фасадах следует отметить наличие остатков выступающих сланцевых полочек. На западном фасаде сохранились лишь следы такой полочки, но на восточном она выражена хорошо. Эта полка из далеко выступающих плит хорошо видна на рисунке В.М. Миллера (рис.2).


ФРЕСКОВЫЕ РОСПИСИ


Остатки фресковых росписей сохранили 2 христианских памятника Осетии: Зругский храм и Нузальская часовня.

Уже одно это делает Нузальскую часовню своего рода уникумом. Палитра расписывавшего часовню художника была очень скромна: красная и желтая охры, жидкая черная краска с примесью синьки, коричневая и немного голубой (хитон Христа) живопись Нузальской часовни разделена на верхний и нижний ярусы по горизонтали, с выделением алтарной части по вертикали.

В верхнем ярусе живописи- композиция Христа (рис.3): в нимб писан крест, в левой руке Евангелие, правая благословляет. По обе стороны Гловы помещена греческая монограмма lC XC. На плечах - светло-серый хитон с складками. Христос-единственная фигура, изображенная по пояс, остальные даны в рост.

Слева от Христа (на западной стене) помещена Мария Богоматерь в позе адорации (обе руки воздеты, голова слегка наклонена), у левого плеча греческая монограмма MP ΘY (рис.4). На Богоматери красная пенула с капюшоном, украшенная «звездами» на лбу и плечах.

Справа от Христа в такой же позе в полуоборот стоит Иоанн Предтеча (рис.5.)

Правее Иоанна Предтечи изображен архангел Гавриил, о чем свидетельствует остаток грузинской надписи.

Симметрично архангелу Гавриилу и левее Богоматери помещена фигура архангела Михаила. (рис.6).

Архангелы Гавриил и Михаил занимали второе место в третьем чине небесной иерархии. Как Богоматерь и Предтеча, они предстоят перед Христом, готовые исполнить его волю.

На продольных стенах в верхнем ярусе изображены святые воины: на западной святой Евстафий (рис.7) на восточной святой Георгий (рис.8)

Живопись верхнего яруса алтаря особенно ярко свидетельствует, что ее автором был художник- монументалист, не только прекрасно владевший техникой фрески, но и привыкший работать на больших площадях.

Согласно канону чинопоследования, принятому в христианской живописи, в нижнем ярусе расположены первосвященники и светские сюжеты. Пять фигур изображают ктиторов сохранились грузинские надписи, содержащие имена – Атон, Сослан, Фидорос, Давид, Елиа (рис.9,10,11,12,13). В росписях Нузальской часовни исследователи констатируют наличие трёх историко-культурных традиций: грузинской, местный и византийской ( наименее выражённый) В техническом исполнении полностью доминирует влияние местной осетинской среды, которую автор нузальских фресок знал хорошо.

НУЗАЛЬСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ


Помимо фресковой живописи, Нузальская часовня знаменита и так называемой «нузальской стихоэпитафией» о девяти братьях. Именно эту надпись имел в виду В.Б. Пфафф, когда писал о «европейской знаменитости»5 Нузальской часовни. Текст надписи публиковался в нескольких вариантах, отличающих не только деталями, но по содержанию (М. Боссе, А. Головин, А. Хаханов, М. Джанашвили, В. Пфаф). Существующие разночтения и конъектуры, очевидно, проистекают из отсутствия подлинника надписи, невозможности проверки аутентичности того или иного перевода и явного наличия многократных переписываний текста надписи и её редакций в XIX в. В книге В. Кузнецова «Реком, Нузал и Царазонта» приводится один из вариантов нузальской надписи, попавший в архивную рукопись «Записка сословных отношений в Осетинском и Ингушевских округах» 1860 года. Текст дан с соблюдением всех деталей перевода и размеров.

«Надпись, оставшаяся на стене Нузальской Царазонской церкви, по Грузински

1) Нас было 9 ть – братьев –

Царазоновы – Цахиловы:

Ос – Багатар, Давид и

Сослан, с 4 мя – царствами

борющиеся.

2) Фидароз, Долароз, Сокур -

Георгий, с презрением на

врагов взирающие.

3) Братья наши Исаак, Романоз

и Басил, сделались

добрыми рабами Христа

(монахами).

4) Мы содержим в 4-х

углах узкие проходы дорог.

5) В Касаре имею укрепление

и сабаже (заставу), здесь

содержу двери моста, о будущем

обнадёжен, в настоящем

благополучен.

6) Руды золота и серебра имею

в таком обилии, как вода.

7) Покорил Кавказцев, противустал

4-м царствам (народом).


8) У Грузинского (Батони)

Князя похитил сестру,

не оставил своего рода;

настиг меня, клятвою

обманул, наложил на

себя вину мою (грех).


9) Багатар утонул в воде,

войско Осетин истреблено»6


Во второй половине ΧĪΧ века нузальская надпись была объявлена подложный, однако позднее она была реабилитировано.

ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ПОГРЕБЕНИЯ

2 июня 1946г. под руководством Е.Г. Пчелиной в Нузальской часовне были произведены археологические раскопки. В.А. Кузнецов приводит отрывок из рукописи Е.Г. Пчелиной: «Погребение оказалось не потревоженным, что было видно с самого начала раскопки. Умерший был опоясан ремнем, на котором у пояса висела короткая, прямая однолезвийная сабля типа иииXΙΙ-XΙΙΙ веков. Здесь же лежало три железных кольца от портупеи и железное кресло. Костяк соответствует описанию наружности Давида Сослана по летописи. О красоте его говорит форма черепа, нос, подбородок замечательные зубы. Труп был положен в могилу в состоянии размягченности плеч. Это наводит на мысль, что труп везли, и, может быть, даже предварительно погребённый»7

Таким образом, Е. Г. Пчелина приходит к выводу, что это погребение Давида Сослана. Давид Сослан - по преданиям, выходец из алано-осетинской феодальной фамилии Царазонта, владевший верхней частью Алагирского ущелья и разбогатевший благодаря постоянному притоку пошлины, взимаемой с путников в Кассарской теснине, где сохраняются остатки стены и ворот средневековой заставы «Зылын дуар». Давид Сослан, по мнению некоторых историков, был представителем осетинской ветви грузинской царской династии Багратидов, и это, очевидно, сыграло решающую роль в его судьбе. С юношеских лет он находился при грузинском дворе, а в 1189 году стал вторым (после русского князя Юрия) мужем легендарной царицы Грузии Тамары. Исторические документы характеризуют Давида Сослана как талантливого полководца, немало содействовавшего расцвету Грузии в эпоху царицы Тамары. Конечно, выявление его могилы было бы интересным научным открытием.

Подняв доски пола Нузальской часовни, Е.Г. Пчелина обнаружила у западной стены залегающей на небольшой глубине каменный ящик. Внутри оказался скелет мужчины, сопровождаемый очень скромными погребальным инвентарем: двумя железными ножами, тремя железными кольцами, кресалом и кремнем для высекания огня и двумя альчиками.

По мнению Е.Г. Пчелиной, скелет принадлежал именно Давиду Сослана. В пользу этих соображений был выставлен ряд доказательств, в частности то, что погребение оказалось у левой стены под фреской с надписью «Сослан». Возникает закономерный вопрос – почему муж и сопроводитель грузинской царицы погребен не вместе с ней в Грузии? Автор раскопок объясняет это осетинским обычаем хоронить своих умерших на родовом кладбище. Тех, кто умирал вдали от родины, старались доставить и захоронить в земле предков. Таков закон. Именитый Давид Сослан не был из него исключением. Его тело доставили через перевал из Грузии в Осетию и с почестями погребли в специально для этого построенной и расписанной часовне. По грузинской хронике смерть Давида Сослана наступила в 1207 году. Следовательно, захоронение славного воина можно было бы датировать 1207-1208 годами.

В гипотезе Пчелиной немало противоречий, не поддающихся обоснованному объяснению. Так, например, имя «Сослан», начертанное на стене, вовсе не означает, что это «Давид Сослан». Имя Сослан у осетин широко распространено, и в надписи мог фигурировать любой другой Сослан. Нет также убедительных доказательств того, что Давид Сослан происходит именно из фамилии Царазонта, владевшей Нузалом. Здесь единственное основание - устные предания, которые невозможно проверить и научно подтвердить. Поражает бедность сопровождающего инвентаря - вряд ли действительный Давид Сослан мог быть захоронен так убого. Еще большее недоумение вызывают размеры каменного ящика» в головах он имеет ширину… 36 см! Трудно представить, как «телом мощный воин могущественный» мог поместится в это прокрустово ложе. Наконец, соответствует и серьезное хронологическое несоответствие: погребение, по Е.Г. Пчелиной, относится к самому началу XII века, тогда как время строительства часовни, вероятно, конец XΙΙ или начало XΙV века.

ВЫВОДЫ
  1. В истории Осетии эпоха средневековья считается самым неясным и слабо изученным. Именно к этому периоду относится один из известнейших «классических» памятников Осетии – Нузальская часовня.

  2. Основа данной работы – изучение Нузальской часовни, её археологического облика в комплексе с письменными и фольклорными материалами. Внешне весьма непритязательная и генетически связанная с каменной народной архитектурой Осетии (в первую очередь, со склепами) Нузальская часовня получила широкую и заслуженную известность благодаря средневековой фресковой живописи и нузальской надписи – стихоэпитафии, находившимся в интерьере здания.

  3. В системе росписей Нузальской часовни наиболее интересным и исторически информативным является нижний ярус: фигуры первоосвятителей и ктиторская группа из пяти мужских фигур, сопровождаемых именами Давид, Атон, Сослан, Фидарос, Елиа (все ктиторы в светском одеянии, что делает сюжет росписей ценным документальным этнографическим источником XIVв).

  4. В свете современных тенденций о национальном возрождении осетинского народа, изучение подобных памятников культуры, выявление причин и обстоятельств, обусловивших их выдающуюся роль в истории осетин, дает возможность проникнуть в истоки народа, увидеть его реальный этнографический облик и бережно передать последующим поколениям.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов В.А. Алания и Грузия: две страницы истории. Литературная Осетия, 1986,№68, с.119-120.

2. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ «ИР», 1990.

3. Кузнецов В. А. Путешествия в древний Иристон. Москва: «Искусство»,1974.

4. Салагаева З.М. Нузальская надпись «Нас было девять братьев». Проблемы эстетики. Орджоникидзе, 1976.

5. Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984.

6. Чибиров Л.А. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвал, 1974.

  1. Кузнецов В.А. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ, Ир, 1990.




















Нумерация в правом верхнем углу

V. Приложение.

Рис. 1. Нузальская часовня (снимок Г.А. Вертепова, 1903 г.)

Рис. 2. Нузальская часовня (рис В.Ф. Миллера, 1886 г.)















Рис. 3. Христос Пантократор (снимок 1973 г.)

Рис. 4. Мария Богоматерь (снимок 1973 г.)


Рис. 5. Иоанн Предтеча (снимок 1973 г.)

Рис. 6. Архангел Михаил (снимок 1973 г.)


Рис. 7. Евстафий (снимок 1973 г.)


Рис. 8. Георгий (снимок 1973 г.)















Рис. 9. Ктиторы Атон и Джадарон

Рис. 10. Ктитор Фидарос

Рис. 11. Грузинская надпись «Сослан»








Рис. 12. Первосвятитель Романоз и грузинская надпись «Романоз»





Рис. 13. Грузинская надпись «Василий»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!