СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

- развивать навыки анализа художественной прозы.

- воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира. 

Просмотр содержимого документа
«Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

Урок . Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. (Слайд 1).

Цели:

- раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.

- развивать навыки анализа художественной прозы.

- воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира. (Слайд 2).


Ход урока.


1. Орг. момент.

2. Вступительная беседа.


- Ребята, как вы понимаете, что такое добро?


- Кто для вас является добрым человеком?


Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…


- Сегодня мы вновь поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.


Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:


Сознательное детство его (В.Г.Распутина), тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своем творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.


3. Слово учителя. Уроки доброты. (Слайд 3).


Если мы обратимся к эпиграфу перед статьей В.Г. Рас­путина «Уроки доброты», то прочитаем слова Л.Н. Толстого: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Этот эпиграф выбран не случайно. Он соотнесен с теми событиями и теми людьми, которые окружали главного героя. Одни из них прошли, не оставив в душе мальчика ни­каких положительных воспоминаний (только горечь и обиду), другие своей добротой и участием запомнились на всю жизнь. К этим добрым, отзывчивым людям относится в первую оче­редь учительница мальчика Лидия Михайловна. Оценивая то, что сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет: «... добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».

Так кто же была Лидия Михайловна и что она сделала такого, что в дальнейшем получит определение автора «уроки доброты».



4. Беседа с классом (Слайд 4).

  • Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел ее герой? Найдите и прочитайте портрет Лидии Михайловны (с. 127).

  • Почему она предложила Вале заниматься французским язы­ком? (Заметив следы побоев на лице Вали и после рассказа Тишкина, что Валя играет на деньги, учительница выяснила,
    что Вале нужны деньги, он голодает. Лидия Михайловна при­думала способ помочь.)

  • Как вел себя мальчик в гостях у Лидии Михайловны? (Валя был робким и стеснительным мальчиком, и поэтому каждый приход к учительнице домой превращался для него в пытку.)

Он терялся, не мог повторить знакомые слова. Но хуже всего было, когда Лидия Михайловна приглашала его к ужину. Тогда он вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочет, пятился к выходу.

«...Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня к столу».

— Что придумала учительница, чтобы поддержать голодаю­щего мальчика? (Лидия Михайловна решила тайно послать ему посылку с макаронами на адрес школы.)

Вначале Валя подумал, что посылка от матери, и очень об­радовался, стал даже грызть эти макароны, но поразмыслив, понял, что посылка не может быть от матери («макаронов сроду I деревне не было»). Значит, это только Лидия Михайловна — больше некому. Не раздумывая, он относит посылку учительнице и оставляет ее.

  • Какие качества проявил мальчик, отказываясь от помощи Лидии Михайловны? (Чувство собственного достоинства не позволило ему принять помощь. Ему казалось унизитель­ным принимать помощь от учительницы, злоупотреблять ее хорошим отношением.)

  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замерятки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником? (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна реши­ла создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

  • Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в си­туации? (Директор проявил строгость и решительность. Его
    не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учени­ком он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

  • Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене? (Примерный ответ. На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек.)

  • Какую роль играет послесловие? (Примерный ответ. Кратко рассказав о последующих событиях, автор завер­шает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)


Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.


-Все ли герои рассказа добры и благородны?



5. Литературные характеристики героев. (Слайд 5).


Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.


Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)


«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)


«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)


«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)


«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)


«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)


Вывод: в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу. (Индивидуальное задание)


6. Обобщение знаний. (Слайд 6).


Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.


Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.


Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.


Схема. (Слайд 7).



Герою противопоставлен автор, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных (это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных (жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.


Вывод: в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».


- Ребята, вдумайтесь в смысл названия произведения. Какое слово вы считаете главным в названии?


Читаем в толковом словаре значение слова урок. (Слайд 8).


УРОК.

Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.

Учебная работа, заданная школьнику на дом.

Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам.

Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар.).


На первый план выходит третье значение слова, недаром статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина: (Слайд 9).

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает»

«На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе»

« И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей, и тем шире был круг его действия»



Вывод: В своей статье «Уроки доброты» Валентин Распутин объяс­нил, что заставило его написать рассказ «Уроки французского»: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого чи­тателя». Такой урок доброты преподнесла пятикласснику Вале из далекого сибирского городка учительница Лидия Михайловна. Доброта, чуткость, отзывчивость Лидии Михайловны противо­поставляются черствости, бездушию и формализму директора. Лидия Михайловна не только оказала действенное добро: помог­ла мальчику выжить в трудные послевоенные годы, но и взяла всю «вину» на себя. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделить горе. Мальчик понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть духовные ценности.


7. Итог урока.


— В чем смысл названия рассказа? (Слайд 10).


«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», ко­торые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой от­дачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Как хорошо, что доброта
Живёт на свете вместе с нами.
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

8. Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как я узнал (а), что такое доброта?» (Слайд 11).


9. Тест.


1. Жанр произведения:

а) роман;

б) рассказ;

в) повесть.

2. Название произведения связано:

а) с историей о дополнительных занятиях по фран­цузскому языку;

б) с уроками нравственности и доброты, которые преподала мальчику учительница французского языка;

в) с рассказом юного героя о любимых уроках французского языка.

3. Действие в произведении происходит:

а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны.

4. Причиной одиночества рассказчика является:

а) гордость;

б) тоска по дому;

в) его скупость.

5. Рассказчик играл в «чику», чтобы:

а) накопить денег и отправить их в деревню;

б) завоевать авторитет у ребят;

в) каждый день покупать молоко.

6. Персонаж произведения, о котором рассказчик говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой», — это:

а) Птаха;

б) Вадик;

в) Федька.

7. Рассказчик считал, что французские слова:

а) придуманы для наказания;

б) удивительно благозвучны;

в) совсем не похожи на русские слова.

8. Сцена игры в «чику» и драки:

а) не играет большой роли в произведении;

б) является кульминацией;

в) раскрывает характер главного героя.

9. В предложении: «Тут я был непреклонен, уп­рямства во мне хватало на десятерых» — есть:

а) гипербола;

б) метафора;

в) ирония.

10. По утверждению Лидии Михайловны, человек ста­реет, когда:

а) перестает удивляться чудесам;

б) перестает быть ребенком;

в) доживает до преклонного возраста.

11. Говоря о характерных особенностях голоса учи­тельницы и голосов односельчан («У нас в де­ревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михай­ловны он был каким-то мелким и легким»; «...по­ка училась, приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:

а) антитезу;

б) сравнение;

в) аллегорию.

12. Предложение: «...Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке...» — содержит:

а) аллегорию;

б) сравнение;

в) антитезу.

13. Изображения учительницы и ученика («Она си­дела передо мной аккуратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей женской моло­дой поре, которую я смутно чувствовал, до меня до­ходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание...»; «...перед ней крючился на пар­те тощий диковатый мальчишка с разбитым ли­цом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах...») представляют собой:

а) описание;

б) рассуждение;

в) повествование.

14. Истинная цель игры в «замеряшки»:

а) желание учительницы вспомнить детство;

б) помочь способному, но голодному ученику;

в) стремление учительницы заинтересовать героя изучением французского языка.

l5. После случая, когда директор застал героев за иг­рой в «замеряшки», Лидия Михайловна:

а) перешла работать в другую школу;

б) уехала на родину;

в) больше не играла в «замеряшки» с учеником.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!