СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. В работе рассмотрены понятия нравственного воспитания, нравственной культуры, их цели, задачи, пути нравственного воспитания младших школьников. В статье также рассматриваются особенности нравственного воспитания, раскрываются понятия нравственность, мораль.

Тема «Нравственное воспитание младших школьников» очень актуальна, так как одной из задач учителя является воспитание нравственной культуры учащихся. Нравственное воспитание ребенка начинается с детства, но основная часть комплексного воспитания нравственной культуры состоит в тщательном изучении личностей детей в индивидуальном подходе к каждому ученику. Учитель должен быть не просто педагогическим работником, но и умелым исследователем, он должен уметь ориентироваться в бурном море детской личности, уметь и знать средства и пути воздействия на нее. В настоящее время, как никогда, для любого учебного заведения актуально в обеспечении нравственной культуры учащихся понимание сущности этого педагогического явления.

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание младших школьников»

УДК 371.134:378.147

Д.А.Мурза,

студентка 3 курса направления подготовки

«Педагогика и методика начального образования»

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,

г. Донецк

dasha1999923@gmail.com


Научный руководитель: Е.И. Приходченко,

Доктор педагогических наук, профессор


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация: Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. В работе рассмотрены понятия нравственного воспитания, нравственной культуры, их цели, задачи, пути нравственного воспитания младших школьников. В статье также рассматриваются особенности нравственного воспитания, раскрываются понятия нравственность, мораль.

Ключевые слова: мораль, нравственность, моральные нормы, воспитание, развитие, деятельность, поведение, этикет.


Тема «Нравственное воспитание младших школьников» очень актуальна, так как одной из задач учителя является воспитание нравственной культуры учащихся. Нравственное воспитание ребенка начинается с детства, но основная часть комплексного воспитания нравственной культуры состоит в тщательном изучении личностей детей в индивидуальном подходе к каждому ученику. Учитель должен быть не просто педагогическим работником, но и умелым исследователем, он должен уметь ориентироваться в бурном море детской личности, уметь и знать средства и пути воздействия на нее. В настоящее время, как никогда, для любого учебного заведения актуально в обеспечении нравственной культуры учащихся понимание сущности этого педагогического явления.

Эта тема актуальна и нужна в наше трудное время, когда понятия морали неизвестны большинству учащихся, их родителям. Следует обратить внимание учителей, родителей на этот вопрос и создать условия для решения этой проблемы.

Суть нравственного воспитания вытекает из ряда положений, постановлений, документов. Согласно Закону «Об образовании» можно прийти к выводу о необходимости и важном осуществлении нравственного воспитания во всех сферах нравственной жизни, о сложности и многогранности процесса формирования личности человека. Суть нравственной личности часто рассматривается как понятие мораль [1].

Мораль – это система идей, принципов, законов, норм и правил поведения и деятельности, регулирующих гуманные отношения между людьми при любой жизненной ситуации. Идеалы, принципы, законы морали создаются и живут веками у каждого народа, в каждом регионе. В правилах и нормах поведения они конкретизируются, а во взаимоотношениях постоянно усовершенствуются [2].

Центральным в понятии морали является отношение человека к природе, межличностным и общественным отношениям, и те же отношения, которые контролируют жизнь людей во всех сферах. В процессе совместной деятельности и гуманных отношений рождаются принципы, законы, нормы и правила сосуществования человека с другими людьми и природой в любых обстоятельствах.

Следует различать и выделять такие категории как мораль и нравственность. Нравственные нормы составляют основу нравственности человека, но полностью его не определяют. Нравственность включает в себя нравственные взгляды, теории, убеждения, чувства, отношения людей, нравственное поведение.

В повседневной жизни воспитанность личности оценивается по разным признакам, в зависимости от их ценности. Чаще ее определяют по уровню владения традиционно сложившимися нормами и правилами поведения. В народных оценках воспитанность, прежде всего, оценивается гуманизмом, совершаемым добрыми делами и поступками.

Задачей нравственного воспитания всегда было воспитание доброты, отзывчивости, готовности помочь любому человеку, сочувствие, воспитание внутренней потребности жить и действовать по принципам общечеловеческой морали. Нравственное воспитание является составной частью комплексного воспитательного процесса. Оно тесно связано с эстетическим, умственным и трудовым воспитанием. Нельзя сказать, что нравственное воспитание осуществляется обособленно, ибо нравственные свойства воспитываются во время хоть какой деятельности: умственной либо физической, трудовой либо эстетической [3].

Давая детям основные понятия нравственного воспитания, рассказывая им о нормах и правилах, мы обогащаем знание детей и одновременно осуществляем умственное развитие, ибо для того, чтобы ребенок осознал необходим процесс мышления, а это основа умственного развития.

Ребенок рассматривает картинку, на которой изображены пейзаж, человек или животное. Картина нравится. Происходит эстетическое развитие, ребенок учится видеть красоту; осуществляется моральное или экологическое влияние, формируются такие нравственные качества, как любовь к природе, гуманизм. Во время трудовой деятельности вырабатываются настойчивость, усердие, целеустремленность, чистоплотность, желание помочь товарищу, щедрость (умение поделиться). Физическое воспитание формирует ряд волевых качеств, относящихся к нравственному воспитанию. В комплексном воспитательном процессе все элементы взаимосвязаны и действуют согласованно, влияют друг на друга и способствуют всестороннему развитию личности.

Младший школьный возраст – детство – особый период в становлении человека. Именно в это время закладываются основы личности, ее будущего характера, дается направление в ее умственном, нравственном и эстетическом развитии. Знания и умения, полученные человеком в этом возрасте, становятся позже фундаментом для формирования высоких жизненных идеалов, устойчивых и благородных нравственных привычек и убеждений.

В младшем школьном возрасте ребенок с большим интересом воспринимает окружающий мир. Каждый день она открывает для себя новые стороны жизни, конкретные образы, формы поведения других людей, постепенно усваивает и то, что можно, чего нельзя [4].

Конкретное восприятие, ощущение лежат в основе психической деятельности ребенка, на них основываются оценочные суждения, определенное отношение к окружающим, коллективу, к себе.

В этом возрасте интенсивно развивается эмоциональная сфера ребенка. Дети младшего школьного возраста чувствительны к дружбе, взаимопомощи, проявляют чувство любви к родителям, братьям, сестрам. Они очень уязвимы, эмоциональны, остро реагируют на несправедливость, раздражение взрослых.

Детство – это не только рассвет человеческой жизни, не только неповторимое время, оставляющее по себе воспоминание на всю жизнь, но и самый счастливый, плодотворный для роста период развития человека.

Воспитатель, учитель может вложить в душу ребенка идеалы, которые будут светить ему всю жизнь, сформировать стойкие навыки и привычки. Однако из-за неуважения к ребенку или безразличия к его внутреннему миру он может не заметить, как развиваются у него эгоизм, упрямство, безразличие к людям и другие отрицательные моральные черты. Этот возраст особенно важен и в нравственном развитии ребенка, когда на основе усвоения нравственных норм опыта старших поколений ребенок постепенно начинает проявлять самостоятельное, более сознательное отношение к окружающим, к нравственным нормам общества.

Нравственное воспитание младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения и во внеурочное время. На основе обучения и в свободное время формируется мировоззрение детей, развиваются их познавательные силы, закладываются нравственные устои личности. Осознаются явления окружающего мира. Анализируя отношения между людьми, ребенок вырабатывает правильное отношение к жизни, начинает понимать взаимосвязи в обществе. Поэтому воспитание культуры поведения в этот период очень важна социальная, педагогическая, психологическая проблема, успешное решение которой зависит от правильной организации обучения и внеурочного времени.

Для воспитания нравственного поведения у детей младшего школьного возраста существует очень много средств и путей для достижения желаемых целей, такие, как семья, личность учителя, уроки, чтение, этическая беседа, фильмы, диафильмы, общественная направленность коллектива, общественно-полезная деятельность, изучение родного края, праздники, игра, режим, индивидуальный подход к ребенку и т.д.

Семья и школа должны дать ребенку правильное идеальное представление о красоте поведения, научить его отличать истинную красоту от показной, ибо, как говорил В.А.Сухомлинский: «…человеку с искаженным представлением о красоте поведения особенно хочется покрасоваться, потому что искаженное представление всегда есть производным от внутреннего духовного убожества; а там, где царит это убожество, где нет богатой жизни мыслей, чувств, активные силы человека тратятся на то, чтобы показать себя» [5, с. 36].

Внешняя форма поведения человека в значительной степени предопределяется внутренней культурой, поэтому при одинаковых мотивах часто наблюдаются совершенно разные действия людей или манеры, свидетельствующие о реальном уровне внешней культуры каждой личности. Хорошие, с точки зрения данного общества, манеры закрепляются правилами хорошего тона, а совокупность таких правил в какой-либо сфере труда, быта, общения называется этикетом.

Овладение правилами этикета, хорошего тона не может сводиться только к формальному ознакомлению с ними. Усвоение правил вежливости, „правил приличия”, манер чаще всего связано с осознанием норм и принципов морали. В то же время требования этикета всегда не только правильны и разумны с точки зрения морали, но и хороши, в них этика удачно сочетается с эстетикой.

В детстве привычки укореняются гораздо быстрее и крепче, чем во взрослом возрасте. Поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых шагов жизни ребенка, каждое мгновение помня о нравственных знаниях, которые нужно дать детям, и о сумме положительных нравственных привычек, без которых немыслимо становление личности.

Мораль и воспитание – это два взаимосвязанных понятия. Они не существуют друг без друга. Ведь так повелось в истории человечества, что каждый народ от поколения в поколение передает свой общественный опыт, духовное богатство как наследие старшего поколения младшему. Благодаря морали создавалась история материальной и духовной культуры нации, народа, формирование его самосознания.

Воспитание нравственной культуры - процесс долгий и сложный, невозможно воспитать ребенка, полагаясь только на учителя, нужно работать комплексно с родителями. Воспитать нравственную культуру можно и посильно. Если создавать условия для воспитания нравственной культуры, то дети легче поддаются воспитанию. Нужно воспитываться вместе с учениками, дети чувствуют, когда учитель делает что-то принудительно, то и сами перестают интересоваться задачей.

В наше трудное время перед воспитателями, учителями, родителями встает большая проблема – аморализация личности. Это происходит, прежде всего, потому, что людям не хватает в жизни красоты, в обществе властвует жестокость, беспорядок, затруднение, между людьми стали ненависть, алчность, безразличие.

Конечно, все это видят дети и подражают всему негативному, потому что положительного, к сожалению, осталось мало. Нужно создать как можно больше условий для творческого роста личности – кружки, студии, клубы, театры, музеи, выставки, разнообразные экскурсии, литературные вечера. Привлекать детей к коллективу, коллективным делам, следить, чтобы в межличностных отношениях царила дружба, доверие, одним словом, гуманные отношения. Проводить дискуссии, обсуждать добрые поступки, книги, кинофильмы. Необходимо нагружать детей, чтобы они все время были заняты, и им не оставалось времени на плохие поступки. Родители должны следить за своим поведением, ограничивать и выбирать программы по телевизору для детей, тогда легче достичь воспитательной цели.



Список использованной литературы.

1. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

2. Мораль и универсальность: [сборник научных статей] / Рос. Акад. наук, Институт философии; под ред. Р.Г. Апресяна. - Москва: Гуманитарий, 2018. Вып. 1. - 2018. - 216 с.

3. Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

4. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы – составители О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. – 204 с.

5. Письмо Сухомлинского В. А. своему сыну / Московская школа конфликтологии. Режим доступа: https://conflictmanagement.ru/pismo-suhomlinskogo-v-a-svoemu-syinu/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!