УДК 371.134:378.147
Д.А.Мурза,
студентка 3 курса направления подготовки
«Педагогика и методика начального образования»
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,
г. Донецк
dasha1999923@gmail.com
Научный руководитель: Е.И. Приходченко,
Доктор педагогических наук, профессор
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. В работе рассмотрены понятия нравственного воспитания, нравственной культуры, их цели, задачи, пути нравственного воспитания младших школьников. В статье также рассматриваются особенности нравственного воспитания, раскрываются понятия нравственность, мораль.
Ключевые слова: мораль, нравственность, моральные нормы, воспитание, развитие, деятельность, поведение, этикет.
Тема «Нравственное воспитание младших школьников» очень актуальна, так как одной из задач учителя является воспитание нравственной культуры учащихся. Нравственное воспитание ребенка начинается с детства, но основная часть комплексного воспитания нравственной культуры состоит в тщательном изучении личностей детей в индивидуальном подходе к каждому ученику. Учитель должен быть не просто педагогическим работником, но и умелым исследователем, он должен уметь ориентироваться в бурном море детской личности, уметь и знать средства и пути воздействия на нее. В настоящее время, как никогда, для любого учебного заведения актуально в обеспечении нравственной культуры учащихся понимание сущности этого педагогического явления.
Эта тема актуальна и нужна в наше трудное время, когда понятия морали неизвестны большинству учащихся, их родителям. Следует обратить внимание учителей, родителей на этот вопрос и создать условия для решения этой проблемы.
Суть нравственного воспитания вытекает из ряда положений, постановлений, документов. Согласно Закону «Об образовании» можно прийти к выводу о необходимости и важном осуществлении нравственного воспитания во всех сферах нравственной жизни, о сложности и многогранности процесса формирования личности человека. Суть нравственной личности часто рассматривается как понятие мораль [1].
Мораль – это система идей, принципов, законов, норм и правил поведения и деятельности, регулирующих гуманные отношения между людьми при любой жизненной ситуации. Идеалы, принципы, законы морали создаются и живут веками у каждого народа, в каждом регионе. В правилах и нормах поведения они конкретизируются, а во взаимоотношениях постоянно усовершенствуются [2].
Центральным в понятии морали является отношение человека к природе, межличностным и общественным отношениям, и те же отношения, которые контролируют жизнь людей во всех сферах. В процессе совместной деятельности и гуманных отношений рождаются принципы, законы, нормы и правила сосуществования человека с другими людьми и природой в любых обстоятельствах.
Следует различать и выделять такие категории как мораль и нравственность. Нравственные нормы составляют основу нравственности человека, но полностью его не определяют. Нравственность включает в себя нравственные взгляды, теории, убеждения, чувства, отношения людей, нравственное поведение.
В повседневной жизни воспитанность личности оценивается по разным признакам, в зависимости от их ценности. Чаще ее определяют по уровню владения традиционно сложившимися нормами и правилами поведения. В народных оценках воспитанность, прежде всего, оценивается гуманизмом, совершаемым добрыми делами и поступками.
Задачей нравственного воспитания всегда было воспитание доброты, отзывчивости, готовности помочь любому человеку, сочувствие, воспитание внутренней потребности жить и действовать по принципам общечеловеческой морали. Нравственное воспитание является составной частью комплексного воспитательного процесса. Оно тесно связано с эстетическим, умственным и трудовым воспитанием. Нельзя сказать, что нравственное воспитание осуществляется обособленно, ибо нравственные свойства воспитываются во время хоть какой деятельности: умственной либо физической, трудовой либо эстетической [3].
Давая детям основные понятия нравственного воспитания, рассказывая им о нормах и правилах, мы обогащаем знание детей и одновременно осуществляем умственное развитие, ибо для того, чтобы ребенок осознал необходим процесс мышления, а это основа умственного развития.
Ребенок рассматривает картинку, на которой изображены пейзаж, человек или животное. Картина нравится. Происходит эстетическое развитие, ребенок учится видеть красоту; осуществляется моральное или экологическое влияние, формируются такие нравственные качества, как любовь к природе, гуманизм. Во время трудовой деятельности вырабатываются настойчивость, усердие, целеустремленность, чистоплотность, желание помочь товарищу, щедрость (умение поделиться). Физическое воспитание формирует ряд волевых качеств, относящихся к нравственному воспитанию. В комплексном воспитательном процессе все элементы взаимосвязаны и действуют согласованно, влияют друг на друга и способствуют всестороннему развитию личности.
Младший школьный возраст – детство – особый период в становлении человека. Именно в это время закладываются основы личности, ее будущего характера, дается направление в ее умственном, нравственном и эстетическом развитии. Знания и умения, полученные человеком в этом возрасте, становятся позже фундаментом для формирования высоких жизненных идеалов, устойчивых и благородных нравственных привычек и убеждений.
В младшем школьном возрасте ребенок с большим интересом воспринимает окружающий мир. Каждый день она открывает для себя новые стороны жизни, конкретные образы, формы поведения других людей, постепенно усваивает и то, что можно, чего нельзя [4].
Конкретное восприятие, ощущение лежат в основе психической деятельности ребенка, на них основываются оценочные суждения, определенное отношение к окружающим, коллективу, к себе.
В этом возрасте интенсивно развивается эмоциональная сфера ребенка. Дети младшего школьного возраста чувствительны к дружбе, взаимопомощи, проявляют чувство любви к родителям, братьям, сестрам. Они очень уязвимы, эмоциональны, остро реагируют на несправедливость, раздражение взрослых.
Детство – это не только рассвет человеческой жизни, не только неповторимое время, оставляющее по себе воспоминание на всю жизнь, но и самый счастливый, плодотворный для роста период развития человека.
Воспитатель, учитель может вложить в душу ребенка идеалы, которые будут светить ему всю жизнь, сформировать стойкие навыки и привычки. Однако из-за неуважения к ребенку или безразличия к его внутреннему миру он может не заметить, как развиваются у него эгоизм, упрямство, безразличие к людям и другие отрицательные моральные черты. Этот возраст особенно важен и в нравственном развитии ребенка, когда на основе усвоения нравственных норм опыта старших поколений ребенок постепенно начинает проявлять самостоятельное, более сознательное отношение к окружающим, к нравственным нормам общества.
Нравственное воспитание младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения и во внеурочное время. На основе обучения и в свободное время формируется мировоззрение детей, развиваются их познавательные силы, закладываются нравственные устои личности. Осознаются явления окружающего мира. Анализируя отношения между людьми, ребенок вырабатывает правильное отношение к жизни, начинает понимать взаимосвязи в обществе. Поэтому воспитание культуры поведения в этот период очень важна социальная, педагогическая, психологическая проблема, успешное решение которой зависит от правильной организации обучения и внеурочного времени.
Для воспитания нравственного поведения у детей младшего школьного возраста существует очень много средств и путей для достижения желаемых целей, такие, как семья, личность учителя, уроки, чтение, этическая беседа, фильмы, диафильмы, общественная направленность коллектива, общественно-полезная деятельность, изучение родного края, праздники, игра, режим, индивидуальный подход к ребенку и т.д.
Семья и школа должны дать ребенку правильное идеальное представление о красоте поведения, научить его отличать истинную красоту от показной, ибо, как говорил В.А.Сухомлинский: «…человеку с искаженным представлением о красоте поведения особенно хочется покрасоваться, потому что искаженное представление всегда есть производным от внутреннего духовного убожества; а там, где царит это убожество, где нет богатой жизни мыслей, чувств, активные силы человека тратятся на то, чтобы показать себя» [5, с. 36].
Внешняя форма поведения человека в значительной степени предопределяется внутренней культурой, поэтому при одинаковых мотивах часто наблюдаются совершенно разные действия людей или манеры, свидетельствующие о реальном уровне внешней культуры каждой личности. Хорошие, с точки зрения данного общества, манеры закрепляются правилами хорошего тона, а совокупность таких правил в какой-либо сфере труда, быта, общения называется этикетом.
Овладение правилами этикета, хорошего тона не может сводиться только к формальному ознакомлению с ними. Усвоение правил вежливости, „правил приличия”, манер чаще всего связано с осознанием норм и принципов морали. В то же время требования этикета всегда не только правильны и разумны с точки зрения морали, но и хороши, в них этика удачно сочетается с эстетикой.
В детстве привычки укореняются гораздо быстрее и крепче, чем во взрослом возрасте. Поэтому нравственное воспитание следует начинать с первых шагов жизни ребенка, каждое мгновение помня о нравственных знаниях, которые нужно дать детям, и о сумме положительных нравственных привычек, без которых немыслимо становление личности.
Мораль и воспитание – это два взаимосвязанных понятия. Они не существуют друг без друга. Ведь так повелось в истории человечества, что каждый народ от поколения в поколение передает свой общественный опыт, духовное богатство как наследие старшего поколения младшему. Благодаря морали создавалась история материальной и духовной культуры нации, народа, формирование его самосознания.
Воспитание нравственной культуры - процесс долгий и сложный, невозможно воспитать ребенка, полагаясь только на учителя, нужно работать комплексно с родителями. Воспитать нравственную культуру можно и посильно. Если создавать условия для воспитания нравственной культуры, то дети легче поддаются воспитанию. Нужно воспитываться вместе с учениками, дети чувствуют, когда учитель делает что-то принудительно, то и сами перестают интересоваться задачей.
В наше трудное время перед воспитателями, учителями, родителями встает большая проблема – аморализация личности. Это происходит, прежде всего, потому, что людям не хватает в жизни красоты, в обществе властвует жестокость, беспорядок, затруднение, между людьми стали ненависть, алчность, безразличие.
Конечно, все это видят дети и подражают всему негативному, потому что положительного, к сожалению, осталось мало. Нужно создать как можно больше условий для творческого роста личности – кружки, студии, клубы, театры, музеи, выставки, разнообразные экскурсии, литературные вечера. Привлекать детей к коллективу, коллективным делам, следить, чтобы в межличностных отношениях царила дружба, доверие, одним словом, гуманные отношения. Проводить дискуссии, обсуждать добрые поступки, книги, кинофильмы. Необходимо нагружать детей, чтобы они все время были заняты, и им не оставалось времени на плохие поступки. Родители должны следить за своим поведением, ограничивать и выбирать программы по телевизору для детей, тогда легче достичь воспитательной цели.
Список использованной литературы.
1. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
2. Мораль и универсальность: [сборник научных статей] / Рос. Акад. наук, Институт философии; под ред. Р.Г. Апресяна. - Москва: Гуманитарий, 2018. Вып. 1. - 2018. - 216 с.
3. Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.
4. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы – составители О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. – 204 с.
5. Письмо Сухомлинского В. А. своему сыну / Московская школа конфликтологии. Режим доступа: https://conflictmanagement.ru/pismo-suhomlinskogo-v-a-svoemu-syinu/