СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации фгос до.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

        Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В  основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

       Нравственное воспитание это привитие детям определенных нормы и правила поведения человека, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного  воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение  нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

       Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

       Задачи нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом

  1. Воспитание гуманных чувств и отношений ,

которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.

  1.  Воспитание коллективизма

 основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.

  1.  Формирование основ патриотизма и гражданственности

это чувство любви к близким, родному дому, в эти понятия входит ответственность, бережное отношение к историческим и культурным ценностям,   сохранение и приумножение богатства Родины.

  1. Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

подразумевает  желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

   Важным средством нравственного воспитания является игра.    Именно в игре происходит усвоение моральных правил. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

   Игровые упражнения «Докончи пословицу о дружбе», «В стране вежливых слов», «Что хорошо, что плохо» способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В  игре «Вежливо-невежливо», задаю детям вопросы из ситуаций повседневного поведения, в которых дети знают как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление правил поведения.

Игровые развивающие ситуации: «Кукла Катя заболела», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных  чаем» воспитывают у детей добрые чувства к людям, животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу, одновременно  формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи.

           Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом»«Школа» «Приходите к нам на чай»,   воспитывают гуманные чувства, учат детей быть вежливыми. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»  помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. При распределении ролей, что бы избежать ссоры пользуемся считалками. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной.  В процессе игр дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

         Считаю, что мощным средством нравственного воспитания являются сказки. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. После чтения сказки предлагаю детям выразить свое отношение к персонажам сказки,  определить положительные и отрицательные качества героев, сделать вывод. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок глубоко сочувствует, переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением.

   Мои воспитанники очень любят слушать сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев. Но ещё больше они любят обыгрывать сказки. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, веселый юмор - сказывается на формировании его взглядов, привычек, поведения. Цель, которую ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.  Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.

         Я периодически приглашаю воспитанников в сказочную страну - «Царство добрых поступков», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, уважение, преданность, вера, мудрость милосердие.  Попасть в эту страну не трудно: нужно лишь закрыть глаза и подумать о чем-нибудь хорошем, о своих добрых делах которые совершили в течении дня.

     Считаю, что основой  материальной доброты, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее, и хорошо воспитанные люди. Поэтому я не только передаю детям знания об окружающем мире, прививаю умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного  общения с природой, но и  воспитываю у детей чувство ответственности за сохранение естественно природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле. Занятия по экологии подготавливаю так, что бы они действовали не только на ум, но и на сердце и чувства детей, запоминались им надолго, в конце занятия обыгрываем интерактивную игру. Так, ребятам очень понравилось занятие по экологии  «В гости к лесовичку», цель которого, перевоспитать лешего, шумовика, бабу ягу и  закрепить  правила поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Я стараюсь подвести ребят к выводу, что любить природу - значит творить добро.

        Думаю, что существенным фактором  нравственного совершенствования подрастающего поколения является труд. В процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, коллективизма, настойчивость, последовательность, ответственное отношение к своим обязанностям чувство долга и ответственность за результат своего труда. Воспитание нравственного поведения начинаю с воспитания культуры труда, организации рабочего места, соблюдения порядка на рабочем месте в течение всего занятия. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб.      Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

         В нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому воспитательную работу строю на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Помогаю родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.  Совместно с родителями создали в группе уголок примирения, правила дружбы, с ребятами собрали правила культуры общения и оформили книгу вежливости. Эти правила постоянно на виду, их рассматриваем, проговариваем.

           Свою работу строю на основе уважительного, тактичного отношения к личности ребенка, от занятия к занятию стараюсь развивать нравственную культуру детей. Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из слова, из действия,  из отношения к другим людям. Их все предвидеть невозможно, но в большинстве ребенок должен знать, что можно, что нельзя, как нужно поступать.

 Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает « желание быть хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию».

       Результаты своей воспитательной работы я вижу не сразу, положительные результаты начинают проявляться постепенно. У воспитанников исчезают нежелательные формы поведения, меняются отношения со сверстниками и друзьями, они утверждаются в мысли о значимости нравственных отношений, умеют уже оценивать поступки других людей и свои собственные с позиций общечеловеческой морали. Приобретенный багаж нравственных знаний становится для них фундаментом поведения в будущем.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации фгос до.»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Нравственное воспитание это привитие детям определенных нормы и правила поведения человека, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного  воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям. Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом

  1. Воспитание гуманных чувств и отношений ,

которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию, делать добро искренне и охотно.

  1. Воспитание коллективизма

 основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений, таких как дружба, взаимопомощь и отзывчивость.

  1. Формирование основ патриотизма и гражданственности

это чувство любви к близким, родному дому, в эти понятия входит ответственность, бережное отношение к историческим и культурным ценностям, сохранение и приумножение богатства Родины.

  1. Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

подразумевает желание и умение трудиться на благо Отечества, оказывать помощь людям старшего поколения.

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

Важным средством нравственного воспитания является игра. Именно в игре происходит усвоение моральных правил. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игровые упражнения «Докончи пословицу о дружбе», «В стране вежливых слов», «Что хорошо, что плохо» способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре «Вежливо-невежливо», задаю детям вопросы из ситуаций повседневного поведения, в которых дети знают как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление правил поведения.

Игровые развивающие ситуации: «Кукла Катя заболела», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем» воспитывают у детей добрые чувства к людям, животным, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу, одновременно формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи.

Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом»«Школа» «Приходите к нам на чай»,   воспитывают гуманные чувства, учат детей быть вежливыми. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. При распределении ролей, что бы избежать ссоры пользуемся считалками. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. В процессе игр дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

Считаю, что мощным средством нравственного воспитания являются сказки. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. После чтения сказки предлагаю детям выразить свое отношение к персонажам сказки, определить положительные и отрицательные качества героев, сделать вывод. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок глубоко сочувствует, переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением.

Мои воспитанники очень любят слушать сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев. Но ещё больше они любят обыгрывать сказки. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, веселый юмор - сказывается на формировании его взглядов, привычек, поведения. Цель, которую ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни.  Ребенок, входя в сказку, получая роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость, чтобы прожить будущую жизнь.

Я периодически приглашаю воспитанников в сказочную страну - «Царство добрых поступков», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, уважение, преданность, вера, мудрость милосердие. Попасть в эту страну не трудно: нужно лишь закрыть глаза и подумать о чем-нибудь хорошем, о своих добрых делах которые совершили в течении дня.

Считаю, что основой материальной доброты, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа. Природу любят многие, но внимательно, бережно относиться к ней могут только глубоко понимающие ее, и хорошо воспитанные люди. Поэтому я не только передаю детям знания об окружающем мире, прививаю умения и навыки, столь необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, но и воспитываю у детей чувство ответственности за сохранение естественно природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле. Занятия по экологии подготавливаю так, что бы они действовали не только на ум, но и на сердце и чувства детей, запоминались им надолго, в конце занятия обыгрываем интерактивную игру. Так, ребятам очень понравилось занятие по экологии «В гости к лесовичку», цель которого, перевоспитать лешего, шумовика, бабу ягу и закрепить правила поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Я стараюсь подвести ребят к выводу, что любить природу - значит творить добро.

Думаю, что существенным фактором нравственного совершенствования подрастающего поколения является труд. В процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, коллективизма, настойчивость, последовательность, ответственное отношение к своим обязанностям чувство долга и ответственность за результат своего труда. Воспитание нравственного поведения начинаю с воспитания культуры труда, организации рабочего места, соблюдения порядка на рабочем месте в течение всего занятия. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек, сбор семян; летом – поливка и прополка клумб. Дети пытаются сами вырастить свой первый урожай, участвуют в озеленении группы.

В нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому воспитательную работу строю на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Помогаю родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.  Совместно с родителями создали в группе уголок примирения, правила дружбы, с ребятами собрали правила культуры общения и оформили книгу вежливости. Эти правила постоянно на виду, их рассматриваем, проговариваем.

Свою работу строю на основе уважительного, тактичного отношения к личности ребенка, от занятия к занятию стараюсь развивать нравственную культуру детей. Высоконравственное поведение ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из слова, из действия, из отношения к другим людям. Их все предвидеть невозможно, но в большинстве ребенок должен знать, что можно, что нельзя, как нужно поступать.

 Ребенок должен с детства стремиться делать добро близким, всем людям, приносить им радость, понимать, когда нужно прийти на помощь, когда высказать участие, а когда и промолчать, чтобы не бередить душевные раны человека. Ему должны быть доступны понятия о достоинстве и чести человека. Только на основе этих простых понятий и привычек вырастает « желание быть хорошим» - стремление к нравственному самосовершенствованию».

Результаты своей воспитательной работы я вижу не сразу, положительные результаты начинают проявляться постепенно. У воспитанников исчезают нежелательные формы поведения, меняются отношения со сверстниками и друзьями, они утверждаются в мысли о значимости нравственных отношений, умеют уже оценивать поступки других людей и свои собственные с позиций общечеловеческой морали. Приобретенный багаж нравственных знаний становится для них фундаментом поведения в будущем.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!