СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка через игру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание ребенка через игру»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, желание сохранять культурные особенности своего народа, сохранять взаимосвязь с другими народами, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

С чего она начинается любовь к родине? Она начинается с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города, своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Задачи, которые стоят перед нами:

1.Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

  • к семье, городу, стране;

  • к природе родного края;

  • к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

«Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В. А. Сухомлинский

Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Игру необходимо использовать как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников ведется по следующим блокам:

- Моя семья

- Моя малая родина

- Страна, ее столица, символика

- Правила, по которым мы живем

- Культура и традиции

В работе по воспитанию у детей патриотических чувств и качеств используются различные виды игр: (игры-приветствия, различные дидактические игры, настольно-печатные игры, пальчиковые, театральные, хороводные и подвижные, сюжетно-ролевые, строительные, игры – путешествия, народные, военные игры.)

Игры – приветствия ориентируют педагогов на использование наиболее доступных, специально отобранных средств для развития эмоциональной устойчивости дошкольников.

Игры-приветствия могут использоваться в часы утреннего приема, или как начальная часть структуры построения непосредственно – образовательной деятельности с детьми. Основная их цель — формирование позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, создание теплой дружеской атмосферы в группе, пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут. («Здравствуй, небо голубое…», «Я люблю свой детский сад», «Собрались мы все в кружок», «Заглянуло солнышко…», «Здравствуй правая рука…»)

Велико значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Чувства уважения и гордости за свою страну, за свой народ прививают дидактические игры с национальным колоритом, помогают в воспитании любви к родной земле, гордости, принадлежности к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. («Маленькие помощники», «Моих родителей зовут…», «Добрые слова», «Как я дома помогаю», «Назови ласково»).

Дидактические игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, способствуют развитию стремления ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Так, например, при ознакомлении детей с народными промыслами успешно используются вышивки, посуда разных мастеров, куклы, матрешки, берестяные изделия.

Настольно - печатные дидактические игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки", «лабиринты». С помощью настольно-печатных игр мы успешно развиваем речевые навыки, математические способности, логику, внимание, воспитываем у детей дух патриотизма.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром, формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. (Игра «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Карусели»)

Неоспоримо значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном развитии дошкольников. Возможность применения хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким спектром средств выразительности этих игр и свободой выбора форм участия в них детей. Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной деятельности.

(«Большие ноги», «По ровненькой дорожке», «Раздувайся, пузырь», «Зайчик шёл, шёл», «Водят пчёлы хоровод», «Ходим, ходим хороводом»)

Театрализованная игра, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа: муку хранили в амбарах, сусеках, с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству, заготавливали рыбу на зиму – дед в сказке наловил рыбы целые сани. Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения: «битый небитого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».

Сюжетно-ролевая игра используется как одна из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Сюжетно-ролевая игра является самым доступным и эффективным способом воспитания патриотических чувств дошкольников. Использование сюжетно-ролевой игры позволяет развивать нравственные качества, формировать систему ценностей, воспитывать у детей патриотические чувства. (Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери» и др).

Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими

Строительные игры. В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

Процесс формирования нравственно-патриотических чувств будет проходить более успешно, если в работе с дошкольниками будут использованы все виды игр.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!