Трифонова Людмила Петровна
Учитель МХК, ИЗО
высшей категории
МБОУ Арефинская СОШ
Вачский район
Нижегородская область
Составлена на основании программы
Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура»
«Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью».
(Пабло Пикассо).
20 век стал свидетелем революций в искусстве.
Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. Эти победители – первопроходцы, отверженные в свое время, смогли не только заглянуть в будущее, но и стать общепризнанными глашатаями нашего века.
Эмиль Нольде «Пляска вокруг золотого тельца»
Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»
Поль Сезанн «Картёжники»
Во второй половине 19 века серьезный шаг в сторону от художественной традиции сделали импрессионисты.
Альфред Сислей «Мост в Вильнев-ла-Гаени»
Эдгар Дега «Танцовщицы в голубом»
Клод Моне «Бульвар капуцинок в Париже»
Импрессионизм можно охарактеризовать тремя словами: «жизнь, движение, радость».
Эдгар Дега «Балерины»
- Для художников импрессионистов важен не сюжет, а его чувственное восприятие, впечатление, которое они смогут произвести на зрителя (стог сена, куст сирени, движение толпы).
- Подвижность и изменчивость мира «мимолетное видение».
- Краски наносили быстрыми мазками (им некогда было их смешивать).
- Впервые художники вышли на пленэр. Живопись на пленэре.
- Исключением был Эдгар Дега, который продолжал писать в мастерской.
Клод Моне
«Дама с зонтиком повернувшаяся налево»
Клод Моне «Впечатление»
Пленер открыл художникам новую реальную действительность, суть которой состояла в следующем:
- В природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственный источник цвета - солнце, цвет предметов меняется в зависимости от времени дня и световоздушной среды.
- Тени имеют свой цвет в зависимости от силы и качества световых лучей, но никогда не бывают черными, как не существует в природе черного цвета в чистом виде.
- Рефлексы на поверхности предмета изменяются от угла падения и света и его интенсивности.
Винсент Ван Гог «Терраса кафе ночью»
Винсент Ван Гог «Звёздная ночь»
В отличие от импрессионистов, которые работали сообща, художникам постимпрессионистам достались одиночество, страшные тиски нужды, надругательства критиков и разрыв с буржуазным обществом.
Поль Гоген «Чудесные дни»
Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар"
Постимпрессионисты превзошли своих предшественников, они противопоставили себя обществу, отвергали официально признанное искусство.
- Гоген бросил успешную карьеру и удалился от цивилизации;
- Ван Гог декларировал нежелание считаться с социальными нормами;
- Тулуз – Лотрек вопреки аристократическому происхождению прожигал жизнь в компании парижских притонов.
Поль Гоген
Винсент Ван Гог
Анри де Тулуз-Лотрек
Для постимпрессионистов выразительность стала важнее изобразительности, это с наибольшей силой проявилось в творчестве Ван Гога.
Винсент Ван Гог «Подсолнухи»
Поль Гоген «Идол»
В полотнах Гогена мы видим иную реальность, мифы, легенды становятся частью повседневной жизни: хмурый идол естественным образом вырастает в природном пейзаже.
Сезанн сумел увидеть и донести до зрителя миллионолетние процессы как плод космического творения.
Поль Сезанн
«Натюрморт с драпировкой и кувшином»
Поль Сезанн «Натюрморт с черепами»
Трагедия художников в том, что их творчество, обращенное к современникам, не было ими востребовано. Но какой парадокс судьбы!!! Слава, признание пришли к ним после смерти! Могли ли они мечтать, что их творческое наследие, став итогом искусству 19 столетия, проложит дорогу в будущее другим творцам.
Эжен Буден «Порт Камарет»
Анри де Тулуз Лотрек «Танец в Мулен-руж»
Винсент Ван Гог «Ночное кафе в Арле»
Открытия, сделанные постимпрессионистами, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве 20 века – фовизма, кубизма, экспрессионизма.
Анри Матисс «Музыка»
Жорж Брак
«Скрипка и палитра»
Эдвард Мунк «Мост»
«Вообразить мир таким, как нам хочется».
А. Дерер.
«Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный зритель, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».
А. Матисс.
«Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью».
П. Пикассо.
«Искусство рассчитано на диалог художника со зрителем».
Первым модернистическим направлением в зарубежном изобразительном искусстве начала 20 века были фовизм и кубизм.
Анри Матисс «Танец»
На Осенней парижской выставке в1905 году
посетители и критики были шокированы представшим зрелищем. Один из посетителей выставки, критик Луи Воксель, назвал картины «дикими» - fauve , отсюда и произошло название направления «фовизм».
Одним из представителей фовизма был Анри Матисс. На полотнах он выражает свои чувства, ощущения, а не отражает реальный мир. Окружающий мир служил только поводом для выражения мыслей, чувств, средствами света Основным художественным средством его картин является цвет и линия.
Анри Матисс
«Портрет жены художника»
Анри Матисс «Красная Комната»
Анри Матисс «Игра в шары»
Анри Матисс «Розовая обнажённая»
Если фовисты мечтали создавать искусство, радующее глаз, успокаивающее чувства, то кубисты хотели «растревожить человеческие души».
В 1907 году французская публика увидела картину Пабло Пикассо «Авиньонские девицы».
Идолообразные деформированные фигуры, застылые формы, очевидное влияние африканской скульптуры, почти полное отрицание пропорций и вообще целостности человеческой фигуры – все это произвело впечатление не только на зрителей, но и на художников. Это был полный отказ от светотени и перспективы и построение изображения в виде комбинации разложенных на плоскости объемов.
Вместе с Жоржем Браком, Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергшего традиции натурализма и изобразительно – познавательную функцию искусства.
Призыв «трактовать (изображать) натуру посредством цилиндра, шара, конуса», был воспринят кубистами как активное руководство к действию.
Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье»
Жорж Брак «Замок ла Рош Гюйн»
Глядя на картины Пабло Пикассо, никогда не подумаешь, что это творения одного и того же мастера. Одни отрицали его как художника, считали его картины бессмысленными, другие – восхищались им!
«Стрижка»
«Трагедия»
«Фермерша»
«Женщина в рубашке»
Начало 1940-х годов. Оккупированный нацистами Париж. Ночь, полутемная студия, окна зашторены. Раздается резкий стук в дверь. В мастерской художника появляется группа гитлеровцев. Обыск. Яркий свет фонаря выхватил из сумрака холст. Но…что изображено на нем…
Пабло Пикассо «Герника»
ИСТОЧНИКИ:
- 1. Коллекция: Мировая художественная культура - по темам.
- 2. Энциклопедия искусства.
- 3. История изобразительного искусства. Музеи и галереи.
- 4. Библиотека изобразительного искусства.
- 5. Музеи соаременного искусства.
- 6. Государственный эрмитаж.