СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые средства художественной выразительности в живописи конца 19 начала 20 века. В мире художественных образов Пабло Пикассо.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Импрессионизм, постимпрессионизм,фовизм, кубизм, экспрессионизм -20 век стал свидетелем революций в искусстве.

Просмотр содержимого документа
«Новые средства художественной выразительности в живописи конца 19 начала 20 века. В мире художественных образов Пабло Пикассо.»

 Трифонова Людмила Петровна Учитель МХК, ИЗО  высшей категории МБОУ Арефинская СОШ Вачский район Нижегородская область Составлена на основании программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура»

Трифонова Людмила Петровна

Учитель МХК, ИЗО

высшей категории

МБОУ Арефинская СОШ

Вачский район

Нижегородская область

Составлена на основании программы

Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура»

«Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью».  (Пабло Пикассо).

«Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью».

(Пабло Пикассо).

20 век стал свидетелем революций в искусстве. Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. Эти победители – первопроходцы, отверженные в свое время, смогли не только заглянуть в будущее, но и стать общепризнанными глашатаями нашего века. Эмиль Нольде «Пляска вокруг золотого тельца» Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари» Поль Сезанн «Картёжники»

20 век стал свидетелем революций в искусстве.

Отжившие традиции теряли свои позиции под натиском авангарда. Эти победители – первопроходцы, отверженные в свое время, смогли не только заглянуть в будущее, но и стать общепризнанными глашатаями нашего века.

Эмиль Нольде «Пляска вокруг золотого тельца»

Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Поль Сезанн «Картёжники»

Во второй половине 19 века серьезный шаг в сторону от художественной традиции сделали импрессионисты. Альфред Сислей «Мост в Вильнев-ла-Гаени» Эдгар Дега «Танцовщицы в голубом» Клод Моне «Бульвар капуцинок в Париже» Импрессионизм можно охарактеризовать тремя словами: «жизнь, движение, радость». Эдгар Дега «Балерины»

Во второй половине 19 века серьезный шаг в сторону от художественной традиции сделали импрессионисты.

Альфред Сислей «Мост в Вильнев-ла-Гаени»

Эдгар Дега «Танцовщицы в голубом»

Клод Моне «Бульвар капуцинок в Париже»

Импрессионизм можно охарактеризовать тремя словами: «жизнь, движение, радость».

Эдгар Дега «Балерины»

 Для художников импрессионистов важен не сюжет, а его чувственное восприятие, впечатление, которое они смогут произвести на зрителя (стог сена, куст сирени, движение толпы). Подвижность и изменчивость мира «мимолетное видение». Краски наносили быстрыми мазками (им некогда было их смешивать). Впервые художники вышли на пленэр. Живопись на пленэре. Исключением был Эдгар Дега, который продолжал писать в мастерской.  Клод Моне  «Дама с зонтиком повернувшаяся налево» Клод Моне «Впечатление»

  • Для художников импрессионистов важен не сюжет, а его чувственное восприятие, впечатление, которое они смогут произвести на зрителя (стог сена, куст сирени, движение толпы).
  • Подвижность и изменчивость мира «мимолетное видение».
  • Краски наносили быстрыми мазками (им некогда было их смешивать).
  • Впервые художники вышли на пленэр. Живопись на пленэре.
  • Исключением был Эдгар Дега, который продолжал писать в мастерской.

Клод Моне

«Дама с зонтиком повернувшаяся налево»

Клод Моне «Впечатление»

Пленер открыл художникам новую реальную действительность, суть которой состояла в следующем:  В природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственный источник цвета - солнце, цвет предметов меняется в зависимости от времени дня и световоздушной среды. Тени имеют свой цвет в зависимости от силы и качества световых лучей, но никогда не бывают черными, как не существует в природе черного цвета в чистом виде. Рефлексы на поверхности предмета изменяются от угла падения и света и его интенсивности.

Пленер открыл художникам новую реальную действительность, суть которой состояла в следующем:

  • В природе ни один цвет не существует сам по себе. Единственный источник цвета - солнце, цвет предметов меняется в зависимости от времени дня и световоздушной среды.
  • Тени имеют свой цвет в зависимости от силы и качества световых лучей, но никогда не бывают черными, как не существует в природе черного цвета в чистом виде.
  • Рефлексы на поверхности предмета изменяются от угла падения и света и его интенсивности.
Винсент Ван Гог «Терраса кафе ночью» Винсент Ван Гог «Звёздная ночь» В отличие от импрессионистов, которые работали сообща, художникам постимпрессионистам достались одиночество, страшные тиски нужды, надругательства критиков и разрыв с буржуазным обществом.

Винсент Ван Гог «Терраса кафе ночью»

Винсент Ван Гог «Звёздная ночь»

В отличие от импрессионистов, которые работали сообща, художникам постимпрессионистам достались одиночество, страшные тиски нужды, надругательства критиков и разрыв с буржуазным обществом.

Поль Гоген «Чудесные дни» Поль Сезанн

Поль Гоген «Чудесные дни»

Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар"

Постимпрессионисты превзошли своих предшественников, они противопоставили себя обществу, отвергали официально признанное искусство.  Гоген бросил успешную карьеру и удалился от цивилизации;   Ван Гог декларировал нежелание считаться с социальными нормами;   Тулуз – Лотрек вопреки аристократическому происхождению прожигал жизнь в компании парижских притонов. Поль Гоген Винсент Ван Гог Анри де Тулуз-Лотрек

Постимпрессионисты превзошли своих предшественников, они противопоставили себя обществу, отвергали официально признанное искусство.

  • Гоген бросил успешную карьеру и удалился от цивилизации;

  • Ван Гог декларировал нежелание считаться с социальными нормами;

  • Тулуз – Лотрек вопреки аристократическому происхождению прожигал жизнь в компании парижских притонов.

Поль Гоген

Винсент Ван Гог

Анри де Тулуз-Лотрек

Для постимпрессионистов выразительность стала важнее изобразительности, это с наибольшей силой проявилось в творчестве Ван Гога. Винсент Ван Гог «Подсолнухи» Поль Гоген «Идол» В полотнах Гогена мы видим иную реальность, мифы, легенды становятся частью повседневной жизни: хмурый идол естественным образом вырастает в природном пейзаже.

Для постимпрессионистов выразительность стала важнее изобразительности, это с наибольшей силой проявилось в творчестве Ван Гога.

Винсент Ван Гог «Подсолнухи»

Поль Гоген «Идол»

В полотнах Гогена мы видим иную реальность, мифы, легенды становятся частью повседневной жизни: хмурый идол естественным образом вырастает в природном пейзаже.

Сезанн сумел увидеть и донести до зрителя миллионолетние процессы как плод космического творения. Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой и кувшином» Поль Сезанн «Натюрморт с черепами»

Сезанн сумел увидеть и донести до зрителя миллионолетние процессы как плод космического творения.

Поль Сезанн

«Натюрморт с драпировкой и кувшином»

Поль Сезанн «Натюрморт с черепами»

Трагедия художников в том, что их творчество, обращенное к современникам, не было ими востребовано. Но какой парадокс судьбы!!! Слава, признание пришли к ним после смерти! Могли ли они мечтать, что их творческое наследие, став итогом искусству 19 столетия, проложит дорогу в будущее другим творцам. Эжен Буден «Порт Камарет» Анри де Тулуз Лотрек «Танец в Мулен-руж» Винсент Ван Гог «Ночное кафе в Арле»

Трагедия художников в том, что их творчество, обращенное к современникам, не было ими востребовано. Но какой парадокс судьбы!!! Слава, признание пришли к ним после смерти! Могли ли они мечтать, что их творческое наследие, став итогом искусству 19 столетия, проложит дорогу в будущее другим творцам.

Эжен Буден «Порт Камарет»

Анри де Тулуз Лотрек «Танец в Мулен-руж»

Винсент Ван Гог «Ночное кафе в Арле»

Открытия, сделанные постимпрессионистами, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве 20 века – фовизма, кубизма, экспрессионизма. Анри Матисс «Музыка» Жорж Брак  «Скрипка и палитра» Эдвард Мунк «Мост»

Открытия, сделанные постимпрессионистами, оказали воздействие на развитие некоторых течений в западноевропейском искусстве 20 века – фовизма, кубизма, экспрессионизма.

Анри Матисс «Музыка»

Жорж Брак

«Скрипка и палитра»

Эдвард Мунк «Мост»

«Вообразить мир таким, как нам хочется».  А. Дерер.   «Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный зритель, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».  А. Матисс.   «Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью».  П. Пикассо.   «Искусство рассчитано на диалог художника со зрителем».

«Вообразить мир таким, как нам хочется».

А. Дерер.

«Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнуренный зритель, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».

А. Матисс.

«Цель, которую я себе ставил, создавая кубизм, писать и ничего больше. И писать, ища новую экспрессию, лишенную бесполезного реализма, но с объективной реальностью».

П. Пикассо.

«Искусство рассчитано на диалог художника со зрителем».

Первым модернистическим направлением в зарубежном изобразительном искусстве начала 20 века были фовизм и кубизм. Анри Матисс «Танец» На Осенней парижской выставке в1905 году посетители и критики были шокированы представшим зрелищем. Один из посетителей выставки, критик Луи Воксель, назвал картины «дикими» - fauve , отсюда и произошло название направления «фовизм».

Первым модернистическим направлением в зарубежном изобразительном искусстве начала 20 века были фовизм и кубизм.

Анри Матисс «Танец»

На Осенней парижской выставке в1905 году

посетители и критики были шокированы представшим зрелищем. Один из посетителей выставки, критик Луи Воксель, назвал картины «дикими» - fauve , отсюда и произошло название направления «фовизм».

Одним из представителей фовизма был Анри Матисс. На полотнах он выражает свои чувства, ощущения, а не отражает реальный мир. Окружающий мир служил только поводом для выражения мыслей, чувств, средствами света Основным художественным средством его картин является цвет и линия. Анри Матисс «Портрет жены художника» Анри Матисс «Красная Комната»

Одним из представителей фовизма был Анри Матисс. На полотнах он выражает свои чувства, ощущения, а не отражает реальный мир. Окружающий мир служил только поводом для выражения мыслей, чувств, средствами света Основным художественным средством его картин является цвет и линия.

Анри Матисс

«Портрет жены художника»

Анри Матисс «Красная Комната»

Анри Матисс «Игра в шары» Анри Матисс «Розовая обнажённая»

Анри Матисс «Игра в шары»

Анри Матисс «Розовая обнажённая»

Если фовисты мечтали создавать искусство, радующее глаз, успокаивающее чувства, то кубисты хотели «растревожить человеческие души». В 1907 году французская публика увидела картину Пабло Пикассо «Авиньонские девицы».

Если фовисты мечтали создавать искусство, радующее глаз, успокаивающее чувства, то кубисты хотели «растревожить человеческие души».

В 1907 году французская публика увидела картину Пабло Пикассо «Авиньонские девицы».

Идолообразные деформированные фигуры, застылые формы, очевидное влияние африканской скульптуры, почти полное отрицание пропорций и вообще целостности человеческой фигуры – все это произвело впечатление не только на зрителей, но и на художников. Это был полный отказ от светотени и перспективы и построение изображения в виде комбинации разложенных на плоскости объемов.

Идолообразные деформированные фигуры, застылые формы, очевидное влияние африканской скульптуры, почти полное отрицание пропорций и вообще целостности человеческой фигуры – все это произвело впечатление не только на зрителей, но и на художников. Это был полный отказ от светотени и перспективы и построение изображения в виде комбинации разложенных на плоскости объемов.

Вместе с Жоржем Браком, Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергшего традиции натурализма и изобразительно – познавательную функцию искусства. Призыв «трактовать (изображать) натуру посредством цилиндра, шара, конуса», был воспринят кубистами как активное руководство к действию. Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье» Жорж Брак «Замок ла Рош Гюйн»

Вместе с Жоржем Браком, Пикассо становится родоначальником кубизма – художественного направления, отвергшего традиции натурализма и изобразительно – познавательную функцию искусства.

Призыв «трактовать (изображать) натуру посредством цилиндра, шара, конуса», был воспринят кубистами как активное руководство к действию.

Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье»

Жорж Брак «Замок ла Рош Гюйн»

Глядя на картины Пабло Пикассо, никогда не подумаешь, что это творения одного и того же мастера. Одни отрицали его как художника, считали его картины бессмысленными, другие – восхищались им! «Стрижка» «Трагедия» «Фермерша» «Женщина в рубашке»

Глядя на картины Пабло Пикассо, никогда не подумаешь, что это творения одного и того же мастера. Одни отрицали его как художника, считали его картины бессмысленными, другие – восхищались им!

«Стрижка»

«Трагедия»

«Фермерша»

«Женщина в рубашке»

Начало 1940-х годов. Оккупированный нацистами Париж. Ночь, полутемная студия, окна зашторены. Раздается резкий стук в дверь. В мастерской художника появляется группа гитлеровцев. Обыск. Яркий свет фонаря выхватил из сумрака холст. Но…что изображено на нем… Пабло Пикассо «Герника»

Начало 1940-х годов. Оккупированный нацистами Париж. Ночь, полутемная студия, окна зашторены. Раздается резкий стук в дверь. В мастерской художника появляется группа гитлеровцев. Обыск. Яркий свет фонаря выхватил из сумрака холст. Но…что изображено на нем…

Пабло Пикассо «Герника»

ИСТОЧНИКИ: 1. Коллекция: Мировая художественная культура - по темам. 2. Энциклопедия искусства. 3. История изобразительного искусства. Музеи и галереи. 4. Библиотека изобразительного искусства. 5. Музеи соаременного искусства. 6. Государственный эрмитаж.

ИСТОЧНИКИ:

  • 1. Коллекция: Мировая художественная культура - по темам.
  • 2. Энциклопедия искусства.
  • 3. История изобразительного искусства. Музеи и галереи.
  • 4. Библиотека изобразительного искусства.
  • 5. Музеи соаременного искусства.
  • 6. Государственный эрмитаж.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!