СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые подходы в преподавании

Нажмите, чтобы узнать подробности

новые подходы

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы в преподавании»

Методология технологического образования. Основные методики преподавания технологии

Методология технологического образования.

Основные методики преподавания технологии

Главная цель технологического образования – подготовка школьников к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, развитие у них творческих способностей.

Главная цель технологического образования –

подготовка школьников к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности,

развитие у них творческих способностей.

Технологическое образование не предусматривает профессиональную специализацию. Реализуется в рамках одной дисциплины.

Технологическое образование не предусматривает профессиональную специализацию. Реализуется в рамках одной дисциплины.

Включает в себя 10 основных разделов: Технология конструирования и обработки материала,  машиноведение. 2. Электро – радиотехника. 3. Информационные технологии. 4. Графика. 5. Культура дома. 6. Ремонтно – строительные работы. 7. Художественная обработка материала,  декоративно – прикладное творчество. 8. Отрасли общественного производства, профдиагностика. 9. Производство и окружающая среда. 10. Домашняя экономика и основы предпринимательства.

Включает в себя 10 основных разделов:

  • Технология конструирования и обработки материала,

машиноведение.

2. Электро – радиотехника.

3. Информационные технологии.

4. Графика.

5. Культура дома.

6. Ремонтно – строительные работы.

7. Художественная обработка материала,

декоративно – прикладное творчество.

8. Отрасли общественного производства, профдиагностика.

9. Производство и окружающая среда.

10. Домашняя экономика и основы предпринимательства.

Этапы технологического образования : I. 1 – 4 класс – начальное технологическое обучение; 5-9 класс –  общетехническая подготовка; III. 10-11 класс – специальная технологическая подготовка.

Этапы технологического образования :

I. 1 – 4 класс –

начальное технологическое обучение;

  • 5-9 класс –

общетехническая подготовка;

III. 10-11 класс –

специальная технологическая подготовка.

Основные подходы к организации технологического обучения школьников: I подход определяет содержание и структуру технологического обучения  II подход предусматривает реализацию метода проектов

Основные подходы к организации технологического обучения школьников:

I подход

определяет содержание и структуру технологического обучения

II подход

предусматривает реализацию метода проектов

Место методики преподавания технологии в общей системе педагогики :      Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.  Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования. Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»  Методика преподавания – целенаправленная система методов обучения, обеспечивающее достаточно полное решение задач обучения.    Педагогика Дидактика Методика

Место методики преподавания технологии в общей системе педагогики :

  • Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.

  • Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?»

  • Методика преподавания – целенаправленная система методов обучения, обеспечивающее достаточно полное решение задач обучения.

Педагогика

Дидактика

Методика

Методика преподавания технологии берёт себе на вооружение те организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны общей дидактикой, и видоизменяет их применительно к целям и содержанию учебного материала предмета технологии.

Методика преподавания технологии берёт себе на вооружение те организационные формы, методы и средства обучения, которые выработаны общей дидактикой, и видоизменяет их применительно к целям и содержанию учебного материала предмета технологии.

Предмет исследования Изучение закономерностей процесса обучения технологии изучение социально-педагогических основ обучения технологии ( диктуется требованиями социального развития, развития производства, общими педагогическими требованиями)  изучение общей и частной методики преподавания технологии

Предмет исследования

Изучение закономерностей процесса обучения технологии

изучение социально-педагогических основ обучения технологии

( диктуется требованиями социального развития, развития производства, общими педагогическими требованиями)

изучение общей и частной методики преподавания технологии

Социально-педагогические основы преподавания технологии:   рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;  исследование проблемы связи обучения и труда, раскрытие общетехнических основ обучения;  выявление познавательного и воспитательногого значения технологии как предметной образовательной области и её роли в системе школьного образования;  изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии

Социально-педагогические основы преподавания технологии:

  • рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;
  • исследование проблемы связи обучения и труда, раскрытие общетехнических основ обучения;
  • выявление познавательного и воспитательногого значения технологии как предметной образовательной области и её роли в системе школьного образования;
  • изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии
Общая методика преподавания технологии :  организационные формы обучения;  методы, используемые в изучении технологии;  специфику и особенности применения этих методов.  Частная (конкретная) методика преподавания технологии  связана с изучением конкретного содержания, конкретного учебного материала.

Общая методика преподавания технологии :

  • организационные формы обучения;
  • методы, используемые в изучении технологии;
  • специфику и особенности применения этих методов.

Частная (конкретная) методика преподавания технологии

связана с изучением конкретного содержания, конкретного учебного материала.

Общая методика преподавания технологии: организационные формы обучения;  методы, используемые в изучении технологии;  специфику и особенности применения этих методов.  Задачи методики преподавания технологии Чему учить Как учить Каковы должны быть условия обучения

Общая методика преподавания технологии:

  • организационные формы обучения;
  • методы, используемые в изучении технологии;
  • специфику и особенности применения этих методов.

Задачи методики преподавания технологии

Чему учить

Как учить

Каковы должны быть условия обучения

  • Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии.
  • Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп.
  • Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приёмов обучения технологии.
  • Разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.
  • Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения, а также связи изучения технологии с основными науками: физикой, математикой и т.д.
  • Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной работы учащихся.
  • Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий.
  • Составление рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся.
  • Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.

Все указанные задачи методики преподавания технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и изучения передового опыта.

Системы трудового и технологического образования :   Предметная Операционная Операционно-предметная Предметно-операционная Моторно-тренировочная Комбинированная

Системы трудового и

технологического образования :

  • Предметная
  • Операционная
  • Операционно-предметная
  • Предметно-операционная
  • Моторно-тренировочная
  • Комбинированная

Предметная  система  (организация обучения на примере изготовления какого-либо изделия)    Достоинство Недостаток  Высокое мастерство при выполнении изделия  При изменении вида изделия требуется переобучение

Предметная система

(организация обучения на примере изготовления какого-либо изделия)

Достоинство

Недостаток

Высокое мастерство при выполнении изделия

При изменении вида изделия требуется переобучение

Операционная  система  (нацелено на освоение какой-либо операции или группы операций)    Достоинство , Недостаток  Доведение навыка до автоматизма, высокое качество работы    Узкая специализация, необходимость переподготовки

Операционная система

(нацелено на освоение какой-либо

операции или группы операций)

Достоинство

,

Недостаток

Доведение навыка до автоматизма, высокое качество работы

Узкая специализация, необходимость переподготовки

Операционно-предметная  система (усваивается технология основных операций, затем в качестве объекта труда используется изделие)    Достоинства Недостатки  1.Возможность подготовки специалистов широкого профиля.  2. Не требуется переобучение при изменении объектов труда.  3. Высокий уровень профессионализма.   1. Высокая стоимость обучения.  2. Большое время обучения

Операционно-предметная система

(усваивается технология основных операций, затем в качестве объекта труда используется изделие)

Достоинства

Недостатки

1.Возможность подготовки специалистов широкого профиля.

2. Не требуется переобучение при изменении объектов труда.

3. Высокий уровень профессионализма.

1. Высокая стоимость обучения.

2. Большое время обучения

Предметно-операционная  система  (обучение технологическим операциям осуществляется в ходе изготовления специально подобранного вида изделия )    Достоинства Недостатки   1. Небольшие материальные затраты на обучение.  2. Сокращение сроков обучения.  1. Сложность подбора объекта труда.

Предметно-операционная система

(обучение технологическим операциям осуществляется в ходе изготовления специально подобранного вида изделия )

Достоинства

Недостатки

1. Небольшие материальные затраты на обучение.

2. Сокращение сроков обучения.

1. Сложность подбора объекта труда.

Моторно-тренировочная система  выполнение технологических операций с помощью тренажёра (пиление, строгание, сверление, сварка, вождение)    Достоинства Недостаток  1. Повышение качества формирования умений.  2. Сокращение времени обучения.  Высокая стоимость обучения.

Моторно-тренировочная система

выполнение технологических операций с помощью тренажёра (пиление, строгание, сверление, сварка, вождение)

Достоинства

Недостаток

1. Повышение качества формирования умений.

2. Сокращение времени обучения.

Высокая стоимость обучения.

Комбинированная  система Заключается в комплексном использовании моторно-тренировочной , предметно-операционной и операционно-предметной систем

Комбинированная система

Заключается в комплексном использовании

моторно-тренировочной , предметно-операционной и

операционно-предметной систем

Основополагающие принципы технологического образования .  Принципы обучения – исходные положения теории обучения, которыми руководствуются при организации и осуществлении учебного процесса.

Основополагающие принципы технологического образования .

Принципы обучения

исходные положения теории обучения,

которыми руководствуются при организации и осуществлении учебного процесса.

Принцип политехнической направленности .  Политехническое обучение – это обучение, которое знакомит  учащихся с основными принципами всех процессов производства и даёт навыки общения с орудием труда не только в теории, но и на практике. Пути реализации принципа: формировать профессиональные качества личности,  знания основ современного производства,  общетрудовые и общепроизводственные умения и навыки; раскрывать естественные научные основы технологического процесса на конкретных примерах;  указывать на области применения отдельных технологических операций в различных производствах.
  • Принцип политехнической направленности .

Политехническое обучение – это обучение, которое знакомит

учащихся с основными принципами всех процессов производства и даёт навыки общения с орудием труда не только в теории, но и на практике.

Пути реализации принципа:

  • формировать профессиональные качества личности,

знания основ современного производства,

общетрудовые и общепроизводственные умения и навыки;

  • раскрывать естественные научные основы технологического процесса на конкретных примерах;
  • указывать на области применения отдельных технологических операций в различных производствах.

II. Принцип соединения обучения  с производительным трудом.   Пути реализации принципа:  обучать выполнению специальных трудовых приёмов и операций; обучать не только в кабинетах технологии, но и на производстве;  на занятиях по технологии учащиеся должны приобретать и совершенствовать умения и навыки, изготавливая общественно – полезную продукцию.

II. Принцип соединения обучения

с производительным трудом.

Пути реализации принципа:

  • обучать выполнению специальных трудовых приёмов и операций;
  • обучать не только в кабинетах технологии, но и на производстве;
  • на занятиях по технологии учащиеся должны приобретать и совершенствовать умения и навыки, изготавливая общественно – полезную продукцию.

III. Принцип  профессиональной направленности.   Пути реализации принципа:  воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться; формировать мотивы выбора профессии, которые отвечали бы личным интересам учащихся;  для правильного выбора профессии давать информацию о содержании труда по профессиям, о требованиях к уровню квалификации и профессиональных перспективах;  давать сравнительные сведения о технологии работ в мастерских и на производстве; организовывать экскурсии на производство.

III. Принцип профессиональной направленности.

Пути реализации принципа:

  • воспитывать любовь и уважение к труду, желание трудиться;
  • формировать мотивы выбора профессии, которые отвечали бы личным интересам учащихся;
  • для правильного выбора профессии давать информацию о содержании труда по профессиям, о требованиях к уровню квалификации и профессиональных перспективах;
  • давать сравнительные сведения о технологии работ в мастерских и на производстве;
  • организовывать экскурсии на производство.

IV. Принцип  воспитательной направленности.   Пути реализации принципа:  формировать у учащихся идейно – нравственные и волевые качества, прививать уважение к людям;  развивать положительные черты характера: коллективизм, ответственность, способность критической самооценки и др.  развивать культуру труда: внешний вид участников производства, требования к оборудованию, инструментам и продукции.

IV. Принцип воспитательной направленности.

Пути реализации принципа:

  • формировать у учащихся идейно – нравственные и волевые качества, прививать уважение к людям;
  • развивать положительные черты характера: коллективизм, ответственность, способность критической самооценки и др.
  • развивать культуру труда: внешний вид участников производства, требования к оборудованию, инструментам и продукции.
Формирование личности учащегося Задачи: Дидактическая – формирование у обучающихся технических знаний и умений, функциональной грамотности.  Воспитательная – формирование готовности к труду в области современной техники и на современном производстве. профессиональной мобильности личности, позволяющей ей включаться, адаптироваться, ориентироваться в современной трудовой деятельности. Развивающая – развитие творческих способностей обучающихся. Профориентационная – создание условий для подготовки к выбору профессии, пробы сил и диагностике знаний, умений и способностей. Социальная – формирование социального опыта, социального самоопределения и социальной мобильности учащихся.

Формирование личности учащегося

Задачи:

  • Дидактическая – формирование у обучающихся технических знаний и умений, функциональной грамотности.
  • Воспитательная – формирование готовности к труду в области современной техники и на современном производстве. профессиональной мобильности личности, позволяющей ей включаться, адаптироваться, ориентироваться в современной трудовой деятельности.
  • Развивающая – развитие творческих способностей обучающихся.
  • Профориентационная – создание условий для подготовки к выбору профессии, пробы сил и диагностике знаний, умений и способностей.
  • Социальная – формирование социального опыта, социального самоопределения и социальной мобильности учащихся.
Методы технологического обучения и условия их реализации   Методы обучения – систематически применяемые способы совместной деятельности учителя и учащегося, позволяющие ученикам получать  ЗУН и формироваться как личность.  Методический приём – составная часть метода  либо отдельная его сторона.  Методика обучения – целенаправленная система методов обучения, обеспечивающая достаточно полное решение задач обучения.

Методы технологического обучения и условия их реализации

Методы обучения – систематически применяемые способы совместной деятельности учителя и учащегося, позволяющие ученикам получать

ЗУН и формироваться как личность.

Методический приём – составная часть метода

либо отдельная его сторона.

Методика обучения – целенаправленная система методов обучения, обеспечивающая достаточно полное решение задач обучения.

Основные методики преподавания технологии: Методика организации учащихся в начале и в конце урока. Методика организации изучения нового материала. Методика проведения дидактических и ролевых игр. Методика организации упражнений.  Методика проведения технической олимпиады. Творческие приёмы и методика их организации. Методика организации лабораторных и практических работ. Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. Методика проведения устной, письменной и программированной проверки знаний. Методика организации внеклассных мероприятий. Организация выпуска полезной продукции. Организация занятий нетрадиционной формы. Методика оценки знаний и умений учащихся. Домашнее задание .

Основные методики преподавания технологии:

  • Методика организации учащихся в начале и в конце урока.
  • Методика организации изучения нового материала.
  • Методика проведения дидактических и ролевых игр.
  • Методика организации упражнений.
  • Методика проведения технической олимпиады.
  • Творческие приёмы и методика их организации.
  • Методика организации лабораторных и практических работ.
  • Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.
  • Методика проведения устной, письменной и программированной проверки знаний.
  • Методика организации внеклассных мероприятий.
  • Организация выпуска полезной продукции.
  • Организация занятий нетрадиционной формы.
  • Методика оценки знаний и умений учащихся.
  • Домашнее задание .

Метод творческих проектов –  это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);   это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод творческих проектов –

  • это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),

которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат);

  • это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде

некоего конечного продукта.

Примеры творческих проектов

Примеры творческих проектов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!