СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые историографические данные по истории городской цивилизации: анализ зарубежных работ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дискуссия по поводу содержания терминов «ренессанс» или «возрождение» среди ученых длится столетиями, Следствием этого является, наверное, и то, что эти термины невозможно найти в «Философском энциклопедическом словаре», хронологически приоритет в употреблении термина «возрождение» принадлежит известному живописцу, архитектору и историку искусств эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574 гг.). В книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» под данным термином он имел в виду возрождение античности[1]. Однако популярность в науке термин «ренессанс» получил благодаря Якобу Буркхарту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Новые историографические данные по истории городской цивилизации: анализ зарубежных работ»

Особенности развития Западного и Восточного ренессанса в трудах зарубежных исследователей.


Базовый докторант Института истории АН РУз

Преподаватель кафедры «Гуманитарные науки» ТУИТ

Д.А. Ташкенбаева


Дискуссия по поводу содержания терминов «ренессанс» или «возрождение» среди ученых длится столетиями, Следствием этого является, наверное, и то, что эти термины невозможно найти в «Философском энциклопедическом словаре», хронологически приоритет в употреблении термина «возрождение» принадлежит известному живописцу, архитектору и историку искусств эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574 гг.). В книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» под данным термином он имел в виду возрождение античности1. Однако популярность в науке термин «ренессанс» получил благодаря Якобу Буркхарту, опубликовавшему в 1860 г. книгу «Культура Ренессанса в Италии»2. Философ-востоковед А.В. Сагадеев пишет, что обсуждение того, что швейцарский ориенталист А. Мец назвал «Мусульманским Ренессансом»3 началось вскоре после выхода в свет одноименной книги и концентрировалось вначале вокруг вопроса о том, что имел в виду автор4. А.В. Сагадеев напоминает: Реккендорф в предисловии к книге швейцарского ученого отметил, что автор ее сам был не удовлетворен заглавием работы, а слово «ренессанс» использовал то для обозначения проникновения античной учености в мусульманский мир, то для передачи идеи трансформации ислама в IX-X веках5.

Высказывались также мнения, что под ренессансом А. Мец имел ввиду прежде всего возрождение классической античной учености в том смысле, в каком говорили о каролингском, византийском, германском Ренессансе.

Выдающийся востоковед, академик Н.И Конрад называл эпоху расцвета исламской культуры «Восточным Ренессансом» – предшественником Западного Ренессанса6. Дать однозначное определение термину «ренессанс» не представляется возможным – очень сложное и богатое по своему содержанию явление. Но, тем не менее, принято указывать на основные черты этого мирового феномена. Ими являются: антропоцентризм, гуманизм, особое отношение к античности – возрождение античной культуры, философии, науки и на основе этого их последующий бурный рост и расцвет, порождение им и ученых-энциклопедистов, нового отношения к миру

Истории известны две основные разновидности Ренессанса — Восточный и Западный (Европейский). Восточный Ренессанс характерен для обширного индоиранского и центрально-азиатского мира IX–XII веков, где происходила революция умов, приведшая к расцвету философскую мысль, литературу, гуманитарные и естественные науки, медицину. Восточный Ренессанс как явление охватывает огромную территорию от Пиренеев до Индии, от Египта и Аравийского полуострова до гор Тянь-Шаня и прилегающих к нему степей.

Над проблемами Восточного Ренессанса продуктивно работали Н.И. Конрад, В.М. Жирмунский, В.К. Чалоян, Ш.И. Нуцубидзе7, А.Ф. Лосев и другие. Их исследованиями установлено, что Восточный Ренессанс, исторически предшествовавший Европейскому Возрождению, явился началом мирового Возрождения вообще. Так, в концепции Н.И. Конрада культура Возрождения понимается как всемирная эпоха гуманизма. Начинает ее в VIII–XII вв. Китай, продолжают в IX-XV вв. Иран и Средняя Азия с сопредельной частью Индии, заканчивает в XIV-XVI вв. Европа8.

Впервые вопрос о сходстве эпох Восточного и Западного Ренессанса был поставлен некоторыми исследователями в 30-е годы XX столетия. Его логически связывают с так называемой проблемой «мирового Возрождения», о правомерности постановки которой в исторической и востоковедческой литературе были высказаны противоречивые мнения. Одни авторы считают, что Возрождение – это конкретная историческая эпоха, возникшая в Европе в период ранних капиталистических отношений, а другие, что Возрождение – это не локальное, а историческое явление. Мы разделяем вторую точку зрения. Восточный и Западный (Европейский) Ренессанс имеют определенное сходство. Так, например, и на Востоке, и на Западе Ренессанс так или иначе связан с эпохой античности, с возрождением к новой жизни греческой науки с ее эллинистической философией. Для обоих характерен высокий уровень развития культуры, социально-экономических основ общественной жизни, и для Восточного Ренессанса, и для начинавшегося позднее Европейского Возрождения характерно появление целой плеяды ученых-энциклопедистов, титанов мысли. На этом, пожалуй, их несколько внешнее сходство ограничивается, приходится говорить и об особенностях, что также составляет содержание этой нашей работы.

Восточный (IX-XII вв.) и Западный (XIV-XVI вв.) Ренессанс отличает, как отмечают большинство исследователей, не только временной фактор. Если Западный Ренессанс связан с эпохой великих открытий, с ростом промышленности, то Восточный Ренессанс – в основном с развитием торговли, ибо там, где отсутствует мощная промышленность, ведущую роль в развитии производительных сил берет на себя торговля. Имеются и другие различия. Так, европейцы у древних греков заимствовали преимущественно их культуру, поэзию, риторику, литературу, драму, историю, а также практические науки, в числе которых военное дело, судостроительство. Между тем для ученых Востока эпохи Ренессанса определенный интерес представляли философия древних греков (Аристотель, Платон, неоплатоники), а также их медицина, оптика, математика, астрономия, алхимия, магия и др. Именно эти знания древних греков были заимствованы учеными Востока и впоследствии развиты ими.

В.В. Бартольд в статье «Ученые Мусульманского Ренессанса»9 указывает на три черты, отличавшие Восточное Возрождение от Западного: 1) увлечение античной культурой не достигло таких размеров, как в Европе; 2) не было такого презрения к предшествующему, «среднему», времени; 3) заимствование касалось только науки античности, но не культуры в целом и художественной культуры в частности, поскольку имелись собственные традиции широкой образованности и эстетического развития, вкуса к красноречию и слову.

Особенностью Ренессанса на Востоке, считают известные центральноазиатские философы (А. X. Касымжанов10, Д.М. Мажиденова11), было развитие светской философии в виде целостного, материалистически ориентированного философского направления, так называемого перипатетизма. Далее они отмечают, что по отношению к средневековой восточной философии значение термина «перипатетизм» (то есть, другими словами, «аристотелизм») должно быть строго оговорено. В противовес европоцентрической точке зрения В.В. Бартольд доказал применительно к поре, называемой условно «Мусульманским Ренессансом»12 и захватившей большую культурную полосу, как раз обратное. Более развитая цивилизация и культурная жизнь были характерны именно для Востока на фоне сравнительной культурной стагнации Запада.

Таким образом, Ренессанс – это не локальное, а историческое явление, богатое и сложное по своему содержанию. В период с VIII века по XVI век это явление охватило ряд государств и народов вначале Востока, а затем и Запада. В связи с этим историкам известны две основные разновидности Ренессанса – Восточный и Западный, которые имеют свои особенности, различия, но вместе с тем и схожие черты.


1 Яковлева Н.С. Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века. Автореф. канд. дисс… СПб, 2009. С.3.

2 Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юрист, 1996. 591 с.

3 Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973, 473 с.

4 Сагадеев А.В. Жизнерадостное свободомыслие Востока // «Наука и религия», 1978, № 2.

5 Реккендорф Г. Ал-Коран о а-Микра нээтак милашон аравит лелашон иврит умэвоар, Издательство

Липсия, Лейпциг 1957

6 Конрад Н. И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. М.: Наука, 1966. 561 с.

7 Нуцубидзе Ш.И. Критические очерки. Философия и культура. Тбилиси, 1965.

8 Конрад, Н. И. Избранные труды. История / Н. И. Конрад. М.: Наука, 1974. 471 с.

9 Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., Леном, 1998 (1-е изд. 1918г.), 243 с.

10 Касымжанов А. Х. Логический аспект истории диалектики : Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. (622) / Ин-т философии АН СССР. Ин-т философии и права АН Каз. ССР. Москва : [б. и.], 1968. 39 с.

11 http://credonew.ru/content/view/1071/65/

12 Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., Леном, 1998 (1-е изд. 1918г.), 243 с.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!