АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Диссертационный совет H-052.0I.03
На правах рукописи
Для служебного пользования
Н О В И К О В В А С И Л И Й С А В Е Л Ь Е В И Ч
ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРПй'Н СОТРУДЕГКАЖ МИЛЩ1Ш ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССЖСКОП
ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 12.00.02 Конст;1туцнонное право; ' госудасстзенное упразленме; администсат1^з:-:оз право; мун;!ципа;;ьное право
Авгоре-':ерат диссертации на соискакие ученой степени кандидата асидичесхпх наух
Москва - 1995
Работа выполнена 'на кафедре организации охраны общественного порядка и безопасности
Академии МВД России
Научный руководитель -
кандидат юридических наук, профессор Колонтаевский Ф.Е.
Официальные оппоненты:
доктор юридических; наук, доцент Ловинюков А.С. кандидат юридических наук, доцент Самохин П.М.
Ведущая организация - Московский институт МВД России Защита диссертации состоится "Н " LJn IS96 г.
в / ^ ---яГас ., в ауд .QQjs,_c^5Q_Ha зас.едании диссертацион ного совета по присуждению ученой степени кандидата ?зри- дических наук K-052.0I.03 Академии МВД России /I25I7I, Москва, ул. 3 . и А. Космодемьянских, 8/ .
С диссертацией можно ознакомиться в специальной библиотеке Академии У;3д России.
Автореферат разослан "Х6" О ^ 1996 г.
Ученый секретарь диссертационного совета К-052.01.03 Академии МВД России кандидат юридических наук, доцент
В.'Л. Старков
in Лкд 3 ^/^ Т €0 199Б
OБШ^Я ХАРАКТЕРИСТИКА PAEOTIJ.
Актуальность исследования. Приоритетной задачзй оот.уди'!- ков милиции является защита конституционных прав я СЕССЭД граадаи. Решение этих задач особенно вално в настоящее •уреяя, так как Россия присоединилась к Венским соглашениям, согласно которым внутреннее законодательство РоссиР.ской Федера1:'1! дол:::- но бить приведено в соответствие с кеждународно признаг.иини нормам о правах человека. Практика последних лет' пока.'чвает, что даниие права нельзя признать полностьв гараьлшровагг-п.'ми.
В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод гра?с;,пн, оОщества и государсткд законодатель наделил сотрудтпсоз кили- • цни системой саециальних (.-зр административного пргсечзвня. 3
, тон числе - применение огнестрельного оружия путек реалнзацк:! ст.ст.12,15 и 16 Закона о милиции. 'Дменно по отой причина специальный администратнвно-правовоп статус сотрудников гал'-:- цин должен четко и однозначно реглакентироваться указанными нориаки административного права в этой сфере.
С 18 апреля" I99I года на территории России действует За кон РС'СР "О милиции", но до нассопцего времени не разрабо таны:
- единые /общие/ правовые универсальние критерии», вридичэс- кие основания, порядок, цель, условия и пределы /реально возмокно допустимые действуищил законодательство!! России/ овоевресенаого и правомерного применения огнестрельного ору жия сотрудийкаии шлиции на нейтрализацяп (Т-изических лиц
/далее ~ единые /общие/ правовые универсальные критерии/;
, - единыа /общие/ научно-методические рекомендации по оценке правоиериооти применения огнестрельного орукнл .сотрудникагл . милиции, когда они находились в состоянии:
а / необходимой обороны; - . .
б/ задержания хлца, совершившего преступление /далее,- еди-
.чш'е /общие/научно-методические рекомендации/;-
•Ведомости Съезда народных депутатов PCfCP и Верховного Совета РСФСР. I99I . Мб . Ст.503.
научно-практический комментарий к от.ст.12,15 и 16 Закош о инлиции;
модель развития правовых кoн(tликтoв, закрепленных в ч.1 от. Закона о нилиl^ии^ :
психологические приемы, вытекающие из ст.ст.12,15 и 16 За кона о hijimm.
Это одни И8 основных причин, по который в 199^ году при исполнении служебных обязанностей погибло 190 и ранено 'кб'» сотрудника милиции .^
Поэтому необходимо разработать единые /общие/ правовые универсальные критерии. Только после этого цедеоообраано jpas- рабогать научно-практический комментарий к ст*от.12,15 и 16 . Закона о милиции, а такяе единые /общие/ научно-методические ' рекомендации. .
Потребность конкретизировать, детализировать в развить эту меру специального административного пресечения еще боль ше повишет научный ti практический интерес к данной пр6бле1а-
,тике. t
Отдельные частные вопроси применения меры специального административного пресечения освещались в работах Бахраха Д« Н., Вереиеенко )(«И., Галагана И.А«» Згленько В.Л., Клоонйчен- ко А.П., Пахомова И.Н»» Петрова Г.Им Серегина A.i ^ Шергина А'.П. и др.
Проблемы применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции освещались в работах Артамовкина М.Н., барчукова В. • П., Баулина Ю.В., Бахаева З.Ц., Боровикова В.Б,* ВойтенКо В.
A.i Демидова С.Н., Динека В.И.. Шуравлева UiU., Зёленько В. t Л., Иванова В.А., КаплуногаА.И.; Килясханова И.Ш.| Кисина '. В.Р., Колонтаевокого $,E»i Кондравова Б.П., Коржова А.Н., -' Куц Н.В., Мастицкого М.З., Милюкова С.Ф^; Нингееа А.В., Мос- кальковой Т.Н., ПобегайлоЭ*$«, Левина В.П., Савелия.М.Ф., \ Сашкаревокого А.Д.,- Сахарова А.Б., Семенова Д.Е., Соколош П.А., Гйхоненко В.И., Ткачевокого C.M.i Ткачейко В.И., Чер никова В.В., Чупахина А,Б., Шаркова A.B.t Сшково!! t.t. i
, Юшкова D.H., Якубовича М.й. й других авторов; .. - - ; )
^Состояние преступности в Рссснн за январь-декабрь .1994 ^ года, и., 1995. C.I7.
'М
Зт'л авторы оспсчалн, как правило, только одно из oevu услопиП, определлп'днх своепременность и ппапомериость приме нения огнестрельного оружия сотруд!!нкам:1 милиции ~ исчерпы вающи!! перечень объектов уголозно-правопоГ» охрани, закрсплен- HUX в Ч.1 ст.15 Закона о милиции.
Комплексного изучения конституционних норм, норн уголовно го права, норм административного права и подзаконных актов, регламентирующих правовоГ реяим прм'гсненнл огнестрельного оружип сотрудниками милгции, в ранках отдельного диссертацион ного исслодопания не проводилось. Эмпирического матер:;ала и теоретических работ в этоП области сце недостаточно. Эта проб лема с какдим годом, а в настоящее время с кавдым .месяцем ста новится все более актуальной. Однако, многие проблемы свос'ре- менного и правомерного прг-г-.енсния огнестрельного орукия сотруд никами милиции на неГтрализацнв посягапцих /задерживаемих/о имейщие практическую значимость, не получили должного научного освещения.
Обобщая изложенное, мокно ^Формулировать вывод,'.что выбор теми диссертационного исследования обусловлен как ее недоста точной теоретической разработкой, так и практической значн- мостьо oToR проблемы, а именно, научно-методическое обеспече-
. ние рассттриваемор. социально полезной /служебной/ деятель ности сотрудников милиции не отвечает современным потребнос-
тян практики и обусловило выбор темы диссертационного .иссле дования. ,
Автор стремится к достижении следующей цеди. Сформулиро вать систему предложений правового характера, направлерных на совершенствование теории и практики своевременного и пра вомерного применения огнестрельного орукия сотрудниками ми лиции на нейтрализацию |Ч13ических лиц, а также по усилению
гарантий правовой защищенности, личной безопасности вооружен ных сотрудников милиции и повышенно эг]$ективности их c^yxeej^
.ной деятельности в правовых конфликтах, указанных в ч.1.ст. 15 Закона о милиции.
Для достижения этой цели в диссертации поставлены и предприня1ы попытки решения следующих основных исследователь ских задач:
произвести теоретический анализ правовых, норм, регламенти-
•5
рующих правовой реаим применения огнестрельного оружия сотруд никами милиции;
-раскрыть правовую природу, социальную сущность и Цель свое временного и правомерного применения огнестрельного оружия;
разработать единые /общие/ правовые универсальные критерии!!
сформулировать понятия применения и использования огнестрель ного -оружия сотрудниками милиции» а такяе вооруженного соНро- тивления; ^
ции; " •:. ,•,''-'. ,;_'•' •
; - разработать психологические приемыгвитекасдие из ct.oiitS» 15 и 16 Закона о милиции; ', .;• .
При этом автор не претендует на исчерпывавшее бйвещеййв основных задач исследования, так как гее в ми{)е ЬФнос}1тельно. Следовательно, проблема своевременного й правонё{)йоге Приме нения огнестрельного оруйия ботрудникаии ййлиЦиийа йвйтрай|- зацив посягающих /задерживаемых/ н в tSyiynieM (Зудет Прявлекйзь внимание как ученых, так и практических работнике»» ибо, ви-, ражаясь словами Цопфелн» исследование проблем по г1ри»4ейешк) огнестрельного орудия сотрудникаш кйлйдаи "педобйр неиосй- 1. каемой и неистощимой руде обещает воякоиу йваокатёд!» hoctoiiH-' но новую добычу", но для этого необходимо велание, у«leHUX й свободное время. ;. '
Объект исследования. Общественные отношения, соаднваь- щиеся /возникающие/ в связи, с реализацией otiCi.12,15 и 16 • Закона о милиции, когда сотрудники милиции находится в Со стоянии:
а/ необходимой обороны;
тЦитаруетоя по книге t^-i. Кока "О праве необходкяой сбо-'^ роны". Н., 1866. С.8.
б/ задержания лица, совераившега преступление.
Предметом диссертационного исследования являются прйвовие норны, регламентирупиие правовой режим применения огнестрель ного оружия' сотрудниками милиции на иейтралчзйци» посяг=лсщих
/задерживаемых/, когда они находятся в состоянии; а/ необходимой оборони',
б/ задержания лица, совершившего преступление. •
Исходная гипотеза исследопания» Своевременность и право мерность применения огнестрельного оруяия прямо пропорцыоншь- ны уровню пр01Тсссионального мастерства сотрудников тя^.цт к действиям в правовых кон-^ликтах, указанных в ч.1 стЛ5 Ггкока о милиции,
Частные гипотезы исследования:
динамика развития правовых конфликтов находится в прякоП зависимости от умелых действий сотрудников милиции, адекват-* т х обстоятельствам, в которых реализуптся ст.ст.12,15 и 16 Закона о милиции;
процесс формирования, поддеркокия н повы1зення npoif-eccHO- нального мастерства /профеосиокалькой обученности и психоло гической подготовленнооти/ сотрудников иилиции к действиям а правовых кон^'ликтах, связанных с пр1изнением огнестрельного оружия, не только цель, но и одно из основных напрайлекиП усиления гарантий личной безопасности вооруженных сотрудни ков милиции и повышения а^ективнооти Их служебной деятель ности При оеиении оперативно-слуаебних задач в новых эконо мических, политических условиях развития общества и крига- ногенной ситуаций 3 России* ' .
Методология и язтодика иосяедоБанид. Для проверки гипо тез; реализации цели и основных аадач исследования исполь зовался комплекс методов:
кзтодологичеокой основой диссертационногб иСслед^ования Является всеобщий универсальный мзтод познания - катериалис-
.тическа'я. диалектика;
;- сравнительно-правовой метод;
-- анкетный опрос;
;- наблюдение;
,•-.'статистический мзтод;
анализ документов;
фокусированное свободное интервью;
метод решения конкретных призовых кон/^ликтов.
В процессе исследования paoc^nтpивaeмaя в диссертации проблема освещается с ^^четом достижения таких юридических наук, как конституционное право, государственное управление, уголовное право, уголовно-процессуальное право, администра тивное право» В решении отдельных основных задач исследова ния использовались положения наук по юридической психологии, вридической конфликтологии, оперативно-розыскной деятельноо-
.ти органов внутренних дел и крг.миналистике.
Новизна выполненноЯ работы заклйчается в том, что дис сертация является псрпоп моногра1^ической работой теоретико- прикладного характера, посвлщенной комплексному анализу пра вовых нори, регламентирующих правовой режим применения огне стрельного оружия сотрудниками милиции на нейтрализацию пося гающих /задер1КИ1заених/. Показана тесная диалектическая взаимот связь между конституционными нормами, нормами уголовного пра ва, нормами административного права и подзако!1ныт1 актами,
При разграничении между указанными отраслями права автор руководствовался следувщим; нормы уголовного права развивают 01,1^5 Конституции России и закрепляет единые /общие/ правовые универсальные критерии для всех граадан. Следовательно, и для сотрудников милиции. Норны административного права, отправ ляясь от указанных единых /ойщих/ правовых универсальных кри териев /конституционных нори и норм уголовного права/, кон-, кретизируст, детализируют и развивают эти единые /обдие/ пра вовые универсальные критерии с учетом особенностей и специ(}м- ки социально полезной /служебной/ деятельности сотрудников милиции:
а/ юридические основания, порядок, цель, условия и предела
/реально возможно допустимые институтом о необходимой оборо не - Ч.Ч.2 и 3 ст.13 УК РСФСР/ своевременного и правомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции на нейтрализацию посягающих;
б/ юридические основания, порядок, цель, условия и пределы
/реально возможно допустимые институтом задержания лица, со вершившего преступление/ своевременного и правомерного при-
менения огнестрельного оружия сотрудниками милиции на нейтра- лизацив задерживаемых лиц. Именно в этом заключается регуля-, тивная (функция административного права - отрасли российской правовой системы.
Таким образом, не вызывает сомнения, что свои исходные начала ст.ст.12,1 5 и 16 Закона о милиции берут у конотитуцион-^ ного права, уголовного права и базируются на указанных отрао-
; лях российской правовой системы,
В научный оборот вводятся понятия по исследуехой пробле матике на основе нового нормативного и эмпирического материа ла. -,
Основные положения, выносимые на защиту:
. - научно-практический комментарий к.ст.ст.12,1 5 и 16 Закона о милиции;
- модель развития правовых конЛ'ЛИКтов, указанных в ч.1 ст .
15 Закона о милиции:
. - психологические приемы, иытекапдие из от.ст.12,1 5 и 16 За кона о милиции; . : • •
V - предложения о внесении изменений и дополнений в действув-
)'. дев и проектируемое законодательство России по теме исоледо-
Теоретическое аначенив яиполкениого исследования заклю чается в том, что осноание положения^ выносимые на.защиту» а также выводы и предложения могут быть использованы как ученй-,
ми, так и практический» работниками при проведении исследова- ' иий по проблемам профессиональной обученности и психологичес кой подготовленности/профессионального мастерства/ сотрудни
ков милиции к-действиям в правових конфликтах» указанных в ч.1 ст.15^кон а 6 милиции. .. "
, " Практическое значение иЬслёдования состоит во внедрении в
.практику служебной деятельности горрайлинорганов внутренних дел научно обоснованных прекложенмй и рекомендацийе которые сотрудники милиции должны познать, чтобы,уметь своеврененио и правомерно применять-огнестрельчоё оружие.
•;' ; Единые'/otfcuie/правовые универсальные критерии, научно- ; практический комментарий к ст.ст:.12,15 и Гб Закона о милиции,
" единые /обт^/ научно-методические рекомендации, модель разви тия правових конфликтов, закрепленных в ч.1 ст^ТЗ Закона о ш ЛИДИИ, и психологические приемы, вытекающие из ст.ст.12,15 я • 16 Закона о милиции, могут Йыть использованы в правотворчес-' кой, правоприменительной, а также в педагогической деятельнос ти в учебных заведениях МВД России и в системе служебной под» готовки сотрудников милиции, 3 частности при преподавании кур сов конституционного права, уголовного права, административно го, права, юридической психологии, вридической конфликтологии, гак и при подготовке справочных и методических материалов по проблемам применения огнестрельного оружия сотрудниками мили^ ции.
Достоверность полученных результатов исследования и обоо-
. нованность основных положений, выносимых на защяту, обеспечит вались комплексным применением различных, диалектически Бза1Ь мосвязанних между собой методов исследования, а также репре зентативностью выборок обследуемых сотрудников милиции* Иссле- 'дование проводилось среди сотрудников милиции г . Москвы и Мос ковской области. Вс&го исследованием было охвачено 300-сотруд ников милиции. • ' .
При исследовании одних и тех же параметров иопользовали0|1 несколько методик, что позволило перепроверить результаты
•.исследования. При этом некоторые выводы диссертационного иссле дования базируются на данных официальной,статистики, за 1994 "
' год'; / ' • ; ; . '• : :
'Апробация и внедрение результатов исследования. Диссерта»' ция подготовлена на кафедре организации охраны общественного • порядка и безопасности Академии МВД России, где были проведе-» ны ее рецензирование и обсуждение. .''; • '" ,• •• • . •
Основные положения диссертационного исследования,, а та1све выводи и предложения отражены в опубликованных научных статьях и обсуждались при проведении в Академии МВД России "Круглого стола", посвященного теоретическим и.^а|5актическим аспектам реализации Закона РОССИЙСКОЙ ?^сд(»рг;..!*''?|'^''оружии",/Москва, ;
,1994 г./; в тезисах сообщения :'А,:^,; („^ .^ i 1ической конфе ренции ."Совершенствование самостоятельной работы слушателей - , одно из важнейших направлений подготовки специалистов для;',- . органов внутренних дел" /Москва, 1994 г,/ ; в тезисах выступ-*
• • 1 0 ^ • " • ' • ' ' ' • " ' • ' ' " ' • " - • ' ' • - • • * • • •• - ^ • • ' •• "
ления на Всероссийской научно-практической конференции "Обес печение безопасности иностранных граждан" /Москва, Т995 г./; Ь научном сообщении на научно-практической кон-^еренции "Акту альные проблеми борьбы с коррупциеп и организбванной преступ
ностью в cfepe экономики" /Москва, 1995 г,/ ; в научном сообще нии на научной кон;'еренции адъюнктов и соискателей "Вопросы созершенстпования правоохранительной деятельности органов внут ренних дел" /Москва, 1995 г./ ; D тезисах виотупления на науч- . но-практичеокой кон-;еренцни адъюнктов /аспирантов/ и слушате-- лей /студентов/ "Совреданное состояние российского обг.;естБа
и реЛзрна законодательства" /Санкт-Петербург, 1995 г./ ; в те зисах выступления на теоретическом семинаре по проблеме: "Уго- • ловно-правовая защита работников правоохранительных органов" , .
/Москва, 1995 г./; в тезисах выступления на научно-практичес кой коН(*еренций "Социальная напряженность: показатели, измере ние, опасные уровни" /Москва, 1995 г./ ; в тезисах выступления • Йа меквузовской научио-методическоП KOHfepsHUHH "Проблемы по- Зишения 3fподготовки специалистов в ВУЗах ГОД Рос сини" /Зоронсж, 1995 г./'. в тезисах выступления на регкональнсч Йаучио-практической конференции -"Проблемы укрепления закокнос-
^и, усиления борьбы с преступностьп, охрани правопорядла и про филактики правонаруиений" /Санкт-Петербург, 1995 г,/; в тези- tdx выступления на межвузовском семинаре молодих ученых по •
|1роблетм: "Совершенствованиа борьбы с преступностыэ на совре-* • кенном; этапе" /Рязань, 1995 г./ ; в тезисах выступления на Meis- Ьбдомотвенной научно-практическоП кон(^еренции "Стратегичеокие ' цели'и приоритетные задачи МВД России, основные направления к Средстда их реализадии" /Москва, 1995 г./; в тезисах выступ- . ' ления, на. Всероссийской научно-практической конференции "Рос сийская правовая система.и мевдународное право: сойременнез . проблемы взаимодействия" /Н. Новгород, 1995 г./г в тезксех •
' виотупления на научно-практической кон
.укрепления законности, усиления борьбы о преступностью и про филактики, правонарушений в современных условиях" /Ворокел, 1995 г./ ; 3 тезисах виотупления'на Всерооснйокой научно-прак-.
_1',тачеокой-кон(|йренции-"Проблемы Профилактики правонарус1ений''
•'•/Москва, 1995. г./ ; в тезисах выступления на научно-практичео,-, ком.семинаре "Проблемц борьбы с организованной преступностьз
•и коррупцией" /Тверь, 1995 г./; ' в тезисах•вкступлен!{я на •
— •'• • ' • ' • ' • • • - , 1 Г
научно-практической кон:1-«ренции "Роль науки в совершенствова нии деятельности органов внутренних дел и внутренних войск"
/Москва, 1995 г./ ; в тезисах выступления на научно-практичес кой конференции "Совершенствование борьбы с незаконным оборо том наркотических средств: международный опыт и опыт России"
•/Москва, 1995 г./ ; в тезисах выступления на международной нау.чно-практнческой конференции "Проблемы'юридического обрэг- зования в ВУЗах МВД ?•?" /Красноярск, 1996 г»/; в тезисах ва- ступления на научно-практической кон"Проблемы пои-
•хологическогр обеспечения профессиональной деятельности со-
.трудников Б ОВД" /Омск, 1996 г./ .
Единые /общие/ правовые универсальные критерииj научно-^ . практический комментарий к ст.ст.12,15 й: 16 Закона о мили- • ции и единые /общие/ научно-ме.тодические рекомендации внед рены в учебную и практическую деятельность сотрудников ми лиции, что Подтверждается двумя актами*о внедрении Клинско- го УВД Московской области и одним актом о внедрений в учеб ный процесс Академии 1ШД России.
Апробация результатов исследования выразилась в,подго товке автором текста статей необходимой оборони^ крайней необходимости и задержания лйца^ соверойвшего првступлёг
•ние, к проекту УК P^i которые в установленной порядке на-г правлены в Государственную Думу Федерального Собрания Рос сийской Федерации.
Основные положения и выводы, сфорцулиронамние в диссер тации^ использовались в учебной процессе и научио-исследова-| твльокой работе Академии МВД России.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из '•: введения, двух глав, объединяющих пя*ь парагра^вв^ закличе-г'-
ния, списка использованной литературы и прилоягйния, т.е. ' { структура диссертации соответствует целям и задачам исследо вания. Общий объем диссертации составляет 170 страницЧвщ-;
;нописного текста-без учета,списка использованной литературы- и приложения.
Во введении диссертации обосновывается выбор теиа диссер тационного исследования, степень разработанности проблема, ее актуальность, определяется цель, задачи, объект, предмет и ' методология исследования, ^ориулируцтся основные положения, виносимие на защиту, научная новизна, практическая и теоре тическая значимость результатов исследования, оовелавтоя апробация и внедрение результатов исследования* ' / '
В первой главе - "Правовая природа и сущность применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции"» состоящей, из двух параграфов* исследуотся правовая природа, социальная ; сущность и цель прииенвния огнестрельного оружия сотрудника- йи милиции на нейтрализацию посягавщих /задерхиваейих/»
В первой naparpafe раокрывяется* что отраслевая принад лежность применения огнестрельного оружия сотруднимнй мили ции на нейтрализацив ('физических лиц как мера адииииотратий- ного принуждения, ai Конкретно! одной из основных специадьнвх; мер адиинйстративного пресечения, определяется в конечном - : счетене степень» и,характером объективно общественна опасно го, наличного й действительного посягательства на йсчерп«ва!а-;
!5Яй перечень объектов уголовно-правовой охраны, закрепленных- t ч Л от. 15 Закона о й а предметом правового pei?лиро- еания, методом правового регулирования об!дественных отноовняП ц цадйчией обособленной нормативной базы.
Своевременное и правомерное применение orftectpisjirtoro .; оружия сотрудниками милиции на нейтрализацив фвзичеоких лаЧ,. вогдаовя находйдав состоянии необходииоВ оборона ид^ в . СосТ'ояйии задержания дйца* оовершивиего орес1упление» йв • об щественно опасно /н е преступно/, в обцественно полезно у « в номент реализация ct.ctJ2,I 5 и 1 б Закона 6 иилици» /уже в Ч
;ш«енг прлчйненяя вреда пойягавний или задержйваемйм зшцац/. I- Именно в этом эаклЬчается сущность, цель и.социальная Vf. ЦзннобтЬ. применейи^ огнестрельного оружия сотрудниками тт~ оии на неитраиизацйв физических лиц, чтоби! . - .', ' : ' Ч«
•а / двоевреиенной правомерно пресечь рёадьну» угрозу.othifeK-
^ивко обцеетвепио'опасного, наличного и keScTBHtexbHoito.Docif^ Лтельства на Hetup4MTejibHiiti'ipyr объектов.уголовно-правовой'
.охран», укаэанншс S.4. I ct,1 5 Закона о Милиции;; '[SA '• ,; Й ••
?,б/'своёврейеянб и оравоиеряо пресечь потенциадьятв возйо»-'
нооть у задерживаемого окритьря и уклониться .от задержания и доставления в органы власти, который ухе совершил или поку- шлся совершить обьективно обцественно опасное, наличное и действительное тяжкое посягательство против янзни, здоровья ' или собственности, имеет реальную возможность скрыться от со трудника милиции и не выполняет его законные требования.
Статья Ц5 Конституции России, институт необходимой оборо ны и институт задержания лица, совершившего пресчупление, со держат общие руководящие идеи и принципы, а также является юридической базой для конкретизации, детализации и развития ст.от.12,1 5 и 16 Закона о милиции. При зтрм ст.ст.12,1 5 и 16 Закона о милиции и подзаконные акты, perAaKeHTvtpyoqne право вой режим своевременного и правомерного применения огнестрель ного оружия, не долины противоречить ст.15 Конституции Р$, институту необходимой обороны и институту аадерканйя лица, со вершившего преступление^ так как указаиные нориы административ ного права и подзаконные акты призваны развить CT.'IS КОНСТИ-. туцни РОССИИ И вышеуказанные институты в полной соответствии с общепризнанными международным» правовыми норнами, закрепленны ми в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года Кодексе поведения долкностных лиц по поддерканио правопорядка.
Во втором параграфе: акализирувтся конституционные нормы,- нормы уголовного права и нормы административного права, регда- кенгируваие правовой режим применения огнестрельного оружия.
Используя единые /общие/ правовые универсальные кр«(терии, даются определения понятиям применения огнестрельного.орукия» использования огнестрельного оружия, а также .вооруженного со противления. ' ' . -• : .-• . '.'•'_ .•.".' • J • ;.
Раскрываотся конкретные предлонения о внесении измеиения* и дополнений в действуощее и проектируемое.:законодательство"
.по проблематике диссертационного иосдедования."
,.'- •Так,, например» в' целях усиления гарантии правовой защи-'• аенности л личной -безопасности воррукенних сотрудников мили ции диссертайт предлагает внести в ст.1 6 Закона о-килиции ;-
.следувщие измекенйя и дополнения': '. *:":•'•...•.....••-', •,,-
- в Ч.1 CT.I6 Закона о тлицик слова "имеет аре18о";занею1т^-.' еловой "обязан";;', :; . v , -." . : : ' .-::'^'' ^•'• с -
, - ьчЛ ст.Хб'Зёкона а милиции аоояе слов "основа'№1Я для
его применения" дополнить словами "В момент обнажения огне стрельного оружия сотрудник И1лиции ойязан сообщить (Тизичео- Kotли1;у о своей принадлежности к нилицин - перед проверкой документов у неизвестного лг.ца, которое сотрудник милиции ре шил задержать по подозренип з совершении преступления, при
: задержании правонарушителей и т.п. . Обнажение огнестрельного оружия сотрудником милиции является предупреждением ддя физи ческого лица о намерении применить его на нсптрализаиио без
предупревдения для достижения законной цели, если задерживае мое лицо не будет виполнять законные требования сотрудника - ' милиции: совсриение г^1знческим лицом умиоленно неожиданных г действий, движений, попитки достать что-либо из своей одежды- без команды и другие подобнно ^еР.ствия, которые могут быть
-истолкованы сотрудником ьилнции как реальная угроза объектив но общественно опасного, наличного и действит;льного поояга- - тельства"; ' ' , • ; •' " и-
- в ч.? ст.16 Закона о М1лиции СЛОВЙ "предоставляют сотруд нику милиции право пр'.ненять огнестрельное оружие" заменить . слозани " деР.ствувщее законоддтельство России с наличием этих оридических *актов связывает обязанность сотрудника милиции своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягатель ства путем применения огнестрельного ору)£ия на нейтрализацию. GfM3H4ecKoro лица без предупреждения для достижения законной.:;
, цели"'}--; . • ^ ;.^ ^. -':- - -''^'•,л
^- в ч;2 от.16 Закона в милиции после слов "настойщегй Зако- на" дополнить сдова|« "Если реальная угроза посягателье^тва : неопасна для яизни сотрудника милиции или другого, лица,, то • прицельная стрельЙа ведется'не по кизненно важним органам ;,
/по рукам и ногам/. Защита от реальной угрози объективно ь'б-
.цзственно опасного! наличного и действительного посягатель- "стэапротив злани реально возиояна путей причинения посягав-^ ' пй».у'л1)бого вреда.Втом числе путем реализаций QT.CTII2,I3 ,
^и1 о Закона. 6 лялици и ^Именно в этом заключается су щнрЬть,
.цел ь и социальная ценность овоевременаого й npagoмерного •
; применения огне!Стрельного оружия Сотрудниками И1лиции на :
нейтрализации физических лиц; чтобы не допустить повреаде"; '. нйя исчерпывавшего перечня объектов уголойнЬ-правовой охра^ ни, указанных в ч Л от,15 настоящего Закона, в именно/со--'
.трудник «идицли обязан применять огнестрельное, оружие на упре- яденис активных деЛствиИ посягавщих дня достижения законной иеяи."" ' . . , "
Во второй главе - "Основания, порядок, условия и пределы применения опоружия сотрудниками милиции по зако нодательству России" - состоящей иа трех naparpaifoB, автор лделал потпау раскрыть единие /общие/ правовые универсальные критерии для двух состояний /необходимой обороны и задержания лица, совсршивсего преступление/, а также модель развитие! пра вовых xoнt^лиxroл. за1феплет в ч.1 ст.15 Закона о милиции, и психологические приемы, вытехаощне из ст.ст*12,15 и t 6 Закона о милиции.
-.: 3 первом параграфе раскрывовтся единые /общие/ правовые
/икверсальные KpiTCpHH для состояния необходи14ой обороны.
' Гридическим основанием возникновения обязанности своевре менно » правомерно прт1менчть огнестрельное оружие иа нейтра- Лизацив посягавшего для сотрудника милиции, когда он нахо дится в состоянии необходимой оборони, является реальная утро-' за сбьелтивно общественно опасного, наличного и действительно г о посягательства на исчерпывасщий перечень объектов уголов
но-правовой охраны^ закрепленных в.ч. ! CT.tS Закона о милиции, Дорядок' применения огнестрельного оружия .сотрудниками ми-•• лиции «а нейтрализацию посягавцих --эт о предусютренная дейот-
вувщим законодательством России и конкретизированная, детали зированная, ^упорядоченная, развитая и закрейленкая в ст.ст.12 , 15 :il 1 6 Закона о Ю1лиции последовательность /алгоритм лриди- чески обязательных действий сотр/дников милиции/, которая'. должна быть зыполнена /перед применением, в мбмент пртменения
и после применения огнестрельного оружия/ в момент возникнове-; ния реальной угрозы, посягательства на искшчительныЯ кр/г' ;. ббьевтов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.15 Зако ла в милиции. С наличием этих юридических фактов дейст^уочеё . '
^ководательотво России связывает обязанность сотрудников,ми лиции -применять'огнестрельное оружие'на яейтрализацив пося- iraniaExi руководствуясь, используя и.соблюдая единые./общие/
.травовне универсальные критерий! , —'-•--*,;..• ' .•-• • ^ .
. , ^ Щель применения дгнестрёдьвото оружия сотрудниками мили-. гвдиТна 1нейтрализацив- посягающих -. своевременно и правомерно';'-
пресечь реальную угрозу посяг'гтельствэ на исклочительннй пе- ^ речень объектов уголовно-праповоР охрами, указанных в чЛ ст# 15 Зачона о милиции.
Условия правомерности пр;1иенйиия огнестрельного оружия, сотрудниками милиции ил нейтрализации посягакщих, когда оии' находятся в состоянии необходи.чоп оборони, целесообразно де- , лить на: ' • ' '
условия, определяаиие реальнуп возмо-моеть олоевремениого и правомерного примеменин огнестрельного оружия сотрудниками милиции на нептрализацию посягап'дих;
условия, опроделяищис своевременность и правомерность при менения огнестрельного орул-ия сотрудц.1ками милиции на нейтра-. лизащтю пооягаюцих.
Для правомерного применения огнестрельного оружия сотруд ники млл.щии обязаны установить вою совокупность этих семи условий.
Условия, определяющие реальную возможность своевременно го и правомерного применения огнестрельного оружия сотрудни ками милиции на нейтрализации посягаячих:' • ., •. '• ^
реальная ;)'гроза объективно обдеетвемно опасного, налично го и дсйотвнтелыюго посягательства на исчерпивавщий пере-. чень объектов уголовно-правовоп oxpiiia, закрепленных в ч.1,. от.15 Закона о милиции - первое условие;
наличность реальной угрозы объективно общественно опас ного и действительного посягательства на исклочительный круг объектов уголовно-правовоП охраны, указанных в ч.1 от.15 За кона о иилиции - второе условие;
депствитедьность реальной угрозы объективно общественно опасного и наличного посягательства на исчерпнваящий пере.-. чень объектов уголовно-правовой охрачы, предусмотремних в . ; ЧЛ CT.I5 Закона о милиции,- это третье условие.
Условия, определяющие своевременность и правомерность •! применения огнестрельного оружия сотрудниками.милиции на ,
. нейтрализацив посягающих: v . -,.:•',
исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охра? ны, закрепленных в чЛ ст.15 Закона о милиции, защита кото-* рых реально возможна путем применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции на нейтрализацию посягающих;- это пер-
saa_7C5onvre^/-
вымуменное причинение вреда /кизни, здоровью, имуществу/ только пооягао:;и}-1 путем реализации от.ст.12,15 И 16 Закона о мили'г.н! - ото второе условие;
своевременность применения огнестрельного оружия - это . третье условие. ' ' .
Пределы /реально возможно допустимые институтом, необхо димой обороны - Ч.Ч.2 и 3 ст.ТЗ УК РС5СР/ своевременного и правомерного йриненения огнестрельного оружия сотрудниками милиции на нейгрализацио посягающих— это четвертое условие,
. Во втором парагра'^'С раскрнваптся единые /общие/ правовые универсальные критерии для состояния задержания лица, совер- швшего преступление,
Руководствуясь.Ч.1 от.12, Ч.1 ст.15 и чЛ ст.Тб Закона о
.милиции, можно выделить две группы правовых конфликтов, если исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охрани, за крепленных в Ч.1 CT.I5 Закона о милиции, разграничить, исполь зуя единые /общие/ правовые универсальние критерииi Это пра-
: вовне конфликты, когда сотрудники милиции находятся в со стоянии:. • .-,,, . '. • " ' , , - . • . . .
а/ необходимой обороны; , • .•• ^ • б/ задержания лица, .совершившего преступление. . \ ' ! '
. Момент (^^кгического прекращения объективно общественно • опасного, наличного и действительного посягательства на мскл1н
, читслький круг объектов уголовно-правбвой охрани; указанных в 4.ICT.I 5 Закона о милиции, является, критерием разграничения состояния необходимой обороны от состояния задержания лица, совершившего преступление.' ;'
; Из общего круга тязккйх преступлений, закрепленных в ч.2 'I
от.7^ УК PCiCPi законодатель в аЛ ч.1 ст.15 Закона о МИЛИЦИЙ'
; ааврепил исчерпывающий перечень тяжких преступлений, заадта ei» которых разрешена дейотвувщим законодательством России путей
. реализации от «ст.12,15 и 16 Закона о милиции*-Следовательно,
/сотрудники милиции имеют реальнуD возможность своевременно п" правомерно применять огнестрельное оружие только при задер-•, 'хании лиц, соверш1вших или..покушавш!хся, совершить'тяжкое по- . сягательстБо-'против жизни, здйровь'я или ообствбнности. При • задержании лиц, совершивших или. покушваих6ясЬв€роить иные
.преступления /стЛгг.УПК VC^/', они могут бить..задержаньг- путей прикенекия физической силы.'или спещт'ьных средств,
1 8 • " •' ' • ' - • " -'-"--'•'
так как законодатель запрещает применять огнестрельное оругсм^ на нейтрализацию зтих задерживаемых лиц, . •' . . „•'
Следовательно, CT.CT.KJI S И 16 Закона о милиции, а такав подзаконные акты еоздапт единый/общий/ правовой режим свое временного и правокерного применения огнестрельного орукия сотрудниками милиции на нейтрализацию посягапщих/эадерзщ- "• ваемих/ в полном соответствии о основным принципом /приор!!- тетноотЬ Психологического принуядения над физическим/ из •
o йода принципЬв, которие закреплены в принятом Генеральной • Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года Кодеков поведения долз-*
. HOCTHUX лиц по поддеряанип правопорядка, стй З Конституции '; PoocHHj ийститутом необходимой обороны и инотитутом залёрга» ПИЯ лИца,совер!!иввего преступ.ение»
. Оценка Правбкерноотн применения огнестрельного ор^гия ботрудникаки киледйи т нейтрализации посягаоцих/гадераи-. Ьаемых/ долака базироваться на консти1уционнах нбрнзх^ка ;,
Hoptax угологного правй, на Hopitax адкинистратиййбго njata
а ул подзаконная antcix, рэглакектируваих правовой рении tipsi—
!;знения огнестре^яьноЬо оругя1я, а ?акяе дудебнбй Практике по данкйп проблештике» . • . .; ' '
3 третьей Параграфе автор попытался |!айкрит1: ';. л'•= а/цодёл ь развития правошх конфликтов, Ьакрвплеита is чЛ bt»i 5 Закона 6 кйлйЦиЯ} , .••'
•б / психологические НрйвШе зы^екйасше нэ e*,ct.I2,1 5 н 16 ' аЗКО!Я О НИДЙЦЯН* , ; , .• '• - '- •'•.•'
.Прааовоя KOHifaHK» »» йго взаимодепотвие /пбихолбги^еовеа
и ^зичеокое про^йвоборс^Вб/ между сотрудниками (млицйи й.; посягав15и«а/ йадерн^гаййййн/, бблвда&щимз nso о вмести ми ни •;
/'зрптазополз^-гдм:)/ цзля.ед « способакя ДООТИЙЙКЯЯ ЭТИХ целей* Пр{.:.?йлигирова]з кадели' развития правовик к'он'^лийТбЬ hpjj-
•?!^?я'?гдьио 8 двум группам np&i)OBU)KOHifflHKTHux ситуаций, ,';^ угазайнюс э час^и! с?.15 . Закона а (^лиции, конно'в!1делйть сем» осноЬнвх ({аз о развиэкм правояах конфликтов: '
•. « перм я стадия развития правовах KOHifartKtos. 4. предконфликти-
.йая'стадия'; •'•;,-.•• '''.'•"-'г •''^ ^ '.•-;"!'.' :'•'•/••, V-.-Г!'..';-'.;'-
вторая стадия фаза гозникногения потсретного потекциаль- иогоправовегбмйфликта» •:•;;. . •,••',...'
третьи отадяя -• (fasa осознания ситуация к&к конфликтной
хотя 6iJ одним из участников конкретного правового кон'Т^ликта;
/оперативного/ пресечения данного конкретного правового конф ликта сотрудником милиции путем реализации ст.от.12,15 и 16 Закона о милиции;
пятая стадия - Таза спада напряхснности в протииоборотве мекд\' учистникл.'.ги данного конкретного правового конфликта;'
аестая стадия - зтип оценки праъомерност!'. применения огне стрельного орулия со7руд1Мкои милиции на нейтрализации псся- raiou,V!X /задер)|И1васмь!:/;
седьмаи стадия - этоа 0('ициального разрешения данного конкретного пртвопого конфликта.
В момент возникновения роальноП угрозы объективно общест венно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывойщиГ. пспечгнь объектов уголовно-правовой охраны, ука-
.занних в Ч.1 ст.15 Закон'х о милиции, сотрудники милиции должни
.руководствоваться двумя никеуказанними психологическими уста новками:
. - если сотрудники милиции вступают, в правовой конфликт, то они являются потенциальными объектами посягательства. Этот (jiaKT подтверждается данными официальной статистики за ТЭЭ*» год^;
правовой конфликт, как правило, вииграет тот, кто первый осознает, что наступило конг|-ликтное npoTiiBo6opcTBO.
Следовательно, сотрудники милиции обязаны /абзац I ч.З CT.I2 Закона о милиции/ применять огнестрельное орукие без предупреждения /на упреждение активных действий посягающего для достижения законной цели/ уже в момент возникновения ' реальной угрозы посягательства на исключительный круг объек- тов уголовно-правовой охраны, закрепленных в ч.1 ст.15 Зако на о милиции.
••••• Все двенадцать психологических приемов запрещено приме нять сотрудникам милиции яри отсутствии юридических основа ний к принененип огнестрельного оружия на нейтрализацию фи зических лиц.
, •чЗводный отчет по Р$ и транспорту РФ за ХЭЭ"» год по фор ме "Выстрел".'М., 1995.С!. .
го::--"--"
Психологические приемы вытекает из CT.CT.I2,I 5 И 16 Зако на о милиции и базируются на принципа наотупательнооти борьби о преступность». Они разработаны о целыз развить основной принцип /приоритетность психологического принуадения над физи- ческиц/ из свода принципов, которые закреплены в принятой Ге неральной Аосаиблеей ООН 1 7 декабря 1979 года Кодексе поведе ния долзнсстных лиц по поддерхани» правопорядка. Этот основной принцип законодатель конкретизировал, детализировал, развил п закрепил в абзаце I Ч.З ст«12 и ч.2 ст*1б Закона о милиции.
Психологическая подготовленность - ото составная часть профессионального кастерства сотрудников иилиции. Следователь-. но*целесообразно закрепить нормативной документацией органй- зацио и проведение психологической подготовки сотрудникоэ ' милиций к де№твиям в правовых конуказанных в ч. 1 от . 15 Закона о йилиций^ & CHCTst^e уч«бцых заведений МВД России, а такхе в системе блуаебноа подготовки сотрудников милиции.
В заключений диссертаций автором фсрйулирувтся общие выво да , предложения и рекомендации, вытекавшие и з диооертационного иСследошния^ и £носятся конкретные пред^ояения в действуощее;; й' проектируеное законодательство России по усиление гарантий празоаой защищенности, личной безопасности вооруненных сотруд ников килйцйй и йовиаёниэ эфг^ективнооти их елуяебной дёятель- йоотй 8 правовых конфдиктаз закрепленных э ч. 1 о».1 5 Закона ;
: Ь НЙЛИЦИИк - . V .;
bcHOBtiue положения* BUHOSMUHS на задчту» обдие выводе,,, i' преддояеняя М рвкоигтазцйй, ватекзйщяе ий «сследовапия,. опу($- анковайы ь следующих ]работйх автора: . • . ..'
I . 6 б уотайбцленйн алйиниотра^ивной ОТВЙТСТЕЗННООТИ за нару-; йёнив npasjij.4»iSopoT3 rpasytaHosot'o орутая сакооборонн. //Теоре - тЛчидт'л'.йп. практачесете аспекта реализаций законодательства 'Ойор/з-йй*** Материалу "Круглого стола. " Ц.,15Й , 0,0 7 п.л.,,-;
. 2 , Профеоойова'льиаА оаучейност4 - одно из роновних нзправле-' Пна обеспечений йваоп^оностй граидаи, //Обеопечйние' беэопас - аоотй йНв6трав«их1Тйада$». Материала'BcepoooHRoRoB научно-;^ - практической кбвфврейцвй*. И*,- 1995 . 0i 2 n.i . ;. . - • . •;, •
3» Праьав&я оокьет npWHetieHHa огивотрбльнего орукяя. сЬтруд- 'Пйка:|(тициК . //Организация й оо:£ершено'гвотни9 дёятельнов- bt органов внутренних де д до 6deone49Ht(D обцеотвённого поряди»
i;a и odtsccMemiori безопасности. Сборник научных трудов адъюнк тов и ооисштслеП. М.', 1995,'0,2 п.л.
k. Своевроценность применения огнестрельного орукия сотрудни ками милиции на поражение посягающего. //Уголовно-правовая за щита работников органов внутренних дел. Материалы теоретичей- кого семинара. М., 1995. 0,2 п.л. /принято к печати/.
5. Своевременная и правомерная реализация ст.ст.12,15 и 16 За;.оиа о милиции.- приоритетная'задача МВД Р^Гч //Стратегичес кие цели н приоритетные задачи МВД России, основные направле ния и средства их реализации. Материалы ыекведомственной науч- (Ю-практичеокоп конкуренции. М., 1995. 0,1 п.л. /принято г. по доги/.
Василий Савельевич Новиков". Корректор ГчА. Семенихина
; :U";,; •••'Подписаво в печать^"'/^" янЬаря' 1996 г. •
^^сл. печ4;л. 1,3 ; •• •. ^ •••.••=.•• Уч.-.'изд".:Л4.1;1б^
Ти.рйз?;70-экзЛ-;,'; •--.••'!•'" Заказ'й /^СЛг.г
I • " • V •' " , " -.' ^ ' ' . . '-
Типография Акзд^мии МВД P