СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новейшая русская поэзия

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит конспект, технологическую карты и самоанализ урока литературы в 11 классе "Современная русская поэзия". Здесь представлен урок защиты подготовленных проектов по творчеству современных поэтов. К уроку предложена презентация.

Просмотр содержимого документа
«Новейшая русская поэзия»

Урок литературы в 11 классе.


Тема: «Новейшая русская поэзия». Урок внеклассного чтения.

Цель урока: познакомиться с творчеством современных поэтов.

Задачи урока (общеобразовательные):

1) обучающие: научиться анализировать стихотворения поэтов последних десятилетий; отработать навык составления проекта по литературе; продолжить культуру общения с текстами разных типов и стилей.

2) развивающие: способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся; созданию собственного связного высказывания на заданную тему на основе прочитанного текста; развивать культуру аргументированного рассуждения; совершенствовать умение анализировать текст; способствовать развитию читательской культуры, этики речевого общения и дискуссии.

3) воспитывающая: способствовать осознанию учащимися языка как национально-культурного феномена; воспитанию любви к родной культуре и родной земле; создание условий для изменения отношения к современной поэзии; популяризовать поэтов-земляков и поэзию как высший род литературы.

УМК: В.П. Журавлева; литература; урок защиты подготовленных проектов.

Оборудование урока: сборники стихотворений современных поэтов, иллюстрации, мультимедиапрезентация материалов к уроку, оценочные листы; рабочая тетрадь; проекты и рецензии к ним.


Ход урока.

Действия учителя.

Действия ученика.

Здравствуйте! Поприветствуем гостей, учителя и друзей. Улыбнитесь и настройтесь на урок.

Садитесь.

Приветствуют стоя, улыбаются, садятся.

Начну урок с эпиграфа, словами поэта-современника Евгения Александровича Евтушенко (родился в 1932).


…Через реки, горы и моря

я бреду и руки простираю

и, уже охрипший, повторяю:

"Граждане, послушайте меня..."

Евгений Евтушенко


Слушают. Записывают в тетрадь.

…Через реки, горы и моря

я бреду и руки простираю

и, уже охрипший, повторяю:

"Граждане, послушайте меня..."


Евгений Евтушенко


Ответьте, пожалуйста, к кому обращается поэт?

Правильно, поэт пишет, разумеется, не в стол, он так общается с нами, читателями.

К нам, читателям.



А теперь дослушайте окончание:

Страшно, если слушать не желают.

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,

вдруг в ней все ничтожно будет, кроме

этого мучительного с кровью:

"Граждане, послушайте меня..."?!

Евгений Евтушенко



Слушают.

Оценивают.

Чего боится поэт?

Если его не слышат, т.е. не читают.

Боится, что, услышав, окажется, что слушать и не стоило.

Постарайтесь определить тему нашего сегодняшнего урока.

Современная поэзия.

А какие задачи стоят перед нами?

(записывает на доске)

1. Защитить проекты.

2. «Услышать» поэтов.

3. Оценить достоинства поэтов-современников.

Хорошо.

В конце урока обратимся к нашим записям, определив, решили ли мы поставленные задачи.

Запоминают.

Слово для защиты передаю Вдовиной Марии.

Вдовина Мария защищает социальный статистический проект «Выявление читательских предпочтений учеников и учителей Мурминской школы».

Спасибо.

Какую проблему выявила работа Марии?

Снижение читательской культуры и незнание современных поэтов.

Как можно решить эту проблему?

Популяризовать имена современников через проекты.

Теперь непосредственно обратимся к вашим литературным проектам.

Сначала поговорим о творчестве самого именитого поэта современности Иосифа Бродского, с его произведениями ещё будем знакомиться впоследствии подробнее.

Проект Сесина Алексея «Тема поэта и поэзии в творчестве И.Бродского».

Оцените работу Алексея.

Оценочный лист.

Следующий проект Полины Умеренковой.

Проект Полины Умеренковой «Основные мотивы лирики Павла Кашина».

Оцените работу Полины.

Оценочный лист.

Слово для защиты предоставляется Кирюшиной Кристине.

Проект Кирюшиной Кристины «Классические традиции в поэзии омского поэта Ю.П. Перминова»

Оцените работу Кристины.

Оценочный лист.

Проект Химич Яны посвящён лирике Эдуарда Асадова, одного из любимейших поэтов 11 класса.

Проект «Особенности языка стихотворений Эдуарда Асадова».

Оцените работу Яны.

Оценочный лист.

Следующий проект Никиты Артёмова «Основные темы творчества Башлачёва»

Проект.

Оцените работу Никиты.

Оценочный лист.

А теперь обратимся к поэтам, которые являются не только нашими современниками, но и земляками.

Проект Людмилы Терентьевой «Тема малой родины в творчестве Нины Красновой».

Оцените работу Людмилы.

Оценочный лист.

Наш земляк – Сергей Васильевич Смирнов-Смелов.

Проект Андрея Шаповалова.

Оцените работу Андрея.

Оценочный лист.

А теперь скажите, прослушав данные выступления, справились ли мы с задачами, которые ставили на урок?

1. Защитить проекты.

2. «Услышать» поэтов.

3. Оценить достоинства поэтов-современников.

Чем близки нам поэты-современники?

Временем, реалиями.

А в чём сложность?

Мы не знаем, насколько ценным будет их творчество спустя десятилетия (они понятны, доступны, некоторые популярны, но неодинаково художественно значимы).

Рефлексия.

Подумайте, на какую ступеньку вы себя поставите.

Рисуют себя на «лесенке роста», используя интерактивную доску.

Домашнее задание.

По сложности: 1 (повышенный). Написать сочинение-рассуждение «Почему не всегда слышен голос поэта?»

2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве 1 современного писателя





































Технологическая карта урока литературы.


Цели для ученика

познакомиться с творчеством современных поэтов


Цели для учителя (результаты обучения)

Предметные результаты: научиться анализировать стихотворения поэтов последних десятилетий; отработать навык составления проекта по литературе; продолжить культуру общения с текстами разных типов и стилей.

Метапредметные результаты: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения давать аргументированную оценку литературным явлениям, вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы

Личностные результаты: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, этики поведения, речевого общения, формирование личностной позиции учащегося

Тип урока

Урок открытия нового знания

Форма урока

Урок защиты проектов

Опорные понятия, термины

Анализ стихотворного произведения, дискуссия, защита, рецензия, проектная деятельность, проблема, мотив, образ

Новые понятия

Современная поэзия; Эдуард Асадов, Павел Кашин, С.В. Смирно-Смелов, Нина Краснова, Иосиф Бродский, Ю.П. Перминов, А. Башлачёв

Объекты контроля

Домашнее задание

Личностные проекты по литературе,

чтение наизусть стихотворений


Формы контроля

Защита конечного продукта

Домашнее задание к уроку

Индивидуальный проект;

выучить наизусть 1 стихотворение выбранного поэта

Домашнее задание после урока

По сложности: 1 (повышенный). Написать сочинение-рассуждение «Почему не всегда слышен голос поэта?»

2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве 1 современного писателя














1. Характеристика класса.


В классе 9 человек: 3 мальчика, 6 девочек.

Базовый уровень усвоения материала – 9 человек.

Уровень интеллектуальных способностей:

- ниже среднего – нет;

- средний – 6 человек;

- выше среднего – 3 человека.

Учебная мотивация: 5 человек; 56%



2. Цель, учебные задачи.


Задачи (для учащихся):

повторить части речи, правила написания частиц,

разбор предложений,

научиться выполнять разбор частицы



Задачи сформулированы в сотворчестве с детьми.


Цель: Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через открытие нового материала и работу с текстами разных стилей.


Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения.

1. Обогащение духовного мира личности.

2. Воспитание нравственности, этики поведения и речевого общения во время дискуссии.

3. Формирование личностной позиции учащегося.

4. Развитие навыков сотрудничества.

5. Осознавать свои эмоции.


II. Учебные задачи, направленные на достижение

метапредметных результатов обучения.

Познавательные: 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме.

2. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы (выполнение продуктивных заданий).

3. Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять задачу, направленную на открытие нового знания, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Соотносить цели и результаты своей деятельности.


Коммуникативные: 1. Умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


III. Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов обучения.

1. Познакомиться с творчеством современных поэтов.

2. Научиться анализировать стихотворения поэтов последних десятилетий.

3. Отработать навык составления проекта по литературе;

4. Продолжить культуру общения с текстами разных типов и стилей.



3. Содержание, виды заданий.


Для отбора содержания были использованы:

- энциклопедическая литература (научные статьи в словарях);

- учебник (учебно-научный материал);

- публицистическая литература (Бабкова И.И. Работа с учащимися в кружке русского языка);

- художественная литература (стихи С.А.Есенина с частицами);

- Интернет – ресурсы (происхождение слова «небось»);

- кинотека кабинета – фрагмент из кинофильма «Князь Серебряный».

Виды деятельности:

- целеполагание;

- организация дискуссии;

- групповая работа;

- самопроверка и взаимопроверка;

- цифровой диктант;

- развитие речи;

- работа с текстом.



4.

Методы и приёмы.


Создана проблемная ситуация: «Чего боится поэт?»

Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа, защита проекта в форме устного доклада, иллюстрированного медиапрезентацией, дискуссия.

Наглядные методы (сборники стихотворений, портреты поэтов, иллюстрации).

Традиционные словесные методы: рассказ, беседа, диалог, монолог.



5.

Формы организации.



Организована работа в центрах активного обучения.



6.

Позиции и роли учащихся.



Исследователи, мыслители, творцы, собиратели информации, артисты, слушатели, рецензенты.



7.

Позиции учителя.



Стиль общения – демократический, эмоциональный.

Учитель - координатор деятельности, консультант.


8.

Виды активности.



Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новые знания, знакомятся с художественными произведениями.

Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться. Физическая активность: учащиеся отвечают стоя, выходят к доске, говорят, слушают, читают.



9.

Использование современных образовательных технологий.



Технология проектной деятельности.

Технология развивающего обучения.

ИКТ-технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология проблемного обучения.

Межпредметная интеграция.




10.

Информационная предметно-развивающая среда. Виды выбора.



Организация выбора видов деятельности (актёрское выразительное чтение, слушание, анализ), выбор материалов, источников информации, средств, формы презентации, вида исследовательской работы.


11. Индивидуализация, дифференциация.


Индивидуализация и дифференциация осуществляется через разноуровневое домашнее задание, учёт интересов и возможностей учащихся при определении проблемы проекта.



12.

Итоги урока – практикума. Рефлексия.



Самоанализ деятельности:

- заполнение оценочных листов;

- лестница достижений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!