МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
“РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
НОД по познавательному развитию
«Игры с воздушными шариками»
Средняя группа (4- 5 лет)
Сусаева Маргарита Викторовна,
воспитатель,
группа комбинированная №2
МАДОУ «Ромашка»
Г. Лабытнанги, 2017 г.
Тема НОД: «Игры с воздушными шариками»
Возрастная группа детей: средняя группа
Задачи:
1. Обучающие: дать представление о том, что вокруг нас находится воздух, им дышат люди, он прозрачный, легкий, невидимый, его можно услышать.
2. Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3. Воспитательные: воспитывать у детей познавательный интерес к окружающей среде.
Словарная работа: воздух, свойства, опыт.
Оборудование: Кукла народов Севера, шарики, ёмкость с водой.
Методические приемы:
Ход занятия:
Дети играют на ковре и слышат звуки в раздевалке, к ним приходит гость- ребёнок из тундры. Стают рядом с воспитателем.
Воспитатель:
- Сегодня к нам в гости пришёл мальчик, давайте с ним познакомимся. Его зовут Ёнке. Он принёс вам два воздушных шарика (показывает): один - весёлый, румяный, толстый, а второй - худой, бледный и грустный. Как вы думаете, почему второй шарик такой?
Дети: в нём нет воздуха, он сдулся.
Воспитатель:
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: нужно посильнее его надуть.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: внутри шарика будет воздух.
Воспитатель:
- Откуда же берётся воздух?
Дети: мы его выдыхаем.
Воспитатель предлагает провести эксперимент.
- Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть глубоко-глубоко и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту и выдохните.
(дети выполняют)
Воспитатель:
- Что вы почувствовали?
Дети: движение воздуха.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель:
- Значит какой воздух?
Дети: прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель
- А что ещё бывает прозрачным? (предлагает назвать прозрачные предметы в группе)
Дети: стекло в окне, аквариум и т. д.
Воспитатель:
- Человек может существовать без воздуха? Почему?
Дети: человеку нужно дышать.
Воспитатель предлагает провести эксперимент.
- Давайте проверим: пальчиками закроем нос, а ладошкой закроем рот одновременно. Что вы почувствовали?
Дети: нам нечем дышать.
Воспитатель:
- А как попадает воздух в лёгкие человека?
Дети: через рот и нос.
Воспитатель:
- Ребята, хотите стать учёными и делать опыты? Ёнке предлагает вам надеть халаты (имитация)и пройти в лабораторию, в которой проведём опыт.
Опыт №1.
Воспитатель:
- Как вы думаете, можно ли увидеть в шарике воздух?
Дети: нет, он невидим.
Воспитатель: Давайте проверим!
- Я надуваю шарик, опускаю его основанием в воду, и потихонечку отпускаю основание.
- Что происходит?
Дети: выходят пузырьки.
Воспитатель:
- Почему появились пузырьки?
Дети: из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.
Опыт №2.
Воспитатель:
- Как вы думаете, можно воздух услышать?
Дети: да.
- Прежде чем провести опыт покажем Ёнке пальчиковую игру "Надуваем шарик".
- Ёнке вам принёс шарики. Надуйте воздушные шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. Теперь пальчиками немного растяните основание шарика. Почему мы слышим звук?
Дети: из шарика выходит воздух.
Воспитатель:
- Это доказывает, что звуки бывают там, где есть воздух.
Итог занятия:
Воспитатель:
- Ребята, вы настоящие учёные - исследователи, провели опыты и многое узнали о свойствах воздуха. Давайте вспомним, что мы узнали о воздухе? Воздух бесцветный и прозрачный. Воздух можно почувствовать. Вспомните: как мы это делали?
Дети: подставляли ладонь под струю воздуха.
Воспитатель:
- А ещё воздух можно увидеть. Как мы это делали?
Дети: опускали шарик в воду и видели пузырьки.
Воспитатель:
- Воздух можно услышать. Как мы это делали?
Дети: надували шарики и растягивали основание, слышали звук.
Воспитатель:
- Вы все большие молодцы! А Ёнке пора домой, он обязательно расскажет своим друзьям о детях, которые стали учёными.