СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Ознакомление с керамикой и стеклом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие предназначено для родителей для дистанционного проведения. 

Просмотр содержимого документа
«НОД "Ознакомление с керамикой и стеклом"»



НОД в старшей группе «Ознакомление со свойствами керамики и стекла»

Время занятия 25 минут.

Цель.

Знакомство с керамикой; расширение представлений детей о свойствах стеклянных изделий.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами стекла и керамики, уточнить их представление о том, какие предметы могут быть изготовлены из этих материалов.

Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам, измерение, упорядочивание, классификация).

Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии; любознательность, тактильную память, внимание. Расширять словарный запас детей.

Материалы и оборудование:

Посуда из стекла, керамики, мячик, ёмкости с водой.

Словарная работа:

стеклянные, керамические, прозрачный, непрозрачный, водонепроницаемый, шероховатый, гладкий, хрупкий.

Виды деятельности детей:

познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

Ход НОД

Организационный момент.

Перед началом познавательной деятельности предлагаем Вам подобрать необходимый материал для исследования. Например, чашка, ваза, горшок для цветов, тарелка, сувенирные фигурки – керамика. Стекло: стакан, кружка, ваза, салатница, бутылочка, флакон. Желательно не менее трех предметов каждого материала.





Расположите подобранные предметы на столе. Позовите ребенка и спросите, что он видит на столе. Замечательно, если ребенок сможет назвать все предметы, расположенные на столе. Уточните название тех предметов, с которыми возникли трудности.



Расскажите ребенку, что Вы решили навести порядок на кухне, в шкафах или другом месте (на Ваше усмотрение), нашли данные предметы и хотели бы распределить их основываясь на каком-то общем признаке.

-Как ты думаешь, по какому признаку, свойству я смогу их разделить? Рассмотри их внимательно. Что между ними общего.

Не останавливайте рассуждения детей, побуждайте их доказывать свою точку зрения. Задавайте вопросы: Почему ты так думаешь?

Направляющий вопрос: А как ты думаешь, из чего сделаны эти предметы?

Основная часть

Вот здесь скорее всего и возникнет затруднение. Думаю, что большинство детей назовет материал стеклянных предметов – стекло. А вот с керамикой Вам предстоит познакомить детей самостоятельно.

Расскажите, что это керамические изделия. Керамика – это изделие из глины, обожженной и покрытой глазурью. Подержите каждую вещь на ладони, определите ее на вес (изделия из керамики тяжелые). Потрогайте изделия руками. Спросите у ребенка: Какие они на ощупь? Чем больше подберете определений, тем лучше. (Гладкие, некоторые с узорами, узоры выпуклые и т.д.).

Предложите найти сходства между предметами из керамики и стекла. Например, это предметы посуды. Может быть совпадает цвет, форма (все зависит от ваших предметов).

Предложите ребенку поиграть в «Прятки». Вы будете прятать маленький мячик (или другой небольшой предмет), а ребенок должен догадаться, где он.

- Раз, два, три – шарик скорее найди!

Вначале спрячьте мячик в стакан. Ребенок открывает глаза и сразу находит предмет.

- А, как ты так сразу смог найти шарик?

-Каким свойством обладает стекло, что ты сразу увидел через него шарик? Стекло какое?

-Правильно, стекло прозрачное. Давай повторим вместе: «Прозрачное».

-А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, термометры, очки, лампочки, стекла вставляют в рамы окон, аквариум).

- На этот раз постараюсь спрятать шарик хорошенько.

Прячьте шарик в керамическую посуду.

-Раз, два, три – шарик найди!

Игра «Горячо – холодно».

Помогите ребенку найти мячик с помощью игры «Горячо – холодно».

- А теперь сложнее было искать? Почему?

-В керамической посуде мячик не видно, но ты догадался по звуку: когда взял посуду в руки, мячик загремел. Керамическая посуда – непрозрачная. Повторите вместе: «непрозрачная».

Возьмите стеклянные предметы в руки. Определите, какие они на ощупь? (Стекло гладкое, с бугорками, скользкое, холодное, толстое, тонкое и т.д)

- Что случится, если уронить стеклянную вещь?

- Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое).

- Какие еще предметы обладают этим свойством? (Керамические).

-Значит, стекло и керамика – хрупкие.

- А что будет, если налить воду в прозрачный стакан? Как ты думаешь, если стекло прозрачное, то вода из него вытечет?

Давайте попробуем налить воду во всю эту посуду и посмотрим, что будет.

- Смотри, вода не выливается и не просачивается, а прочно удерживается во всей посуде. Значит стекло и керамика обладают еще одним свойством – водонепроницаемость.

- Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянный и керамический предмет и опустим их в воду, что с ними произойдет?

- Правильно, они погрузятся в воду. Значит, стекло и керамика какие? Легкие или тяжелые?

- А теперь проведи рукой по всем стеклянным и керамическим. Они какие? Мягкие или твердые?

-Гладкие или шероховатые?

(Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи).

Рефлексия.

Эти предметы давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает, что он главнее всех остальных. Тарелка утверждает, что керамика нужнее человеку, стакан говорит, что из стекла сделано больше полезных вещей, чем из керамики. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

- Давай разделимся на две команды. Первая команда – за тарелку, вторая – за стакан. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла и керамики.

- Мы славно потрудились: познакомились со свойствами керамических и стеклянных изделий. Спасибо тебе! Теперь я смогу правильно подобрать им место для хранения.



Предлагаю Вашему вниманию презентацию «Что из чего сделано», где ребенок сможет познакомиться с различными материалами и предметами, изготовленными из них.

https://www.youtube.com/watch?v=69qWmAA9-rQ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!