СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с семьёй

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные статьи вошли в сборник Родительский дом-начало начал. В данной статье рассматривается взаимодействие классного руководителя с семьей с использование нетрадиционных форм взаимодействия. Сегодня возникает проблема занятости родителей и их нежелание участвовать в жизни класса и школы, что приводит к низкой мотивации обучающихся к участию в воспитательных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с семьёй»

Буянова Лариса Николаевна, МКОУ ШР «СОШ №6»


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЁЙ»



От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский


Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Семья способствует формированию гармонически развитой личности человека. В семье ребёнок усваивает морали, навыки совместного труда, в семье формируются его жизненные планы и идеалы, укрепляется физическое здоровье. Сила влияния семьи состоит и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время, в самых различных условиях и ситуациях.

В силу житейских обстоятельств в настоящее время моральные устои семьи утратили своё былое влияние. Родители в большей степени заняты содержанием семьи и своими личными интересами. Дети же предоставлены сами себе, «общаются» с телевизором и компьютером. При этом живое общение родителей с детьми большая редкость.

Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы классного руководителя с семьёй.

Только в процессе сотрудничества классного руководителя и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Система работы школы с родителями основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

  • поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей.

Решая задачи повышения явки родителей на родительские встречи и объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательных задач учитель часто использует нетрадиционные формы сотрудничества с семьями обучающихся.

Эффективны следующие формы работы: тематические консультации, родительская конференция, организационно - деятельностная игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейные встречи, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей, день открытых дверей, совместные походы на природу, выезды в театры.

Данные формы взаимодействия с родителями имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя для совместной деятельности.

Тематические консультации рассчитаны на то, чтоб дать родителям рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерные темы: ребёнок не хочет учиться, агрессия в младшем возрасте, повышенная тревожность ребёнка, что такое гиперактивность, талантливый ребенок в семье.

Родительская конференция позволяет родителям расширить, углубить свои знания о воспитании детей.

Примерные темы: наши дети - наше будущее, вопросы семейного воспитания, авторитет – основа воспитания.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Они учат слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы: каким я вижу будущее своего ребёнка, праздники нашей семьи, друзья моего ребёнка.

Родительские лектории дают возможность родителям не только слушать лекцию педагога, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Такая форма взаимодействия проводится после анкетирования родителей, где родители определяют интересующие их вопросы.

Примерные темы: поощрение и наказание в семье, неуспешность в учебе, как воспитать толерантную личность.

Семейные встречи позволяют организовать совместные мероприятия с родителями и детьми.

Примерные темы: наша мама рядом с нами, Новогодняя сказка, настоящий мужчина дня.

Встречи за круглым столом дают возможность родителям узнать особенности школьного возраста от психолога, логопеда, социального педагога.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы.

Сотрудничество школы и семьи – это целенаправленный и длительный процесс. Взаимодействие участников этого процесса должно быть спланировано и организовано.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка.




Литература:

  1. Букина, Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы [Текст] : Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Н. Букина. СПб., 1999.

  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.

  3. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.

  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

  5. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).

  6. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!