СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные способы умножения чисел

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для внеклассной работы по математике. В ней рассматриваются следующие способы умножения чисел: умножение на пальцах, крестьянский способ умножения, индийский способ умножения (метод решетки), молниеносный способ умножения, графические способы умножения чисел.   

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные способы умножения чисел»

Нестандартные способы умножения  чисел Автор: Софронова Наталия Андреевна, учитель математики высшей категории МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа» Оршанского района Республики Марий Эл

Нестандартные способы умножения чисел

Автор: Софронова Наталия Андреевна,

учитель математики высшей категории

МОУ «Упшинская основная общеобразовательная школа»

Оршанского района Республики Марий Эл

1 2 2 4 3 3 6 4 4 6 8 8 5 5 9 10 6 10 6 12 12 7 12 7 12 15 15 16 14 14 18 20 18 8 8 20 9 25 24 24 21 9 16 21 16 28 30 18 18 30 28 10 10 24 24 35 35 36 20 20 32 32 27 27 42 42 40 36 40 30 30 36 49 45 48 40 45 48 40 54 50 50 56 56 54 63 63 60 60 64 70 70 72 72 80 80 81 90 90 100 Можно ли умножить два числа, не зная таблицы умножения ?

1

2

2

4

3

3

6

4

4

6

8

8

5

5

9

10

6

10

6

12

12

7

12

7

12

15

15

16

14

14

18

20

18

8

8

20

9

25

24

24

21

9

16

21

16

28

30

18

18

30

28

10

10

24

24

35

35

36

20

20

32

32

27

27

42

42

40

36

40

30

30

36

49

45

48

40

45

48

40

54

50

50

56

56

54

63

63

60

60

64

70

70

72

72

80

80

81

90

90

100

Можно ли умножить два числа, не зная таблицы умножения ?

Способы умножения без таблицы умноженья ? Девиз :  Незнающие пусть научатся, а  знающие - вспомнят ещё раз.  Античный афоризм Умножение на пальцах Крестьянский способ умножения Индийский способ умножения или метод решетки Графические способы умножения Молниеносный способ умножения

Способы умножения без таблицы умноженья ?

Девиз : Незнающие пусть научатся, а

знающие - вспомнят ещё раз.

Античный афоризм

Умножение на пальцах

Крестьянский способ умножения

Индийский способ умножения или метод решетки

Графические способы умножения

Молниеносный способ умножения

Умножение на пальцах Умножение на 9 3 ∙ 9 = 27 Загнем 3-й палец Слева – 2 пальца – число десятков, справа – 7 пальцев – число единиц. 6 ∙ 9 = 54 Загнем 6-й палец Слева – 5 пальцев – число десятков,  справа – 4 пальца – число единиц. 72 8 ∙ 9 = 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Умножение на пальцах

Умножение на 9

3 ∙ 9 =

27

  • Загнем 3-й палец
  • Слева – 2 пальца – число десятков, справа – 7 пальцев – число единиц.

6 ∙ 9 =

54

  • Загнем 6-й палец
  • Слева – 5 пальцев – число десятков,

справа – 4 пальца – число единиц.

72

8 ∙ 9 =

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Умножение на пальцах однозначных чисел, больших 5 Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы. На одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. Сумма вытянутых пальцев на обоих руках – число десятков, произведение загнутых пальцев – число единиц. 7 ∙ 8 = 56 На одной руке вытянем 2 пальца (7 больше 5 на 2), на второй руке – 3 пальца (8 больше 5 на 3), Остальные пальцы загибаем. Сумма вытянутых пальцев равна 5 (2+3 =5) - число десятков Произведение загнутых пальцев равно 6 (3 ∙ 2 = 6) – число единиц

Умножение на пальцах

однозначных чисел, больших 5

Древнерусский способ умножения на пальцах является одним из наиболее употребительных методов, которым успешно пользовались на протяжении многих столетий российские купцы.

На одной руке вытягивали столько пальцев, на сколько первый множитель превосходит число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали.

Сумма вытянутых пальцев на обоих руках – число десятков, произведение загнутых пальцев – число единиц.

7 ∙ 8 =

56

  • На одной руке вытянем 2 пальца (7 больше 5 на 2), на второй руке – 3 пальца (8 больше 5 на 3), Остальные пальцы загибаем.
  • Сумма вытянутых пальцев равна 5 (2+3 =5) - число десятков
  • Произведение загнутых пальцев равно 6 (3 ∙ 2 = 6) – число единиц
Умножение на пальцах однозначных чисел, больших 5 8 ∙ 8 = 64 На одной руке вытянем 3 пальца (8 больше 5 на 3), на второй руке – 3 пальца (8 больше 5 на 3), остальные пальцы загибаем. Сумма вытянутых пальцев равна 6 (3 + 3 = 6) - число десятков Произведение загнутых пальцев равно 4 (2 ∙ 2 = 4) – число единиц 6 ∙ 7 = 30+12= 42 На одной руке вытянем 1 палец (6 больше 5 на 1), на второй руке – 2 пальца (7 больше 5 на 2), Остальные пальцы загибаем. Сумма вытянутых пальцев равна 3 (1 + 2 = 3) - число десятков Произведение загнутых пальцев равно 12 (4 ∙ 3 = 12) – число единиц

Умножение на пальцах

однозначных чисел, больших 5

8 ∙ 8 =

64

  • На одной руке вытянем 3 пальца (8 больше 5 на 3), на второй руке – 3 пальца (8 больше 5 на 3), остальные пальцы загибаем.
  • Сумма вытянутых пальцев равна 6 (3 + 3 = 6) - число десятков Произведение загнутых пальцев равно 4 (2 ∙ 2 = 4) – число единиц

6 ∙ 7 =

30+12=

42

  • На одной руке вытянем 1 палец (6 больше 5 на 1), на второй руке – 2 пальца (7 больше 5 на 2), Остальные пальцы загибаем.
  • Сумма вытянутых пальцев равна 3 (1 + 2 = 3) - число десятков Произведение загнутых пальцев равно 12 (4 ∙ 3 = 12) – число единиц
Крестьянский способ умножения Русские крестьяне при умножении чисел пользовались приемом, не требующим знания таблицы умножения дальше числа 2. Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа. Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число. Последнее удвоенное число и дает искомый результат. 1 множитель 2 множитель 29 32 32 ∙ 29 = 928 16 58 116 8 4 232 Какие проблемы могут возникнуть при использовании этого приема? 464 2 1 928

Крестьянский способ умножения

Русские крестьяне при умножении чисел пользовались приемом, не требующим знания таблицы умножения дальше числа 2. Сущность его в том, что умножение любых двух чисел сводится к ряду последовательных делений одного числа пополам при одновременном удвоении другого числа. Деление пополам продолжают до тех пор, пока в частном не получится 1, параллельно удваивая другое число. Последнее удвоенное число и дает искомый результат.

1 множитель

2 множитель

29

32

32 ∙ 29

= 928

16

58

116

8

4

232

Какие проблемы могут возникнуть при использовании этого приема?

464

2

1

928

Крестьянский способ умножения 1 множитель 2 множитель 36 ∙ 29 36 29 36 ∙ 29 ≠ 928 18 58 9 116 36 ∙ 29 = 1044 232 4 464 2 116 + 928 = 1044 928 1 Правило: Один множитель запишем слева, а второй - справа на одной строчке. Левый множитель будем делить на 2, а правый - умножать на 2 и результаты записывать в столбик. Если при делении возникнет остаток, то он отбрасывается. Операцию продолжаем, пока слева не получится 1. Затем вычеркнем те строчки, в которых слева стоят четные числа и сложим оставшиеся числа в правом столбце. Это и есть искомое произведение.

Крестьянский способ умножения

1 множитель

2 множитель

36 ∙ 29

36

29

36 ∙ 29 ≠ 928

18

58

9

116

36 ∙ 29 = 1044

232

4

464

2

116 + 928 = 1044

928

1

Правило: Один множитель запишем слева, а второй - справа на одной строчке. Левый множитель будем делить на 2, а правый - умножать на 2 и результаты записывать в столбик. Если при делении возникнет остаток, то он отбрасывается. Операцию продолжаем, пока слева не получится 1. Затем вычеркнем те строчки, в которых слева стоят четные числа и сложим оставшиеся числа в правом столбце. Это и есть искомое произведение.

Крестьянский способ умножения 65 ∙ 145 1 множитель 2 множитель 65 145 32 9 2 1 8 0 4 5 290 + 580 16 8 1160 5 9 4 2 2320 4 2 4640 65 ∙ 145 = 9425 9280 1

Крестьянский способ умножения

65 ∙ 145

1 множитель

2 множитель

65

145

32

9

2

1

8

0

4

5

290

+

580

16

8

1160

5

9

4

2

2320

4

2

4640

65 ∙ 145 = 9425

9280

1

Крестьянский способ умножения 47 ∙ 51 1 множитель 2 множитель 1 6 4 3 2 2 0 8 1 0 0 4 2 5 1 47 51 23 102 + 204 11 5 408 816 2 7 9 3 2 1 1632 47 ∙ 51 =2397

Крестьянский способ умножения

47 ∙ 51

1 множитель

2 множитель

1

6

4

3

2

2

0

8

1

0

0

4

2

5

1

47

51

23

102

+

204

11

5

408

816

2

7

9

3

2

1

1632

47 ∙ 51 =2397

Крестьянский способ умножения 987 ∙ 2014 =1 987 818 1 множитель 2 множитель 987 2014 4028 493 1 0 5 3 2 1 1 1 5 1 5 6 7 5 2 3 8 7 8 8 2 9 8 1 4 2 2 9 6 2 4 1 6 0 1 4 2 2 2 0 8 1 4 246 8056 123 16112 + 61 32224 30 64448 128896 15 7 257792 515584 3 1 30 9 8 1 8 7 8 1031168 1

Крестьянский способ умножения

987 ∙ 2014

=1 987 818

1 множитель

2 множитель

987

2014

4028

493

1

0

5

3

2

1

1

1

5

1

5

6

7

5

2

3

8

7

8

8

2

9

8

1

4

2

2

9

6

2

4

1

6

0

1

4

2

2

2

0

8

1

4

246

8056

123

16112

+

61

32224

30

64448

128896

15

7

257792

515584

3

1

30

9

8

1

8

7

8

1031168

1

= Индийский способ умножения 6827 ∙ 345 2 6 8 7 2 355 315 1 2 0 2 2 3 4 8 2 6 1 3 2 0 2 3 4 8 8 2 4 3 1 4 3 5 5 0 0 0 5 3 1 5 5 Построим  таблицу 5 х 4 4

=

Индийский способ умножения

6827 ∙ 345

2

6

8

7

2 355 315

1

2

0

2

2

3

4

8

2

6

1

3

2

0

2

3

4

8

8

2

4

3

1

4

3

5

5

0

0

0

5

3

1

5

5

Построим таблицу 5 х 4

4

= Индийский способ умножения 723 ∙ 854 3 2 7 5 1 2 6 8 617 442 6 2 4 6 3 1 1 5 1 5 0 5 0 1 2 7 4 8 8 2 Построим  таблицу 4 х 4 4 2 4 Другое название этого способа – способ решетки 4

=

Индийский способ умножения

723 ∙ 854

3

2

7

5

1

2

6

8

617 442

6

2

4

6

3

1

1

5

1

5

0

5

0

1

2

7

4

8

8

2

Построим таблицу 4 х 4

4

2

4

Другое название этого способа – способ решетки

4

Графический способ умножения (линейный) 3 2 ∙ 2 1 = 672 На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера. Сначала 32 : 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21 : перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую. ВАЖНО: линии одного числа рисуются в направлении из нижнего левого, в верхний правый, второго числа - из верхнего левого угла в нижний правый, 6 2 Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области (область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Следовательно ответ: 672. 7

Графический способ умножения (линейный)

3 2 2 1

= 672

На листе бумаги поочередно рисуем линии, количество которых определяется из данного примера. Сначала 32 : 3 красные линии и чуть ниже - 2 синие. Затем 21 : перпендикулярно уже нарисованным, рисуем сначала 2 зеленые, затем - 1 малиновую.

ВАЖНО: линии одного числа рисуются в направлении из нижнего левого, в верхний правый, второго числа - из верхнего левого угла в нижний правый,

6

2

Затем считаем количество точек пересечения в каждой из трех областей (на рисунке области обозначены в виде окружностей). Итак, в первой области (область сотен) - 6 точек, во второй (область десятков) - 7 точек, в третьей (область единиц) - 2 точки. Следовательно ответ: 672.

7

Линейный  способ умножения 6 2 ∙ 4 7 = 2914 14 24 Когда удобно применять графические способы умножения чисел ? 50

Линейный способ умножения

6 2 4 7

= 2914

14

24

Когда удобно применять графические способы умножения чисел ?

50

Линейный  способ умножения 1 2 3 ∙ 4 1 2 = 50676 4 6 7 9 16

Линейный способ умножения

1 2 3 4 1 2

= 50676

4

6

7

9

16

2 3 ∙ 2 4 1 = 5543 3 4 14 Линейный  способ умножения 14

2 3 2 4 1

= 5543

3

4

14

Линейный способ умножения

14

=     Графический способ умножения (японский) Это графический способ с использованием кругов и линий, забавный и интересный 6 26 ∙ 34 884 Дважды изображаем кругами число 26: 2 десятка - 2 концентрических круга и 6 единиц - 6 концентрических кругов. Так как первая цифра второго множителя 3, а вторая 4, делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре. Количество частей, на которые разделились круги и является ответом 26 24

=

Графический способ умножения (японский)

Это графический способ с использованием кругов и линий, забавный и интересный

6

26 ∙ 34

884

Дважды изображаем кругами число 26: 2 десятка - 2 концентрических круга и 6 единиц - 6 концентрических кругов.

Так как первая цифра второго множителя 3, а вторая 4, делим круги первого столбца на три части, второго столбца на четыре. Количество частей, на которые разделились круги и является ответом

26

24

Вертикально и крест накрест 32 ∙ 12 47 ∙ 89 4 8 7 9 3 2 1 2 7 ∙ 9 = 63 3 ∙ 1 = 3 4 ∙ 8 = 32 2 ∙ 2 = 4 3 ∙ 2 + 2 ∙ 1 = 8  4 ∙ 9 + 7 ∙ 8 = 92  63 92 32 … … 32 ∙ 12 = 384 47 ∙ 89 = 4183

Вертикально и крест накрест

32 ∙ 12

47 ∙ 89

4

8

7

9

3

2

1

2

7 ∙ 9 = 63

3 ∙ 1 = 3

4 ∙ 8 = 32

2 ∙ 2 = 4

3 ∙ 2 + 2 ∙ 1 = 8

4 ∙ 9 + 7 ∙ 8 = 92

63

92

32 … …

32 ∙ 12 = 384

47 ∙ 89 = 4183

Вертикально и крест накрест 32 48 + 10 … … 2 5 4 ∙ 2 8  = 1 1 5 -- -- -- -- 2 8 5 ∙ 2 = 10 1 ) Умножаем старшие разряды : 4 ∙ 8 = 32 2) Умножаем младшие разряды : 5 ∙ 8 + 4 ∙ 2 = 48 3) Находим средний разряд:

Вертикально и крест накрест

32

48

+

10 … …

2

5 4 ∙ 2 8

=

1

1 5

--

--

--

--

2 8

5 ∙ 2 = 10

1 ) Умножаем старшие разряды :

4 ∙ 8 = 32

2) Умножаем младшие разряды :

5 ∙ 8 + 4 ∙ 2 = 48

3) Находим средний разряд:

+ 2 5 4 ∙ 2 8 1 1 5  = -- -- -- -- 1) 4 ∙ 8 = 32, 2 пишем,  3  - запоминаем 2) 5 ∙ 8 + 4 ∙ 2 = 48, 48 + 3  = 51 , 1 пишем,  5  - запоминаем 3) 5 ∙ 2 = 10, 10 + 5 = 15, 15 пишем Молниеносный способ умножения

+

2

5 4 ∙ 2 8

1

1 5

=

--

--

--

--

1) 4 ∙ 8 = 32, 2 пишем, 3 - запоминаем

2) 5 ∙ 8 + 4 ∙ 2 = 48, 48 + 3 = 51 , 1 пишем, 5 - запоминаем

3) 5 ∙ 2 = 10, 10 + 5 = 15, 15 пишем

Молниеносный способ умножения

Вертикально  и крест на крест  (умножение пирамидой) 3 4 ∙ 2 6 = 8 8 4 3 4 2 6 0 6 2 3 2 4 6 4 1) 2) + 2 6 4 8 8 3 ∙ 6 + 4 ∙ 2 = 26

Вертикально и крест на крест (умножение пирамидой)

3 4 ∙ 2 6

= 8 8 4

3

4

2

6

0

6

2

3

2

4

6

4

1)

2)

+

2

6

4

8

8

3 ∙ 6 + 4 ∙ 2 = 26

Вертикально  и крест на крест  (умножение пирамидой) = 5 7 4 9 4 3 2 3 ∙ 1 7 8 3 1 2 3 7 8 2) 1) 3 1 2 7 3 8 3 ∙ 7 + 2 ∙ 1 = 23  3 1 2 7 3 8 0 3 2 4 1 4 4) 3 7 2 3 + 2 ∙ 8 + 3 ∙ 7 = 37  2 7 3) 3 1 2 7 3 8 7 5 4 9 4 3 ∙ 8 + 3 ∙ 1 = 27

Вертикально и крест на крест (умножение пирамидой)

= 5 7 4 9 4

3 2 3 ∙ 1 7 8

3

1

2

3

7

8

2)

1)

3

1

2

7

3

8

3 ∙ 7 + 2 ∙ 1 = 23

3

1

2

7

3

8

0 3

2 4

1 4

4)

3 7

2 3

+

2 ∙ 8 + 3 ∙ 7 = 37

2 7

3)

3

1

2

7

3

8

7

5

4

9

4

3 ∙ 8 + 3 ∙ 1 = 27

Еще один способ умножения двухзначных чисел, немного меньших 100 ПОЧЕМУ ? = 7372 97 ∙ 76 97 ∙ 76 = 97 ∙ (100 – 24) = 97 ∙ 100 - 97 ∙ 24 = 97 76 3 97 ∙ 100 - ( 100 – 3 ) ∙ 24 = 97 ∙ 100 – (24 ∙ 100 – 24 ∙3)  = 24 100 ∙ (97– 24 )  +24 ∙ 3  = 97 ∙ 100 – 24 ∙ 100 + 24 ∙ 3  = 7 2 7 3 73 00  + 72 = 100 ∙ (97– 24 )  +24 ∙ 3  = 7372  1) Находим дополнения до 100 обоих чисел; 2) Перемножаем дополнения, полученное произведение – число десятков и единиц искомого произведения. 3) Вычитаем из первого множителя дополнения второго или из второго множителя дополнение первого (эти разности равны), полученная разность - число тысяч и сотен искомого произведения.  3 ∙ 24 = 72 97 - 24 = 73 или 76 - 3 = 73

Еще один способ умножения двухзначных чисел, немного меньших 100

ПОЧЕМУ ?

= 7372

97 ∙ 76

97 ∙ 76 = 97 ∙ (100 – 24) =

97 ∙ 100 - 97 ∙ 24 =

97

76

3

97 ∙ 100 - ( 100 – 3 ) ∙ 24 =

97 ∙ 100 (24 ∙ 100 – 24 ∙3) =

24

100 ∙ (97– 24 ) +24 ∙ 3 =

97 ∙ 100 – 24 ∙ 100 + 24 ∙ 3 =

7 2

7 3

73 00 + 72 =

100 ∙ (97– 24 ) +24 ∙ 3 =

7372

1) Находим дополнения до 100 обоих чисел;

2) Перемножаем дополнения, полученное произведение – число десятков и единиц искомого произведения.

3) Вычитаем из первого множителя дополнения второго или из второго множителя дополнение первого (эти разности равны), полученная разность - число тысяч и сотен искомого произведения.

3 ∙ 24 = 72

97 - 24 = 73

или

76 - 3 = 73

Еще один способ умножения двухзначных чисел, немного меньших 100 = 9207 93 ∙ 99 1) Находим дополнения до 100 обоих чисел; 2) Перемножаем дополнения, полученное произведение – число десятков и единиц искомого произведения. 3) Вычитаем из первого множителя дополнения второго или из второго множителя дополнение первого (эти разности равны), полученная разность - число тысяч и сотен искомого произведения.  93 99 7 1 07 92 7 ∙ 1 = 7,  пишем 07  93 - 1 = 92, пишем  92

Еще один способ умножения двухзначных чисел, немного меньших 100

= 9207

93 ∙ 99

1) Находим дополнения до 100 обоих чисел;

2) Перемножаем дополнения, полученное произведение – число десятков и единиц искомого произведения.

3) Вычитаем из первого множителя дополнения второго или из второго множителя дополнение первого (эти разности равны), полученная разность - число тысяч и сотен искомого произведения.

93

99

7

1

07

92

7 ∙ 1 = 7, пишем 07

93 - 1 = 92, пишем 92

Еще один способ умножения двухзначных чисел, немного меньших 100 = 6794 86 ∙ 79 1) Находим дополнения до 100 обоих чисел; 2) Перемножаем дополнения, полученное произведение – число десятков и единиц искомого произведения. 3) Вычитаем из первого множителя дополнения второго или из второго множителя дополнение первого (эти разности равны), полученная разность - число тысяч и сотен искомого произведения.  86 79 14 21 9 4 6 7 14 ∙ 21 = 294,  94 пишем, 2 запоминаем 86 - 21 = 65, 65 + 2 = 67,  пишем  67

Еще один способ умножения двухзначных чисел, немного меньших 100

= 6794

86 ∙ 79

1) Находим дополнения до 100 обоих чисел;

2) Перемножаем дополнения, полученное произведение – число десятков и единиц искомого произведения.

3) Вычитаем из первого множителя дополнения второго или из второго множителя дополнение первого (эти разности равны), полученная разность - число тысяч и сотен искомого произведения.

86

79

14

21

9 4

6 7

14 ∙ 21 = 294, 94 пишем, 2 запоминаем

86 - 21 = 65, 65 + 2 = 67, пишем 67


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!