Нестандартные домашние задания по работе с картой.
Проблема: Учащиеся, не умеют понимать, добывать, интерпретировать, использовать информацию, взятую из исторической карты. Цель: Научить ребенка работать с картой самостоятельно.
1
задачи: 1. Провести анкетирование, с целью выявления способов выполнения домашнего задания учащимися. 2. Определить методы и приёмы работы учащихся с картой, которые пробудят интерес учащихся к этому виду деятельности и будут поддерживать мотивацию. Актуальность : домашние задания предлагалось ученику механически перенести информацию из атласа на контурную карту, т.к. на уроки не достаточно времени научить ребёнка работать с картой.
Сравнительные таблицы 2015-2016гг. (анкетные данные)
Класс
(2016г. апрель)
используют карты
6а
7а
не используют карту
14
19
6
8а
5
13
9а
15
9
Итого
8
61
28
Класс
используют карту
(2015г. май)
5а
не используют карту
6
6а
7
15
7а
8а
17
3
7
18
Итого
17
23
67
Диаграмма
Мы поставили задачу сформировать у учеников определенные знания, умения и навыки при работе с исторической картой: 1. умение читать историческую карту; 2. умение пользоваться картой как источником знаний, умений; 3. проводить поиск необходимой информации на основе одной-двух карт.
При подготовке заданий по карте, используется один из двух путей: 1) Задание подробно разъясняется, в процессе беседы с классом раскрывается весь ход его выполнения, внимание учащихся заостряется на возможных ошибках; 2) Задание не разъясняется учителем, от учащихся требуется выполнить его полностью самостоятельно, проявить сообразительность и творческие способности.
5 класс
Репродуктивный уровень (воспроизведение информации)
Продуктивный уровень (самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза).
1. Выделите основные районы земледелия;
2. Подпишите столицы Древнего Египта;
1. Выдели наиболее благоприятные территории в Египте для занятий земледелием ( отдели с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями );
3. Обозначьте район пирамид;
2. Раздели территорию Египта на благоприятные и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте);
4. Покажите границу Египетского государства в 15 в. до новой эры.
3. Укажи наиболее опасные, на твой взгляд, участки Нила;
4. На карте обозначена территория государства Верхний Египет. Подумай, где могло находиться государство Нижний Египет? Отметь его на карте. Какое противоречие можно теперь увидеть на карте? Попробуй объяснить причину появления этого противоречия .
Для закрепления и изучения темы, учащимся можно предложить дома самим нарисовать контурную карту и в ходе изучения учебного материала обозначать на карте образование держав, городов, военные походы фараонов, места важнейших событий, большие реки и т.д По окончанию изучения главы, подводя итоги, ученик представляет карту и проводит самопроверку с помощью учителя. Таким образом, при подобном подходе, ученик не только получает знание о предмете, но и учится его добывать и использовать.
6 класс
Задание: (работа с картой в классе)
1. Внимательно рассмотрите предложенные вам карты 1 и 2.
2. В чём главное отличие в выборе места для города?
С чем это может быть связано?
Домашнее задание:
1.Выделите особенности формы старых русских городов (карты 3 и 4).
2.С чем может быть связано наличие различий (обратите внимание на время основания городов)?
3.Создайте свой город (выберите для него место, определите способ застройки, расположение улиц);
- Укажите на плане города детинец (при его наличии);
- Придумайте название для города.
Творческое задание по карте: - составляют собственные маршруты; - прокладывают пути; - прогнозируют ход битв. - С помощью карты и дополнительной литературы совершают путешествия по карте и составляют рассказ об этом путешествии.
Заполните в тетради таблицу на основе карты.
Крупные города Руси
Важнейшие торговые пути
Основные племенные объединения восточных славян
Соседние племена и племенные объединения
1. Какое государство изображено на карте: централизованное или раздробленное? По каким признакам вы определили? 2. Назовите русские княжества 12 века. 3. Что обозначает знак – город, подчёркнутый линией? Какой вывод можно сделать из этого факта? Что будет происходить с русскими княжествами? Определите, какие княжества появятся на территории Владимиро-Суздальского княжества? Подумайте, с какой опасностью могут столкнуться русские княжества? 4. На основании карты установите, о каком самостоятельном центре говорится: его владения простирались от Балтики до Приуралье, от Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки; он расположен на пересечении торговых путей, идущих в Балтийское и Чёрное моря, на Волгу; на его территории много озёр и рек.
С 7 класса вводятся карты, содержащие информацию об экономике. Например: определите по карте «Экономическое развитие России в XVII в.”, какие отрасли промышленности в это время получили развитие и в каких городах; на основе сопоставления данных соответствующих стенных карт сравните экономическое развитие России в 17в. и в 18 в.;
Карта «Россия с конца 17 в. по 60-е гг. 18 в.» Опишите территорию России в конце 17 в. К каким морям она имела выход? На основе анализа карты расскажите об Азовских походах в конце 17 в. Покажите и назовите территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому мирному договору. Поработайте с историческими картами, отражающими территорию России 17 – 18 вв. Установите, когда (в какой четверти, половине века) перечисленные территории вошли в состав России. Территории: Крым, Левобережная Украина и Киев, Эстляндия и Лифляндия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Правобережная Украина.
В старших классах формируется наиболее общее умение учащихся: систематизировать, обобщать и использовать в своих ответах фактические данные, извлечённые путём анализа содержания карт со сложной нагрузкой, в первую очередь тематических: «Революция 1905 – 1907 гг. в России», «Установление Советской власти в России», «Великая Отечественная война», «Карта мира после Первой мировой войны» и т.д. Чем чаще и интенсивнее тренируются школьники ориентироваться в изображённом на различных, всё новых картах, тем проще им будет в дальнейшем. Итак, от класса к классу, с изменением возраста учеников, усложняются их действия при работе с картой, растёт уровень самостоятельности.