СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе позволяет вспомнить и закрепить знания учащихся о неопределенной форме глагола.

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола.»

Урок в 5 классе.

Тема: Неопределенная форма глагола.


Цель деятельности учителя:научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме; формировать умение определять их в устной и письменной речи; развивать познавательную деятельность и навыки сотрудничества, развивать способности целеполагать, рефлексировать; воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о неопределённой форме глагола; окончании неопределённой формы; употребления глаголов в неопределённой форме; правильно употреблять в речи глаголы в неопределённой форме.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.

Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и исправляют ошибки с помощью учителя.

Познавательные: умеют передавать содержание текста.

Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, фонограмма «Лесная мелодия».

Основные понятия: инфинитив


Методы и формы обучения: Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.


Образовательные ресурсы: http: // www. uroki.net; http: // www. zavuch.info; http: // www.festival.1september.ru/subjects


Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация.


Основные понятия: инфинитив


Организационная структура урока


Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль


1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой.

Эпиграф к уроку:

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.

Мишель Монтень,

французский писатель


Слушают учителя, участвуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте.

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры.

-Эпиграфом (Цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора) к нашему уроку я взяла лова французского писателя Мишеля Монтеня.

Желаю вам самим добыть собственную мудрость.


В стране родного языка Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнем и сами до всего дойдем.


- Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, которая называется русский язык. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа.


Сбор багажа. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Какую тему вы изучаете сейчас на уроках русского языка?

Что вам уже известно о глаголе?

Вопросы на слайде.


Вспомните пословицы, в которых употреблены глаголы.

Книга мала, а ума прид..ла. (прош.вр.)

Книги ч..таю – мир открываю. (наст.вр.)

Не на пользу книги ч..тать, коль одни вершки хв..тать.(инф.)

Книги ч..тать – уныния не знать. (инф.)

Книга подобна воде — дорогу проб..ёт везде (буд.вр.)


- Какой общей темой объединены эти пословицы?

- Итак, багаж собран, отправляемся в путь.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.

фронталь

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно - следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.


Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения.

Наше первое испытание.

- Найдите общее (безударные гласные)

- Какие можете назвать различия? ( число, время, с приставками и без)


Распределите данные слова по временам. ТРОЕ К ДОСКЕ

Прош. Наст. Буд.

Придала читаю пробьет

открываю

Проверяем.

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднение?

- Слова читать, хватать, не знать в какой столбик записали? На какой вопрос отвечают?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из групп?

- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время, число.


Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем эти глаголы отличаются от других глаголов.

- На какие вопросы отвечают невыписанные глаголы? Время, число определить нельзя. Запишем их в строчку.


- А как бы вы назвали глагол, у которого нельзя определить.

Какова тема нашего урока?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта


6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий.










Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах.

Пред вами рюкзак путешественника с кармашками, в них мы будем складывать-записывать найденные, добытые знания.

Запишите на его кармашках, что вам известно о неопределенной форме

Что делать, что сделать, не изменяется


Много карманов заполнено?

Сформулируйте цель.

Знать, что такое неопределённая форма глагола, на какие вопросы отвечает

Уметь находить глаголы неопределённой формы в тексте

Научиться употреблять неопределенную форму глагола в речи


Проверим себя -прочитаем правило на с.103 и ответим на вопросы: расскажите друг другу правило

- Почему эта форма называется неопределенной?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие имеет окончания?

- Какая буква пишется после шипящей на конце глагола?

Заполним рюкзак: окончания ть, ти и нулевое в глаголах на чь


Обратите внимание на глаголы в рамочке. Это словарные слова, нужно запомнить их написание: таять, веять, сеять, затеять


Задание 2. Указанные глаголы запишите в форме инфинитива, распределяя по графам таблицы.

Стрижем, отнесем, зажгут, зацветают, , привела, поглядел, сеем, тают, пилит, плетут, запряжет.

-ть -ти -чь

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.



Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре

Фронтальная














В парах.

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.



Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, , сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Устные ответы











Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.


Физкультминутка


Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

Повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, и с хорошим настроем работаем дальше

Выполняем движения в соответствии с текстом

Фронтальная


Выполняют упражнения

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов

Достроить пословицы антонимами . РАБОТА В ПАРАХ. ОТВЕТЫ С МЕСТА

.Надо трудиться ,а не …

Умеешь ссориться .научись и …

Умел начать ,умей и …

Плохо медлить ,но плохо и…

Любишь брать ,люби и…


РАБОТА В ГРУППАХ.

Используя данные речевые модели, составить предложения. Выражающие просьбу разными способами

Извините, я прошу вас

Я попросил бы вас

Помогите мне

не поможете ли вы

Вам не трудно

Вас не затруднит

Вас просят


Читаем письмо.


- Вам понравилось письмо? Если нет, то почему? (Допущена речевая ошибка)

- Попробуем отредактировать текст. Какие слова нам для этого понадобятся?

(Записываем отредактированный текст).

Глаголы записываем поморфемно, подчеркиваем сказуемые.

МЕНЯЕМСЯ ТЕТРАДЯМИ.

Выполняют упражнения по выбору


В парах











Групповая (по рядам)













В парах.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

Письменная работа

8.Включение в систему знаний и повторение.

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы.

Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

-У вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задание по карточкам и вложите их в тетради.

3. Задание для сильных

Подберите подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.

Весной.

Хорошо весной _____ рано утром и ____ в сад. Приятно ____ на цветущие деревья, ______ пение птиц. Интересно ___ за поведением насекомых. Полезно_____ в саду и на огороде,_____ старшим по хозяйству.


2. Задание для средних.

Поставьте глаголы в неопределённую форму.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).


1. Задание самое легкое

Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

бегу –

жалею –

молчу –

говорю –

смотрю –

решаю –

служу –

ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ или МОЖЕМ НЕ ПРОВЕРЯТЬ ! собрать тетради в конце урока.



Инд

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Устные ответы

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Рефлексия.

Сегодняшнее путешествие закончилось. Что нового узнали о глаголе? Что у нас в рюкзачке? С какими знаниями мы пойдем дальше?

На какие вопросы отвечает

Какие окончания имеют

Почему эти глаголы так называются


Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 сек. Как можно ее закончить одним предложение.

Глаголы обозначают

Если бы не было глаголов

С помощью глаголов мы можем

Сегодня я узнал, что глаголы

Было трудно, когда я выполнял

Я выполнял задания

Я научился

У меня получилось

Я смог

Меня удивило

Урок дал мне для жизни

Мне захотелось


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Инд, фронт

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки.

Устные ответы

10.Домашнее задание


Упр. 621, задания по выбору

Записывают домашнее задание. Читают и объясняют задание.


Познавательные: Уметь выбирать решение.

Личностные: Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности.



Список использованной литературы:

Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учеб. дляобщеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2ч.М.:Просвещение, 2015.

Интернет –ресурсы:

http: // www. uroki.net;

http: // www. zavuch.info;

http: // www.festival.1september.ru/subjects




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!