Урок в 5 классе.
Тема: Неопределенная форма глагола.
Цель деятельности учителя:научить детей распознавать глаголы в неопределённой форме; формировать умение определять их в устной и письменной речи; развивать познавательную деятельность и навыки сотрудничества, развивать способности целеполагать, рефлексировать; воспитывать интерес к предмету, уважение к русскому языку
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, фонограмма «Лесная мелодия».
Методы и формы обучения: Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: http: // www. uroki.net; http: // www. zavuch.info; http: // www.festival.1september.ru/subjects
Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль | |
1.Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создает атмосферу сотрудничества и эмоциональный настрой. Эпиграф к уроку: Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. Мишель Монтень, французский писатель | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте. | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, операции. | Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры. | -Эпиграфом (Цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора) к нашему уроку я взяла лова французского писателя Мишеля Монтеня. Желаю вам самим добыть собственную мудрость. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнем и сами до всего дойдем. - Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по стране, которая называется русский язык. Каждый из вас будет вести дневник путешественника – это наши рабочие тетради, туда вы будете записывать добытые сведения. Запишем дату путешествия, классная работа. Сбор багажа. А теперь проверим, весь ли багаж вы собрали в путь. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | Какую тему вы изучаете сейчас на уроках русского языка? Что вам уже известно о глаголе? Вопросы на слайде. Вспомните пословицы, в которых употреблены глаголы. Книга мала, а ума прид..ла. (прош.вр.) Книги ч..таю – мир открываю. (наст.вр.) Не на пользу книги ч..тать, коль одни вершки хв..тать.(инф.) Книги ч..тать – уныния не знать. (инф.) Книга подобна воде — дорогу проб..ёт везде (буд.вр.) - Какой общей темой объединены эти пословицы? - Итак, багаж собран, отправляемся в путь. | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. | фронталь | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно - следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения. | Наше первое испытание. - Найдите общее (безударные гласные) - Какие можете назвать различия? ( число, время, с приставками и без) Распределите данные слова по временам. ТРОЕ К ДОСКЕ Прош. Наст. Буд. Придала читаю пробьет открываю Проверяем. - С чем согласны? Какие слова вызвали затруднение? - Слова читать, хватать, не знать в какой столбик записали? На какой вопрос отвечают? - Какая перед нами возникла проблема? - Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из групп? - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? Глаголы, у которых нельзя определить время, число. Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем эти глаголы отличаются от других глаголов. - На какие вопросы отвечают невыписанные глаголы? Время, число определить нельзя. Запишем их в строчку. - А как бы вы назвали глагол, у которого нельзя определить. Какова тема нашего урока? | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану. | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта 6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изученных нормах. | Пред вами рюкзак путешественника с кармашками, в них мы будем складывать-записывать найденные, добытые знания. Запишите на его кармашках, что вам известно о неопределенной форме Что делать, что сделать, не изменяется Много карманов заполнено? Сформулируйте цель. Знать, что такое неопределённая форма глагола, на какие вопросы отвечает Уметь находить глаголы неопределённой формы в тексте Научиться употреблять неопределенную форму глагола в речи Проверим себя -прочитаем правило на с.103 и ответим на вопросы: расскажите друг другу правило - Почему эта форма называется неопределенной? - На какие вопросы отвечает? - Какие имеет окончания? - Какая буква пишется после шипящей на конце глагола? Заполним рюкзак: окончания ть, ти и нулевое в глаголах на чь Обратите внимание на глаголы в рамочке. Это словарные слова, нужно запомнить их написание: таять, веять, сеять, затеять Задание 2. Указанные глаголы запишите в форме инфинитива, распределяя по графам таблицы. Стрижем, отнесем, зажгут, зацветают, , привела, поглядел, сеем, тают, пилит, плетут, запряжет. -ть -ти -чь | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, принимают участие в обучающей игре | Фронтальная В парах. | Коммуникативные: осуществляют совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, , сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Устные ответы Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
| Физкультминутка | Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится? Повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, и с хорошим настроем работаем дальше | Выполняем движения в соответствии с текстом | Фронтальная | | Выполняют упражнения |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов | Достроить пословицы антонимами . РАБОТА В ПАРАХ. ОТВЕТЫ С МЕСТА .Надо трудиться ,а не … Умеешь ссориться .научись и … Умел начать ,умей и … Плохо медлить ,но плохо и… Любишь брать ,люби и… РАБОТА В ГРУППАХ. Используя данные речевые модели, составить предложения. Выражающие просьбу разными способами Извините, я прошу вас Я попросил бы вас Помогите мне не поможете ли вы Вам не трудно Вас не затруднит Вас просят Читаем письмо. - Вам понравилось письмо? Если нет, то почему? (Допущена речевая ошибка) - Попробуем отредактировать текст. Какие слова нам для этого понадобятся? (Записываем отредактированный текст). Глаголы записываем поморфемно, подчеркиваем сказуемые. МЕНЯЕМСЯ ТЕТРАДЯМИ. | Выполняют упражнения по выбору | В парах Групповая (по рядам) В парах. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) | Письменная работа |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание работы. | Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями. -У вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задание по карточкам и вложите их в тетради. 3. Задание для сильных Подберите подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме. Весной. Хорошо весной _____ рано утром и ____ в сад. Приятно ____ на цветущие деревья, ______ пение птиц. Интересно ___ за поведением насекомых. Полезно_____ в саду и на огороде,_____ старшим по хозяйству. 2. Задание для средних. Поставьте глаголы в неопределённую форму. Как приготовить оладушки. Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём). 1. Задание самое легкое Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме. бегу – жалею – молчу – говорю – смотрю – решаю – служу – ПРОВЕРКА НА ДОСКЕ или МОЖЕМ НЕ ПРОВЕРЯТЬ ! собрать тетради в конце урока. | | Инд | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Рефлексия. Сегодняшнее путешествие закончилось. Что нового узнали о глаголе? Что у нас в рюкзачке? С какими знаниями мы пойдем дальше? На какие вопросы отвечает Какие окончания имеют Почему эти глаголы так называются Внимательно прочитайте начало фраз, выберите подходящую для вас фразу, подумайте в течение 30 сек. Как можно ее закончить одним предложение. Глаголы обозначают Если бы не было глаголов С помощью глаголов мы можем Сегодня я узнал, что глаголы Было трудно, когда я выполнял Я выполнял задания Я научился У меня получилось Я смог Меня удивило Урок дал мне для жизни Мне захотелось | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Инд, фронт | Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки. | Устные ответы |
10.Домашнее задание | | Упр. 621, задания по выбору | Записывают домашнее задание. Читают и объясняют задание. | | Познавательные: Уметь выбирать решение. Личностные: Мотивация к обучению и целенаправленной деятельности. | |
Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учеб. дляобщеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2ч.М.:Просвещение, 2015.
http: // www. uroki.net;
http: // www. zavuch.info;