СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Невидимые герои войны»

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение о тружениках тыла.

Просмотр содержимого документа
««Невидимые герои войны»»



Название (тема) работы

«Они сражались за Родину»,

«Невидимые герои войны»



«…Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!…»

( М.Исаковский)

Историю Родины можно изучать по учебникам и книгам, а можно, познавая жизнь обычных людей. Рассказать о судьбе каждого из миллионов участников войны и трудового фронта – к сожалению, невыполнимая задача. О некоторых событиях уже и поведать некому, утрачены многие документы, письма и фотографии – они ведь когда-то не были объектом истории. Потому так важно сохранить то, что еще осталось, найти тех, кто может еще рассказать, отыскать в семейных и государственных архивах документы.

Передо мной потускневшая от времени медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». Это награда моей прабабушки Карташовой Анны Алексеевны. Невидимые герои войны…

В то страшное военное лихолетье женщинам пришлось испытать все тяготы военного времени: корчевать лес, пахать пашню, сеять и убирать урожай, заготавливать дрова. Не передать словами того, что им пришлось пережить. Жизнь моей прабабушки тоже была несладкой.

За двадцать километров от села Гамалеевка был такой поселок – Пановка. Теперь нет его на карте. Но главное, что в этом поселке появилась на свет девочка, которая не совершала подвигов, как Жанна Д Арк, и не прославилась , как Любовь Орлова.

Анна Болотова(девичья фамилия) была второй дочерью, но семья быстро увеличилась в три раза. Отдыхать долго не приходилось, старшая сестра уехала учиться в Соль-Илецк, да так там и осталась. Все заботы о «младших» легли на плечи Анны, родители работали от зари до зари. В 15 лет собралась поступать учиться на медсестру, но все планы разрушила война. Отца забрали на фронт в 1943 году, мать-Лукерья Акимовна осталась одна с ребятишками. Анна продолжала трудиться в колхозе.

С грустью и болью прабабушка рассказывала об этом времени: «Это был изнурительный труд. Просо молотили на льду. Высыпали его на лед, пригоняли лошадей и гоняли их. За день намолачивали по пять центнеров. Летом убирали рожь и пшеницу, возили в село Гамалеевка на элеватор на изнуренных лошадях, кормить которых было нечем. И было тогда нам, девчонкам, по 16-17 лет. Мешки на элеваторе таскали на себе, не было тогда машин с бортами. Сдадим, бывало, зерно, а обратно в поселок ехать сил нет ни у нас, ни у лошадей.

Были у нас в бригаде кони, которых готовили на передовую. Тех-то кормили, а наши подбирали, что за ними останется. Чего уж говорить о том, что ели люди. Не дай Бог такого нашим детям и внукам пережить…»

Она часто вспоминала те трудные годы, нелегкую работу в колхозе. Хоть она и была совсем юной шестнадцатилетней девчонкой, но выполняла любую тяжелую работу. Не в счет были ни голод, ни холод, ни жара. Еще прабабушка вспоминает, что все время хотелось есть и спать. Помнит, как собирали в поле колоски, а мама лепешки пекла, из травы и свекольной ботвы варила суп.

«Помню, как утром идёшь на работу, а сама спишь, – вспоминает прабабушка. – Но мы работали из последних сил – так нужно было для Родины, для Победы. Мы понимали, что на фронте было куда труднее. Мы всегда помнили о наших отцах, братьях, мужьях, что сражались в боях за Родину, и считали, что мы в тылу тоже помогаем приближать Победу».

Как бы трудно ни было, они были тогда молодыми. Вечерами, после тяжёлого трудодня, молодежь собиралась и пела песни, хоть ненадолго забывая о трудностях военного времени.

Когда моя прабабушка рассказывала об этом, я слушал, затаив дыхание, и представлял её молодой и красивой. Сколько она пережила и вынесла! А ведь была такая хрупкая.

В 1949 году возвращались домой «запоздавшие» солдаты. Прадед Виктор Елисеевич Карташов, отслужив семь лет, вернулся в родной поселок. Устроился работать в колхоз. Здесь и познакомился с прабабушкой, которая в то время работала учетчицей. В 1950 году они зарегистрировались. В семье моей прабабушки четверо детей: сын и три дочери.

Все дети получили достойное образование. У прабабушки 10 внуков и уже 11 правнуков.

Прабабушка после войны работала до самой пенсии оператором машинного доения.

К военной медали прибавилась медаль «Ветеран труда».

Прабабушка никогда не сидела на месте, весь день была занята своими делами. К сожалению, прадед умер очень рано, но она не пала духом, продолжала жить, воспитывать внуков, правнуков. В ее доме всегда собиралась вся огромная семья, пахло пирогами. В огороде было полно всякой ягоды. Прабабушка любила собирать грибы, знала много лекарственных трав, потому что в больницу ходить не любила. Она всегда была очень живой и подвижной, но годы взяли свое… В 2016 году ее не стало… Прожила она 89 лет.


Все дальше уходят от нас те военные годы. Уходят от нас и наши родные, для которых та война – страшная страница жизни. Узнать правду о тех днях, передать её своим ровесникам – наша обязанность.

Беседуя с прабабушкой, я отметил её нежелание вспоминать о тех страшных годах. Объясняет она это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Она вновь переживает то время. Самое главное, что я понял, – всё уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Однако впечатления, чувства и эмоции людей, живших в то время, до сих пор волнуют собеседников. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне через воспоминания живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла – мы, их внуки и правнуки. И связь поколений никогда не прервется.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!