СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные техники рисования в младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Разные техники рисования являются эффективным инструментом самовыражения детей, способствующим становлению яркой, разносторонне развитой, творчески активной личности. Кроме того, нетрадиционный подход к организации изобразительной деятельности стимулирует природную любознательность и познавательную активность малыша. Творческое экспериментирование на занятиях по рисованию в младшей группе позволит расширить границы творческой фантазии ребёнка, пробудит вкус к художественной импровизации, разовьёт эстетическое восприятие мира и ручные умения, усовершенствует чувство формы и цвета.

Нетрадиционное рисование отличается художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычными приёмами работы, которые не требуют особых ручных умений и способностей, а больше напоминает игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого малыша. Кроме того, они дают ощущение новизны и являются толчком к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.

Трёхлетние дети ещё плохо держат кисть, не у всех детей проявился интерес к изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным творчеством и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая эстетический вкус и воображение, можно, если в работе использовать не только классические техники, но и попробовать поэкспериментировать с необычным материалом, например, листьями, штампами из овощей, солью, манкой, песком и т. д.

Значение применения альтернативных техник рисования:

• Способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть страхи и психологические зажимы.

• Развивают абстрактное мышление и воображение.

• Формируют целостное восприятие предмета, совершенствуют чувство цвета и формы.

• Создают условия для раскрытия творческого потенциала и свободного выражения индивидуальности детей.

• Знакомят детей со свойствами различных материалов.

• Прививают вкус к нестандартному мышлению и экспериментально-исследовательской деятельности.

• Развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.

• Позволяют испытать чувство радости и вдохновения, пробуждают желание творить, создают атмосферу эмоционального подъёма.

Какие техники применяются:

1. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.

2. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.

3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.

4. Набрызг — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки или пальчика. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.

5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.

6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или набрать краску и мазком с помощью кисти дорисовать.

7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.

Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.

Второй вариант — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками. Присыпать рисунок, нанесённый клеем, затем разрисовать с помощью красок

Третий вариант — с помощью цветного песка или соли создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.

8. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.

9. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.

10. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.

11. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку». Самый простой способ подготовки основы, который доступен даже четырёхлетним малышам, предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши. Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной бумаги с цветным рисунком. Когда бумага полностью высохнет, можно приступать к творческой части процесса создания необычного изображения, используя заострённые инструменты, например, стеки для лепки.

12. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры.

13. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.

14. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.

Виды штампов:

• Ватные диски.

• Деревянные фигурки.

• Круглые, овальные заготовки из моркови.

• Рельеф изображения, вырезанный на поверхности разрезанного пополам картофеля.

• Ровный срез скрученного листа капусты или пекинской капусты (оттиск в форме розочки).

• Половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).

• Тампон или кусочек поролона — прекрасный способ для быстрого тонирования фона, трафаретного рисование или передачи рельефной поверхности листвы, пушистой фактуры снега, меха, оперения и т. д.

• Листья не высушенные, на поверхность наносится краска и делается отпечаток.

• Бросовый материал: крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.

• Пластиковые или деревянные детали для конструктора.

• Пластилиновые штампики, на которых выдавливается изображение острым предметом.

• Соломинки для коктейлей с надрезами на конце, которые при расплющивании передают изображение в форме расходящихся лучиков.

• Толстые нитки, намотанные на основу, или клубочки.

Активное применение классических и альтернативных способов изобразительной деятельности на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в новый радостный мир необычных художественных техник, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж. Методика занятия, предполагающая отход от привычного копирования и подражания действиям воспитателя, создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка. Творческие игры рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют, нейтрализуют неуверенность ребёнка в себе и неверие в собственные силы.

 

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования в младшей группе»

Нетрадиционные техники рисования в младшей группе



Разные техники рисования являются эффективным инструментом самовыражения детей, способствующим становлению яркой, разносторонне развитой, творчески активной личности. Кроме того, нетрадиционный подход к организации изобразительной деятельности стимулирует природную любознательность и познавательную активность малыша. Творческое экспериментирование на занятиях по рисованию в младшей группе позволит расширить границы творческой фантазии ребёнка, пробудит вкус к художественной импровизации, разовьёт эстетическое восприятие мира и ручные умения, усовершенствует чувство формы и цвета.

Нетрадиционное рисование отличается художественной эффектностью и непредсказуемостью результата, необычными приёмами работы, которые не требуют особых ручных умений и способностей, а больше напоминает игру, которая помогает раскрыть творческий потенциал каждого малыша. Кроме того, они дают ощущение новизны и являются толчком к развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.

Трёхлетние дети ещё плохо держат кисть, не у всех детей проявился интерес к изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным творчеством и превратить рисование в занимательную игру, попутно развивая эстетический вкус и воображение, можно, если в работе использовать не только классические техники, но и попробовать поэкспериментировать с необычным материалом, например, листьями, штампами из овощей, солью, манкой, песком и т. д.

Значение применения альтернативных техник рисования:

• Способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть страхи и психологические зажимы.

• Развивают абстрактное мышление и воображение.

• Формируют целостное восприятие предмета, совершенствуют чувство цвета и формы.

• Создают условия для раскрытия творческого потенциала и свободного выражения индивидуальности детей.

• Знакомят детей со свойствами различных материалов.

• Прививают вкус к нестандартному мышлению и экспериментально-исследовательской деятельности.

• Развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.

• Позволяют испытать чувство радости и вдохновения, пробуждают желание творить, создают атмосферу эмоционального подъёма.

Какие техники применяются:

1. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.

2. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.

3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.

4. Набрызг — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки или пальчика. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.

5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.

6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или набрать краску и мазком с помощью кисти дорисовать.

7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.

Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.

Второй вариант — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками. Присыпать рисунок, нанесённый клеем, затем разрисовать с помощью красок

Третий вариант — с помощью цветного песка или соли создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.

8. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.

9. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.

10. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.

11. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку». Самый простой способ подготовки основы, который доступен даже четырёхлетним малышам, предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши. Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной бумаги с цветным рисунком. Когда бумага полностью высохнет, можно приступать к творческой части процесса создания необычного изображения, используя заострённые инструменты, например, стеки для лепки.

12. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры.

13. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.

14. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.

Виды штампов:

• Ватные диски.

• Деревянные фигурки.

• Круглые, овальные заготовки из моркови.

• Рельеф изображения, вырезанный на поверхности разрезанного пополам картофеля.

• Ровный срез скрученного листа капусты или пекинской капусты (оттиск в форме розочки).

• Половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).

• Тампон или кусочек поролона — прекрасный способ для быстрого тонирования фона, трафаретного рисование или передачи рельефной поверхности листвы, пушистой фактуры снега, меха, оперения и т. д.

• Листья не высушенные, на поверхность наносится краска и делается отпечаток.

• Бросовый материал: крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.

• Пластиковые или деревянные детали для конструктора.

• Пластилиновые штампики, на которых выдавливается изображение острым предметом.

• Соломинки для коктейлей с надрезами на конце, которые при расплющивании передают изображение в форме расходящихся лучиков.

• Толстые нитки, намотанные на основу, или клубочки.

Активное применение классических и альтернативных способов изобразительной деятельности на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в новый радостный мир необычных художественных техник, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж. Методика занятия, предполагающая отход от привычного копирования и подражания действиям воспитателя, создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка. Творческие игры рождают особую атмосферу, они окрыляют и вдохновляют, нейтрализуют неуверенность ребёнка в себе и неверие в собственные силы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!