СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные задачи на уроках математики как средство развития логического мышления обучающихся 4 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация - нестандартные задачи, 4 класс. В этом презентации есть методики для определения логического мышления школьниокв и способы их апробации..

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные задачи на уроках математики как средство развития логического мышления обучающихся 4 класса»

              Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)  ГБПОУ РС (Я)  «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского»  Предметно – цикловая комиссия преподавателей информатики и математики    Дипломная работа НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА   Обутова Сайыына Вячеславовна Специальность 440202 Преподавание в начальных классах Курс III, группа 311 Научный руководитель – Кириллина Валентина Кузьминична Форма обучения - очная   Вилюйск 2017

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г. Чернышевского» Предметно – цикловая комиссия преподавателей информатики и математики

Дипломная работа

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

Обутова Сайыына Вячеславовна

Специальность 440202

Преподавание в начальных классах

Курс III, группа 311

Научный руководитель –

Кириллина Валентина Кузьминична

Форма обучения - очная

 

Вилюйск 2017

Проблема исследования заключается в особой организации процесса обучения решения нестандартных задач, при котором у обучающиеся будет активно развиваться логическое мышление. Объект исследования – процесс развития логического мышления. Предмет исследования – нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. Цель исследования : выявить значение и особенности развития логического мышления у обучающихся начальных классов.

Проблема исследования заключается в особой организации процесса обучения решения нестандартных задач, при котором у обучающиеся будет активно развиваться логическое мышление.

Объект исследования – процесс развития логического мышления.

Предмет исследования – нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе.

Цель исследования : выявить значение и особенности развития логического мышления у обучающихся начальных классов.

Гипотеза . Можно предположить, что развитие логичности мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей обучающихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости. Задачи: 1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2) раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления младших школьников; 3) выработать систему мер по совершенствованию логического мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза . Можно предположить, что развитие логичности мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных приёмов деятельности, творческих способностей обучающихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости.

Задачи:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления младших школьников;

3) выработать систему мер по совершенствованию логического мышления младших школьников на уроках математики.

методы исследования: анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, беседа, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.

методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы,
  • наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности обучающихся,
  • беседа,
  • теоретический анализ и синтез,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • классификация и др.
База исследования: МБОУ «Мастахская СОШ им. Н.П.Егорова» Кобяйский улус.

База исследования: МБОУ «Мастахская СОШ им. Н.П.Егорова» Кобяйский улус.

Классификация 6 Обобщение Сравнение Синтез Логическое мышление Анализ Аналогия

Классификация

6

Обобщение

Сравнение

Синтез

Логическое мышление

Анализ

Аналогия

Мыслительный процесс Взрослого человека Младшего школьника С1-А-С2, С1-С2,  где где С1- первый синтез, С1- первый синтез, А-анализ, А-анализ,  С2-второй синтез.  С2-второй синтез.

Мыслительный процесс

Взрослого человека

Младшего школьника

С1-А-С2,

С1-С2,

где

где

С1- первый синтез,

С1- первый синтез,

А-анализ,

А-анализ,

С2-второй синтез.

С2-второй синтез.

Н.Ф. Талызина предлагает: формирование умения выделять в предметах свойства. формировать понятия об общих и отличительных признаках предметов. научить обучающихся отличать в предметах существенные (важные) свойства от свойств несущественных (неважных), второстепенных .

Н.Ф. Талызина предлагает:

  • формирование умения выделять в предметах свойства.
  • формировать понятия об общих и отличительных признаках предметов.
  • научить обучающихся отличать в предметах существенные (важные) свойства от свойств несущественных (неважных), второстепенных .
Концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я.Гальпериным 1 этап. ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия 2 этап. действия только представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, затем про себя). 3 этап. внешнее предметное действие упрощается и уходит во внутренний план.

Концепция «поэтапного формирования умственного действия», разработанная П.Я.Гальпериным

1 этап. ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия

2 этап. действия только представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, затем про себя).

3 этап. внешнее предметное действие упрощается и уходит во внутренний план.

Определении нестандартных задач Нестандартная задача– это задача, для решения которой, как правило, требуется логическое мышление, сообразительность, иногда применение нестандартного мышления, а не специальные знания высокого уровня. Задача является средством развития логически правильного мышления обучающихся и обязательно содержит условие, ясно выраженное или подразумеваемое, и главный вопрос, ответ на который и составляет ее решение Большая Советская Энциклопедия Т.Г. Макеева

Определении нестандартных задач

Нестандартная задача– это задача, для решения которой, как правило, требуется логическое мышление, сообразительность, иногда применение нестандартного мышления, а не специальные знания высокого уровня.

Задача является средством развития логически правильного мышления обучающихся и обязательно содержит условие, ясно выраженное или подразумеваемое, и главный вопрос, ответ на который и составляет ее решение

Большая Советская Энциклопедия

Т.Г. Макеева

Решение задачи осуществляется только с помощью мышления и никак иначе не осуществимо. Но мышление совершается не только в связи с решением задачи Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, учитывая и опираясь на те условия, которые указаны в задаче трактовка Фридмана Л.М. А. В. Брушлинский
  • Решение задачи осуществляется только с помощью мышления и никак иначе не осуществимо. Но мышление совершается не только в связи с решением задачи
  • Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, учитывая и опираясь на те условия, которые указаны в задаче

трактовка Фридмана Л.М.

А. В. Брушлинский

Особенности логических задач: не требуют большого запаса математических знаний, и для их решения можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики; почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику; - их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки.

Особенности логических задач:

  • не требуют большого запаса математических знаний, и для их решения можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики;
  • почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику;

- их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки.

Календарно - тематическое планирование проведенных внеурочных занятий   Дата Название методики 13.01. Всего выполнили Способность выделять существенное Сравнение 16.01. 12 Обобщение 12 Классификация 12 19.01. 12 Анаграмма Анализ отношений (аналогия) 12 12

Календарно - тематическое планирование проведенных внеурочных занятий

Дата

Название методики

13.01.

Всего выполнили

Способность выделять существенное

Сравнение

16.01.

12

Обобщение

12

Классификация

12

19.01.

12

Анаграмма

Анализ отношений (аналогия)

12

12

КТП поведенных уроков  Дата Группы и виды задач 23.01 1 гр Решение логических задач разными способами 24.01 2 гр 25.01 33,3% Решение логических задач 27.01 Решение логических задач с недостающими или лишними данными 33,3% 66,6% 66,6% 50 % Анализ и разбор решенных логических задач 30.01 83,3% 66,6% Проверочная работа 31.01 01.02 100% 83,3% Объяснение готового решения логических задач. 03.02 Решение логических задач 83,3% 33,3% 66,6% Решение логических задач и составление на примере задачи 06.02 50% 07.02 83,3% 66,6% Решение логических задач Разбор решенных логических задач и составление на примере задачи 66,6% 100 % 08.02 100 % 83,3% Составление логических задач 100 % 100% 100%

КТП поведенных уроков

Дата

Группы и виды задач

23.01

1 гр

Решение логических задач разными способами

24.01

2 гр

25.01

33,3%

Решение логических задач

27.01

Решение логических задач с недостающими или лишними данными

33,3%

66,6%

66,6%

50 %

Анализ и разбор решенных логических задач

30.01

83,3%

66,6%

Проверочная работа

31.01

01.02

100%

83,3%

Объяснение готового решения логических задач.

03.02

Решение логических задач

83,3%

33,3%

66,6%

Решение логических задач и составление на примере задачи

06.02

50%

07.02

83,3%

66,6%

Решение логических задач

Разбор решенных логических задач и составление на примере задачи

66,6%

100 %

08.02

100 %

83,3%

Составление логических задач

100 %

100%

100%

КТП проведенных внеурочных занятий  Дата Группы и виды задач 23.01. Зачёркивание, превращение, отгадывание чисел 26.01. Решение логических задач 30.01. Задачи – смекалки 02.02. Задачи – шутки 06.02. Сюжетные задачи 09.02. Математические фокусы

КТП проведенных внеурочных занятий

Дата

Группы и виды задач

23.01.

Зачёркивание, превращение, отгадывание чисел

26.01.

Решение логических задач

30.01.

Задачи – смекалки

02.02.

Задачи – шутки

06.02.

Сюжетные задачи

09.02.

Математические фокусы

Сравнение результатов самостоятельных работ

Сравнение результатов самостоятельных работ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!