Орехова Ольга Юрьевна,
учитель математики и информатики
ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа №1»
Нестандартные формы урока: урок-аукцион
Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения всё новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определённого опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов.
Молодой человек в современном обществе только тогда сможет быть конкурентоспособным, когда он будет обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и компетентностями: ключевыми, метапредметными и предметными. В связи с этим возникла необходимость изменения приоритетов в образовании, изменения содержания, форм и методов работы.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса к учебному труду, которые содействуют формированию и развитию универсальных учебных действий у учащихся. Они явились реакцией учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся.
По определению И. П. Подвласова, нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности.
Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все
учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.
Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельность в обучении.
Проведение нестандартных уроков целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.
В данной статье приведу пример урока-аукциона, который я провожу на уроках геометрии в 9 классе, при обобщении темы «Площадь треугольника» и «Площадь круга и его элементов».
Методика проведения урока-аукциона
Подготовить 10-12 задач на готовых чертежах по данной теме на одном листе так, чтобы учащиеся могли увидеть сразу все задачи.
Каждая задача должна иметь свою цену – оценку (самые легкие: на применение прямой формулы - «3», средней сложности: требующие поиска нужной формулы – «4», высокой сложности: требующие поиска хода решения – «5»).
Ребятам выдаются листы, проговаривается правила аукциона.
Правила аукциона:
Можно выбирать любую задачу для решения.
Если задача решена, поднять руку для проверки учителем (или
консультантом).
Если задача решена верно, лот «продан» и снимается в «продажи».
Учащий выходит к доске, записывает фамилию и имя, номер задачи
и оформляет решение задачи, получает свою оценку.
У доски могут работать 5-6 человек сразу.
Учащиеся класса обсуждают решения задач, оформленных на доске, и записывают их в тетрадь. Если учащимися найдено иное решение, то оно также выносится на общее обсуждение.
При подготовке и проведении урока-аукциона есть свои особенности.
Во-первых, уровень самоорганизации в классе должен быть достаточно высоким.
Во-вторых, учителю необходимо знать все возможные решения предлагаемых задач, прогнозировать затруднения у учащихся.
В-третьих, учителю приходиться быстро реагировать на действия учащихся в ходе решения, во избежание несправедливого выбора. Может быть целесообразно привлекать на такие уроки старшеклассников или студентов-практикантов в качестве наблюдателей-организаторов.
На практике доказано, что такие уроки-аукционы очень интересны школьникам, вдохновляет их на творчество, поиск решений. Не маловажным моментом является здоровый азарт и гордость за свое решение задачи первым.
Предложенные ниже задачи успевали решить за 40 минут урока, и почти половина класса получили оценки, даже самые слабые учащиеся включились в работу и выходили к доске.
«Площадь круга и его элементов»
«Площадь треугольника»
На своих уроках я использую готовые чертежи из книги Э.Н. Балаян, Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ГИА и ЕГЭ: 7-9 кл, Ростов н/Д: Феникс, 2013.