СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы обучения на уроках иностранного языка для активизации деятельности обучающихся (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются нестандартные формы обучения на уроках иностранного языка. Такие уроки включают в себя методы различных форм обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся и повышение эффективности преподавания.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы обучения на уроках иностранного языка для активизации деятельности обучающихся (из опыта работы)»

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

О.С. Панькова, преподаватель иностранного языка

высшей квалификационной категории

Курский электромеханический техникум,

Курск (Россия)


Ключевые слова: нетрадиционный урок, повышение эффективности преподавания, повышение эффективности личности в социуме, урок-размышление, рефлексия, эмоциональная компетентность, развитие эмоционального интеллекта.

Аннотация: В данной статье рассматриваются инновационные формы и методы обучения на уроках иностранного языка нетрадиционной направленности, стимулирующие коммуникативную деятельность студентов.



Проблема преподавания иностранного языка в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В центре нашего внимания находятся средства формирования коммуникативных навыков.

Для организации благоприятного климата, ориентирующего студента на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать его деятельность.

Наше педагогическое творчество, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет вернуть утраченный интерес к изучению иностранного языка. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить преподавателю готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и контингент обучающихся. Здесь нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Нетрадиционный урок – это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности преподавателя и студентов, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности обучающихся на уроках и повышение эффективности преподавания. 

Нетрадиционные уроки: урок-размышление

(из опыта работы)

Размышление – один из самых сложных и в то же время самых притягательных видов познавательной и рефлексивной деятельности человека, без которого невозможно личностное развитие.

Урок-размышление активизирует не только когнитивные, но и мыслительные процессы личности, развивает у обучающегося творческое начало, умения и навыки репрезентации собственных суждений, умозаключений и выводов. Урок-размышление позволяет педагогу реализовывать персонифицированный подход к обучению студентов посредством разноуровневых заданий, вовлечения обучающихся в совместный поиск ответов по обсуждаемой проблеме с предоставлением возможности каждому поучаствовать в разворачивающемся на уроке диалоге.

Урок-размышление играет особую роль в формировании вторичной языковой личности. Он способствует усвоению иноязычной лексики, развитию языковой, речевой и социокультурной компетенции в созданном на уроке пространстве работы мысли.

Урок-размышление побуждает обучающихся выбирать позицию активного субъекта познания. Такие уроки обладают высоким воспитательным потенциалом.

На материале моего урока «Портрет идеального политика»обучающиеся получают возможность размышлять о характеристиках идеального политика, а значит – и человека. Черты личности идеального политика неизбежно каждый рассуждающий на эту тему наполняет личностным смыслом.

Для этого мы на уроке вначале изучаем лексику, прилагательные, передающие нам разные черты характера человека. Например:honest– честный,gifted– талантливый, ambitious– самолюбивый, self-reliant– самоуверенный, ruthless – жестокий, безжалостный, cunning– хитрый, reticent – сдержанный, молчаливый, fair– справедливый, patient– терпеливый, courageous –отважный, смелый…

Затем студенты работают в группах и составляют ассоциаграммы (см. рис. 1). Первая группа выбирает положительные черты характера, вторая – отрицательные, а третья – черты характера присущие идеальному политику.


Рис. 1 Работа студентов над ассоциаграммами

После составления ассоциаграмм, студентыпредставляют их у доски, используя необходимые речевые обороты для размышления.

Phrasestobeused:

  • As far as I know… Насколько я знаю…

  • I suppose… Я предполагаю…

  • I think… Я думаю…

  • I believe… Я считаю…

  • Inmyopinion… С моей точки зрения…

Следующий этап размышления на уроке – это работа с электронной презентацией, где показаны портреты известных политиков. Обучающиеся называют имя политика и страну, которую он представляет, по-английски. Используя новую лексику, речевые обороты размышляют и дают характеристику политикам.

И заключительным этапом урока-размышления является составление портрета идеального политика, опираясь на все сообщения студентов и размышления о личностных и профессиональных качествах выбранных политиков. Такой словесный портрет студенты составляют, отвечая на соответствующие вопросы преподавателя.

1. Should it be a man or a woman?

2. What traits of character are useful for a politician? (A politician should be honest…

3. What traits of character are undesirable? (To my mind undesirable traits are as follows…

4. Should he/she know any foreign languages?

5. Have you got an example of a politician to follow? Whoarethey?

Так рассуждая о политиках, мы обязательно добавляем, что политик – тоже человек. И, следовательно, на таком уроке развивается представление о нравственности, о том, какие качества личности вызывают уважение у окружающих, в каком направлении нужно работать над собой, чтобы стать лидером.

Основная воспитательная цель урока –  воспитание гражданской позиции, гражданской ответственности, любви к своей стране, уважения к другим народам. Урок-размышление позволяет достигать этой цели не через назидание, а путем активизации внутренних ресурсов самого обучающегося, вовлеченного в диалог-размышление.

Кроме того, обучающимся, в качестве домашнего задания предлагается сочинение-эссе «Портрет идеального политика». Таким образом, собирательный портрет идеального политика, приобретет личностный смысл, обучающиеся получают возможность продолжить размышление над поставленной проблемой, формируя свое собственное понимание идеального политика. Для написания сочинения-эссе студенты опять же пользуются основными языковыми средствами оформления рассуждения-размышления (см. таб. 1).

Виды

рассуждения

Вводные слова,

наречия

Союзы

Речевые обороты

Размышление

По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом

Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что

Я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; предположим, что…; допустим, что…; я согласен с тем, что…; некоторые сомнения у меня возникают, когда…;я могу с уверенностью сказать, что…; я убеждён, что…; мне хочется сделать вывод о том, что…

Thinking

In my opinion, , I think, most likely, obviously, so, therefore

Началоформы

Конецформы


Because, since, so, unless, although, though

I believe that...; let's compare...; try to understand...; the reason is that...; this can be explained by the fact that...; it all depends on that...; this suggests that...; it turns out that...; supposing that...; close to me the idea that...; I agree that...; some doubts I'm having, when...;I can confidently saythat...; I want to conclude that...


Таблица 1

Рефлексия: предметная и эмоциональная

(из опыта работы)

Обязательной составляющей современного нетрадиционного урока является рефлексия. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексия — то, что ты взял с урока, понял и изложил собственными словами. Она возникает на всех этапах учебной и педагогической деятельности, проявляясь в различных формах и видах этой деятельности (мышлении, решении учебных задач, кооперации и коммуникации, самосознании и др.). Рефлексивный подход помогает обучающимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Использование различных приемов, позволяющих провести рефлексию на уроке иностранного языка, может побудить студентов принимать на себя ответственность за свое учение, сделать обучение иностранному языку более эффективным.

Повышение эффективности личности в социуме и в деятельности - основная функция рефлексии. Именно рефлексия является универсальным механизмом изменения, совершенствования личности. Поэтому рефлексия как уникальная человеческая способность обращать свое сознание на себя, наблюдать за актами собственного мышления может являться одним из факторов развития эмоциональной компетентности.

Эмоциональная компетентность в последнее время приобретает все большую популярность, становится новым критерием достижения успеха для каждого. Поэтому на своем занятии рефлексию я стараюсь направить на развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной компетенции.

Методы рефлексии на моем уроке:

1. На этапе мотивации рефлексия - «Поделись настроением»: рефлексия происходит с началом занятия при постановке вопросов: Howareyou? Are you in a good mood?

2. Метод рефлексии «Цветок». Этот метод рефлексии имеет своё начало на этапе целеполагания и формулирования учебной задачи и завершается уже на самом этапе рефлексии в конце урока. Такая рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Сам метод: из цели и задач урока я составляю красочный цветок, где лепестки – это задачи урока, а сердцевина – цель. Задачи урока, написанные на лепестках, зачитывают и разбирают студенты, цель на сердцевине озвучивает преподаватель. В конце урока на этапе рефлексии преподаватель задаёт вопрос студентам «Все ли задачи мы рассмотрели? Достигли ли цели? Если да, прошу вновь составить цветок!

3. Рефлексия с оценкой эксперта:

Преподавательпредлагает студентам с опорой на слайды электронной презентации выполнить упражнения, используя лексику предыдущего занятия по пройденной теме.

Обучающиесяработают в малых группах. Каждая группа-команда отвечает на вопросы преподавателя (перед ответом члены группы могут посоветоваться и сформулировать коллективный ответ, который и будет озвучен). Ответы студентов оценивают эксперты от каждой команды. За каждый правильный (безошибочный) ответ эксперт выдает зелёную карточку; если ответ верен, но имеются грамматические ошибки – жёлтую карточку; за неправильный ответ – красную карточку. Перед тем как выдать карточку определённого цвета, эксперт комментирует своё решение, например: Ithinkyouareright. I’mgivingyouagreencard. (Я считаю, что ты прав. И поэтому я даю тебе зелёную карточку.) (см. рис. 2)

Рис. 2 Эксперт оценивает работу команды

4. Рефлексия «Поделись эмоциями» (см. рис. 8): на заключительном этапе занятия студенты выбирают смайлики настроения подходящие их эмоциям, чувствам, имеющим место быть к концу занятия.

«Алгоритм размышления»: из опорных фраз студенты выбирают подходящую конструкцию для объяснения своей эмоции. Ниже предлагаю рассмотреть схематичный рисунок 3 с необходимыми словами и фразами для выражения эмоций на английском языке.

Рис. 3 Поделись эмоциями

7. Рефлексия содержания учебного материала на основе стихотворения (на фоне музыки).

На нашем уроке о политиках, мы со студентами пытались составить портрет идеального политика, рассматривая положительные и отрицательные черты характера человека, и, выбирая из них наиболее подходящие к личности хорошего, идеального политика. И, говоря о рефлексии, я старалась подвести студентов к нравственному выводу: какие бы жизненные обстоятельства не складывались, как бы высоко не возносила судьба, главное, сохранить человеческое лицо, остаться верным самому себе и своему долгу. И один из ярких этапов рефлексии настроения и эмоционального состояния являлось прочтение студентами стихотворения Р. Киплинга «Если…» на английском и русском языках.

Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой. Таким образом, воспитывается высоконравственная, само организованная личность.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок / В.И. Сад-кина. – Ростов н/Дону: Феникс, 2014. – 87 с. (Золотая педагогическая коллекция)

  2. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие. Ростов н/Д:Феникс, 2009. – 281 (Сердце отдаю детям)


INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF EDUCATION IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

OF NON-TRADITIONAL DIRECTION

(FROMOWNEXPERIENCE)

O.S. Pankova, teacher of a foreign language of the highest qualification category

Kursk Electromechanical College,

Kursk (Russia)


Keywords: non-traditional lesson, increase of teaching efficiency, increase of individual effectiveness in society, lesson-reflection, reflection, emotional competence, development of emotional intelligence.

Abstract: This article considers innovative forms and methods of teaching in foreign language lessons of non-traditional orientation, stimulating communicative activity of students.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!