СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы обучения как условие эффективности проведения уроков математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы обучения как условие эффективности проведения уроков математики»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОМЫШЛЕННО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ




МИКРЮКОВА Н.С.


преподаватель математики








г. Дальнереченск

2021г.

Нестандартные формы обучения как условие эффективности проведения уроков математики




Микрюкова Нина Сергеевна, преподаватель математики КГА ПОУ «ПТК» г. Дальнереченск







В работе предоставлены методические материалы по нестандартным формам проведения уроков математики в колледже (методические разработки открытых уроков по учебной дисциплине «Математика», творческие работы учащихся, контрольно – измерительные материалы).
















@ Микрюкова Н. С.

@ [email protected]

Адрес: 692138, г. Дальнереченск, ул. Полтавская, 13

Телефон/факс: 8(256)25-1-89

Е-mail: pu-27@mail


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Ведение

  2. Нестандартные формы обучения как условие эффективности проведения уроков математики

  3. Результативность использования нестандартных методов работы

  4. Методическая разработка открытого урока








ВВЕДЕНИЕ

Современное общество предъявляет высокие требования к студентам среднего профессионального образования в овладении основными математическими знаниями. Владение математическими знаниями необходимо, чтобы быть конкурентноспособной личностью на рынке труда. В этой связи возникает необходимость связывать обучение математики с бедующей профессией студента.

“Урок – это зеркало, общей и педагогической культуры преподавателя, - как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.”

Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый человек за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Уроку посвящена каждая четвертая книга по дидактике. От урока тянутся сотни не замечаемых с первого взгляда незримых связей к внеклассной работе, взаимоотношениям преподавателей и родителей, к отношениям в педагогическом коллективе, к содержанию и направленности методической работы колледжа.

В процессе обучению математике моя основная цель сформировать у студентов умения применять полученные знания при решении различных задач. Процесс обучения практической математики включает развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.


Нестандартные формы обучения как условие эффективности проведения уроков математики


Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.

Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности обучающихся на самом уроке, которые приводят к заинтересованности ребят в изучении предмета, желанию вновь и вновь познавать новое. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность, способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Основные задачи нетрадиционного урока

1. Общекультурное развитие

2. Личностное развитие.

3. Развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся.

4.Формирование умения учиться.

5. Развитие коммуникативной компетентности.

6. Создание условий для атмосферы творческого поиска

Принципы нестандартных уроков

- отказ от шаблона в организации урока;

- максимальное вовлечение учащихся группы;

- не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока

- поддержка альтернативности множества мнений;

- развитие функции общения на уроке

- “скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям, интересам, склонностям.

Признаки нетрадиционного урока

1.Несет элементы нового, познавательного.

2.Ипользуется внепрограммный материал.

3.Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

4.Достигается эмоциональный подъем обучающихся в ходе выполнения творческих заданий.

5.Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

6.Создается инициативная группа из обучающихся.

Группа нестандартных уроков

1.Уроки отражающие современные общественные тенденции (урок построенный на инициативе учащихся)

- урок смотр знаний;

- урок-диспут;

- урок с применение ИКТ

2.Уроки с использованием игровых ситуаций:

- урок ролевая игра, урок - пресс-конференция, урок-соревнование, урок КВН, урок путешествие, урок–аукцион, урок с использованием дидактической игры , урок –театрализованное представление

3.Уроки творчества

- урок-сочинение;

- урок - выпуск “живой газеты”;

- урок изобретательства.

4.Традиционные уроки с новыми аспектами:

- урок - семинар;

- урок решения задач;

- урок-конференция;

- урок-зачет;

- урок – консультация.

5 Уроки с измененными организациями:

- урок лекция, защита знаний, защита идей, проектов ,урок-встреча;

- урок – сюрприз, урок-творчества, урок-бенефис, урок “удивительное рядом”, урок защита фантастического проекта

6.Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ:

- экскурсии, литературная гостиная, путешествие по стране, поездка на поезде, урок – экспедиция , уроки с игровой состязательной основой , урок –домино, “ Следствие ведут знатоки”, игра дуэль.

7. Уроки трансформация стандартных способов организации

- урок-консультация, практикум, теле - урок, конференции

Несколько советов по подготовке нестандартного урока

1.Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения

3.Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся

Недостатки, которые допускаются педагогами при организации нестандартных уроков

1. Стихийность и бессистемность применения;

2. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом

Достоинства и преимущества нетрадиционных уроков:

- заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику;

- активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного процесса;

- овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы. Нестандартные уроки восполняют проблемы репродуктивных методов недостаточность дифференциации; мобильность структуры; формирование субъективных отношений за счет увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки; изменение эмоционального фона урока; оценивание знаний учащихся на всех этапах урока.


Результативность использования нестандартных методов работы


Проведение нестандартных уроков способствует повышению эффективности обучения, даёт возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Данные уроки позволяют развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повышается интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Интерес к работе был вызван и необычной формой проведения урока. Такие занятия позволили шире вводить элементы занимательности. Исходя их наблюдений и результатов анкетирования, можно сделать вывод, что перегрузка учащихся снизилась.

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом

Как известно, целью обучения в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются новые, нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.


Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Приморский промышленно-технологический колледж»













Методический материал проведения математического вечера для студентов I и II курсов.

( внеклассная работа)





Автор - преподаватель Микрюкова Нина Сергеевна





















г. Дальнереченск 2017г.

Аннотация.

Математический вечер для студентов – внеклассное мероприятие, которое имеет воспитательные и образовательные цели.

Вызывает интерес к предмету, преображает знания о явлениях окружающего мира, оказывает большое влияние на развитие логического мышления и пространственного воображения студента.

Материал можно использовать для внеклассной работы - проведения недели математики и различных конкурсов эрудитов.

Создать блог в Google для обсуждения деталей математического вечера.

Цели проведения:

  1. Повышение интереса к изучению математики как элементу общечеловеческой культуры, популяризация математических знаний среди студентов посредством занимательных задач для развития познавательного интереса.

  2. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала, развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности, навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.

Оборудование: проектор, презентации.











План проведения вечера.

1. Презентация «Математическое путешествие в мир гармонии»

2. Сервировка стола салфетками.

3. Игра «Клуб знатоков»

4. Презентация «Математика для будущего и в моей профессии»

5. Видео «13 интересных фактов о математике»

6. Шуточная сценка по математике

7. Ералаш.

Ход математического вечера.


Ведущий. Приветствие. Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Это улыбка. Так давайте друг другу улыбнемся. Она придаст нам уверенности.

Математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также мои ваши любимые смартфоны и компьютерные игры.

Во всех школах мира детей учат математике, потому что математика самое главное знание, которое даже раньше уважали и обожествляли. Поэтому и мы должны подружиться с математикой.

Один очень умный человек давным-давно сказал, что математика нужна человеку для того, чтобы навести порядок в своей голове. (2м)


I. Презентации

Математическое путешествие в мир гармонии (Хоменко Наташа)5 м


II. Сервировка стола (мастер класс)

При правильной сервировке стола необходимо соблюдать правила гармонии.

Вкусные блюда, красиво сервированные на столе, создают приподнятое настроение. ... Три главных принципа сервировки – удобство, симметрия и опрятность – сделают для гостей ваш стол приветливым.

Особое внимание при сервировке стола уделяется салфеткам.

Мастер класс сервировки стола салфетками (Хоменко Наташа, Дмитриева Валенитина)


Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем.

III. Игра «Клуб знатоков». Задания составляем в программе OnlineTest Pad – создание тестов и игр

Правила игры: Участвуют все зрители. Выигрывает тот кто наберет большее число баллов. За правильный ответ вы получите медаль.

1. Не могли бы, вы, точно сообщить, когда начнется 22 век? (10)

Ответ: (1 января 2101года)

2. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

Ответ (на 19- день)

3. Назовите литературные произведения в названии, которые содержат числа: 3, 20, 12, 1000?

4. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр? (диаметр)

5. Кто тяжелее? Первый людоед, который весил 48 кг и съел на ужин второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)

6. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько понадобится времени, чтобы сварить 3 яйца всмятку?

7. Чему равен объем куба с ребром 2 см? (8)

8. Анаграмма “ДВАКТАР”. (квадрат)

9. Анаграмма “ЯМАПРЯ”.(прямая)

10. Анаграмма “УИЦКЛЬР”. (Циркуль)

11. Чем кончается как день, так и ночь? (мягким знаком)

12. У фермера было стадо из 17 овец. Все за исключением 9 околели. Сколько овец осталось? (9)

13. Назовите великих математиков?

15. Горят 7 свечей. Из них 4 потушили. Сколько осталось свечей?(7)

16. Что найдём, если расстояние разделим на скорость?(время)

17. Цифры, используемые в современной математике? (арабские)


Подвести итоги вручить медали за 1, 2, 3 места


Ведущий: Ребята, когда вы пришли учиться в колледж вы обратили внимание, что в расписании уроков есть математика. А не возник ли у вас вопрос? Я получаю профессию «Повар, кондитер», зачем мне нужна эта дисциплина? Как вы думаете, а математика может пригодиться повару или кондитеру в его профессиональной деятельности? Где? (беседа)

IV. Презентация. « Математика для будущего и в моей профессии» (Чертоляс Витя) 5 м

V. Видео «13 невероятных фактов о математике.»

VI. Шуточные сценка по математике.

Ведущий. А теперь посмотрим сценку «Правильный ответ», которую подготовили на Саранчук Анастасия и Хоменко Наташа.


Сценка "Правильный ответ"(2)


Учитель: Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

Ученик: А что делить, Михаил Иванович?

Учитель: Ну, допустим, четыре яблока.

Ученик: А между кем?

Учитель: Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

Ученик: Тогда три мне и одно Сидорову.

Учитель: Почему это?

Ученик: Потому, что Сидоров одно яблоко мне должен.

Учитель: А сливу он тебе не должен?

Ученик: Нет, сливу не должен.

Учитель: Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

Ученик: Четыре. И все Сидорову.

Учитель: Почему четыре?

Ученик: Потому что я сливы не люблю.

Учитель: Опять неправильно.

Ученик: А сколько правильно?

Учитель: А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю!

Ведущий: Ералаш (4).


Заключение. Вот наш математический вечер подошел к концу. Спасибо всем нашим выступающим, зрителям за активное участие. До свидание.



Открытый урок по теоретическому обучению

Предмет: Математика, английский язык

Профессия по CПО: Мастер общестроительных работ

Курс-2

Группа - 52

Тема урока: «Геометрия в древней архитектуре и строительстве»

Цели урока:

- образовательная – повторить учебный материал о геометрических телах; познакомить учащихся с их названиями, основными элементами геометрических тел на английском языке; практиковать учащихся в решении задач на русском и английском языке.

- развивающая- познакомить учащихся с древней архитектурой; с рукотворными Чудесами Света; особенностями их строительства. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение применять знания, полученные на других предметах в нестандартной учебной ситуации;

- воспитательная - воспитывать уважение к чужой культуре, интерес к прошлому человечества;

КМО урока: компьютер, проектор, презентация на английском языке «Семь Чудес Света», док. фильм «Семь Чудес Света»; модели геометрических тел, раздаточный материал.

Тип урока: повторение и закрепление изученного материала

Вид урока: интегрированный урок математики и английского языка

План урока:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока, объяснение хода урока-игры.

3. Основная часть урока

4. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.



Ход урока:

1.Организационный момент:

2.Приветствие учащихся и присутствующих гостей. Сообщение темы, целей и хода проведения урока.

3. Основная часть урока

3.1 Повторение названия геометрических тел на русском языке, знакомство с их названием на английском языке, запись слов в тетрадь:

pyramid- пирамида

cylinder- цилиндр

parallelepiped- параллелепипед

prism - призма

cone – конус

3.2 Презентация « Семь Чудес Света»

а) просмотр и перевод текста презентации на русский язык;

б) ответы на вопросы к презентации

- перечислить названия Чудес Света на английском языке и русском языке;

- какие геометрические тела в лежат в основе этих архитектурных памятников

3.3. Подготовка к решению задач:

Ознакомление с основными элементами геометрических тел:

summit- вершина

height - высота

side, border- грань

rib - ребро

base- нижнее основание

square - квадрат

triangle – треугольник (запись новых слов в тетрадь)

area- площадь


3.4. Решение задачи о Пирамиде Хеопса.

The base of Pyramid Heaps is a square, which sides are 230.35 m. Нeight of this Pyramid is 146.71 m. The size of football field is 105 x 68 m. How many football fields can accommodate in the base of Pyramid Heaps?

  • чтение и перевод условия задачи на русский язык;

(Основанием Пирамиды Хеопса является квадрат со стороной 230,35 метра. Высота Пирамиды равна 146,71 м. Размер футбольного поля равен 105х68 м. Сколько футбольных полей может поместиться в основании Пирамиды Хеопса?)



  • решение задачи на русском языке.



4.Подведение итогов урока. Объявление оценок за урок.



5. Домашнее задание: сообщение о Чудесах Света, составить текст геометрической задачи на английском языке.



Литература:

  1. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. –М.:ВАКО, 2010.-144 с.

  2. Нестандартные уроки английского языка 5-11 классы. Сост. Бусова С.Ю.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 г.- 80 с.

  3. А.Л.Луговая Английский язык для строительных специальностей средних профессиональных учебных заведений.

  4. Интернет-ресурсы.

  5. http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

  6. http://www.lessons.irk.ru

  7. http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253

  8. http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!