СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные формы и приёмы работы с грамматическим материалом учитель Денисенко М.А.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

формы работы с грамматикой на уроке немецкого языка

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные формы и приёмы работы с грамматическим материалом учитель Денисенко М.А.»

Нестандартные формы и приёмы работы с грамматическим материалом

Нестандартные формы и приёмы работы с грамматическим материалом поддерживают интерес к иностранному языку и способствуют лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Почти в любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элемент игры. Видоизменяя игровые ситуации, я стараюсь создать условия для автоматизации логических единиц и грамматических явлений. Это активизирует внимание, развивает память, мышление, способствует более быстрому выходу в речь.

Приведу несколько примеров моей работы над некоторыми грамматическими темами.

1.Например в 5 классе на первых уроках при тренировке учащихся в спряжении глаголов sein, haben, werden мы используем считалки, которые помогают быстро усвоить предложенный материал.

sein haben

ich bin ich habe

du bist du hast

er ist er hat

Wer ist bei uns Artist? Wer ist bei uns Akrobat?

wir sind wir haben

ihr seid ihr habt

sie sind sie haben

Du bist Artist, mein Kind! Wir sind keine weißen Raben!

werden

ich werde

du wirst

er wird

Du bist Dompteur, mein Kind!

wir werden

ihr werdet

sie werden

Wir reden sogar mit den Pferden!

2.Для закрепления модальных глаголов: wollen, können, dürfen, mögen, sollen, müssen, использую следующие рифмовки:

Ich will, ich kann, ich soll, ich muss

Das Lernen ist´s harte Nuss (ед.ч.)

Wir wollen, wir können, wir sollen, wir müssen

wir knacken gern die harten Nüsse! (мн.ч)

Ich will doch immer lustig sein

du willst doch immer lachen

er will auch manchmal fleißig sein

und machen fälle Sachen. (ед. ч.)

Wir wollen immer lustig sein

ihr wollt doch immer lachen

sie wollen immer fleißig sein

Sie wollen Vieles machen. (мн.ч.)

Таким образом, можно закрепить спряжение всех модальных глаголов.

3.При работе над темой „Perfekt“ в 5 классе можно представить учащимся глаголы в рифмованном виде так, чтобы они могли сопоставить и отработать их сразу в трёх временных формах, например:

Präsens Präteritum Perfekt

ich mache ich machte ich habe gemacht

ich lache ich lachte ich habe gelacht

ich suche ich suchte ich habe gesucht

ich schmücke ich schmückte ich habe geschmückt

ich denke ich dachte ich habe gedacht

ich bringe ich brachte ich habe gebracht

ich muß ich mußte ich habe gemußt

ich weiß ich wußte ich habe gewußt

ich soll ich sollte ich habe gesollt

ich will ich wollte ich habe gewollt

ich lese ich las ich habe gelesen

ich bin ich war ich bin gewesen

ich sitze ich saß ich habe gesessen

ich esse ich aß ich habe gegessen

ich bleibe ich blieb ich bin geblieben

ich schreibe ich schrieb ich habe geschrieben

ich werde ich wurde ich bin geworden

ich werfe ich warf ich habe geworfen

ich hänge ich hing ich habe gehangen

ich gehe ich ging ich bin gegangen

ich nehme ich nahm ich habe genommen

ich komme ich kam ich bin gekommen

4.Для автоматизации глагола sein в Perfekt можно использовать небольшой логически связный рассказ, в котором задействовано большинство глаголов. Он даётся сначала для аудирования, затем ведётся работа над его пересказом. В духе соревнования ребята стараются вспомнить, в какой логической последовательности велось повествование и назвать как можно больше глаголов. При этом они имеют возможность в более широком объёме проанализировать, а затем и систематизировать группу этих глаголов в Perfekt и заучить их в контексте. А в качестве домашнего задания можно предложить составить по аналогии свой рассказ, используя при этом определённую группу глаголов.

Sonntagsausflug.

Wir sind am Sonntag früh aufgestanden und zum Bahnhof mit der Metro gefahren. Alle sind pünktlich gekommen. Niemand ist zu Hause geblieben. Wir sind in den letzten Wagen eingestiegen und in einer halben Hunde ausgestiegen. Wir sind in Malachowka angekommen. Dann sind wir lange durch den Wald zu Fuß gegangen. Endlich sind wir stehengeblieben. Der Teich ist im Wald noch nicht zugefroren. Im Teich sind die Tische geschwommen. Viele Vögel sind noch nicht weggeflogen. Nur einige sind nach dem Süden gezogen. Wir sind lustig über den Bach gesprungen und einen Kilometer gelaufen. Ein Junge ist gestolpert, gefallen, aber schnell wieder aufgestanden. Kein Mensch ist uns begegnet. Nur der Hund Scharik ist uns gefolgt.

Bald ist es dunkel geworden und wir sind müde nach Hause zurückgekehrt. Die Zeit ist leider sehr schnell vergangen. Nichts ist mit uns geschehen. Er ist uns alles gut gelungen.

5.Тема „Склонение имён прилагательных“ – одна из самых сложных для учащихся 7 класса. Учащиеся успешно усваивают её, используя грамматическую песенку на знакомом материале сказки „Красная шапочка“

„Rotkäppchen und der dumme Wolf“

Es lebte da einmal ein lustiges Mädchen. (Nom.)

Das lustige Mädchen Rotkäppchen, Rotkäppchen.

Wie schön war die Kleidung des lustigen Mädchens. (Gen.)

Und trug dieses Mädchen ein Käppchen ein Käppchen.

Dem lustigen Mädchen gab Mutti ein Körbchen. (Dat.)

Das Körbchen mit Milch, mit Butter und Brötchen.

Und ging durch den Wald Rotkäppchen, Rotkäppchen.

Und sah dort ein Wolf das lustige Mädchen. (Akk.)

Da wohnte im Wald eine lustige Frau. (Nom.)

Die lustige Oma war gut und sehr schlau.

Das Hobby der lustigen Oma war Stricken. (Gen.)

Oft wurde sie müde und konnte nur nicken.

Der lustigen Oma brachte Rotkäppchen. (Dat.)

Das Körbchen mit Milch, mit Butter und Brötchen.

Der Wolf kam uns sah die lustige Frau. (Akk.)

Die lustige Oma war gut und sehr schlau.

Der lustige Wolf war dumm, muß ich sagen. (Nom.)

Der Bauch des lustigen Wolfes war mager. (Gen.)

Dem lustigen Wolf gab Oma viel Limo. (Dat.)

Den lustigen Wolf fand Oma doch prima. (Akk.)

Die lustigen Menschen sind richtige Freunde. (Nom.)

Das Hobby der lustigen Menschen ist Freude. (Gen.)

Den lustigen Menschen macht Lachen viel Spaß. (Dat.)

Auf die lustigen Menschen ist´s immer Verlass! (Akk.)

Грамматический материал в таком предъявлении усваивается учениками легко, быстро и с интересом.



Рассмотрим комплекс грамматических упражнений, который можно использовать в работе над темой «Склонение имен прилагательных» в 7-ом классе.

Он составлен на основе постепенного усложнения коммуникативных задач, начиная с самых элементарных. Склонение имен прилагательных считается в грамматике одной из самых трудных тем, поэтому учитель должен терпимо относиться к грамматическим ошибкам учащихся.

Методические приемы, практические способы обучения грамматическим явлениям в рамках данной темы различны. Это обуславливает классификацию всей системы упражнений на несколько групп: лексико-грамматические игры, подстановочные упражнения, перфокарты, вопросно-ответные упражнения, речевые ситуации, тесты. Остановлюсь подробнее на этих группах упражнений.

Лексико-грамматические игры.

1.Игра “Die Verkehrsampel" проводится на запоминание рода имен существительных, от которого, как известно, зависят окончания прилагательных.

На столе перед каждым учеником три цветных кружочка, имитирующие огни светофора: красный - символ имен cyществительных женского рода, зеленый – мужского, желтый - среднего. Учитель проговаривает имена существительные всех родов программного материала: der Berg, die Landschaft, das Wetter usw. Учащиеся показывают кружочки, соответствующие роду имен существительных. Затем дается задание: определить род имен существительных, входящих в словосочетания с именами прилага тельными с неопределенным артиклем, определенным, без артикля, обращая внимание при этом на окончания прилагательных:

dег hohe Berg, das warme Meer, der breite Fluss, die kuhle Ostsee, ein hoher Berg, eine schone Landschaft, ein interessantes Buch, weisser Schnee, schones Wetter, frische Luft, hohe Welle, schone Landschaft, usw.

_ Игра „Im Zoo leben viele Tiere. Wie sind sie?" проводится в виду аукциона.

Надо подобрать как можно больше опреде­лений характеризующих зверей, например:

а)П:. Im Zoo lebt der grosse Elefant.

У1:...............der kluge Elefant.

У2:................der graue Elefant.

УЗ:..................der starke Elefant.

У4:................der gute Elefant.

У5:...............der faule Elefant.

o) Im Zoo lebt der dumme Hase

c)................der rote Fuchs.

d)...............die kleine Maus.

e)...............der kluge Hund.

f).................die weise Katze.

g).................der bose Tiger.

h)................der hungrige Lowe.

Работа учащихся в режиме П - У1 - У 2 I- УЗ - ... активизирует группу, вносит элемент соревнования.

Отвечая на последующие вопросы, учащиеся прослеживают изменение словосочетаний в косвенных падежах:

a) Wessen Kopf ist schon?

b) Wessen Schwanz ist kurz?

c) Wem geben wir Futter?

d) Wen bewundern wir im Zoo?

3. Игра „Was bewundern wir wahrend der Wanderung?" помогает отработать употребление прилагательных в Akkusativ. Учащиеся должны как можно больше придумать предложений на заданную тему: Wir bewundern den grunen Wald.

..........................die grune Wiese.

..........................das kleine Dorf usw.

Эту игру можно усложнить, предложив ученикам употребить прилагательные после существительных с неопределенным артиклем, без него:

..........................eine schone Landschaft

..........................schones Wetter.

..........................helle Sonne.

Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через различные подстановочные упражнения. Упражнения можно дифферен-цировать по степени нарастающей сложнос­ти и с учетом способностей учащихся.

II. Ubungen

1. Lost die Klammern auf. Ich sehe (der kluge Junge).

Die Mutter spricht mit (das kleine

Madchen).

Das sind die Schulsachen (die fleiBigen

Kinder).

In den Garten geht (die alte Oma).

Der Lehrer gibt das Heft (der fleiBige Junge).

Da ist der Hund (der alte Mann).

Der alte Mann gibt Futter (der bose

Hund).

(Der bose Hund) heiBt Fox.

Die Freunde (der alte Mann) bewundern

(der kluge Hund).

2. Sucht das passende Adjektiv und schreibt die Wortgruppen.

Muster: eine wissbegierige Bibliothekarin,

ein zielstrebiger Junge,

ein arbeitsamer Mechaniker.

1) das Kind 1) mutig

2) der Schuler 2) klein

3) das Madchen 3) bescheiden

4) der Junge 4) tuchtig

5) der Held 5) ehrlich

6) die Shulerin 6) fleiBig

III. В работе над данной темой я широко использую перфокарты. По сути, это те же подстановочные упражнения, но их досто­инство состоит в том, что они экономят время на уроке, с их помощью легко про­вести контроль. Вот несколько их образ­цов:

1.

eine lang о StraBe ein schon O Hof ein groB О Hof ein nett О Madchen ein gut О Sportier

3.

warm о Mutze braun O. Hut das rot О Halstuch der blau о Sportanzug praktisch о Schuhe

5.

warm О Mantel

das blau О Hemd

der schwarz О Anzug

ein weiB о Kragen

rot О Schiirze

die warm О Handschuhe

2. ein blau О Sporthemd ein blau oBriefmarke ein krank О Mann eine krank О Frau ein klein о Kind

4. schwarz О Anzug bunt О Kleid ein braun О Rock ein weiB О Hemd die lang О Hose

6. praktisch о Schuhe warm O. Jacke bunt О Schurze das rot О Taschentuch warm О Handschuhe ein braun о Hut

7. Unsere Lehrerin hat mit einem unbekannt о Man gesprochen.

Dort sahen wir einen groB о und schon о Baum.

In einem gut о Warenhaus kann man alles kaufen.

Nina kaufte einen klein о Loffel, eine klein о Gabel und ein klein о Messer.

8. Auf dem Tisch stehen как о Milch, heiB о Tee, warm о Brot, frisch о Butter, reif о Obst, frisch о Gemiise.

Geben Sie mir bitte kalt о Milch, heiB о Tee, warm о Brot, frisch о Butter, reif о Obst, frisch о Gemuse.

Наиболее распространенные в школьной практике вопросно-ответные упражнения эффективно решают задачу формирования языковых навыков. Для достижения этой цели активно использу­ются все типы вопросов: общие, специаль­ные, разделительные.

Технологию ответов на вопросы лучше раскрывать поэтапно, обеспечивая трени­ровку грамматической структуры вопро­сов и ответов на них. Сформировать необ­ходимые автоматизмы можно традицион­ным путем: повторяя структуры за учите­лем, превращая вопросы в утверждения и наоборот, изменяя порядок слов в предло­жении, используя лексическую подборку вопросительного предложения для ответа.

1. Bestatigt die Aussagen:

Jana ist eine gute Schiilerin. Stimmt das? Denis ist ein guter Sportier. Stimmt das? Wowa ist ein hilfsbereiter Freund. Stimmt das?

2. Beantwortet die Fragen, gebraucht dabei die angefuhrten Substantive:

Wessen Namen tragt dieser Platz? (ein groBer Schriftsteller)

Wessen Namen tragt das Konservatorium? (ein deutscher Komponist)

Wessen Namen tragt diese StraBe? (ein junger Held)

Wem ist die Erzahlung gewidmet? (ein mutiger Flieger)

Wen begriiBen die Kinder? (ein neuer Lehrer)

3. Управляемый диалог можно провести в режиме П - У1 - У2 или по цепочке.

Muster: П: Olja, frage deinen Freund, ob seine Mutti ein tuchtige Frau ist. У1: Mischa, ist deine Mutti eine tuchtige Frau?

У2: Ja, nattirlich, meine Mutti arbeitet sehr viel zu Hause und im Betrieb.

1) Frage deinen Freund,

ob sein Vater ein erfahrener Fachmann ist;

ob seine Schwester ein fleiBiges Madchen ist;

ob sein Freund ein zuverlassiger Freund ist;

ob seine Klassenkameraden gute Freunde sind;

ob sein kleiner Bruder ein wissbegieriges Kind ist;

ob seine Katze ein lustiges Tier ist;

ob seine Kusine ein bescheidenes Madchen ist.

V. В речевых ситуациях формируются речевые механизмы, необходимые для го­ворения. Ситуативность для формирова­ния речевых навыков, умений и языковых автоматизмов, согласно когнитивному подходу, предполагает овладение грамма­тическими правилами.

1. Sagt anders!

Muster. Das Mineralwasser ist kalt. - Das ist kaltes Mineralwasser.

Das Meer ist tief und warm. -

Die See ist breit. -

Der Berg ist hoch. -

Der Hund ist kluge. -

Das Land ist groB. -

Die Stadt ist modern. -

Учащимся следует напомнить, что без артикля часто употребляются в речи име­на существительные, обозначающие веще­ства, абстрактные понятия.

2. Was ist das Gegenteil?

Muster: ein hoflicher Mensch - ein unhoflicher Mensch;

ein fleiBiger Schiller - ein fauler Schuler; ein schwerer Aufsatz - ein leichter Aufsatz; ein lustiges Madchen -ein gutes Beispiel -seine neue Schultasche -eine lange StraBe -ein breiter Weg -ein deutliches Schema -ein bekannter Schriftsteller -ein leichter Paragraph -

3. Stimmt dem Gesagten. Ubt zu zweit! Muster: У1: Diese Aufgage ist schwer.

Nicht wahr?

У2: Ja, das ist eine schwere

Aufgabe.

Dieser Artikel ist kurz. Nicht wahr? Diese Ubung ist leicht. Nicht wahr? Das Buch ist interessant. Nicht wahr? Die Ubersetzung ist schwer. Nicht wahr?

VI. Широкое распространение в контролирующих yпражнениях находят тесты. Этот вид работы уместен тогда, когда учащи­еся пройдут стадию осознанного конструи­рования выскаэываний. Выбирая правиль­ную грамматическую структуру, они моби­лизуют память, яэыковую догадку, осознан­ное владение грамматическим материалом.

Приведенные грамматические иг­ры и упражнения, помогают учащимся эффективно усвоить эту грамматическую тему.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!