СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность

• •Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

 

•Возникает потребность в формировании навыка поиска информации, ее анализа, синтеза, обработки, предоставления ее в максимально рациональной               форме.

Просмотр содержимого документа
«Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией»

Несплошные тексты,

как средство формирования умения работать с информацией

Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Ряд заданий составлены на основе несплошных текстов, как впрочем и некоторые задания ВПР в 4 классах. Что вызывает затруднения у обучающихся.

Таким образом, цель данного педагогического опыта: формирование умений у учащихся работать с несплошным текстом как с источником информации.

К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы; входные билеты, постеры, меню,

В современных учебниках начальной школы очень мало встречаются задания с несплошными текстами и отсутствует связь с жизненным опытом учащихся. Поэтому необходимо формировать базовые умения работы с подобной текстовой информацией на уроках.

В своей работе использую различные упражнения, направленные на развитие умений учащихся работать с несплошными текстами.

  1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:

  2. Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде)

Задания с выбором ответа (требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)

Задания с кратким ответом (требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте)

Задания с развернутым ответом (надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.

  1. Умение переводить информацию в другие текстовые формы .(Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

  2. Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу.

  3. Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст:

  4. Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:

формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;

использование полученной информации в новой ситуации;

сопоставление новой и ранее полученной информации.

Предложенные упражнения можно сформулировать в виде конкретных приёмов чтения.

Виды и приёмы чтения несплошных текстов

Ознакомительное чтение

Аналитическое чтение

Цель

Находить основную текстовую информацию

Извлекать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде

Конечный результат

Понимание основной текстовой информации

Осмысление всей текстовой информации

Приёмы чтения

– определение вида несплошного текста (таблица, схема, карта, и т.д.);
– знакомство со структурой текста, определение количества столбцов, строк и т.д.;
– выделение ключевых слов (знаков, символов и т.д.);
– выявление разных смысловых блоков несплошного текста;
– формулирование основного содержания несплошного текста.

– анализ особенностей и возможностей данного вида
несплошного текста;
– анализ структуры текста, обоснование количества
столбцов, строк и т.д.;
– составление целостного представления о содержании
текста на основе выделенных ключевых слов (знаков, символов и т.д.);
– замена смысловых блоков (элементов) текста их развёрнутыми эквивалентами;
– изложение содержания несплошного текста, в том числе – с учётом информации, представленной в неявном виде.


Практическое занятие «Работа с несплошным текстом»

ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст и выполните задания.


Мир Диснея

Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.

Название парка развлечений

Город

Год открытия

Диснейленд

Токио

1983 г.

Диснейленд

Париж

1992 г.

Диснейленд

Калифорния

1955 г.

Мир Уолта Диснея

Флорида

1960 г.

(«Большая энциклопедия школьника» издательство «Росмэн-Пресс», 2002 г.)

1 Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Задание: Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.

1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.

Предполагаемый ответ: в 1923 г.

Ученик научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.


2 Раздел «Понимание и преобразование информации»

Задание: Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.

по порядку

Город

Год открытия

1



2



3



4



Предполагаемый ответ: Калифорния -1955 г., Флорида - 1960 г., Токио - 1983 г., Париж - 1992 г.

Ученик научится находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).


3 Раздел «Применение и представление информации»

Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.

Предполагаемый ответ: Азия, Европа, Америка (для ответа на вопрос необходимо сначала по названию города определить страну, используя дополнительную литературу (атлас), а затем определить часть света).

Ученик научится определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).


4 Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»

Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.

Суждение

Да

Нет

Первый парк развлечений Диснейленд появился во Франции



Уолту Диснею понадобилось 14 лет после открытия студии, чтобы снять полнометражный анимационный фильм



Студия Уолта Диснея единственная в мире, выпускающая мультфильмы



Предполагаемый ответ: нет, да, нет

Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

Так как в соответствии с ФГОС предметные результаты включают в себя систему предметных действий - в основе большинства которых лежат прежде всего познавательные учебные действия: использование знаково-символических средств; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д, то у обучающихся при систематической работе с несплошными текстами повысится способность к решению учебно-практических задач.

Данная система работы дает положительные результаты, поэтому я планирую продолжать эту работу как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!