Несплошные тексты,
как средство формирования умения работать с информацией
Общеизвестно, что работа с текстами является одним из основных видов работ на уроке и самостоятельной внеучебной деятельности учащихся. Она применяется в тестовых заданиях ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности. Ряд заданий составлены на основе несплошных текстов, как впрочем и некоторые задания ВПР в 4 классах. Что вызывает затруднения у обучающихся.
Таким образом, цель данного педагогического опыта: формирование умений у учащихся работать с несплошным текстом как с источником информации.
К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы; входные билеты, постеры, меню,
В современных учебниках начальной школы очень мало встречаются задания с несплошными текстами и отсутствует связь с жизненным опытом учащихся. Поэтому необходимо формировать базовые умения работы с подобной текстовой информацией на уроках.
В своей работе использую различные упражнения, направленные на развитие умений учащихся работать с несплошными текстами.
Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:
Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде)
Задания с выбором ответа (требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)
Задания с кратким ответом (требуется записать самостоятельно найденный ответ или вывод в краткой форме в предложенном месте)
Задания с развернутым ответом (надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.
Умение переводить информацию в другие текстовые формы .(Создать сплошной текст на основе несплошного текста)
Умение менять вид несплошного текста: перевод схемы в таблицу.
Умение самостоятельно создавать и оформлять несплошной текст:
Умение использовать полученную информацию для решения учебной задачи:
формулирование системы вопросов (заданий) на основе содержания прочитанного несплошного текста;
использование полученной информации в новой ситуации;
сопоставление новой и ранее полученной информации.
Предложенные упражнения можно сформулировать в виде конкретных приёмов чтения.
Виды и приёмы чтения несплошных текстов
Ознакомительное чтение | Аналитическое чтение |
Цель |
Находить основную текстовую информацию | Извлекать текстовую информацию, данную в явном и неявном виде |
Конечный результат |
Понимание основной текстовой информации | Осмысление всей текстовой информации |
Приёмы чтения |
– определение вида несплошного текста (таблица, схема, карта, и т.д.); – знакомство со структурой текста, определение количества столбцов, строк и т.д.; – выделение ключевых слов (знаков, символов и т.д.); – выявление разных смысловых блоков несплошного текста; – формулирование основного содержания несплошного текста. | – анализ особенностей и возможностей данного вида несплошного текста; – анализ структуры текста, обоснование количества столбцов, строк и т.д.; – составление целостного представления о содержании текста на основе выделенных ключевых слов (знаков, символов и т.д.); – замена смысловых блоков (элементов) текста их развёрнутыми эквивалентами; – изложение содержания несплошного текста, в том числе – с учётом информации, представленной в неявном виде. |
Практическое занятие «Работа с несплошным текстом»
ЗАДАНИЕ: Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
Мир Диснея
Уолтер Дисней вырос на ферме и в детстве любил рисовать домашних животных. Собственную киностудию, носящую его имя, основал в 1923 г., а Микки-Мауса нарисовал в 1928 г. Успех таких персонажей, как Микки, Дональд Дак, Плато и Гуффи привёл к съёмкам полнометражных анимационных фильмов. Первыми из них стали «Белоснежка и семь гномов» (1937 г.) и «Пиноккио» (1940 г.). Студия Диснея выпустила больше мультипликационных фильмов, чем любая другая студия мира.
Название парка развлечений | Город | Год открытия |
Диснейленд | Токио | 1983 г. |
Диснейленд | Париж | 1992 г. |
Диснейленд | Калифорния | 1955 г. |
Мир Уолта Диснея | Флорида | 1960 г. |
(«Большая энциклопедия школьника» издательство «Росмэн-Пресс», 2002 г.)
1 Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»
Задание: Используя информацию текста, ответьте, в каком году Уолт Дисней основал собственную студию? Подчеркните ответ.
1) в 1940 г., 2) в 1923 г., 3) в 1937 г., 4) в 1928 г.
Предполагаемый ответ: в 1923 г.
Ученик научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
2 Раздел «Понимание и преобразование информации»
Задание: Определите очерёдность открытия парков развлечений типа Диснейленд в разных странах мира. Заполните таблицу, вписав очерёдность открытия по возрастанию.
№ по порядку | Город | Год открытия |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
Предполагаемый ответ: Калифорния -1955 г., Флорида - 1960 г., Токио - 1983 г., Париж - 1992 г.
Ученик научится находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
3 Раздел «Применение и представление информации»
Задание: Используя подготовленную дополнительную литературу, определите, в каких частях света находятся парки развлечений Диснейленд.
Предполагаемый ответ: Азия, Европа, Америка (для ответа на вопрос необходимо сначала по названию города определить страну, используя дополнительную литературу (атлас), а затем определить часть света).
Ученик научится определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
4 Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»
Задание: Оцени истинность суждений. Запиши в ответе для каждого из них знак «Х» в подходящем столбце.
Суждение | Да | Нет |
Первый парк развлечений Диснейленд появился во Франции | | |
Уолту Диснею понадобилось 14 лет после открытия студии, чтобы снять полнометражный анимационный фильм | | |
Студия Уолта Диснея единственная в мире, выпускающая мультфильмы | | |
Предполагаемый ответ: нет, да, нет
Ученик научится на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Так как в соответствии с ФГОС предметные результаты включают в себя систему предметных действий - в основе большинства которых лежат прежде всего познавательные учебные действия: использование знаково-символических средств; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д, то у обучающихся при систематической работе с несплошными текстами повысится способность к решению учебно-практических задач.
Данная система работы дает положительные результаты, поэтому я планирую продолжать эту работу как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
4