СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неопределенная форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления и систематизации знаний о неопределенной форме глагола.

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области






Открытый урок по русскому языку

на тему

«Неопределённая форма глагола»

Программа: «Школа России»








Подготовила:

учитель начальных классов

1 категории

Коткова Е.В.



















2020 г.


Тема урока: Неопределённая форма глагола.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока: закрепить полученные знания о глаголе неопределённой формы; учиться находить глаголы неопределённой формы в тексте, определять вид; развивать умения разбирать глаголы неопределённой формы по составу, изменять по лицам и числам, образовывать глаголы неопределённой формы от имён существительных; учиться правильно употреблять глаголы в речи; повторить изученные орфограммы; развивать речь, внимание, память, орфографическую зоркость, любовь к родному языку. Задачи: - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.  Планируемые результаты: Предметные УУД:

Универсальные учебные действия (УУД)

-закрепить  знания о неопределенной форме  глагола,  её  грамматических признаков, формообразующих морфем, правописании и морфемном составе форм глаголов на -чь.

Личностные УУД:

- сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к учебному материалу;

- развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения;

- с стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Методы: частично-поисковый, наглядный, игровой.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация, лепестки ромашки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звонко прозвенел звонок,

Начинаем наш урок!

- На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай!

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтобы точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!


- Начался урок у нас, Все мы будем отвечать и пятёрки получать! - Ребята! У нас в классе много гостей. Улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение друзьям и всем присутствующим.

Язык мы русский изучаем

И на уроках отмечаем,

Как он велик, как он могуч

И ярок, словно солнца луч.

Он очень сложный – это да,

И путь ученья труден.

Но обещаем, что всегда

Беречь его мы будем.

- Зачем нам изучать русский язык? (чтобы владеть грамотной речью) - Приступим к уроку. Запишите число, «Классная работа».

Минутка чистописания.

т пт тпт

ть ти чь

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

- Объясните значение пословицы. Определите части речи.

II.Актуализация знаний.

  1. Орфографическая минутка

Ребята, помогите Незнайке вставить в слова пропущенные буквы, чтобы слово было записано орфографически правильно.

Голу…ь, д…бро, друж…на, …осква, ч…десный, ба…ейн, ре…ька, грус…ный, тр…пинка, огл…нулся.

III. Мотивация учебной деятельности. 1. Кроссворд. - Сейчас мы должны разгадать кроссворд. Я буду читать объяснение лексического значения слова, а вы должны догадаться, о чём идёт речь и заменить одним словом. (Слайд 2) 1.Забавляться, развлекаться с помощью какого-нибудь занятия. (Играть.)

2.Находиться всем телом в горизонтальном положении.(Лежать.)

3.Относиться с уважением к кому-либо. (Уважать.)

4.Обнести изгородью, забором.(Загородить.)

5.Создавать какое-нибудь сооружение.(Строить.)

6.Стараться схватить движущийся предмет или захватить добычу.(Ловить.)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Глагол.)


Ученик читает стихотворение:

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит – 
Все расскажет нам ... (глагол – все вместе). - Глагол является гостем у нас сегодня на уроке. А какой именно мы узнаем немножко позже.(Слайд 3) 2.Сейчас проведём разминку. Дополните предложения: 

Лепестки ромашки

Дополните предложения:

  1. Глагол – это …(часть речи, которая обозначает действие предмета)

  2. Глаголы отвечают на вопросы …(что делать? что сделать? что делает? Др.)

  3. Глагол изменятся по …(числам, лицам, временам, родам)

  4. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются …(по лицам и числам)

  5. Глаголы прошедшего времени изменяются……(по родам, числам)

  6. Грамматическая основа предложения – это …(сказуемое, глагол)

(7-9 лепестки ромашки после определении темы урока)

  1. Неопределенная форма глагола – это…(начальная форма глагола, это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола)

  2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы …(что делать? Что сделать?

  3. ОТ КАКИХ ГЛАГОЛОВ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ МОЖНО ОБРАЗОВАТЬ ВСЕ ТРИ ФОРМЫ ВРЕМЕНИ, А ОТ КАКИХ ТОЛЬКО ДВЕ ФОРМЫ?3. А теперь вернёмся к кроссворду.(Слайд 2)

- Что объединяет слова – отгадки? (Глаголы неопределённой формы)

- Почему форма глагола называется неопределённой?

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

- Кто попробует сформулировать тему урока? (Неопределённая форма глагола. Закрепление) (Слайд 4)

- Это новая для нас тема? (Нет.)

- Следовательно, мы сегодня будем закреплять наши знания о неопределённой форме глагола.

- Какую цель урока поставим? (Сегодня мы повторим всё, что вы знаете о неопределённой форме глагола, будем учиться находить эти глаголы в тексте, ставить к ним вопросы, , а также учиться правильно употреблять их в речи.)

-Что мы знаем о неопределённой форме глагола? (Это начальная форма глагола, отвечает на вопросы что делать? что сделать?, имеет чаще всего суффиксы – ть, -ти, корень оканчивается на -чь)(Слайд 5) - Смогли ли вы правильно сформулировать тему и цель урока. IV. Обобщение и систематизация знаний. « Фотографирование слов» (образовать глаголы в неопределённой форме, отвечающие на вопрос что делать?)(Слайд 6)

Д…журный -………, р…бота - …, р…сунок - …, р…ссказ -…,уж…н - …, …бед - …, ж…лтый - …, б…седа - …, завтр…к - …. - Что общего в этих словах?

- Какое слово «лишнее»? (жёлтый-прилагательное)

- Выделите основы и суффиксы у получившихся глаголов.

- Проверим. (Дежурить, работать, рисовать, ужинать, обедать, желтеть, беседовать, завтракать.). V.Физкультминутка

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению изученного материала.

1.Работа в паре.

- Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Зарубить на носу (запомнить), Пропустить мимо ушей(прослушать),делать из мухи слона (преувеличивать), водить за нос (обманывать), обвести вокруг пальца (обмануть), держать язык за зубами (молчать), дать слово (обещать), витать в облаках (мечтать), вставлять палки в колёса (мешать).

  1. Упражнение «Полезные советы»

(Слайд 7)

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы.

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотою.

- Какие суффиксы повторяются?

- Задайте вопросы к глаголам.

- Давайте проверим.(Слайд 8) 3.Работа по учебнику. Упр.160, стр.77 - Прочитайте. О чем эти строки? Как вы их поняли?(Слайд 9 ) - Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите, что первое предложение сложное. Подчеркните его грамматические основы. Выпишите каждый глагол, укажите его время. Рядом напишите этот же глагол, но в неопределённой форме. Перед глаголами ставьте вопрос.

Кр…снеет лес, т…мнеют степи,

В…сенний вет…ер пот…нул.

И тают л…дяные цепи,

Везде движение и гул. (Что делает?) краснеет (наст.вр.)-(что делать?) краснеть(неопр.ф.) и т.д. 4. Игра «Кто самый внимательный?» - Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы: ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, скатерть, плести, грусть, везти, лошадь, стеречь, думал, думать, поёт, петь.

VII.Итог урока.

- Какую цель ставили на уроке?

- Как вы думаете, урок своей цели достиг?

- Расскажите о глаголе в неопределённой форме. VIII. Рефлексия. (Слайд 10)

Читаю стихотворение. Учащиеся отвечают «Да» или «Нет».

Завершается урок.

Он пошёл ребятам впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные тюльпаны: красные, жёлтые и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам очень понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе «красный» цветок, если вы хорошо работали, но есть ещё вопросы, то – «жёлтый», не понравился – «голубой». Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

желтый - светлое, приятное;

синий - неудовлетворенное, грустное

IX.Домашнее задание

Задание на дом по выбору.(Слайд 11)

- Выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить.(Слайд 13) 1. Учебник, упражнение 159, стр.77

2.Подобрать и записать 5 пословиц с глаголами неопределенной формы.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!