СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые особенности гражданского воспитания школьников на современном этапе или как воспитать хороших граждан России?!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как использовать  общественный  ресурс в первичной политической социализации школьников. Умение оценивать происходящие ка  современные события,затрагивающих сегодняшних школьников.

Просмотр содержимого документа
«Некоторые особенности гражданского воспитания школьников на современном этапе или как воспитать хороших граждан России?!»

Некоторые особенности гражданского воспитания школьников на современном этапе или как воспитать хороших граждан России?!

Кто такой Хороший Гражданин? Какими качествами должен обладать Хороший Гражданин? Думающий Гражданин? Лояльный Гражданин? Активный?! Пассивный? Равнодушный?! Информированный?! Ответственный?! Инициативный?!

Сегодня школа, выполняя социальный заказ государства и общества, должна создать социально - педагогические условия для воспитания и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» -воспитание определяется в качествестратегического национального приоритета.

Как формировать мотивацию у школьников приносить пользу обществу? Какие условия необходимо создать для социального созревания личности ребенка в стенах школы? Какие методы обучения и воспитания использовать для успешной социализации?

Сегодня в школьной политике существует некая «раздвоенность» целей: с одной стороны: показателем успешности школы, учителя является порой единственный показатель – это качество знаний, результаты ЕГЭ, ОГЭ. Каким образом, разрешить некую «двойственность», противоречивость: заявляя о приоритетности воспитания, продолжается оценивание успешности учителя только по качеству знаний?!

Для реализации успешного воспитательного приоритета большое значение имеет внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.  Среди основных направлений внеурочной деятельности является социальное развитие, патриотическое воспитание. Социальное развитие предполагает формирование и развитие социальной компетентностиЭтоинтегративноеличностноеобразование,включающеезнания,умения,навыкииспособности, формирующиесявпроцессесоциализацииипозволяющиечеловекубыстроиадекватноадаптироватьсявобществеиэффективновзаимодействоватьссоциальным окружением. Сформированность навыков и способов социально -значимой деятельности, уменияэффективногообщенияиконструктивноговзаимодействиявучебнойивнеучебнойдеятельности.Навыкиэмоциональнойсаморегуляции,владениесредствамиорганизациисвоегоповедения.Навыки проблемно-разрешающего поведения.



Для эффективного взаимодействия с социальным окружением необходимо создать уже в школе социальную среду, в которой обучающиеся формируют и развивают социальные умения и навыки успешного социально взаимодействия.

С этой целью мною реализуется проект «Политклуб старшеклассников «Гражданин» –школа гражданского становления». С 2003 года действует политклуб, накоплен определенный опыт по гражданско-патриотическому воспитанию и социальному развитию школьников. Причиной создания его был «узкий» формат уроков, который не всегда позволяет эффективно использовать метод дискуссий и дебатов, форумов. Важным фактором создания политклуба была востребованность старшеклассников в активной форме обсуждать актуальные проблемы мира, России, республики, малой Родины в неформальной обстановке., т.е. в условиях непринужденной обстановки, без оценочной ситуации.

В деятельностиполитклуба активно используется общественный ресурс. На каждое заседание приглашаются участники– представители государственных органов, Главы Администрации,Исполкома, военкомата, правоохранительных органов: Прокуратуры, районного суда, Службы судебных приставов, полиции. Успешные бизнесмены, представители партий, различных конфессий, депутаты Республиканского парламента, Государственной Думы, местных органов самоуправлений, местных организаций: ТОС, «Женщины РТ» и другие. Они не играют роль менторов, лекторов, «свадебных генералов». Они активно сотрудничают с ребятами в одной команде, в группах. Где все участвуют на равных в обсуждении самых насущных острых вопросов. Именно здесь в ходе обсуждения, в процессе выработки единого мнения группы происходит реальная работа быть услышанным, не смотря на возрасти ранги. Сплочение группы на основе совместной деятельности формирует командный дух, чувство сопричастности. Знания,добытые совместно,уже полезны сегодня. Регулятивные умения, коммуникативные умения формируются и развиваются на основе системно- деятельностного подхода, когда обучающиеся становятся активными субъектами педагогического процесса.

Тематика, рассматриваемых проблем на заседаниях политклуба, весьма разнообразна, темы обсуждения –это эмоциональный отзвуки, душевные отклики на животрепещущие вопросы современности. Накануне выборов в Государственную Думу, на заседании политклуба принимали участие представители МО «Единой России», «КПРФ», «ЛДПР»: Кто победит на выборах? «За кого бы я проголосовал? И почему?». Накануне Обращения с Посланием Президента РФ к Федеральному собранию: прогнозировались возможные основные направления выступления Президента. После выступления Путина В.В. работали с текстом обращения Президента, отмечая наши точки «совпадения». Аналогичная работа реализуется накануне «Прямой линии с Президентом». Что дает такая форма работы? Сопричастность к жизни общества и государства, эмоциональную созвучность с российским народом, «быть на одной волне», что и закладывает основы гражданской идентичности, гражданской самоидентификации. «Я – часть народа, проблемы России – и мои проблемы!».

Большое место в работе занимала тема, присоединения Крыма к России, впервые это проблемой обсуждения была в 2014году, и через три года, вновь рассматривалась проблема «Крым – путь на Родину» уже в контексте социальной переписки с Крымскими ребятами (Рыбачьевская школа Алуштинского района Республики Крым». Новый опыт социального взаимодействия позволил получить членам политклуба позитивные чувства единства россиян, гражданской идентификации.

«Парламентские уроки» -традиционные уроки, проводимые в РТ с 2008года, по инициативе Государственного Совета - парламента Татарстана, на которых присутствуют депутаты республиканского парламента. Традиционно депутаты приходят и выступают перед школьниками с лекциями, либо сопровождается «вежливой дискуссией». Своеобразие наших парламентских уроков, состоит в диалогичности, в проблемности тематики. Уже почти 10 лет мы активно сотрудничаем с депутатом Ханбиковым Р.С., который с удовольствием работает в группах с детьми, обсуждая серьезные проблемы развития республики нашего города. Личность депутата, серьезного бизнесмена, который реально вносит вклад в развитие не только нашего района, республики и в целом страны – является убедительным примером служения народу и образцом подражания. Депутат ценит нашполитклуб –как реальную дискуссионную площадку, как центр воспитания и развития свободной ответственной личности ребенка. Неоднократно он поощрял членовполитклуба круизом по Волге на теплоходе. Является спонсором деятельности политклуба… Планируется открытие «Школы финансовй грамотности» под эгидой депутата Ханбикова. В январе 2016года мне выпала честь выступить на заседании Государственного Совета об опыте проведения Парламентских уроков в рамках политклуба.

«Учимся думать об общественных проблемах России, РТ, малой Родины»на основе применения технологии критического мышления – важное направление в деятельности политклуба. Для развития навыков критического мышления на заседаниях политклубарассматриваются текущие злободневные проблемы, которые «затрагивают» школьников,их семей, микросоциум.Здесь уже невозможно обойтись «обычной «информационной и понятийной диетой» учащихся и небольшими«вежливыми» дискуссиями, проблемы обсуждения эмоционально близкишкольникам. Открытая дискуссия способствует развитию социальной компетентности: социально активной, гармоничной личности. Долгое время приоритетом в воспитании личности ребенка ставили его индивидуальные особенности, индивидуальный подход, индивидуальные достижения. Подобная политика индивидуализма привела к тому. что у ребенка утрачиваются навыки сотрудничества в коллективе, в команде. Работа же в группе, команде способствует: формированиюотношениякдругомучеловекукаквысшей ценности;проявлениюдоброты,внимания,помощи; познаниюдругогочеловека(взрослого,сверстника),способностью понятьегоособенности,интересы,потребности; выборуадекватныхситуацииспособовобщения,этическиценныхобразцовповедения. Солидарность, взаимная поддержка, совместная выработка позиций группы способствуют развитию коллективизма.

Деятельность политклуба носит практико-ориентированный характер, направленный на формирование социальных навыков и умений, которые востребованы обучающимися уже сегодня. «Права потребителей:способы защиты», «Потребительский экстремизм», в ходе обсуждения наравне со специалистами ГосакогольинспекцииРТ, предпринимателями выступала в качестве консультанта и 10 - классница, призер Республиканской Олимпиады по защите прав потребителей. «Моя будущая пенсия – в моих руках!!!» или «Как сформировать достойную пенсию» -тема обсуждения новых правил пенсионного страхования, пенсионной системы России, практикум по подсчету будущей пенсии по новой пенсионной формуле: А*В+С= страховая пенсия. Условия получения страховой пенсии: 1.- пенсионный возраст: 55 лет; 60 лет; 2 –страховой стаж –не менее 15 лет; 3 –пенсионные баллы –не менее 30 баллов. И логичным было обсуждение актуального вопроса: Надо ли увеличивать пенсионный возраст?!

Или «Я –будущий потребитель банковских услуг»: 1 группа обсуждала проблему «Как «убежать» от инфляции» - «Куда выгоднее вложить средства?!» - при выборе различных вкладов банков, просчитывались % . 2группа: «Как правильно выбирать кредиты?!», акцентируя внимание на содержание договоров при оформлении кредитов, анализируя условия, написанные мелким шрифтом, в конце договоров. В 3 группе рассматривали преимущества дистанционных банковских услуг: Сбербанк онлайн, Автоплатеж, Мобильный банк.

Активный интерес вызвало обсуждение проблемы «Культура активного безопасного финансового поведения школьников», посвященное формированию основ финансовой грамотности школьников, из финансовой защищенности.

«Служить народу или власти?!», такой была тема обсуждения совместно с депутатами Государственной Думы ФС, Государственного Совета РТ, местных органов самоуправления. Депутат Государственной Думы Тимур Юрьевич Акулов признался, что ему было первоначально непривычно видеть определенную «оппозицию» в лице школьников, которые имеют свои убеждения, могут убедительно полемизировать со взрослыми. Это неравнодушная молодежь к судьбе России и республики.

Так шаг за шагом, формируются гражданские качества, социальная активность моих учеников. Поэтому вполне логично, многие из них занимаются молодежной политикой, успешны в карьерном росте, становятся компетентными специалистами, хорошими гражданами!



.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!