2. Актуализация знаний | Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные нөдочёты. Проверка домашнего задания (работа по карточкам приложение 1задания с сайта Решу ЕГЭ https://bio ege.sdamgia.ru/test?print=true&theme=345&svg=0&num=true ) | Раздает задания (тесты) | Отвечают на вопросы Работа в карточках. Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата ( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?). |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся | Определить тему урока нам поможет вопрос учителя: Грипп, СПИД, бешенство, оспа……. Что это? Заслушать ответы учащихся А почему я назвала именно эти болезни? заслушать ответы учащихся Оказывается, что три четверти всех известных болезней человека вызываются именно ими - вирусами. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, испанки СПИДа и других болезней. В 1918-1919 годы испанка унесла жизни 100 млн. человек. Приложение 2 Сообщение учащихся о заболеваниях вызываемых вирусами | Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. | Отвечают на вопросы |
4. Первичное усвоение новых знаний | Формулируем тему и цель урока ПЛОХИЕ НОВОСТИ В УПАКОВКЕ ИЗ БЕЛКА – эпиграф урока (презентация слайд 2) Справедливо ли это определение, данное нобелевским лауреатом П.Медаваром, ответим в конце урока Кто же они, эти невидимые враги? Почему в настоящее время человечество не может победить заболевания вызываемые вирусами? Строение вируса Презентация (слайды 3,4) Вирусы относятся к живым организмам, давайте найдем черты сходства и различия между ними (заполните таблицу «Сходства и различия в строении клеток вирусов, бактерий и растений» Органоид | Вирус | Клетка бактерии | Клетка растения | Клеточная оболочка | - | + | + | Цитоплазма | - | + | + | Ядро | - | - | + | Хромосомы | - | + | + | Хлоропласты | - | - | + | Вирусы – облигатные паразиты Размножение вирусов (презентация слайд 5) Жизненный цикл вируса имеет две фазы – внеклеточную или покоящуюся (вирусные частицы или вирионы) и внутриклеточную (размножающуюся). Существующие вне клеток вирионы не обнаруживают никаких признаков жизни. Почему же они становятся активными? У каждого вируса – свой «хозяин» В тексе учебника на стр.79 найдите «хозяина» следующих вирусов: гепатита, паротита, СПИДа Бактериофаги (презентация слайд 6) Строение бактериофага Проникновение бактериофага в клетку бактерии Значение бактериофагов Открытие вирусов Приложение 3 Сообщение учащихся | Задаёт вопросы, корректирует ответы, подводит к формулированию учащимися темы и цели урока. Предлагает самостоятельно изучить Строение вирусов в параграфе 20 Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу, корректирует ответы Рассказ учителя, фронтальный опрос, побуждающий учащихся к продуктивному диалогу. Формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся Учитель предлагает изучить текст на стр.80-81, составить схемы: - строение бактериофага; - проникновение бактериофагов в клетку | Записывают тему в тетрадь. Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели. Беседа Работа с текстом учебника стр.78-79 Использую заготовки из пластилина собирают объемную модели вируса (в разрезе) Учащиеся, используя ранее полученные знания и знания полученные на уроке заполняют таблицу. Отвечают на вопросы учителя используя текст параграфа, жизненный опыт. Работа с текстом учебника, отвечают на вопросы Самостоятельная работа. Самостоятельно выполняют работу. Оформляют ее в тетрадях Сообщения учащихся |
6. Рефлексия учебной деятельности | Составьте синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения. | Зачитывают синквейны |