СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Недаром помнит вся Россия

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся проявили большой интерес

Просмотр содержимого документа
«Недаром помнит вся Россия»

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А.Карманова» г. Курска











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Исторический час.

«Недаром помнит вся Россия…»









АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

МЕЛЕШЕНКО СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ









г. КУРСК



День воинской славы России. Бородинское сражение.

8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года;

Цель: расширить представление обучающихся  об Отечественной  войне 1812 года; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к мемориалам славы и памятникам войны.

Задачи: формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся проявлять чувства сострадания и гордости за стойкость русского народа в ходе Бородинского сражения.

Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своей страны.

Образовательные ресурсы: фотографии и картины с изображением русского поля, портреты Наполеона, М. Кутузова, картины  Верещагина В.В. « На большой дороге. Отступление. Бегство», « В Атаку», « Не замай, дай пройти!» «Наполеон I на Бородинских высотах»; С. Герасимова «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!» «Наполеон I на Бородинских высотах».

 Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово:

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия

Ведущий:

У села Бородино в 120 км от Москвы, 26 августа 1812 года произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под командованием Кутузова одержали победу над войском Наполеона. Жестокое противостояние огромных масс вооружённых людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мёртвых тел… Каждая прядь этой земли буквально полита кровью её защитников. Бородинское поле стало национальной гордостью народа, символом его величия. На этом поле два века назад развернулась битва, которую называли «битвой гигантов». Гигантами  называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий – Наполеон и Кутузов. А день 8 сентября – стал Днём воинской  славы России.

II. Основная часть.

Ведущий 1.

Наполеон и М. Кутузов - два гиганта столкнулись на Бородинском поле. Наполеон  находился в зените  своей славы – вся Европа  уже лежала у его ног. Он мечтал о господстве над миром -  и  лучшая армия двинулась к границам России. Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что нет равных ему в России полководцев… Русские, отступали, не давая генерального сражения,  и вот французская армия,  стоит перед самой Москвой.

Чтец 1.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»


Ведущий 2.

И тут был  назначен главнокомандующим  русской армией фельдмаршал М. Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон предвкушал победу, но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. А Бородинское поле станет полем ратной славы, беспредельной стойкости и мужества защитников своего Отечества.

«Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине в 12-ти верстах вперед Можайска, - сообщал Кутузов 23 августа, - одна из наилучших, которую только на плоский местах найти можно».

Уже через день на этой позиции развернётся одно из самых грандиозных сражений. Русская армия к тому времени уже достаточно «притомила» противника, пробил час решающего сражения. 24 августа, Кутузова меньше всего беспокоили мысли о награждениях. Он, отдав последние предписания о врачах, о кирках, о лопатах, заботился, чтобы заранее заготовили тысячу подвод для раненых, определял диспозицию… Иногда же, поглядывая на небо, вспоминал об обещанном «еростате»: а вдруг появится, придет на подмогу (военный аэростат в строжайшей тайне готовили к этому решающему сражению в одной из подмосковных деревень.) Но аэростат не появился ни в этот, ни в последующие дни, как не появились и запрошенные резервы. Кутузов мог рассчитывать (24 августа он уже знал это) только на свои 120 тыс. солдат, противостоявших 165-тысячной армии Наполеона…

Чтец 2.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Простой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину


Ведущий 3.

Багратионовы флеши. Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши. Наполеон 8 раз бросал на штурм этих флеш свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя длилась – целый час! Русские дрались в рукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовские флеши стоили французской армии очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты»

Чтец 3.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.


Чтец 4. И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

М. Лермонтов


Ведущий 4. 

Батарея Раевского. Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление – батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне. Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой более двух метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрёстным огнём. Оборону укрепления возглавил генерал Н. Раевский. Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы. Но  русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам всё – таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления.

Чтец 5.

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двигались, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками.

Драгуны с конскими хвостами.

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Чтец 1.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рукой бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

М. Лермонтов.


 Ведущий 5.

 Чья победа? Французы не узнавали своего императора.  Война была его стихией, а здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы всё не было. 

Чтец 2.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…


Чтец 3.

Вот смерклось.

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

М. Лермонтов.


Ведущий 1.

Три дня на Бородинском поле шла сеча, которую Кутузов назовет «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов», особо отметив при этом «твердость духа российского солдата», которую «не превозмогла» армия Наполеона.

В который раз уже судьбу сражений на русских ратных полях решала эта твердость духа солдат, их способность, как на поле Куликовом, отдать жизнь «за род свой, за Отечество». С этой верой шли в штыковые атаки на Бородинском поле как генерал, рязанские, орловские крестьяне – защитники родной земли, которую испокон веков они выходили боронить и оборонять…

Ведущий 2. Армия Наполеона лишилась 59 тыс.человек, а армия русских – 44 тыс. человек. «Битвой гигантов»  назвал это сражение Наполеон: «В битве под Москвой французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми». На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

III. Викторина.
1. Бородинское сражение было в:
а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г.
2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (125).
3. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов).
4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов).
5. Что такое редут? (редут — отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны).
6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I).
7. В каком из субъектов РФ есть город Бородино:
а) Смоленская область; б) Красноярский край;
в) Амурская область; г) Московская область?
8. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное — …». Что? Вставьте пропущенное слово.
а) подкрепиться; б) выспаться;
в) помолиться; г) подумать.
9. Какому событию Отечественной войны 1812 г. посвящена картина А. Ю. Аверьянова:
а) Битва за Ватерлоо; б) Сражение за Смоленск;
в) Бой за Багратионовы флеши; г) Бой у Шевардино?
10. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года:
а) старому солдату; б) полковнику;
в) партизану; г) известному историку?
Подведение итогов викторины.

Ведущий:

Сегодня мы говорили о Бородинском сражении. Бородинское поле – это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце каждого патриота России. В сентябре 1941 года, когда фашисты рвались к Москве здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. В честь великого сражения на Бородинском поле издавна проводились военно-исторические праздники, а в наши дни в первое воскресенье сентября здесь ежедневно проводится военно-исторический фестиваль. Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы. Цель этого фестиваля – увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности, которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812 года.

IV. Рефлексия. Блиц-опрос

- С кем воевала Россия в 1812 году.?

- Кто был командующим французской армией?

- Кто был назначен командующим Российской армией?

- Назовите имена полководцев?

- Почему война 1812 года называется Отечественная?

- Когда произошло Бородинское сражение?

             -Как закончилось Бородинское сражение?

            - Какие чувства вы испытали?





















































Литература:

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!