СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не забывайте о птицах зимой

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не забывайте о птицах зимой»
















Внеклассное занятие на тему:

«Не забывай о птицах зимой»















Подготовила и провела:

                                                                      Решетникова Виктория Викторовна,

                                                                                           воспитатель

                                                                               КГКОУ Школа 1







г. Комсомольск-на-Амуре 2023 гол

Внеклассное занятие


Тема: «Не забывай о птицах зимой»


Цели: 

обобщить и расширить знания о зимующих птицах;

обратить внимание на трудное существование птиц зимой;

прививать любовь к природе и воспитывать гуманность


Задачи:

Образовательные:

- познакомить с понятием «зимующие птицы»;

- закрепить знания о внешнем виде птиц, питании;

 - расширять представления об окружающем мире.

Коррекционные:

 -развивать  связную речь, пополнять словарный запас при помощи новых  слов  (зимующие  птицы, синичка, снегирь, воробей, голубь, сорока, ворона);

-развивать внимание, память. мышление с помощью интерактивной игры  «Классификации»

- развивать слуховое восприятие

Воспитательные: 

воспитывать бережное отношение к птицам.


Оборудование:

-картинка зимнего пейзажа, с изображением кормушек,

-рисунки с изображением птиц, с эскизами различных кормушек,

-фонозапись «Голоса птиц»,

-раздаточный материал: памятки «Как устроить кормушку?», карточки с названиями «угощений» для птиц,

-блюда с «угощениями» для птиц: пшено, овес, семечки, хлеб, сало, рябина, семена растений,

-листы ватмана, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей с плакатами (Помогите пернатым птицам! Покормите птиц зимой! Ребята, берегите и охраняйте птиц!)

Ход занятия:

Организационный момент

Сегодня  на нашем занятии присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. У всех хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Мы начнем наше занятие.

Вводная беседа

-О каком времени года эта загадка?

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима)

На доску вывешивается картина с зимним пейзажем.

-Что зима принесла с собой?

-Всем ли нравится то, чем гордится Зимушка-зима?

-У зимы, ребята, бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая, иногда она злая.

-Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?

-Какими природными явлениями выражает свою злость?

-Расскажите, как изменилась природа с наступлением зимы?

-Какие изменения произошли с растениями?

-Можно ли встретить зимой насекомых? Почему?

Введение в тему

-Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив озера, лужи и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет-снега, голубой-неба, черный-деревьев, все белым-бело. Вся живая природа готовится встрече с ней.

-О чем следующая загадка?

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий? (Птица)

Появляются на доске высказывания:

Птицы-это песнь и полет! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днем и ночь.

Птицы-дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню или море.

Птицы-дети радуги. Их перья переливаются разными цветами.

Птицы-наши верные помощники. Защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредителей.

Птицы-это тайна и красота. Без них нам не обойтись.

-Закройте глаза и послушайте голоса птиц. (Включается запись голоса птиц)

-Что вы, ребята представили сейчас?

-В какое время года можно услышать голоса птиц?

-А как вы думаете сейчас. Зимой можно услышать такое чудесное пение птиц? Почему?

-Когда поют птицы? Да, ребята, птицы поют, когда им тепло и когда они сыты.

-Но не все обитатели природы знают, что такое зима? А разрешить наш спор помогут скворец и цапля.

Сценка

Цапля: -Здравствуй, скворушка!

Скворец: - Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: -Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свистке. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого лета бывает дождливая осень, у какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?

Скворец: -Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на свете ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

-Ребята, а почему скворец и цапля утверждают, что нет на свете ни осени, ни зимы?

-Давайте сделаем вывод, так как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелётные)

-Как называют тех птиц, которым не страшны морозы? (Зимующие)

-А птицы, которые передвигаются с места на место в поисках корма? (Кочующие)

На доске схема:

-Давайте подумаем: почему одни птицы улетают, а другие остаются?

-Скажите, все ли птицы с наступлением холодов могут найти для себя необходимый корм? (Нет. И поэтому многие птицы улетают в теплые края)

-Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг

Другие-те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Но если долго снег идет

И долго злится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Актуализация знаний

-А может быть вы догадались, о чем пойдет сейчас речь?

-Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах и о том, как птицы готовятся к зиме.

(Появляется тема занятия на доске «Не забывай о птицах зимой!»)

Дыхательная и зрительная гимнастика

-У птиц  очень зоркие глаза. Чтобы наши  глаза были такими же зоркими , как у птиц, мы с вами сделаем упражнение.

Следите за птичкой на указке. Куда летит птичка, туда и смотрят наши глаза.

-Хорошо! Справились с заданием.

Изучение нового материала

Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. В лесу тихо. Какие же птицы могут нарушить тишину леса зимой? (Снегирь, синица) А еще какие птицы, вы услышите в стихотворении.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь.

Не покинуть эту землю,

Много птиц осталось здесь.

(После каждого прочтения стихотворения появляется иллюстрация птиц на кормушке)

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых елках

От зари и до зари

Разговор ведут чечетки,

Громко вторят снегири.

Пестрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовется бойкий чиж.

Я б могла еще так много

Про лесных сказать певцов

Как средь стужи и морозов

Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы,

И торопятся куда-то

Ярко красные щуры!

Как рассвет встречая новый,

Будет лес своих гостей

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей!

-О каких еще зимующих птицах вы слышали?

Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные.

А какие это птицы, послушайте загадки:

-Любит прыгать и летать,

Хлеб и зёрнышки клевать,

Вместо “Здравствуйте” привык

Говорить всем: “Чик-чирик” (Воробей)

-Одета скромно эта птица,

Она как будто ученица.

Бело-чёрный весь наряд

Воровка,— люди говорят. (Сорока)

-На дереве сидит, «Кар-кар!» кричит,

Никого не боится

Разбойница птица. (Ворона)

Игра «Веточка»

-Многие птицы улетают от нас очень далеко. Когда у нас зима, там цветут сады. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму, потому что находят корм.

У меня есть веточка, на которой зимующие и перелетные птицы. Давайте отправим к солнышку тех, которые не остаются у нас зимовать.

Телеграмма

-Вам телеграмма. Ребята, давайте ее прочитаем.

-SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!

-А кто же ее послал? О чем просят птицы? Как же мы им сможем помочь?

-Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Хороший обед изнутри греет, тепло по всему телу идет. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми, они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм поискать надо. Трудное время легче сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стайке как? Нашел один корм, сразу всех оповестил: все сыты будут. И все же многие птицы не редко голодают, особенно трудно им во время метелей. Из 10 синиц, выживают 2. Вот тут должны приходить на помощь люди, чтобы помочь птицам надо знать, чем их кормят?

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки-на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень,

Гуль-гуль-гуль.

Практическая работа

-Ребята, давайте посмотрим на образцы семян, лежащие на столах, на таблицу «Подкормка для птиц» и узнаем, какая птицы, что любит.

Корм для птиц

Семена подсолнечника (Все птицы)

Овес (Синица)

Арбуз (Синица, поползни)

Пшено, просо (Воробьи, синицы)

Тыквы, дыни, кабачка (Поползни, синицы, воробьи)

Кедровые орешки (Поползни, дятел)

Рябина, калина (Снегири, свиристели)

Лен (Все птицы)

Сало, мясо (Синицы)

-Теперь вы знаете, какая птица, чем кормится и надеюсь, что будите кормить птиц зимой.

Угощения для птиц

-Перед вами лежат карточки, на которых написано, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц. Вы должны выбрать, чем, по вашему мнению, можно подкармливать птиц, а чем нельзя.

Рябина, макароны, семечки, ягоды шиповника, ржаной хлеб, белый хлеб, шоколадные конфеты, яблоко, пшено(крупа), сало, кусочки сырого мяса, гречневая каша.

Игра с мячом «Кого, чем угостить?»

Воробей-крошками, синица-сало, снегирь-рябина, голубь-пшено, свиристель-семечки.

-Вы все изготовили кормушки. Давайте определим, какая должна быть кормушка?

Диалог с учащимися о том, как правильно изготовить кормушку, где ее прикрепить, как и в какое время необходимо кормить птиц.

-Я думаю, что теперь у каждого из вас под вашими окнами будет висеть кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и будут частыми гостями такой столовой. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас своей весенней песней и богатым урожаем на вашем участке, спасенные птицами от вредителей. Но самое главное, вы станете добрее и бережнее будете относится ко всему живому.

Рефлексия

-Я довольна вами. Вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним.

Учащимся предложено закончить предложение:

-Теперь я знаю, что…

-Я понял, что…

-Я буду….

Психологическая ситуация

-Если бы вы были птицей (синицей, воробьем, снегирем и т.д)

Итог занятия

-Чем запомнилось вам, наше занятие? Что узнали нового?

-Сегодня вы узнали жизни птиц зимой, о том, как нужно помогать им зимой, чем они питаются.

-О каких птицах вы услышали впервые? Когда для птиц наступают трудные времена? Как человек старается помочь птицам?

Закончим наше занятие стихотворением:

Сугробами засыпаны бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь. дети! Вот в этот самый трудный час,

Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки… и оживут бедняжки!

По небу весело скользя, взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая; «Спасибо вам великое!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!