СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»


Выполнила:

Студентка 4 курса

Специальность 44.02.02

группы ПНК-4Б
Кропотова Дарья Сергеевна




Технологическая карта урока ОРКСЭ





Место проведения: МБОУ «СШ №12»

4 «А» класс

Дата проведения: 3.10.2023 г.



Учитель: Тугай Н.А. ___________

Методист: Беляева О.Л._________






Дзержинск – 2023

Тема урока: «Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность»

Цель урока: формирование у обучающихся представления о том, что такое мораль и нравственность

Задачи:

Образовательные:

- Повторить понятия: «философия», «этика».

- Познакомить учащихся с понятиями: «добродетель», «добродетельный», «мораль», «нравственность».

- Познакомить учащихся с философом Аристотелем

- Познакомить учащихся с политиком Цицероном

Развивающие:

- Формировать умение делать выводы по теме.

- Развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы, посредством беседы.

Воспитательные:

- Воспитывать культуру речи у учащихся посредством беседы.

- Воспитывать у учащихся познавательный интерес к курсу ОРКСЭ.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- Демонстрируют знание значений понятий «добродетель», «добродетельный», «мораль», «нравственность», «этика».

- Называют философа и мыслителя Аристотеля

- Называют политика и философа Цицерона

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- Умеют делать выводы по теме.

- Умеют ориентироваться на страницах учебника.

- Осуществляют самостоятельный поиск необходимой учебной информации.

Регулятивные:

- Умеют определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

- Оценивают результаты собственной деятельности.

- Умеют принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану.

Коммуникативные:

- Умеют слушать и понимать речь других.

- Умеют доносить свою точку зрения до других.

- Умеют слушать и слышать речь учителя и друг друга.

Личностные:

- Демонстрируют познавательный интерес к курсу ОРКСЭ.

- Демонстрирую бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма: беседа.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: ТСО, компьютер, проектор, презентация, учебник «Основы светской этики»,

План урока (45 мин.):

1. Организационный этап – 12:05 – 12:07

2. Вступительная часть – 12:07 – 12:12

3. Основная часть – 12:12 – 12:45

4. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности – 12:45 – 12:50















Ход урока:


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства, формы работы

Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут – Дарья Сергеевна. Сегодня урок основы светской этики проведу у вас я. Ваш путь по изучению данного предмета только начат и сегодня мы продолжим новый раздел, где произойдет знакомство с основами этики. Нам предстоит многое узнать и запомнить. Давайте проверим все ли у вас готово к нашему уроку. На ваших партах должны лежать: учебник, пенал, тетрадь. Всё лишнее уберите в рюкзак.

- Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

Форма: фронтальная

Методы: словесные

Средства: речь учителя

Вступительная часть

Определить степень усвоения изученного.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Я вижу, что вы готовы к уроку. Верю, что вы сегодня узнаете много нового и интересного, будете активно работать на уроке. Но для начала давайте с вами повторим домашнее задание.

-Ребята, на прошлом уроке вам было задано: прочитать тему еще раз и ответить на вопросы 1 и 4. Давайте проверим как вы выполнили творческое задание номер 4 (спрашиваю несколько человек)

Садятся




Рассказывают домашнее задание

Форма: фронтальная

Методы: словесные (беседа, рассказ)
Средства: речь учителя

Коммуникативные:

- Умеют слушать и понимать речь других.

- Умеют доносить свою точку зрения до других.

- Умеют слушать и слышать речь учителя и друг друга.

Основная часть

Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действия

-Итак, сегодня мы дальше продолжаем читать диалог, помогая Игорю отвечать на вопросы. Наша тема урока «Мораль и нравственность»

-Полина, прочитай, пожалуйста, реплику сестры Юли на страничке 24.


-Ребята, давайте вспомним с вами понятие

«этика». Что оно обозначает?






-Вспомним, кто дал название этике – части философии.

-Предлагаю вам прочитать и познакомиться с великими мудрецами древности. На страничке 26 рубрика «Разъясняем, дополняем».

-Простыми словами можно сказать, что этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

-Посмотрите, ребята, на страничке 24 учебника есть фреска. Написал ее Рафаэль Санти. На ней изображена Афинская школа. Эта фреска находится сейчас в зале указов Ватиканского дворца и занимает всю стену размером 8*10 метров. Представляете какая она огромная? Как старался и трудился художник над этой фреской. Кто же изображен на фреске?

-Ребята, в Древнем Риме были разные философские школы. Ученики ходили слушать учителей не на уроки в школу, а целый день были рядом, слушали спорили, рассуждали вместе со своими учителями.

-Давайте внимательно рассмотрим фреску и поговорим о ней.

- Ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите вопросы, давайте попробуем ответить на них.

-Какие дела мы называем добрыми?


- Часто ли мы их совершаем?




-Привычны ли они для нас?



-Что означает «добродетель»?


-Для того, чтобы узнать, что означает слово «добродетель» откроем страницу 145 учебника.

- Откройте тетрадочки, напишите число, классная работа. Запишите определение «добродетель» (диктую)

-От слова «добродетель» образовано слово «добродетельный». Как думаете, что означает это слово?


-Из каких корней состоят эти слова?

-На столах у вас лежит карточка, вам нужно в парах распределить слова на две группы : добро и зло

Слова: Честность, щедрость, порядочность, лень, злость, наглость, жадность, трудолюбие, хитрость, лживость, скромность, доброта.



Добро

Зло



-Ребята, а сейчас я вам предлагаю расшифровать слово (на доску вывешиваю деформированное слово ОМРАЬЛ)

-Давайте подумаем, какое значение у слова мораль?

-Какие у вас хорошие мысли, ребята. Мораль – правила, которые регулируют поведение людей. Давайте запишем это определение в тетрадочках. (диктую)

-Предлагаю вам поразмышлять над басней древнегреческого поэта Эзопа:

«Когда человек впервые увидел верблюда, он так испугался его огромного роста, что убежал прочь. Через некоторое время убедившись в кротости и смирении животного, набрался смелости и подошел к нему. (Затем вскоре, обнаружив, что зверь глуповат, он так осмелел, что сунул у него в рот уздечку и позвал мальчишку управлять им») «Привычка помогает преодолеть страх»

-Ребята, что сначала делал человек?

-Что повторяет человек несколько раз?

-На что решился человек?

-Так какую мораль мы можем вынести из этой басни? Что нам хочет сказать поэт этой басней?

ФИЗМИНУТКА

-Давайте немного разомнемся. Потрясем ручки, ножки, выполним круговые вращения головой, покачаемся.

-Садитесь, ребята.

-Для точного перевода аристотелевского понятия этики с греческого языка на латинский римский философ Цицерон образовал новое слово – «мораль». В русском языке от этого слова возникло прилагательное «моральный».

-А какие моральные поступки мы можем с вами совершать?

-А есть еще слово «аморальный». Что же это за слово? Как думаете? Что оно обозначает? Какие аморальные поступки совершают люди?

-Верно, ребята, в слове «аморальный» есть приставка «А», которая отвергает все правильное, жизненное. «Аморальный» это антоним слова «моральный».

- От слова «нрав» - произошло существительное «нравственность» и прилагательное «нравственный».

-Нравственный человек – это добрый, честный, милосердный человек. Он не причинит никому зла. Так же можно сказать, что это человек, выполняющий требования морали.

-Я знаю какие вы добрые, искренние, чуткие и отзывчивые ребята. А давайте поделимся своими качествами с одноклассниками. Предлагаю Вам по цепочке говорить друг другу приятные слова. Слова стараемся не повторять. Начинаем с первой парты.

Так и получилось, что слова «этика», «мораль» и «нравственность» - близкие по значению понятия.

-Ребята, оказывается, что слова ЭТИКА, МОРАЛЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ – близкие по значению слова.

Значит, этика рассказывает о человеческих качествах – добродетелях и о том, как их можно в себе развить и воспитать.



Полина читает реплику из учебника


-Этика – это часть философии. Этика – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле


-Аристотель

Читают о великих мудрецах древности



Слушают учителя






Слушают учителя, рассматривают фреску.











-Это те дела, которые мы совершаем во благо других.

-Каждый совершает добрые дела, в меру своих возможностей.


-Для многих людей, совершение добрых дел, это привычно.


-Человек, совершающий добрые дела


Добродетель – положительное свойство характера человека


Записывают определение в тетрадь

-Добродетельный – человек высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели

-Добро




Распределяют слова на две группы









-Мораль

-Какое- то поведение людей




Слушают басню







-Боялся верблюда

-Подходит к верблюду

-Наконец подойти к животному

-Привычка помогает преодолеть страх










Помогать животным, людям




-Плохой поступок.

-Обижать маленьких, красть, бить




Слушают учителя








-Делятся


Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Организовать анализ и оценку содержания урока, качества работы на уроке, успешности достижения цели.

- Ребята, записываем домашнее задание. Прочитать внимательно эту тему ещё раз стр.24-28. И ответьте на вопрос под номером 3 и 4. Давайте прочитаем эти вопросы. Всем понятно домашнее задание?

-Ребята, сегодня на уроке мы поговорили о многом, чтобы я была спокойна, что вам был урок полезен давайте продолжим предложения.

Добродетель – это …

Мораль – это …

Нравственность – это …

Мне понравилось…

Мне не хватило на уроке…

- Спасибо всем за урок. Все были активны, все отвечали на поставленные вопросы.


- Записывают д/з

Разбирают д/з вместе с учителем


Форма: фронтальная

Методы: словесные (беседа)

Средства: речь учителя

Регулятивные:

- Оценивают результаты собственной деятельности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!