Основная часть | Обеспечить воспроизведение опорных знаний и способов действия | -Итак, сегодня мы дальше продолжаем читать диалог, помогая Игорю отвечать на вопросы. Наша тема урока «Мораль и нравственность» -Полина, прочитай, пожалуйста, реплику сестры Юли на страничке 24. -Ребята, давайте вспомним с вами понятие «этика». Что оно обозначает? -Вспомним, кто дал название этике – части философии. -Предлагаю вам прочитать и познакомиться с великими мудрецами древности. На страничке 26 рубрика «Разъясняем, дополняем». -Простыми словами можно сказать, что этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны. -Посмотрите, ребята, на страничке 24 учебника есть фреска. Написал ее Рафаэль Санти. На ней изображена Афинская школа. Эта фреска находится сейчас в зале указов Ватиканского дворца и занимает всю стену размером 8*10 метров. Представляете какая она огромная? Как старался и трудился художник над этой фреской. Кто же изображен на фреске? -Ребята, в Древнем Риме были разные философские школы. Ученики ходили слушать учителей не на уроки в школу, а целый день были рядом, слушали спорили, рассуждали вместе со своими учителями. -Давайте внимательно рассмотрим фреску и поговорим о ней. - Ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите вопросы, давайте попробуем ответить на них. -Какие дела мы называем добрыми? - Часто ли мы их совершаем? -Привычны ли они для нас? -Что означает «добродетель»? -Для того, чтобы узнать, что означает слово «добродетель» откроем страницу 145 учебника. - Откройте тетрадочки, напишите число, классная работа. Запишите определение «добродетель» (диктую) -От слова «добродетель» образовано слово «добродетельный». Как думаете, что означает это слово? -Из каких корней состоят эти слова? -На столах у вас лежит карточка, вам нужно в парах распределить слова на две группы : добро и зло Слова: Честность, щедрость, порядочность, лень, злость, наглость, жадность, трудолюбие, хитрость, лживость, скромность, доброта. -Ребята, а сейчас я вам предлагаю расшифровать слово (на доску вывешиваю деформированное слово ОМРАЬЛ) -Давайте подумаем, какое значение у слова мораль? -Какие у вас хорошие мысли, ребята. Мораль – правила, которые регулируют поведение людей. Давайте запишем это определение в тетрадочках. (диктую) -Предлагаю вам поразмышлять над басней древнегреческого поэта Эзопа: «Когда человек впервые увидел верблюда, он так испугался его огромного роста, что убежал прочь. Через некоторое время убедившись в кротости и смирении животного, набрался смелости и подошел к нему. (Затем вскоре, обнаружив, что зверь глуповат, он так осмелел, что сунул у него в рот уздечку и позвал мальчишку управлять им») «Привычка помогает преодолеть страх» -Ребята, что сначала делал человек? -Что повторяет человек несколько раз? -На что решился человек? -Так какую мораль мы можем вынести из этой басни? Что нам хочет сказать поэт этой басней? ФИЗМИНУТКА -Давайте немного разомнемся. Потрясем ручки, ножки, выполним круговые вращения головой, покачаемся. -Садитесь, ребята. -Для точного перевода аристотелевского понятия этики с греческого языка на латинский римский философ Цицерон образовал новое слово – «мораль». В русском языке от этого слова возникло прилагательное «моральный». -А какие моральные поступки мы можем с вами совершать? -А есть еще слово «аморальный». Что же это за слово? Как думаете? Что оно обозначает? Какие аморальные поступки совершают люди? -Верно, ребята, в слове «аморальный» есть приставка «А», которая отвергает все правильное, жизненное. «Аморальный» это антоним слова «моральный». - От слова «нрав» - произошло существительное «нравственность» и прилагательное «нравственный». -Нравственный человек – это добрый, честный, милосердный человек. Он не причинит никому зла. Так же можно сказать, что это человек, выполняющий требования морали. -Я знаю какие вы добрые, искренние, чуткие и отзывчивые ребята. А давайте поделимся своими качествами с одноклассниками. Предлагаю Вам по цепочке говорить друг другу приятные слова. Слова стараемся не повторять. Начинаем с первой парты. Так и получилось, что слова «этика», «мораль» и «нравственность» - близкие по значению понятия. -Ребята, оказывается, что слова ЭТИКА, МОРАЛЬ и НРАВСТВЕННОСТЬ – близкие по значению слова. Значит, этика рассказывает о человеческих качествах – добродетелях и о том, как их можно в себе развить и воспитать. | Полина читает реплику из учебника -Этика – это часть философии. Этика – наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле -Аристотель Читают о великих мудрецах древности Слушают учителя Слушают учителя, рассматривают фреску. -Это те дела, которые мы совершаем во благо других. -Каждый совершает добрые дела, в меру своих возможностей. -Для многих людей, совершение добрых дел, это привычно. -Человек, совершающий добрые дела Добродетель – положительное свойство характера человека Записывают определение в тетрадь -Добродетельный – человек высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели -Добро Распределяют слова на две группы -Мораль -Какое- то поведение людей Слушают басню -Боялся верблюда -Подходит к верблюду -Наконец подойти к животному -Привычка помогает преодолеть страх Помогать животным, людям -Плохой поступок. -Обижать маленьких, красть, бить Слушают учителя -Делятся | |