СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательский проект

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 58»









Научно-исследовательский проект

«Как я подружился со звуком [Ш]»















Выполнил ученик 3 класса

Поваренкин Тимур

Руководитель проекта: Курбанова З.Е









Г. Набережные Челны

2021

I. Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Артикуляция звука

1.2 Характеристика звука

II. Исследовательская часть

2.1 Почему у меня не получался звук Ш

2.2 Как у меня получился звук Ш

1. Развитие фонематического восприятия

2. Дыхательная гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Постановка звука

5. Вводим звук в речь

III. Заключение

IV. Использованная литература и интернет - ресурсы

























Введение

Тема моей работы: «Как я подружился со звуком Ш». Почему я выбрал такую тему?

Я не умел выговаривать этот звук, иногда надо мной подшучивали знакомые. В школе я занимался с логопедом. Когда я научился проговаривать трудный звук [Ш], мои родители очень обрадовались.

Актуальность: Я решил рассказать всем, что можно, при старании, подружиться с самыми “непослушными” звуками.

После того как я выбрал тему, мы определили цели и задачи работы.

Основная цель моей работы: рассказать о том, как я научился произносить звук [Ш] и как важно сделать это вовремя.

Для достижения этой цели я ставил перед собой следующие задачи:

1.Рассказать о том, как я учился правильно проговаривать звук [Ш].

2. Рассказать, как я старался не забывать произносить звук [Ш] а в повседневной речи.

3.Выяснить, как произносится звук [Ш] в разных языках.

4.Показать, что при усердии и постоянных упражнениях можно научиться правильно выговаривать этот звук.

Гипотеза: если развивать органы речи и слух, можно научиться правильно произносить сложные звуки.

Вид исследовательской работы: исследовательско-творческий, краткосрочный, индивидуальный.

Срок реализации: в течение двух недель.

Объектом исследования является звук[Ш].

Предметом исследования явилась возможность поделиться с другими ребятами знаниями о том, что при специальных занятиях можно научиться произносить трудные для вас звуки.

План исследовательской работы:

1. Выбор темы.

2. Определение цели и задач.

3. Составление плана работы.

4.Сбор материала по теме исследования.

5.Подведение итогов.

6.Определение выводов.

Методы исследования:

1. Чтение книг по теме исследования.

2. Поиск информации в Интернете.

3. Опрос педагогов.

4. Обращение к своему опыту.

5. Изготовление картинного материала на заданный звук по разным темам.

Теоретическая часть

Артикуляция звука [Ш]

При произнесении звука [Ш]губы выдвигаются вперёди округляются, расстояние между зубами 4-5 мм (маленькая щель).

Широкий кончик языка приподнимается к переднему краю нёба, но не прижимается, боковые края языка прижимаются изнутрикверхним коренным зубам.

Средняя часть спинки языка опускается, задняя часть приподнимается (вторая щель).

Язык как чашечка.

Воздух выдыхается равномерно, воздушная струя идёт посередине языка, она тёплая.

Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты и не напряжены, голоса не образуется.



Характеристика звука.

Звук [Ш] шипящий, есть и другие шипящие: Ж, Ч, Щ. Какую роль среди них играет наш звук [Ш]? Вот что рассказала мне логопед.

Для выявления основного звука среди шипящих нужно познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их. Звуки данной группы по месту образования переднеязычные, по способу образования — щелевые, за исключением ч, который является смычно-щелевым.

Произношение звука ж отличается от произношения звука ш тем, что есть голос.

При произношении щ и ч дополнительно поднимается средняя часть спинки языка к нёбу. Это и есть отличие от положения языка при произношении звука ш.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является произношение звука ш, и следовательно, он будет базовым для этой группы.

Если звук ш произносится правильно, то:

- добавив голос, мы получим звук ж;

- добавив подъем средней части спинки языка, получим щ;

- добавив подъем средней части спинки языка и смычку перед щелью, получим ч.

Вывод:звук [Ш] — всегда твердый глухой согласный.

Обозначение цветом: синий.

Исследовательская часть

Почему у меня не получалось произносить звук [Ш]?

Сейчас, когда я хочу рассказать ребятам, что у меня получилось произносить звук правильно, нужно вернуться на несколько лет назад и вспомнить, почему не получалось тогда, что мне мешало?

Я обратился к своему логопеду и вот что она мне рассказала. Оказывается, этот звук очень часто не могут произносить правильно многие дети. И нарушения бывают разные. Я, например, заменял звук [Ш] на звук [С]. Это называется свистящий парасигматизм

Правильному произношению мешало снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Вывод: я не совсем различал звуки [Ш] и [С], и поэтому звук ш заменял звуком с (шапка-«сапка», машина- «масина», душ-«дус»).

Как у меня появился звук [Ш].

Развитие фонематического слуха и восприятия

Я долго посещал логопедические занятия и научился произносить звук Ш и не путать его с другими, похожими звуками. Но для этого пришлось усердно потрудиться.

С первых дней занятий я начал выполнять упражнения на развитие слуха, то есть я учился различать звуки [Ш] и [С], и другие тоже. Это занятие было интересным, потому что мы играли.

1. Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»

Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь изучаемый звук среди других звуков, в слогах, в словах.

2. Игра «Паровоз» - нужно распределить картинки по вагонам. Если звук Ш находится в начале слова- в первый вагон, если звук в середине слова – во второй вагон, если конце- в третий вагон.

3. Звуковой анализ слога или слова: мы на каждом занятии выкладывали схему слога или слова из цветных фишек.

4. «Кто больше?»: вспомнить и назвать слова на заданный звук.

5. Игра «Отхлопаем слово» - мы учились делить слово на слоги при помощи хлопков и всегда повторяли правило: «Сколько в слове гласных, столько и хлопков».

6. «Найди картинку»: среди всех картинок найти картинку на заданный звук.

7.«Четвертый лишний»: среди картинок найти лишнюю, объяснить, почему лишняя. Например, на картинках - шуба, шапка, шарф и машина. Лишняя - машина, все остальное – одежда.

Все эти игры мне очень нравились и потом я научился выделять на слух заданные звуки.



Выработка речевого дыхания и воздушной струи.

Каждое занятие начиналось с дыхательных упражнений. Это было очень весело и нравилось мне больше всего.

1.Упражнение «Прокати карандаш по столу». Это упражнение на выработку длительной, плавной воздушной струи, идущей по центру языка. Рот приоткрыть, широкий язычок положить на нижнюю губу и, не меняя положения язычка, подуть на карандаш так, чтобы он покатился. Нельзя закусывать язычок зубами, воздух должен идти по желобку посередине языка. Щеки не должны надуваться.

2.«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и долго дуть на ватный шарик, лежащий на столе, загоняя его в «ворота» из двух кубиков.

Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

3. «Ветерок» (Упражнение для выработки воздушной струи).

Дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

4.«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы не надувались щеки и произносить звук [Ф], а не [X].

6.«Гласные» (воспитание «речевого» диафрагмального дыхания).

Набрать в лёгкие воздух. Контролировать, положив руку на область живота, чтобы воздух опускался до диафрагмы. И на длительном выдохе произносить звук «УУУУУУУУУУУУУ». Потомна длительном выдохе произносить звук «АААААААААААААА» или «ООООООО», «ИИИИИИИИИИ».



Артикуляционные упражнения

С первых дней занятий я учился выполнять специальные упражнения для органов речи. Эти упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

1. «Улыбка – Трубочка»(развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

2. «Чистим зубки 2»(для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

3. «Ириска»(для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Выполнять медленно.

4. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

5. «Вкусное варенье»(вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

6.«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.



Постановка звука

Я, конечно, уставал от занятий, но мне очень нравилось посещать их. Со временем мой язычок стал меня слушаться; мы много работали с картинками,

занимались и пальчиковыми играми, и дыхательной гимнастикой.

На очередном занятии в кабинете у логопеда всё было, как всегда. Мы сделали упражнения для развития дыхания, гимнастику для губ и языка. Я делал упражнения «Чашечка», а губы при этом вытянул вперед, рот приоткрыл. Логопед сказала: «Подуй сильно на язычок!» И вдруг получился звук [Ш]! Я очень обрадовался.

И мы приступили к автоматизации звука [Ш].

Вводим звук [Ш] в речь

Как только я научился правильно произносить звук [Ш], то перешел к произношению его в слогах, в словах, в предложениях, то есть мы вводили звук в речь.

На занятиях мы учились произносить новые звуки сначала в различных слогах. У меня получалось хорошо! И мы перешли к словам со звуками [[Ш].

Здесь мы много играли в разные лото, игры, учили чистоговорки и скороговорки, небольшие стихотворения, где было много слов со звуком [Ш]. Я раскрашивал раскраски на разные темы.

Пока мы автоматизировали звук [Ш], я принимал участие в открытых уроках и в школьных мероприятиях.

Потом я учился различать звуки [Ш] и [С] в слогах, словах, предложениях и в тексте. Мы читали очень много текстов с этими звуками, проговаривали чистоговорки, выполняли много заданий.

Сейчас я умею говорить правильно! Это очень помогает мне в учебе.

Заключение

Если у школьника хорошо развита речь, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, если речь неясная, то трудно общаться с людьми, тебя могут дразнить -это и портит характер человека. Правильная, хорошо развитая речь помогает хорошо учиться в школе. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.

И детям, и взрослым - необходимо научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Моя гипотеза подтвердилась: если развивать органы речи и слух, можно научиться правильно произносить сложные звуки.

Вот я и «подружился» с трудным звуком [Ш] и уже могу шипеть, как настоящая змея или проговорить скороговорку, или стихотворение с этим звуком. Детям, у которых не всё получается, я хочу дать совет: не отчаивайтесь! Если очень постараться, можно подружиться с самым трудным звуком и употреблять его в речи. Я думаю, моя работа интересна будет таким же мальчикам и девочкам как я.

  1. А.И. Богомолова. «Нарушение произношения у детей»

  2. И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для «непослушных звуков»

  3. http://pedsovet.su

  4. http://vashlogoped
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!