СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа "Татуировка: философия или искусство" учащейся 8 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представлен научно-исследовательской работой "Татуировка: философия или искусство" учащейся 8 класса МБОУ СОШ №18 Серединой А. Результат работы был представлен на школьном и муниципальном этапе городской научно-практической конференции в 2018 г. 

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа "Татуировка: философия или искусство" учащейся 8 класса»

IX ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку – ЮНИОР - 2017»











Секция «Вопросы мировой истории и философии»

Татуировка: философия или искусство?

Исследовательская работа





Выполнил:Середина Анастасия

учащаяся 8 А класс

МБОУ СОШ №18 г.Лесосибирск

Руководитель работы:

Стецюк Л.А.,

учитель изобразительного искусств

МБОУ СОШ №18 г.Лесосибирск




















Лесосибирск, 2017





Оглавление

I.Введение……………………………………………………………………………………...3 - 4

II.Основная часть……………………………………………………….................................5 - 26

1.Теоретическая часть………………………………………………….………………….....5 - 20

1.1 Этимология понятия……………………………………………………............................5 - 6

1.2.История татуировки…………………………………………………………………….....6 - 8

1.3.Семантика татуировки……………………………………………………………….......8 - 13

1.4.Татуировка и религия………………………………………………..……………….....13 - 14

1.5.Искусство татуировки………………………………………………………………..…14 - 18

1.6.Психология татуировки……………………………………………...…………………18 - 20


2.Практическая часть…………………………………………………………………..…....21 - 26

2.1. Мехенди как разновидность татуировки……………………………………………...21 - 24

2.2. Исследование …………………………………………………………………………..24 – 26


III.Заключение………………………………………………………….........................…….27 - 28

IV.Список использованной литературы………………………………………………………....29

V. Приложение……………………………………………………………..........................30 - 40

  1. Введение





«Право носить на себе некоторые символы нужно заслужить»

Fuzi UVNPK (татуировщик)

Cовременная жизнь очень динамична: мы наблюдает значительные изменения, происходящие вокруг нас и влияющие на наш быт. Многие современные открытия являются совершенно новым в мире науки, но значительная часть, при их детальном изучении, оказывается давно известным фактом, современные технологии лишь используют давно сделанные открытия, обнаруживая в них потенциал для исследования, создания новых направлений применения.

Именно таким явлением, с моей точки зрения, является искусство татуировки, переживающее сегодня новую популярность.

О том, что представляет собой татуировка, сегодня ведётся немало споров, но, пожалуй, самая острая тема этих обсуждений — является ли татуировка искусством или это скорее философское явление? Общепринятой точки зрения нет — тем не менее, есть некоторые объективные взгляды. При столкновении с этим вопросом выясняется неоднозначное отношение к тату-культуре у разных народов, в разные эпохи человечества. В связи с этим появляются основания выяснить, когда и в связи с какими тенденциями(социальными, культурными) зародилось данное явление человеческой культуры.

Татуирóвка (татý, в просторечии — нако́лка) — процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента; сами узоры на теле, сделанные таким способом.

Как явление татуировка сложна и неоднозначна, но, несмотря на это, она все же сумела обрести широкую популярность, особенно в молодежной среде. Большой выбор технических средств позволил упростить и сделать почти безболезненным процесс нанесения нательных рисунков. В отдельных социальных группах ее важность по-прежнему велика. Определенные знаки используются религиозными сектами, молодежными группировками различных направлений, художниками, особенно актуально данное явление для преступных сообществ.

Тату-культура многообразна. Она имеет многовековую историю и традиции. У неё много почитателей и не меньшее число тех, кто не понимает стремления иметь ее. Татуировки сегодня практически никого не оставляют равнодушными.


Объект исследования: татуировка как социальное явление

Предмет исследования:значение татуировки с позиций философии и искусства

Цель работы: определить значение татуировки в современном мире.


Задачи:

  1. изучение истории татуировки как культурного явления;

  2. изучение современных направлений тату-искусства;

  3. изучение философского аспекта тату-искусства;

  4. исследование отношения современной молодежи к татуажу;

  5. расширение представлений о происхождении и направлениях современного искусства.

Методы исследования:

-частично-поисковый;

-анализ и обобщение научной и популярной литературы по теме исследования;

-анкетирование(обучающиеся МБОУ СОШ №18 г.Лесосибирск);

-опрос (обучающиеся МБОУ СОШ №18 г.Лесосибирск);

-систематизация материалов;

-изучение технологии выполнения мехенди.

Гипотеза исследования:

-при возросшем интересе молодежи к данному явлению как искусству наблюдается недостаточность представлений о татуировке как явлении, имеющем философские корни, что может приводить к малоосмысленному выбору изображений для татуирования.






























II.Основная часть





  1. Теоретическая часть



1.1.Этимология понятия





Татуирóвка (татý, в просторечии — нако́лка) — процесс нанесения перманентного (стойкого) рисунка на тело, выполняемого методом местного травмирования кожного покрова с внесением в подкожную клетчатку красящего пигмента; сами узоры на теле, сделанные таким способом.

Татуировать — термин, заимствованный через фр. Tatouer, из полинезийских языков, на таитянском слово Tatau — «татау» - имеет идентичное значение — рисунок на человеческой коже. В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук. Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и не выделялась отдельным названием. Используемые до Кука термины определяли татуировку в общей массе техник непосредственного украшения и обозначения человеческого тела. Иногда являлись заимствованными из жаргона и сленга различных общественных групп. После Кука термин «татуировка» был принят не сразу, в качестве главенствующего, по отношению к одному и тому же способу украшения тела, у различных народов земного шара. Поначалу, слово «татуировка» связывалось с процедурой, выполняемой на Таити.

Перечень наиболее любопытных обозначений татуировки, которые в прошлом применялись на территории Западной Европы: «signum» и «stigma» — эти слова известны из литературы Древнего Рима, слово «stygmat» встречается в Библии, изданной Лютером в 1534 году, «grafism» — у Дж. Казановы. «hieroglif» — так писал в «Свадьба Фигаро» П. О. Бомарше. Слова «знак», «отпечаток» встречаются в романе «Отверженные» В.Гюго. Кроме этих терминов, вплоть до конца XVIII века на территории Западной Европы достаточно широко употреблялось название «вырезанный рисунок». Вообще, на европейском континенте, татуированных чаще всего обозначали словом «раскрашенный» либо «отмеченный пунктиром». Голландцы называли процесс татуирования «prikschildern» или «stechmalen», что в переводе означает «рисование накалыванием». Англичане употребляли слова «punctures» и «punctation», испанцы — «pintados».

Культура русского тату считается практически утраченной, до момента рождения криминальных структур. Именно потому в России и русских стилях тату синонимами татуировки могут служить слова-выходцы из криминального сленга: «портак», «портачка», «наколка», «масть». Сленговые слова определяют либо сам процесс изготовления тату (наколка, наколоть), либо идентификацию внутри иерархии (масть). Криминальное татуирование в России стало общественно признанной культурой, поскольку, истинные каноны татуирования славян неизвестны или утрачены.

Таким образом, можно считать, что этимология рассматриваемого мной понятия «татуировка», несмотря на многообразие его обозначений,имеет общие корни в связи со спецификой самого процесса выполнения татуировки.

    1. История татуировки





Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.

О бычай татуировки уходит корнями в весьма далекие времена. В захоронениях эпохи палеолита находили минеральные красители и резцы, которые могли использоваться для выполнения как косметических действий, так и пещерных рисунков. Некоторые находки скелетов периода раннего палеолита (около 40-14 тысяч лет до н.э.), дают основания предполагать, что умерших либо посыпали красным красителем, либо разрисовывали им. Принято считать, что минералы с красной окраской должны символизировать цвет жизни, так что, окрашенные красным умершие в определенном смысле могли участвовать в жизни.

К периоду неолита (около 4000-1700 лет до н.э.) относятся фигурки, найденные на стоянках в Венгрии. Эти фигурки имели на груди и ягодицах орнаменты. По мнению французского исследователя В.Каруше, в эпохи палеолита и неолита человек, живущий в более теплых климатических районах был больше украшен, чем одет.

Одно из первых, зафиксированных в письменном источнике свидетельств, касающихся татуировки, по утверждению многих исследователей, приведено в Библии. «Не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (книга «Второзаконие» 14, 1).

Исследуя памятники Древнего Египта, ученые пришли к выводу, что в этом государстве татуировка могла быть известна уже около 3000 года до н.э. Наиболее убедительным доказательством того, что в Древнем Египте этот способ украшения тела использовался на практике, является мумия Амеут – жрицы богини Хатор периода около 2000 года до н.э. Тем же периодом датируются куски татуированной человеческой кожи, найденные на одном из многочисленных кладбищ на территории Нубии. Заметные на них узоры в форме ромбов были, по мнению исследователей, исполнены при помощи техники татуировки. В таком случае это были, по-видимому, наиболее древние образцы татуировки на человеческой коже, известные до настоящего времени.

Интересные данные, касающиеся татуировки в древности, дошли до наших времен благодаря Геродоту. Этот историк сообщает о том, что Гистиаос, тиран Милета, передал тайную информацию своему зятю Аристагорасу с отправленным им «живым» письмом в виде вытатуированного текста на бритой голове невольника, который отправился в дорогу только тогда, когда у него выросли волосы. Геродот также сообщает много информации относительно применения татуировки и прижигания тела среди фракийцев. По мнению греческого летописца, татуировка у фракийцев должна была служить для обозначения благородного происхождения.

Греки классической эпохи, знавшие технику татуировки, вряд ли применяли ее среди свободных граждан. Эти сомнения подтверждают факты, из которых вытекает, что их хроникеры, часто делающие намеки в сторону встречавшейся у фракийцев и иных кочевых народов татуировки, никогда не упоминают о татуировке среди жителей самой Эллады. Поэт Герондас (около 240 года до н.э.) в своей книге «Завистник» пишет, что в те времена для наказания рабов при помощи иглы и черного красителя им наносили на лоб неуничтожимые надписи.

Благодаря свидетельствам более позднего времени, принадлежащим таким историкам и философам, как Цицерон, Юлий Цезарь, Клаудий, Плиний Старший, Помпоний Мела, Тацит, Марцеллинус Аммианус и другим, мы знаем, что татуировка и разрисовка тела были известны также варварским племенам. Этот обычай был распространен у бриттов, даков, галлов, германцев, пиктов, сарматов и скифов. Согласно Цезарю, Клаудию и Тациту, некоторые племена применяли процедуры по украшению тела, среди которых к числу наиболее вероятных относилась его разрисовка в религиозных целях, желание просто украсить тело либо таким образом устрашить врага. Название некоторых народов, например, пиктов, восходит к украшению тела (picti – рисовать).

В Древней Греции и Древнем Риме существовали обычаи, связанные с идентификацией людей. Беглых рабов татуировали либо метили с помощью разогретых на огне специальных металлических матриц. Например, в Риме их метили на лбу тавром с латинской буквой «F». С римских времен известны и имена лекарей-татуировщиков, среди которых самыми знаменитыми были Киннамос, Критон, Эрос и Трифон.

Рядовые граждане подвергались татуировке лишь в исключительных случаях. Такое случалось в Риме времен царствования Калигулы (12-41 годы н.э.), по приказанию которого татуировкой было отмечено определенное число уважаемых граждан. Однако на территории Римской империи существовал запрет на подобного рода украшательство тела для вольных граждан. Это подтвердил Константин Великий (около 280-337 г.г.), временем царствования которого датированы указы, осуждающие и запрещающие «разрисовку лица».

Когда в IV и V веках на территорию Западной Европы вторглись монгольские племена, их изборожденные разукрашенными рубцами лица в большой мере способствовали усилению страха перед их обладателями. Иорданес (VI век) писал, что гунны с детства покрывали свои лица рубцами до такой степени, что на них не росли ни усы, ни бороды, а сами они до старости сохраняли вид прислужников в гаремах.

Несмотря на неясность функции татуировки у многих древних народов, неопровержимым фактом является то, что находки археологов подтверждают правдивость свидетельств древних летописцев о татуировке и что этот обычай был известен людям с очень давних времен.

    1. Семантика татуировки





Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода.

Не менее внушительна и тату-география: различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все — разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки, жители Океании.

Многообразные исследования по данному вопросу ученых и социологов выделяют несколько основных направлений использования татуировки как культурного явления:

1.Определяет социальный статус человека

С мысл татуировки прежде всего заключается в подтверждении статуса. Не случайно в некоторых культурах татуирование входило в комплекс обрядов инициализации (посвящение в определенный статус). Так, у австралийских аборигенов в качестве инициализации выступали опрыскивание кровью и татуировка. Боль при татуировке считалась необходимым жизненным испытанием. Девочка, не перетерпевшая боль при нанесении татуировки, став женщиной, не будет способна к деторождению, которое тоже сопровождается болью. Аналогично, мальчик не сможет быть хорошим воином. Таким образом, татуировка становится пропуском к нормальной жизни, а человек без татуировки не воспринимается в качестве полноценного человека.

Н о татуировка не только подчёркивала обретение статуса полноценного члена социума, она ещё и визуализировала этот статус. В мире, не знавшем документов, татуировка была своеобразным удостоверением личности. В татуировке отражалась племенная принадлежность, имущественное положение, социальный ранг, родословная. Татуировка позволяла закодировать всё, что данное общество могло посчитать необходимым для идентификации личности. Маори – коренное население Новой Зеландии – делало на лице маскообразные татуировки моко (moko). Моко совмещала в себе постоянную боевую раскраску, знаки воинской доблести и общественного положения его обладателя. Если у погибшего воина на лице была маска моко, он удостаивался высшей почести – его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы воинов, лишённых моко, оставляли без погребения. Когда европейцы освоили Новую Зеландию, привезя туда помимо всего прочего бумажный документооборот, и туземцам пришлось подписывать официальные бумаги, в качестве подписи они старательно изображали моко.

Индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Все стороны жизни этих людей связаны с тату — от рождения до смерти, — поэтому все части тела этих жителей покрыты рисунками.

Н а Таити, татуировки были обрядом посвящения и рассказывали об истории жизни человека. Мужчины были отмечены, когда они достигали совершеннолетия, когда они женились.

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.

Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А в некоторых местностях ситуация с женскими тату доходила до крайности: детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

С появлением государства отношение к татуировке пересматривается, однако, как бы государство не относилось к татуировке как явлению, оно не могло не оценить её функциональность. Лучшего способа идентифицировать человека нет. В первую очередь люди заботятся об идентификации своей собственности, поэтому в обществах, где один человек мог стать собственностью другого, татуировка выполняла функцию клейма. Татуировка низводила человека до уровня животного: скот носит тавро владельца, а раб татуировку с именем своего хозяина. Такая татуировка использовалась в античном мире.

Ещё одна сфера, где государству хотелось бы избежать обмана, это – отношение подданных к закону. Преступник, то есть человек, единожды преступивший закон, не благонадёжен, и его хорошо бы сразу опознавать. Для этой цели татуировка применялась во многих культурах.

Н апример, в Японии до 500 года украшение тела татуировкой было привилегией императоров.Однако со временем искусство тату стало символом преступного мира. В Древней Японии человек с татуировкой был персоной нон грата: его изгоняли из семьи и общества, обрекая на полную изоляцию. «. Наряду с другими наказаниями, в Японии широко применяли ирэдзуми– клеймением тушью.На теле преступников татуировки делались обычно на видном месте и могли даже рассказать, в какой тюрьме они отбывали наказание. В японской провинции Чукудзен (17-19 века) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ — «собака».

Именно в преступной среде Японии развилось целое искусство маскировки позорного клейма среди цветных рисунков, воспринимающееся теперь в качестве японского стиля тату, но носящее всё то же имя – ирэдзуми.

Со временем тату в Японии стала отличительной чертой якудза, которые в течение столетий используют обширные татуировки как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе.

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.

Готы, германское племя варваров, прославленное грабежами римских поселений, использовали татуировки, чтобы обозначать своих рабов. Римляне также татуировали рабов и преступников. Татуировка была связана с преступностью в Средиземноморском регионе в середине третьего века. Эти метки включали преступления, наказания и имена жертв преступника на лбу. В Древней Греции и Риме, рабы с татуировками никогда не могли стать гражданами, даже если они были в состоянии купить свою свободу. В сущности, татуировки были постоянными знаками вины, что, в конце концов, изменило отношение к ней. Именно поэтому татуировка являетсяотличительным знаком в мировых преступных сообществах и сегодня.

Когда Османской империей правили Боснии, военные власти татуировали всех солдат для того, чтобы признать их в случае, если они решили бежать от призыва. И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой Войны, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, в Советском Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое…

2.Выполняет магические функции

О днако «юридическое» значение татуировки – отнюдь не главное. По сути, оно лишь производная от сакральной значимости. Система координат, описывающая мир древнего человека, обязательно имела и духовную составляющую. Земное состояние человека определялось его взаимоотношениями с миром духов. Обращение к духам и составляет основу смысла татуировки. Через изображение на теле (сакральные знаки) человек призывает духа в свою жизнь. Достаточно произнести правильное заклинание, чтобы заставить потусторонний мир работать на тебя. Татуировка – это заклинание в краске: правильно выполненная, она должна обеспечить «благословение» того или иного духа, вне зависимости от его желания. Но духам нужны жертвы. Боль при татуировке и есть необходимая жертва. Если же посмотреть на эту связь человека и духа с другой стороны, то татуировку можно считать своего рода клятвой верности, посвящением человеком себя духу. Через татуировку дух получает себе человека навсегда – и пока он носит своё тело на земле, и после смерти – поскольку, по верованиям многих народов, духовное тело полностью повторяет тело физическое. Стало быть, татуировка переходит с человеком и в вечность. С духами связано и активно практиковавшееся использование татуировки в медицинских целях. Накалывание на больное место образа или знака того или иного божества – магическое действие, обязывающее божество помочь больному.

У разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только «дикарями». В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Именно в среде моряков татуировка сохранилась без отрыва от породившей её магической практики. Татуировка моряка – это классическое взаимоотношение с миром духов: наколка имени любимой девушки – призыв духов как свидетелей верности;наколка с распятием – от всяких несчастий; наколка на груди в виде обнаженной женщины – призыв Фортуны.

3.Использование в декоративных целях

Татуирование должно было предшествовать изобретению одежды; лучше сказать, оно было первой одеждой, до которой додумался человек. Являясь сперва исключительно одеждой и украшением, татуирование не замедлило сделаться знаком отличия и средством для заявления признательности. Каждый пол пользуется татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины – красивее.

С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим вторым женам, проводя с ними немало времени в беседах и прогулках. Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти — судьба. Отдельным видом японской татуировки является особая женская татуировка какуси-боро («скрытая»), выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры. Такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только после купания.

К концу 19 века меняется мода, меняется отношение к тату-культуре. Известна леди Виола, которая щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей. Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашенных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных «профсоюзов», использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям.

Таким образом, можно сделать вывод, что татуировка выполняла религиозные, юридические, магические и декоративные функции в разные периоды человеческого общества и у разных народов.

    1. Татуировка и религия





Рассматривая вопрос татуирования как культурного и социального явления, невозможно обойти вопрос отношения религии к данному явлению, так как на протяжении веков религия является неотъемлемой частью человеческого бытия.

В иудаизме отношение к татуировке является отрицательным. Основанием к этому является Библия (Лев. 19:28): «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь (Бог ваш).» Маймонид, еврейский философ и богослов, живший в XII веке, объясняет, что данное действие напоминает обычай идолопоклонников делать татуировки в знак покорности и «принадлежности» своему идолу. И, как любой обычай идолопоклонников, данное действие запрещено для иудеев. Другой комментатор Писания, в своем комментарии к Торе объясняет запрет на татуировки тем, что человек был создан по образу Всевышнего. Образ и подобие Бога означает то, что человеческое тело является совершенным и уникальным Его творением. Строение человеческого тела «продумано» до мельчайших деталей и позволяет человеку выполнять своё предназначение с наибольшей пользой. Любое внешнее вмешательство, даже с целью «усовершенствовать», по сути, является нарушением уникального Божественного плана.

В христианстве не существует соборных канонов, запрещающих татуировку, однако отношение к ней является негативным. Чаще всего запрет на татуировки обосновывают Библией. Упоминание в Библии татуировки можно обнаружить в отрывке (Лев. 19:28): «… не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.», а также «… не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своём.» Другое упоминание в Библии о татуировках в книге Второзаконие (Втор. 14:1): «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем.»Однако, существуют исторические данные, заявляющие, что первые христиане татуировали себя. Они носили инициалы Христа – X или И.Н. (Иисус Назаретский), ягненка, крест или рыбу – по-гречески Ichtys – на лбу или на изгибе руки. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами. Однако исследователи истории церкви не могут сказать с уверенностью, какая техника в данном случае применялась: это могла быть татуировка и прижигание тела. В те далекие времена при помощи прижигания метили и тем самым исключали из общества отступников от настоящей веры, которыми считали христиан и невольников. Правда, первые христиане считали подобные метки не тавром, а знаком принадлежности, который подчеркивал их готовность страдать за веру. В таком понимании татуировка объединяла христиан.

Ислам, как и иудаизм, и христианство, запрещает делать татуировки. Нанесение татуировки входит в перечень мусульманских грехов. Обоснованиям для данного запрета служат авторитетные в исламе богословские толкования Корана, в которых объясняется значение запрета на «ваши» для мусульман. Слово «ваши», употребленное в хадисах, подразумевает опускание иглы в краску и нанесение ей различных узоров, рисунков на любой из части тела. Запрет на «ваши» - это категорический запрет на любую татуировку, даже религиозного содержания.

    1. Искусство татуировки





Так сложилась, что с момента своего возникновения татуировка может носить юридический, религиозный, эротический, эстетический и магический характер, что использовалось в разные периоды развития человеческого общества. А в Европе, начиная с XIX века, татуировку демонстрировали с целью заработать деньги, сегодня ее представляют на конкурсах и выставках.

Всплеск молодежной культуры периода 60-70-х гг. изменило отношение ко многим явлениям жизни, в том числе к татуировке. С этого периода о татуировке заговорили как об искусстве.Сегодня в разных странах татуировка возведена в ранг искусства, а татуирование тела относится к одному из видов искусства художественной росписи, современной живописи.В настоящее время все, что так или иначе связано с украшательством своего тела, оформилось в виде отдельного направления в искусстве – «bodyart». Это и собственно татуирование, и прокалывание различных частей тела, и украшение кольцами, шпильками, другими металлическими предметами, это и раскрашивание тела красками.

О популярности татуировки говорит и тот факт, что в Японии организован музей татуировки, имеющий свыше ста редчайших экспонатов.В 1996 году в Амстердаме был открыт музей Тату с библиотекой, где собраны многочисленные экспонаты и материалы по истории, стилям и направлениям в искусстве татуировки.

На теле изображают самые разнообразные рисунки, даты, телефонные номера, имена, адреса, любимые стихи, номер банковского счета.

Однако, мастера тату относятся к своей работе как произведению искусства и в этом смысле в культуре тату наблюдаются определенные изменения, свойственные ей как направлению искусства. Так, художники выделяют несколько направлений (стилей) в искусстве тату:

Dotwork (dot (англ.) – точка, work (англ.) – работа) – для это стиля характерна точечная техника нанесения изображения и геометрические формы. С помощью точек создают интенсивность цвета, формы и контрасты. Обычно используются черный и красный цвета. Сейчас этот стиль стал распространен в Европе, но свое начало он берет в Индии, Тибете и Америке. Часто используется для нанесения объемных орнаментов, психоделических изображений, цветочных мотивов.

Tehno - стиль, зародившийся в XX веке, его основа – единение человека и «машины», природы и высоких технологий. Ярким примером данного направления могут служить татуировки, на которых можно увидеть прорывающиеся сквозь кожу железные детали, обнажающиеся внутренние части тела, как у «терминатора», или неземные образы, запечатленные на теле человека: «Чужие», «Инопланетные» или пришедшие в наш мир из «Матрицы».

Realism (реализм)– один из самых сложных по технике исполнения стилей. Его основа – перенесение изображения с фотографии или портрета на кожу клиента (фото родственника, поп или рок идола). Особенностью данного направления является точность и максимум «реализма» при создании татуировки, иногда ее даже называют «фото на теле».

Newscool зародился в середине 80-хгг., когда начинало активно развиваться рейв-движение. Тогда же появился такой стиль татуировки, как «Newschool», в основе которого легла философия данного течения. «Newschool» - это яркие краски и рисунки, довольно схожие с граффити, где часто можно увидеть персонажей комиксов и мультфильмов (неотъемлемые части молодежной субкультуры). В отличие от «Oldschool», в «Newschool» татуировки более объемные.

Oldscool: наиболее распространенными в этом направлении являются такие рисунки как черепа, сердца, ленты, ангелы, кресты, огонь, цветы, якоря. Часто такие татуировки делали себе моряки, поэтому не редко можно увидеть в «Oldschool» надписи с именами людей, названиями памятных событий, высказывания. Эти изображения, как правило, исполняются яркими красками, обрамленными жирным черным контуром.

Tribal (трайбл) – в классическом варианте– это абстрактное плетение из черных или синих остроконечных линий, фигур, которые, покрывая практически все тело, в итоге складываются в узор, обозначающий тотемное божество, шаманский оберег, или в некоторых случаях рассказывают историю жизни человека, его рода. Рисунок изначально нес в информативном плане «защитную» нагрузку, являлся своеобразным оберегом жителей Океании. Также по трайблу можно было определить статус человека.

Blackwork (black (англ.) – черный, work (англ.) – работа). Несмотря на то, что татуировки этого стиля часто объединяют с трайбл-татуировками, которые носили коренные американцы, чтобы определить свою принадлежность к тому, или иному племени. В обычных черно-белых тату используется черный цвет, а также оттенки серого, но в татуировках стиля blackwork, как и предполагает название стиля, используется только черный. В стиле blackwork могут быть выполнены любые тату: цифры, буквы, очертания животных, люди, символы, но чаще всего это орнаменты, состоящие из линий и форм разной длины и ширины.

По мнению отечественных мастеров татуирования, есть люди, желающие отразить на теле собственные пристрастия или принадлежность к той или иной группе. Например, музыканты изображают ноты, металлисты – череп, а панки – крысу. Бабочки, паучки и паутинки нравятся дамам.Мастерам татуировочного жанра доступно любое изображение: от фантастического дракона до задумчивого Будды, от кокетливого ангелочка до свирепого льва. И стиль на любой вкус: от романтизма до авангардизма. К тому же на накожных полотнах полыхает вся цветовая гамма радуги.

О днако, первоначально каждый символ на теле имел свое определенное значение. Так, японские воины якудза, при вступлении в клан, получали новое имя, которое отражали в виде изображения на теле:Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря.

Японская классическая татуировка, унаследованная от якудза, отличается красотой, разнообразием сюжетов и цветов и несёт в себе скрытый смысл. Как правило, татуировки изображают легендарных героев либо религиозные сюжеты, которые могут перемежаться с цветами, пейзажами, символическими животными, такими как драконы и тигры, на фоне волн, облаков или лучей, и в движении, что делает их восприятие трёхмерным. Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы:

Хризантема, некогда атрибут микадо, позже — символ настойчивости и решительности.

Пион — символ богатства и успеха в жизни.

Цветок сакуры — у которой лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина — это символ времени и непрочности бытия.

Лист клёна — несёт то же значение, что красная роза в Европе.

Дракон — символизирует власть и силу, и одновременно объединяющий огонь и воду.

Карп — символизирует мужество, отвагу, стоицизм.

Тигр — символ бесстрашия.

При всем своем стремлении к художественности, в современном тату-искусстве сохраняется отношение к изображению как определенному смысловому содержанию, несущему информацию. Наблюдается определенная тематика рисунков: смерть, любовь. Мастера тату уделяют все больше внимания дизайну татуировки, но, при этом, каждое изображение по-прежнему несет определенную смысловую нагрузку:

Череп (1) – символ смерти.

Птица (2) – символ свободы (орел, сова).

Мандала (3) – символ жизни, умения принимать жизнь такой, какой она есть.

Религиозные символы (4) –разнообразные кресты, ангелы, церкви – отношение к жизни.

Символы (5) – носят индивидуальный характер, содержат личную информацию о владельце.

Животные (6) – очень распространенное изображение, содержащее значение в соответствии с характером изображаемого животного: сила, ум, хитрость. Наиболее популярные – тигр, кошка.

Розы (7) — один из главных символов старой татуировки, популярный до сих пор – символ любви.

Цитата (8) – очень популярная татуировка, содержащая высказывание «со смыслом».

М

1

2

3

6

узыка (9) – может использовать как реальное изображение музыкальных инструментов, так и абстрактное – символ вечности.





1

4

5

7

8

9

6

9

.6.Психология татуировки





Рассматривая тату как искусство, мы понимаем, какую роль в жизни человека может играть искусство. Психологическое воздействие искусства на человека значительно, что является доказанным. А искусство художественной татуировки – одно из самых сильных факторов психологического воздействия на человека, которое живет с нами изо дня в день. Так как татуировка наноситься на кожу человека и избавиться от тату достаточно сложно, здесь вступает в силу психологический аспект.

Психологический аспект нанесения татуировки на тело тесно связан с побудительным мотивом подражания или ложными эстетическими побуждениями. В ряде случаев тату может спровоцировать отраженное ею явление. Ну, а если она сделана сознательно с полным пониманием сути и назначения, тогда татуировка становится своеобразной визитной карточкой, так или иначе закрепляя за человеком определенный имидж, не позволяя хозяину отказаться от него или забыть.

По мнению американского психолога К. Маховер, татуировка – это отражение характера человека. Он проанализировал характер наносимых изображений и в результате были выявлены следующие тенденции и закономерности:

Бегущий человек— стремление убежать, укрыться, уклониться; размеренно шагающий — уравновешенный.

Туловище— жизненные силы. Крупное — остро осознаваемая потребность, неудовлетворение; маленькое — симптомы униженности. Лицо — тщательно прорисованное — озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Глаза— закрытые или спрятанные под полями шляпы – свидетельство сильного стремления избегать неприятных визуальных воздействий. Большие, расширенные глаза — тревожность, беспокойство, потребность в защите.

Рот — символ агрессивности. Особый знак агрессии — четко прорисованные зубы.

Ноги — опора в деятельности; широко расставленные ноги — диктат, уверенность в себе.

Таким образом, в ряде случаев можно охарактеризовать личность человека по виду изображенных рисунков на его теле. Нанося то или иное изображение, следует иметь в виду, что помимо первого, лежащего на поверхности объяснения того или иного рисунка, смысла, есть второй, глубинный, объясняющий их на духовном уровне. Связь символов татуировок с этими трактовками даст возможность прояснить истинный смысл изображения. «Словарь символов» X. Э. Керлота дает описания некоторых изображений.

Журавль — во всех культурах, от китайской до средиземноморских — аллегория справедливости и долголетия, а также праведной и милосердной души.

Орел — символ высоты духа, как солнце. В египетской иероглифической системе фигура орла означает тепло жизни, начало, день. Орел относится к стихиям воздуха и огня. Орел в воздухе равен льву на земле, поэтому его иногда изображают с львиной головой.

Сова — противоположность орлу — птица тьмы и смерти.

Звезда — свет, сияющий во тьме, символ духа.

Волк — символ доблести у римлян и египтян.

Леопард — символ свирепости и доблести.

Нож —ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой.

При массовом увлечении данным видом искусства появляются и свои рекордсмены:

-шотландец Том Леппард покрыл татуировкой 99,2% поверхности кожи. Татуировка его воспроизводит рисунок шкуры леопарда.

-Уилфред Харди (Великобритания) покрыл 96% поверхности своего тела, но при этом нанес татуировку и на внутренней поверхности щек, язык, десны и брови.

-самый «татуированный» в мире человек — Лаки Даймонд Рич, его тело полностью покрыто татуировками, включая мочки и внутри ушей, кожу между пальцев и веки.

-на теле Бернарда Меллера (США) по состоянию на октябрь 1991 г. имелось 14 000 татуировок.

-самой разукрашенной среди женщин является актриса Кристин Колорфул (Канада). 95% поверхности ее тела покрыто татуировками. Примечательно, что ей потребовалось для этого 10 лет и 15 000 канадских долларов.

-75% тела 33-летней жительницы Канзас-Сити Дианы Россел покрыто всевозможными рисунками. Здесь и изображения героев древнегреческой мифологии, и всевозможных доисторических животных. Все изображения многоцветные и выполнены тушью четырех цветов.

-Джордж Рейджер, житель США вытатуировал персонажи диснеевских мультфильмов: под мышкой – кролик Рэббит, под сердцем – Аладдин, на животе – Русалочка и компания. Более 300 мультяшных фигурок украшают его торс.

Имея такие данные, сложно однозначно определить смысловое значение татуировки. Можно сказать, что знание глубинного смысла той или иной символики дает возможностьохарактеризовать ее обладателя. Таким образом, мы приходим к выводу, что, с позиций психологии, татуирование тела выполняет собой функцию инициализации человека, о чем мы говорили в начале работы, при исследовании истории возникновения явления. Таким образом, можно ли утверждать, что татуировка в действительности претерпела на сегодняшний день значительные изменения и переоформилась в чистое искусство?









2.Практическая часть





2.1. Мехенди как разновидность татуировки





В вопросе о нанесении татуировки на тело важным является ее постоянность. В отличие от татуировки, Менди (также мехенди) — роспись по телу хной, является временным украшением тела, но держится значительно дольше (до трёх недель), чем краска или другие способы рисования по телу, поэтому мехенди называют «био-тату».

«Мехенди» - это рисунок, нанесённый на кожу хной с помощью кисти, деревянной или металлической палочки. Может быть от розового до тёмно-коричневого цвета, в зависимости от состава красящего пигмента и типа кожи. Мехенди распространена на Востоке, в Индии и Северной Африке. В настоящее время мехенди успешно развивается в европейских странах и Америке.

Менди появилось около 5000 лет назад. Существует историческая теория, чтонароды, обитавшие в пустынных районах Раджастана, Пенджаба и Гуджарата, первыми открыли, что хна обладает охлаждающим эффектом: если погрузить руки и ноги в пасту, приготовленную из измельченных листьев хны, легче переносить жару. Кроме того, было замечено, что слой пасты на коже тоже предохраняет от перегревания. Женщины начали рисовать пятно в центре ладони, иногда окружая его более мелкими точками. Выяснилось, что такой рисунок обладает аналогичными свойствами. Постепенно начали создавать целые орнаменты, нанося на кожу пасту из хны тонкими серебряными, костяными или деревянными палочками.

Ещё в Древнем Египте знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. В XII веке менди закрепилось в Индии, как неотъемлемая часть индийских обрядов. Например, многие индийские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач. Так, во время свадьбы невесту расписывают рисунком, а оставшуюся хну закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа.Считалось, чем сложнее и интересней будет узор на невесте, тем счастливей будет ее семейная жизнь. Процесс нанесения узоров на тело невесты настолько долгий и сложный, что за то время, пока делают мехенди, невеста успевает получить множество советов, как вести себя в первую брачную ночь и в семейной жизни. Невеста имела право не начинать заниматься домашней работой, пока не смоется рисунок.

В Индии мехенди используется практически на всех торжествах и праздниках, является частью многих религиозных обрядов.

Кроме этой теории, считается, что древнее искусство мехенди способно не просто украшать тело. Хна издавна известна своим целебным и очищающим эффектом и используется не только в косметике, но и в медицине. В разных формах ее применяют для лечения головной боли, заживления ран, очищения крови.

Специалисты утверждают, что сначала, нанося хну на кожу, лечили экзему и другие кожные заболевания. Видимо, постепенно из лечебного средства нательная живопись превратилась в настоящее искусство — на кожу ног и рук стали наносить сложные рисунки и напоминающие кружева, филигранные узоры.















Если говорить о сакральном значении мехенди, то в целом все узоры и символы направлены на успех и защиту. Весь растительный орнамент (цветы, стебли, листья, побеги) призывает процветание и материальное благополучие:

цветы – символ счастья

скорпион – любовь

звезда – божественность и надежда, шестиконечная звезда – мужчина и женщина

квадрат – стабильность

круг – символ целостности

браслет - успех в любви

сова - сила ума, мудрость

павлин - страсть и желание

корона - власть и преимущество.

Помимо символики изображений, что также характеризует мехенди как одну из разновидностей татуировки, выделяется несколько стилей выполнения мехенди (Приложение 1):

1. Арабский – преобладают цветочные орнаменты









2.Африканский (марокканский) – в основном это различные геометрические фигуры и цветы.

3. Индийский – узоры состоят в основном из каплевидных рисунков и орнаментов, линий, точек. Также покрывают не только стопы и ладони, но и продолжаются выше в виде перчаток или чулок.

4. Азиатский – смешение арабского стиля с индийским. Распространено в Индонезии и Южной Азии.Используются растительные индийские мотивы. Рисунки отличаются цветными пятнышками на кончиках пальцев рук и ног. Встречаются полностью закрашенные подушечки пальцев, боковых частей ладоней и стоп.









Техника нанесения мехенди:

Перед нанесением рисунка следует избегать использования лосьонов и кремов. Некоторые мастера предпочитают обезжиривать кожу, протирая ее спиртом.

М есто будущей татуировки можно протереть специальным маслом для мехенди, чтобы рисунок лучше проявился. Для этого можно воспользоваться и обычным подсолнечным маслом, которое сделает татуировку темнее и обеспечит лучшую сцепку красящих веществ с кожей. Затем наносится рисунок с помощью тонких кисточек или палочек. Современные пасты для мехенди позволяют высохнуть рисунку за 30 минут. Однако, чем дольше будет высыхать паста, тем более выраженным получится рисунок. После полного высыхания, хну следует удалить специальной кисточкой. В течение нескольких часов рисунок нельзя мочить, чтобы узор смог продержаться на коже обещанные 2 недели. После нанесения био-татуировку можно протереть маслом или лимонным соком с сахаром. Тату хной идеально подходит для быстрого украшения своего тела в летнее время.















    1. Исследование



Для выяснения правильности гипотезы исследования мной было проведено исследование, включающее анкетирование и опрос учащихся МБОУ СОШ №18 г.Лесосибирска.

Исследование проводилось в январе - феврале 2017 года на базе 5-10 классов, общее количество опрошенных - 61 человек.

В ходе работы было проведено анкетирование. Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 2).

Цель анкетирования: выяснить отношение учащихся школы к татуировке.

Результаты исследования (Приложение 3):

1.Отношение к татуировке у подростков и молодежи школы разделилось: большая часть участников высказались отрицательно (32,3%)или нейтрально (36%),меньшая – положительно (26%).

2.Большая часть анкетируемых не хотят иметь татуировку (40,9%), определенная часть не определились (26%), часть учащихся хотели бы иметь татуировку (26%).

3. Разное мнение у молодежи школы о назначении татуировки: большая часть считает, что татуировка – это красиво (27,9%); часть учащихся считает, что татуировка позволяет выделиться среди людей (21%); многие считают, что татуировка свидетельствует о памятных событиях в жизни человека (23%); часть учащихся считают, что татуировка является способом самовыражения (18%); часть учащихся считает татуировку модным явлением (16,4%).

4. Наиболее популярные места для татуировки, по мнению молодежи и подростков – плечи (27,9%) и руки (26,2%); менее популярные – поясница (3,3%) и лицо (3,3%).

Вывод: современные молодежь и подростки имеют представление о татуировке и определенное личное отношение к ней.

Опрос проводился среди учащихся 7-8 классов, общее количество опрошенных - 20 человек.

В ходе опроса учащимся было предложено два вопроса:

  1. Как ты относишься к временной татуировке – росписи мехенди?

  2. Как ты думаешь, имеет ли какое-либо смысловое значение роспись? Если «да», то какое значение?

Цель опроса: выяснить отношение учащихся школы к временной татуировке и о смысловом значении изображения в рисунке татуировки.

Результаты опроса (Приложение 5,6):

  1. Отношение к росписи мехенди у учащихся разделилось: 13 человек высказались положительно (65 %), 7 человек – отрицательно (35 %). Характерно, что положительно высказались 9 девушек из 10 опрошенных (90 %), и только 4 юноши из 10 отпрошенных (40 %).

  2. По вопросу о значении росписи основная часть опрошенных (13 человек) считают, что рисунок имеет конкретное значение (65 %), 7 человек не могут ответить положительно на этот вопрос (35 %). При этом учащиеся считают, что основное значение рисунка в мехенди – жизнь, весна, любовь.

Вывод: временная роспись (мехенди) пользуется популярностью у современных девушек, которые видят в ее применении символы весны, жизни, что действительно характерно для данной татуировкки.































































III.Заключение





Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что татуировка, бесспорно, имеет отношение к искусству. Декоративное изображение, тем более на теле, может выполнить только специалист или человек, имеющий определенные художественные способности. Процесс создания художественной татуировки – процесс творческий. Поэтому профессионально выполненная татуировка - произведение искусства, несущее в себе отражение внутреннего мира мастера.

Сегодня татуировка претендует на свое место в искусстве. Видимо, её следует поместить в разряд изобразительных искусств, ведь она создаёт изображения. Однако тут возникают некоторые сложности. Искусство по своей природе публично, оно требует аудитории. Если мы говорим об изображениях, то они предполагают существование зрителей. При этом общение зрителя с предметом искусства должно быть вырвано из контекста обыденности. Необходима специальная атмосфера, в которой зритель и произведение вступают в контакт, – для того, чтобы возникло понимание. Ценность произведения искусства - особая семантика. Современное искусство, оперируя обыденными предметами, старается вложить в них дополнительные смыслы. Зритель должен о чём-то задуматься, что-то почувствовать. Если этого «специального сообщения» нет, то нет и искусства. Когда изображение просто находится перед глазами – вряд ли это что-то большее, нежели дизайн. Предназначена ли татуировка для публичной демонстрации? Она может быть выставлена на всеобщее обозрение, а может быть спрятана под одеждой. Иными словами, татуировка – это, скорее, высказывание, а не искусство. Высказывание индивидуально, поэтому оно больше влияет на владельца, чем на зрителя.

С другой стороны, корни обычая татуирования тела уходят в далекое прошлое. И берут они свое начало во времена первобытных племен и народов. Этнографическое толкование рисунков, мотивов, использование их в современных изображениях, дают основания полагать, что семантическое значение татуировки также имеет свое место в современном мире. Тату как культурное явление продолжает существовать, хотя и меняет свои формы: появляются новые направления, такие, как "кибернетическое", представляющее собой модификацию человеческого тела робототехнологией, например, зарисовки на суставах в виде механических соединений, орнаменты из микросхем, космические мотивы. И, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что история развития искусства нанесения рисунка на тело человека не только не закончена, но и ждет новых направлений, идей и способов их реализации.

Немаловажно и то, что любые манипуляции со своим телом оставляют неизгладимый след не только на нем, но и в сознании человека. Поэтому для каждого человека, планирующего сделать татуировку, важен вопрос изображения, символа.

Поэтому, я думаю, что, прежде чем изменить свой внешний облик, важно изучить вопрос и принимать решение осознанно, выбирая соответствующее изображение, которое будет характеризовать вас в глазах людей не только с эстетической точки зрения. Как альтернатива таким коренным изменениям – временная татуировка – мехенди, которая позволяет менять образ в зависимости от конкретной ситуации и не привязывает вас к нему.

Данная работа подтверждает предположение, сделанное мной в начале исследования: в среде молодежи татуировка является достаточно популярным явлением, при этом наблюдается недостаточное знание истории и значения татуировки как культурного явления.Я считаю, что необходима работа в этом направлении с молодежью для предотвращения принятия преждевременных решений. Данные моего исследования можно использовать для проведения такой работы в условиях массовой школы для формирования адекватного отношения к современным направления искусства вообще и к искусству татуировки в частности.







































Список использованной литературы

1.Бобринская E. A. Футуристический «грим» // Вестник истории, литературы, искусства / Отделение историко-философских наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005

2.Гальперина Г. А. Язык татуировок. ISBN 978-5-9524-3200-0

3.Искусство татуировки. Составитель ВД Косулин. Санкт-Петербург, 2000.

4.Искусство татуировки. Автор: Барановский В.А. Издательство: Славянский дом книги Год: 2002

5.Мещеряков А. Н. Татуировки: Хризантемы, драконы и молитвы // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003

6.Татуировка, пирсинг, боди-арт. АСТ Арсель; Москва, 2001

Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/

http://www.diva.by/image/tattoo

http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/167163-tatuirovschik-kim-rens

http://tortugas.ru/znachenie-tattoo/znachenie-tatuirovki-dlya-obladatelya-i-eyo-smysl-v-zhizni.html

http://selnov.ru/culture/full.

http://tatooshka.jimdo.com

http://culturolog.ru/index

http://surfingbird.ru































Приложение 1











































































Приложение 2

АНКЕТА

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ТАТУИРОВКЕ

ПОЛ: женский, мужской (нужное подчеркнуть)

ВОЗРАСТ: ­­­­­­­­­­­­­__________________


1.Как вы относитесь к татуировкам?

А) положительно

Б) отрицательно

В) нейтрально

Г) не определился


2.Хотели бы вы иметь татуировку?

А) да

Б) нет

В) уже есть

Г) не определился



3.Как вы думаете, зачем люди делают татуировки?

А) способ выделиться

Б) для самовыражения

В) модно

Г) на память

Д) красиво

Е) другой ответ: _____________________


4. На какой части тела вы бы предпочли иметь татуировку?

А) плечи

Б) руки

В) поясница

Г) лицо

Д) другой ответ:_____________________

























Приложение 3

Сводная таблица результатов анкетирования

Вопрос

Варианты ответов

положительно

отрицательно

нейтрально

не определился

1.Как вы относитесь к татуировке?

5 кл – 1

6 кл – 3

7 кл – 3

8 кл –5

9 кл – 4

5 кл – 1

6 кл – 9

7 кл – 6

8 кл –3

9 кл – 1

5 кл – 1

6 кл – 9

7 кл – 6

8 кл – 3

9 кл – 3

5 кл – 0

6 кл – 1

7 кл – 2

8 кл – 0

9 кл – 0

общее количество ответов

16

20

22

3


да

нет

уже есть

не определился

2.Хотели бы вы иметь татуировку?

5 кл – 0

6 кл – 3

7 кл – 3

8 кл –5

9 кл – 5

5 кл – 2

6 кл – 11

7 кл – 7

8 кл –4

9 кл – 1

5 кл – 0

6 кл – 0

7 кл – 0

8 кл –1

9 кл – 1

5 кл – 1

6 кл – 8

7 кл – 7

8 кл –1

9 кл – 1

общее количество ответов

16

25

2

18


способ выделиться

для самовыражения

модно

на память

красиво

другой ответ

3.Как вы думаете, зачем люди делают татуировку?

5 кл – 0

6 кл – 9

7 кл – 3

8 кл –2

9 кл – 0

5 кл – 0

6 кл – 4

7 кл – 3

8 кл –2

9 кл – 2

5 кл – 2

6 кл – 3

7 кл – 1

8 кл –3

9 кл – 1

5 кл – 1

6 кл – 1

7 кл – 4

8 кл –3

9 кл – 1

5 кл – 2

6 кл – 2

7 кл – 4

8 кл –5

9 кл – 4

5 кл – 0

6 кл – 3

7 кл – 3

8 кл –2

9 кл – 1

общее количество ответов

14

11

10

14

17

9


плечи

руки

поясница

лицо

другой ответ

4.На какой части тела вы бы предпочли иметь татуировку?

5 кл – 2

6 кл – 8

7 кл – 2

8 кл –2

9 кл – 3

5 кл – 1

6 кл – 4

7 кл – 1

8 кл –6

9 кл – 4

5 кл – 0

6 кл – 0

7 кл – 2

8 кл –0

9 кл – 0

5 кл – 0

6 кл – 0

7 кл – 1

8 кл –1

9 кл – 0

5 кл – 0

6 кл – 10

7 кл – 10

8 кл –4

9 кл – 0

общее количество ответов

17

16

2

2

24















Приложение 4

Анализ результатов анкетирования

Вопрос 1:Как вы относитесь к татуировке

26%

Вопрос 2: Хотели бы вы сделать татуировку?





Вопрос 3:Как вы думаете, зачем люди делают татуировку?





Вопрос 4:На какой части тела вы бы предпочли иметь татуировку?

27,9%

26,2%











Приложение 5

Анализ результатов опроса

































Приложение 6

Анализ результатов опроса

Какое значение, на ваш взгляд, имеют изображения в росписи мехенди?

С., 8 кл.:«Уверен, что все непросто. Может, я не все знаю о татуировке, поэтому здесь вижу больше просто красивое изображение. Но, в действительности, думаю, рисунки что-то значат.»

А., 8 кл.:«Cчитаю, что татуировке не обязательно иметь значение. Главное – красивое изображение.»

Д., 8 кл: «Должна иметь значение. Я думаю, что здесь изображены символы весны, жизни.»

И., 8 кл.: «Татуировка всегда имеет значение. Это определенная философия. Рисуя на теле, ты изменяешь свою жизнь, свою судьбу. В мехенди, я думаю, изображения связаны с жизнью, счастьем, красотой.»

А., 8 кл.: «Каждый человек вкладывает что-то личное в татуировку. Для меня важно – чтобы это было лично для меня и чтобы это было красиво. »

П., 9 кл.: «Мне не нравится, когда рисуют на теле. Если хотите, чтобы на вас обратили внимание – есть много разных способов. А если рисуют для красоты, тогда это должен делать профессионал, чтобы было действительно красиво.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!