СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья "Религиозные и культурные традиции села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района Республики Мордовия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье на основе полевых данных рассматриваются история и современность религиозных и культурных традиций села Мордовский Пимбур Республики Мордовия 

Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Религиозные и культурные традиции села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района Республики Мордовия"»

УДК 398.3 (470. 345)

Ю.В. Катламина

Религиозные и культурные традиции села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского района Республики Мордовия

В селе Мордовский Пимбур (Мокшень Пимбур, Пимбора) Зубово-Полян­ского района Республики Мордовия с давних пор проживает мордва-мокша. Его название в переводе с морд. (м.) языка означает – «на окраине рощи» (пи – «окраина, конец»; бура – «роща»), определение «мордовский» указывает этническую принадлежность жителей [1, с. 229-230]. Мокшанское село Мордовский Пимбур основано ранее 1674 года, когда уже упоминалось в качестве населенного пункта. Местные мокшане приняли православие в 1743-44-х гг. [2, с. 180]

Как и в любом другом селе, в Мордовском Пимбуре есть свои культурные праздники и традиции. Конечно, главное место здесь занимают христианские праздники, и вся сельская жизнь ориентируется на них. Однако зачастую празднование какого-либо христианского праздника имеет в себе языческие обряды.

Одним из ярких примеров слияния христианства и язычества в Мордовском Пимбуре могут служить празднование Рождества Христова и Крещения.

Рождество, как и другие православные праздники, встречают в храме. После богослужения все идут домой и разговляются. Во всех домах обязательно стоят рождественские елки. Иногда их украшают не только шарами и игрушками, но и овощами. Считается, что присутствие на елке какого-либо корнеплода принесет в наступающем году хороший урожай. Поэтому встретить среди шариков на рождественской елке пару-тройку картофелин и сегодня не редкость.

Святки – это время развлечений и гаданий. Молодежь всегда весело проводила эти дни. Всего пару десятилетий назад юноши и девушки вечерами ходили по селу, играли на гармони и пели песни. Сегодня на это занятие отводится только один день - 13 января. Это вечер колядования, или таусения, как его называют в Мордовском Пимбуре. По домам ходят ряженые, поют песни-колядки и за это их угощают сладкими хлебными орешками, которые называются тауси, а так же могут давать деньги. Каждая хозяйка имеет свой рецепт приготовления хлебных орешков, так что порою бывает, что ряженые заходят именно в те дома, где тауси вкуснее.

Гадание всегда признавалось Церковью грехом и осуждалось, но в народе считается, что гадание именно во время святок – безобидное развлечение. В Мордовском Пимбуре самым распространенными гаданиями среди юношей и девушек является кидание сапожка, надламывание веточек, гадания с зеркалом [3, с. 5].

Святки заканчивались праздником Крещения. Раньше к нему готовились заранее: собирали деньги и нанимали работников, которые делали в реке прорубь. После ночного богослужения прихожане вместе со священником шли к этой проруби, где по освящению воды могли искупаться все желающие. Сейчас необходимости в проруби нет – искупаться можно в купели Казанского источника.

Особенностью праздника Крещения в Мордовском Пимбуре является так называемое «валяние». Юношам разрешалось «валять» девушек в снегу. Были случаи, когда после такого валяния девушки простужались и даже умирали. Само возникновение валяния восходит к языческим обрядам. В более давние времена ряженые ходили по домам и проверяли, что девушки сделали за зимний период. Если девушка сделала много пряжи – ее хвалили, если же нет, то ее в наказание валяли в снегу. В наше время традиция валять девушек в снегу существует, но сейчас, конечно же, никто не проверяет наличие пряжи – это просто устоявшаяся традиция.

Еще одна традиция в Мордовском Пимбуре – это празднование масленицы. Масленицу отмечали всем селом. Пекли блины, устраивали различные соревнования. Самое известное из них – кулачные бои, которые в дальнейшем нередко могли переходить в драку. Так же масленица известна катанием на лошадях, украшенными цветными ленточками. Сегодня в Мордовском Пимбуре масленица празднуется не так широко, как раньше.

За неделю до Пасхи Православная Церковь празднует Вход Господень во Иерусалим. В народе этот праздник известен как Вербное Воскресение, потому что в этот день в храмах освещают веточки верб. В Мордовском Пимбуре имеется традиция легонько ударять детей этими освященными веточками для укрепления здоровья. Этот обряд тоже имеет языческие корни.

Одним из самых великих и почитаемых праздников является Пасха. Он отличается особой торжественностью. К нему готовятся семь недель – весь Великий пост. За это время нужно привести в порядок свои жилища. Участие в крестном ходе считается обязательным. В пасхальную ночь запрещалось гасить свет в домах, и это снова отголоски язычества. Всю Святую неделю (первая после Пасхи) звонят колокола, т. к. колокольня открыта для всех желающих проявить свои творческие способности. Так же раньше в определенном месте устраивали качели не только для детей, но и для взрослых.

Христосование – одно из самых главных действий на Пасху. После обмена пасхальными яйцами принято три раза целоваться. Христосуются все – взрослые, дети, родственники, просто знакомые. На Святой недели вместо обычных слов приветствия принято говорить «Христос Воскрес!» После того как в 1999 году в Мордовском Пимбуре возродился приход, появилась новая традиция: в первые три дня Пасхи священник обходит все дома с молебном, возвещая тем самым своему приходу весть о воскресшем Спасителе.

Самым народным христианским праздником в Мордовском Пимбуре является Троица. Этот праздник символизирует собой новую жизнь и в знак этого принято украшать свои дома березовыми веточками, а на полу стелить траву. В этот день так же устраивались народные гуляния и соревнования. Особенностью праздника является то, что обычно его отмечают в мордовском народном костюме.

Так уж иногда получается, что одни святые почитаются больше других, одни праздники отмечаются шире остальных. В этом отношении Мордовский Пимбур имеет свои особенности. Так, очень сильно здесь почитаются святые Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая) и Георгий Победоносец (6 мая). День памяти Николая Чудотворца отмечается богослужением в храме и водосвятным молебном. В народе Николая называют Милостивым. А вот к Георгию Победоносцу относятся даже с каким-то страхом. В день его памяти запрещается производить аграрные работы. Считается, что если кто-нибудь все же нарушит этот запрет, то святой Георгий обязательно накажет этого человека. (Для сравнения: в соседнем селе 6 мая принято сажать капусту и другие овощи, потому что посаженные в этот день, они будут лучше расти и осенью можно будет собрать большой урожай).

21 июля – день празднования иконы Казанской Божией Матери. Традиция отмечать этот праздник связана со святым источником, который находится недалеко от села. По преданию там была явлен лик Богородицы. Этот праздник отмечается в Мордовском Пимбуре как вторая Пасха. Обычно накануне к своим сельским родственникам съезжаются все родственники из городов. Вечером 20 июля в храме проводится вечернее богослужение, после которого все люди крестным ходом с хоругвями и иконами направляются на Казанский источник. На следующий день в часовне служится молебен, и крестный ход отправляется обратно в село. В поле, недалеко от часовни проводится ярмарка и народное гуляние. В этот день нужно обязательно искупаться в источнике, или хотя бы облиться водой из него. Казанский источник был неоднократно поругаем в годы гонений, но сейчас он полностью восстановлен и является национальной гордостью жителей Мордовского Пимбура [4, с. 165-166].

Еще одним очень почитаемым праздником является Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). 13 декабря 2009 года в Мордовском Пимбуре открыли новый храм, престол которого освятили в честь этого праздника. Это было большое торжество. На Покров часто проводят свадьбы, поэтому венчание в храме в этот день не редкость.

В последние годы появилась новая традиция. В рождественское утро или во время святок воспитанники воскресной школы вместе с матушкой Ириной обходят все дома в селе и славят рожденного Спасителя. За это христославов угощают сладостями.

Таковы основные традиционные и религиозные праздники в Мордовском Пимбуре. На примере этого села видно тесное взаимодействие христианской и языческой культур. Конечно, языческие обряды уже не имеют какого-либо мистического значения, а являются только устоявшимися традициями. И не смотря на то, что сегодня село распадается, праздники проводятся, но уже не в таких масштабах.


Библиографические ссылки

1. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.

2. Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Вып. III: Православная Мордовия в лицах (дополнения). Храмы / Авт.-сост. С. Б. Бахмустов. – Саранск: Тип. «Кр. Октябрь», 2004.

3. О суевериях. – Москва: Издание Сретенского Монастыря, 1995.

4. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй по­ловине XIX – на­чале XXI века. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск: Тип. «Кр. Октябрь», 2006. Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Вып. III: Православная Мордовия в лицах (дополнения). Храмы / Авт.-сост. С. Б. Бахмустов. – Саранск: Тип. «Кр. Октябрь», 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!