СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему: "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования личностных результатов у младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: "Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования личностных результатов у младших школьников".»

Козловой Дарьи Павловны

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК


Тема: Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования личностных результатов у младших школьников.


Аннотация: статья предназначена для учителей начальной школы. В данной статье рассказывается о важности организации творческих заданий на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: творческие задания, личностные результаты.

Цель: изучить процесс формирования личностных результатов младших школьников в ходе выполнения творческих заданий на уроках литературного чтения.

Задачи:

1. изучить, проанализировать, систематизировать методическую литературу по теме статьи;

2. изучить особенности формирования личностных универсальных учебных действий;

3. проанализировать виды творческих заданий;

4. подвести итоги.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на обязанность учителей формировать эстетические потребности обучающихся. Реализовать данные требования возможно с помощью использования на уроках литературного чтения творческих заданий, которые будут направлены на развитие творческого потенциала личности и личностных результатов.

Предмет «Литературное чтение» считается одним из ведущих в системе подготовки обучающихся начальных классов. Использование творческих заданий на уроке помогает формировать функциональную грамотность, навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественных произведений, содействует совокупному развитию и воспитанию младших школьников. На уроках литературного чтения следует использовать творческие задания, которые являются эффективным способом приобретения знаний и формирования умений у младших школьников. Для того, чтобы раскрыть сущность творческих заданий давайте обратимся к определению следующих понятий.

Д.Н. Ушаков, считает, что творчество – это способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям. [6, 332 с.]

Следовательно, творческая деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе может способствовать формированию нравственных ценностей и давать возможность обучающимся приходить к личностным нравственным оценкам поступков героев.

Творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. [5, 3 с.]

Существуют разные виды творческих заданий:

-работа с иллюстрацией к тексту;

-иллюстрирование;

-составление диафильма по произведению;

-создание книжки-самоделки;

-составление вопросов и тестов по тексту;

-продолжение произведения;

-составление сказок и рассказов;

-кроссворды;

-театрализация и многие другие.

Для того чтобы понять сущность формирования личностных результатов, давайте, обратимся к понятиям «формирование» и «личностные результаты».

Формирование – в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося, с целью развития у него мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д. [3]

Личностные универсальные учебные действия – действие смыслообразования, например, интереса и мотивации, нравственно-этическое оценивание, умение и желание задавать вопросы, формирование желания выполнять учебные задания, осознание себя в окружающем мире. [3]

Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Зачем нужно формировать личностные результаты у младших школьников? Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация).

Если не формировать личностные результаты на уроках, данные результаты не будут освоены. Задания «иллюстрирование», «работа с иллюстрацией к тексту», которые мы апробировали на практике формируют такие личностные результаты как:

- выделяют нравственные аспекты поведения;

-понимают эмоции героев;

-эмоционально «проживают» текст художественного произведения;

- дают нравственную оценку поступку героя;

-высказывают своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Творческие задания приучают обучающихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий, при выполнении заданий развиваются психические процессы младших школьников, повышается внутренняя мотивация и интерес к предмету литературное чтение, а также интерес к книге.

Таким образом, в результате проведения исследования можно сделать вывод, что творческие задания на литературном чтении действительно способствуют формированию, таких личностные результаты, как:

- оценивают жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

- выделяют нравственные аспекты поведения;

-понимают эмоции героев;

-эмоционально «проживают» текст художественного произведения;

-развивается личностная мотивация учебной деятельности;

-происходит ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Данные задания могут существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию воображения и умению полноценно воспринимать любое художественное произведение.

ФГОС НОО в первую очередь от нас, как от будущих учителей, требует развитие личностных результатов на основе нравственной оценки поступков героев. На уроке литературы легче всего формировать личностные результаты при изучении художественных произведений и выполнении творческих заданий.




Библиографический список:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, 2015https://минобрнауки.рф/документы/922

  2. Залесова, Н.В., Башлыкова А.В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся. https://docs.yandex.ru

  3. Новиков,А.М. Словарь системы основных педагогических понятий. http://anovikov.ru/dict/ped_sl.htm

  4. Степанова, Е.Н. Методические советы по изучению личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. http://www.bio.fvova.ru/anketa/edu_stepanov.pdf

  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2007.- 752 с.

  6. Чумакова, С.П. Использование учебных творческих заданий в начальных классах. https://libr.msu.by/handle/123456789/1389







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!