СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научная статья на тему: ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовое просвещение и воспитание обучающихся СПО – сравнительно новое направление в педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от человека с ранних лет его жизни.

Обучающиеся так или иначе включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему: ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Матвиенко О.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли»





ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ



Аннотиция: Финансовое просвещение и воспитание обучающихся СПО – сравнительно новое направление в педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от человека с ранних лет его жизни.

Обучающиеся так или иначе включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию в будущем.

Гипотеза: уровень финансовой грамотности населения влияет на его материальное благополучие.

Данная тема актуальна, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они могут более ответственно относиться к управлению личными финансами, а так же повышать свой уровень благосостояния за счет рационального распределения расходов и планирования бюджета. У человека появляются не только знания и умения, но и психологическая устойчивость. Финансово грамотные люди уверены в собственных силах, так как знают многое из того, о чём другие даже не представляют. Формируется мышление, которое способствует достижению успеха. Именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: финансовая грамотность, доходы, расходы, бюджет, финансовый план, кредит, прибыль, убыток











Финансовая грамотность в наши дни представляет собой важнейшую компетенцию и определяется как достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, необходимый каждому для принятия обоснованных решений при оценивании ситуаций на рынке финансовых услуг. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать свой бюджет, принимать решения в области личных финансов исходя из своих интересов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества.

Что такое финансовая грамотность? Под этим термином понимается способность человека грамотно осуществлять управление своими финансовыми ресурсами, осуществлять планирование своих расходов, анализировать, сопоставлять выгоды и риски в приобретении тех или иных услуг, распознавать всевозможные мошеннические схемы.

Знание основ финансовой грамотности необходимо, чтобы избежать финансовых потерь, обеспечить устойчивость своего личного и семейного бюджета, стабильное развитие домохозяйства. Анализ современного состояние уровня знаний населения определяет перспективные направления федеральных и региональных программ по повышению финансовой грамотности населения.

Поэтому важной задачей является воспитать новое поколение людей умеющих грамотно управлять своими личными финансами, обладать культурой финансового поведения. Задача преподавателя в максимально простой и доступной форме, доступным языком с использованием максимально широкого круга инструментов донести информацию о правах, возможностях, рисках, связанных с тем или иным финансовым решением. Большое место в жизни подростков занимает интернет и социальные сети. Доступность и большой объем информации снижают значимость традиционных методов обучения. Необходимость повышения образовательной активности обусловила внедрение и развитие интерактивных методов обучения.

Под интерактивными методами обучения понимается специальная форма познавательной деятельности, проводимая в формате совместной работы преподавателя и обучающихся, в которой все участники обмениваются информацией, совместно выбирают пути решения проблем, оценивают действие других и свое собственное поведение, погружаются в реальное сотрудничество в решении проблемы.

Интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, кейс-технологий. В сравнении с обычным занятием игра воспринимается обучающимися как легкость, пространство свободы. На самом деле во время игры и преподаватель и обучающиеся испытывают большие нагрузки.

Игра - это величайшие изобретение людей; многие из них имеют богатейший воспитательный потенциал, являются каналом передачи духовных ценностей и накопленного тысячелетиями народного опыта. Этим объясняется вечный интерес человечества к игре и образовательный потенциал «интерактивных форм обучения». Интерактивные формы обучения нуждаются в правильном применении. Функция интерактивных форм обучения в формировании финансовой грамотности состоит в вовлечении обучающихся в учебные игровые ситуации, педагогическом управлении их активностью и инициативностью, обеспечении индивидуализации осваиваемого материала. При этом разнообразие используемых сегодня интерактивных форм позволяет создавать различные программы по уровню углубления в основы финансовой грамотности.

Игротехническую деятельность нужно понимать как особый вид педагогической деятельности, который позволяет в сжатые сроки развить личностный потенциал человека и подготовить его к исполнению разнообразных жизненных ролей. Приведем пример реализации внедрения интерактивных методов обучения финансовой грамотности на основе деловой игры «Планирование семейного бюджета». Первый этап – подготовительный. В этот период разрабатывается сценарий игры, правила её проведения, обеспечивается информационная поддержка (презентация), формируется банк заданий. Игра моделирует поведение семей в условиях рыночной экономики. Второй этап - погружение: обучающиеся знакомятся с правилами игры, из участников игры формируют команды по 2-3 человека. Каждая команда моделирует семью, которой выдается визитная карточка. Команда придумывает своей семье фамилию, имена всем членам семьи, заполняет экземпляр карточки, заполняет таблицу в части доходов семьи, подсчитывает общую сумму доходов семьи на месяц. Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т. е. сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов. Семьи принимают решения о расходах, совершают покупки, платят за услуги. Анализ игры проводится при помощи послеигровой дискуссии.

Послеигровая дискуссия позволяет определить, какие проблемы возникали при прохождении игровых ситуаций, какие были ожидания, удалось ли их реализовать, появились ли новые знания, и какие уроки можно извлечь для дальнейшей деятельности. В заключение следует отметить, что применение интерактивных форм обучения становится возможным благодаря особенностям игры, её взаимосвязи с учебной деятельности, целенаправленным действиям преподавателя на достижении актуальной цели овладения обучающимися необходимыми компетенциями.


Список литературы:

1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: Материалы для

обучающихся СПО.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2022

2. Жданова А.О. Финансовая грамотность: Материалы для

преподавателя СПО.-М.:ВИТА-ПРЕСС, 2021

3. Захарова Г.Н. Методическае разработка проведения деловой игры

«Планирование семейного бюджета», 2020 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!