СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нацистская диктатура в Германии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для проведения среди учащихся 2 курса системы СПО

Просмотр содержимого документа
«Нацистская диктатура в Германии»

Тема урока: Нацистская диктатура в Германии

Цели:

  1. определить причины установления нацистской диктатуры; охарактеризовать внутреннюю политику режи­ма нацистов, её расистский, антисемитский ха­рактер;

  2. формировать умения анализировать, обобщать, систематизировать исторический материал, сравнивать и делать выводы;

  3. формировать приоритет обще­человеческих ценностей, неприятие насилия, человеконенавистнической идеологии.



Основные знания: причины установления нацистской диктатуры; путь нацистов к власти; личность Адольфа Гитлера; сущность нацистского режима, неонацизм.

Понятия и термины: нацизм, антисемитизм, система фюрерства, Третий рейх, гестапо, СС, концлагеря, неофашизм.

Основные даты и события: 30 января 1933 г. — назначение Гитле­ра канцлером Германии; 23 марта 1933 г. — принятие рейхстагом закона о предоставлении Гитлеру чрезвы­чайных полномочий; 2 августа 1934 г. — утверждение Гитлера пожизненным президентом и канцлером.

Личность в истории: А. Гитлер.

Оборудование урока: политическая карта мира, раздаточный материал, фонограмма “Бухенвальдский набат”, фрагмент фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм», видеоролик «неонацизм», слайды, мультимедийный проигрыватель.

Тип урока: комбинированный.

Метод: фронтальная беседа, работа с настенной картой, работа в парах, связь с современностью, межпредметная связь, рассказ учителя, сообщения о А.Гитлере.

Структура урока:

I. Организационный момент

ІІ.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

ІІІ.Мотивация учебной деятельности учащихся

ІV. Сообщение темы, целей и задач урока.



1.Установление нацистской диктатуры.

2. А. Гитлер.

2.Внутренняя политика нацистского режима.

4. Антисемитизм.

V.Первичное восприятие.

VІ.Закрепление новых знаний и умений учащихся

VІІ.Итоги урока

VІІІ.Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа.

1.Определите, почему Веймарскую республику считали одной из самых демократичных в Европе.

2.Выделите причины кризиса Веймарской республики.

3.Был ли кризис закономерным?

Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что Германия в начале 30-х гг. стояла на пороге больших потрясений.

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Слово учителя.

На доске эпиграф, учитель читает: Сон разума порождает чудовищ”.

В начале урока звучит музыка “Бухенвальдский набат”.

Почему с этой мелодии я начал урок?

В этой мелодии звучат слова о мире, об общей ответственности всех людей на земле за мир и покой. Более 65 лет прошло со времен окончания войны - большой срок.

У людей, родившихся в последние годы войны - уже взрослые дети. Их отцы и матери помнят военное время смутно, знают о нем понаслышке. А последующие поколения и вовсе не знают лихолетья. Память народа о войне, о том, чем она грозила человечеству, о том, кто спас мир от нацистской чумы, о том, что такое фашизм, нельзя вытравить, уничтожить. Об этом нужно помнить.

В истории Германии, как Европы и мира в целом, открылась тра­гическая страница. К власти пришли фашисты во главе с А. Гитле­ром. На данном уроке будет раскрыта суть нацистского режима, в основе которого лежали беспощадное уничтожение политических противников, ликвидация гражданских и политических прав и сво­бод, создание полицейского аппарата насилия, политика антисеми­тизма и идея «Германия превыше всего». В результате этого мир приблизился к новой мировой войне.

ІV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.

Тема нашего урока “Нацистская диктатура в Германии” (запись в тетради).

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Установление нацистской диктатуры.

Постановка проблемного вопроса.

Каковы причины прихода фашистов к власти и в чем суть нацист­ского режима?

Работа в парах по заданию.

Анализируя текст раздаточного материала ответить на вопросы:

1.Благодаря какой ситуации, сложившейся в послевоенной Германии и каким обещаниям, Гитлеру удалось прийти к власти? Как их можно назвать?

2.Какие финансово-промышленные круги его поддержали и почему?

3.Можно ли было предотвратить приход нацистов к власти?

4.Какое влияние на приход нацистов к власти оказал мировой экономический кризис 1929-1933 гг.?

Раздаточный материал (1, 2, 3, 4) готовится для каждой группы.

Приложение 1. В 1920 г. А. Гитлер провозгласил на собрании Немецкой рабочей партии (в дальнейшем Национал-социалистическая рабочая партия Германии) программу из 25 пунктов. В их числе были положения: о создании «Великой Германии» и ее колониальной империи; разры­ве Версальского договора; борьбе с коммунизмом; лишении евреев граж­данских прав; конфискации крупных универсальных магазинов, сни­жении цен, уничтожении «процентного рабства»; о национализации трестов; участии рабочих и служащих в прибылях крупных предпри­ятий; создании в рейхе «сильной государственной власти»; ликвида­ции буржуазной печати; введении всеобщей воинской повинности.



Приложение 2. Поддержку нацистам оказали влиятельные круги крупного капитала Германии, которые видели в нацистах ту политическую силу, которая сможет вывести экономику страны из кризиса и восстановит былое могущество Германии. Начиная с 1930 г. крупнейшие промышленники Германии Ф.Тиссен, Э.Кирдорф, Я.Шахт и др. начинают финансирование нацистской партии.

В начале августа 1932 г. президент Гинденбург предложил Гитлеру возглавить правительство, но с условием, чтобы оно опиралось на боль­шинство в рейхстаге, которым нацисты не располагали. Промышлен­ников такое половинчатое решение не устраивало. От их имени 29 ав­густа Шахт направил Гинденбургу письмо, настаивая на передаче власти Гитлеру без каких-либо условий, и чтобы, кроме того, обеспечивалось «решающее участие нацистской партии в правительстве». 19 ноября по инициативе Шахта и банкира Шредера Гинденбургу была направлена новая петиция промышленников: призвать к управлению страной на­цистскую партию. Демарш подписали рурские магнаты Тиссен, Феглер, Рейш, Росберг, а также Шредер, Шахт, владельцы пароходных компаний Верман, Бейндорф и другие - всего 30 человек .



Приложение 3. Экономический кризис 1929-1933 гг. стал и кризисом Веймарской республики. Большая безработица (около 9 млн чел, что составляло ½ всех наёмных работников), массовое разорение крестьян и ремесленников требовали от власти экстремальных мер для облегчения положения народа. Однако менявшиеся правительства, находились в плену устаревших схем, они проводили политику экономии, урезая и без того небольшие социальные расходы. Были повышены налоги на предметы первой необходимости, уменьшены размеры пенсий, лишены помощи безработные, не достигшие 21-летнего возраста.

Такая политика не могла не вызвать разочарования и давала повод для критики не только тех, кто стоял у власти, но и демократии вообще. Поэтому в годы кризиса стали набирать силу партии, выступавшие против демократии, и среди них, прежде всего нацисты, обещавшие установить твердую власть и вывести страну из кризиса. Влияние партий, выступавших в поддержку Веймарской республики, быстро падал, и в1932г. они уже представляли меньшинство граждан. Нацисты стали крупнейшей политической партией Германии.



Приложение 4. Левые партии (социал-демократы и коммунисты ) имели уникальную возможность спасти страну от прихода к власти фашистов, но у них, уже в который раз, на первый план вышли межпартийные противоречия и откровенная вражда. 14 сентября 1930 года состоялись выборы в германский рейхстаг. Коммунисты получили на выборах 4 миллиона голосов, социал-демократы - 8,5 миллионов, национал-социалисты - 6,5 миллионов. И если бы они это сделали, они не допустили бы прихода Гитлера к власти. Ведь коммунисты и социал-демократы вместе собрали 12,5 миллионов голосов против 6,5 миллионов голосов, поданных за нацистов.

Но Коминтерн, повинуясь Сталину, призвал германскую компартию "отвергнуть всякое соглашение с социал-демократами против фашизма и сосредоточить огонь на социал-демократах", называя их «социал-фашистами».

Благодаря тактике Сталина, на радость фашистам произошел раскол рабочего класса Германии и разрыв его передовых слоев с немецкими крестьянами и ремесленниками, которых Гитлер сумел привлечь на свою сторону.

На повторных парламентских выборах они в сумме получили больше мест чем нацисты( 121 СДПГ, 100 КПГ, 192-НСДАП) но сформировать коалицию не смогли , как это было во Франции в 1934-1936 гг.





Эвристическая беседа.

1.Какие слои населения и почему могли поддержать программу фашистов? (Ответ подтвердите цитатой из текста 1.)

2.Почему германские промышленники и финансисты в 1932 г. настаивали на передаче власти нацистской партии? Каким их инте­ресам отвечали программные установки фашистов?

3. Благодаря каким личным качествам Гитлер стремился прийти к власти?

Рассказ учителя.

Завершающими этапами продвижения фашистов к власти стали события:

31 июля 1932 г. — на выборах в, рейхстаг фашисты получили 37,4 % голосов избирателей и 230 из 608 мест. Но абсолютного большинства у них не было.

30 августа 1932 г. — Герман Геринг (один из руководителей НСДАП) избран председателем рейхстага.

На повторных выборах в ноябре 1932г. нацисты получили на 3 млн голосов меньще, чем в июле, что обеспокоило крупный капитал. Под их давлением 30 января 1933 г. Гитлер был назначен канцлером.

Нацистский марш в честь назначения Гитлера рейхсканцлером (1933г.)

23 марта 1933 г. — рейхстаг принял закон о предоставлении Гитлеру чрезвычайных полномочий.

Таким образом, фашисты в Германии, в отличие от Италии, при­шли к власти законным путем.

(Следующий этап урока предполагает знакомство с историчес­ким портретом А. Гитлера.)

2. А. Гитлер.

Сообщения учащихся.

Учащиеся выступают с сообщениями об А. Гитлере. Учитель в случае необходимости дополняет выступления учащих­ся, проводит беседу по проблемным вопросам.

  1. Внутренняя политика нацистского режима.

  1. Самостоятельная работа по заданию.

По ходу рассказа учителя заполнить таблицу.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РЕЖИМА НАЦИСТОВ

Вопросы

Содержание

1.Государственное строительство


2. Экономическая политика


3. Идеология. Террор.


4. Национальная политика.

Антисемитизм.




Выполнение задания продолжить дома.

Работа над формированием понятий и терминов.

Объясняя материал данного вопроса, учитель раскрывает содер­жание следующих понятий и терминов: «нацизм», «антисемитизм», «Третий рейх», «система фюрерства».

Рассказ учителя.

После прихода к власти Гитлера в Германии осуществлялась следующая политика:

1.Государственное строительство.

- Сформировался культ личности «вождя» — «фюрера». Была ликвидирована Веймарская конституция. После смерти президента П.Гинденбурга в 1934г. Гитлеру пожизненно присвоено звание «фюрер»; он также являлся пожизненным рейхсканцлером и главой нацистской партии. Была проведена административная реформа, ликвидировавшая земельные парламенты и органы местного самоуправления. Власть на всех уровнях переходила в руки не выборных, а назначаемых сверху чиновников.

- Важным этапом укрепления власти Гитлера было уничтожение ним своих политических противников в партии. В ночь на 30 июня 1934г. физически были уничтожены руководители СА во главе с Э.Ремом и другие представители внутренней оппозиции в НСДАП( бр. Штрассеры и др.). Это событие вошло в историю под названием  "Ночь длинных ножей".


2.Экономическая политика нацистов.

Правительство Гитлера пошло на расширение государственного регулирования хозяйственной жизни. На средства государства было развернуто строительство общенациональной сети скоростных автострад, что позволило сразу резко сократить количество безработных и оживить строительную индустрию. Погодя основное внимание было уделено ускоренному развитию военной промышленности. Военные расходы увеличились с 620 млн до 15,5 млрд рейхсмарок в 1933-1938 гг. В целях стимулирования экономического роста вводились налоговые льготы. С одновременным ростом расходов и снижением налогов возникший дефицит бюджета, покрывался выпуском бумажных денег. Чтобы не допустить обесценивания их и рост цен, правительство ввело контроль над ценами и зарплатой и начало постепенный переход к карточной системе распределения. Это увеличило масштабы государственного регулирования экономики.

Особенностью экономики нацистской Германии было прямое административное регулирование хозяйства государством. Для этого все предприниматели были объединены в отраслевые картели и подчинены имперскому министру хозяйства. Когда в 1936г. был принят четырехлетний план развития военной промышленности, уполномоченным по реализации этого плана назначили Г. Геринга. Созданное им ведомство взяло под контроль всю экономику страны. Государство стало непосредственным обладателем многих предприятий, которые были конфискованные главным образом у евреев.

Был установлен также контроль над рынком рабочей силы и трудовыми отношениями. Были ликвидированы профсоюзы, а вместо них образован Германский трудовой фронт, включавший рабочих и работодателей. Руководители предприятий становились "вождями трудового коллектива". Контроль над заработной платой был дополнен введением всеобщей трудовой повинности.

К началу Второй мировой войны экономика Германии кардинально изменилась. При сохранении частной собственности была существенно ограничена свобода предпринимательства. Рынок уступил место государственной регламентации. Весь комплекс этих мероприятий ускорил выход Германии из кризиса. В 1935 г. она достигла докризисного уровня производства, а до 1939 г. значительно превысила его. Сократилось безработица: 1933 она составляла 6 млн человек , в 1934 г. - 3 млн, а в 1936г. - была почти ликвидирована. Более высокие темпы восстановления в Германии были в значительной степени обусловлены милитаризацией её экономики.


3.Идеологическая политика.

- Вводилась единая идеология, однопартийная система, НСДАП сливалась с государством. Партийные функционеры автоматически становились государственными чиновниками соответствующего уровня. Запреща­лась деятельность оппозиционных политических партий — социал-демократической и коммунистической. Средства массовой информации - печать, радио - зависели от министра пропаганды Й. Геббельса. В основе пропаганды лежал принцип: «Чем чудовищнее лож, тем быстрее в неё верят». Его ведомство было поставлено на службу нацизму: художники, поэты, композиторы должны были прославлять Гитлера, воспевать преимущества арийской расы и новых порядков. Величие Германии олицетворяли циклопические сооружения. Контроль над массовым сознанием осуществлялся и через тотальный охват населения нацистскими организациями и политическими кампаниями. Германский трудовой фронт объединял 23 млн человек, к молодежной организации "Гитлер-югенд" принадлежало более 8 млн. Членство в них было обязательным. Кроме того, существовали различные национал-социалистические союзы, объединявшие людей по профессиям, наклонностями, увлечениями и т.д. Все они должны были посещать митинги и собрания, участвовать в массовых мероприятиях. Уклонение от всего этого было доказательством несогласия и позволяло целенаправленно бороться с его проявлениями. Так был установлен контроль над массовым сознанием общества.

Сжигание нацистами книг



- Террор и насилие стали главными методами осуществления внут­ренней политики. Проводниками террора в Германии были гестапо (государственная тайная полиция), отряды СС и служба безопас­ности. С 1933 г. по всей стране появились концентрационные лагеря для содержания в них всех неугодных режиму людей. Были ликвидированы основные политические права граждан - свободу слова, собраний, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Устанавливался всеобъемлющий контроль государства за жиз­нью общества и каждого человека. «Все в государстве и ничего вне государства» — эти слова Муссолини являются сущностью фашист­ского режима.

Первые узники нацистских концентрационных лагерей

Насилие стало массовым. Только к началу 1935 г. было убито более 4200 противников нацизма, арестовано 515 тыс. человек. К началу 1939 г. в заключении находилось более 300 тыс. чел. Сотни тысяч немцев эмигрировали, включая цвет творческой интеллигенции - физик Альберт Эйнштейн, писатели Томас и Генрих Манны, Лион Фейхтвангер, Бертольд Брехт, композиторы Ган Эйснер, Отто Клемперер, Пауль Гиндемит. Немцы (арийцы) провозглашались высшей расой. Национальное превосходство служило обоснованием уничто­жения евреев и других неарийских народов.

- Внешняя политика Германии была направлена на ликвидацию договоров Версальско-Вашингтонской системы с целью восстановления былого могущества, объединению всех немцев в едином государстве и установлению мирового господства.

4. Антисемитизм.

Антисемитизм стал официальной политикой фашистского государства (на 1933 г. в Германии проживало около 500 тыс. евреев). Уже с весны 1933г. начался организованный властями бойкот всех учреждений, принадлежавших евреям. В 1935г. было принято серию законов, которые лишили евреев немецкого гражданства и запретили им занимать должности в государственном аппарате («Нюрнбергские законы»). Смешанные браки запрещались. С1939г. евреев начали выселять в специально отведенные дома и кварталы (гетто). Им не позволяли появляться в общественных местах, заниматься многими видов деятельности, они были обязаны постоянно носить на одежде нашитую желтую шестиконечную звезду. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 власть организовала еврейский погром ("хрустальную ночь", когда были разбиты и разграблены еврейские магазины, аптеки и т.д.), жертвами которого стали десятки тысяч человек. Так была подготовлена почва для истребления евреев в оккупированных Германией в годы войны странах. 6 млн евреев стали жертвой расового безумия нацистов.

Кроме евреев расовой дискриминации, начиная с 1935 г. были подвергнуты и цыгане (в Германии их проживало около 22 тыс. чел.) Они должны были быть истреблены как представители «низшей» расы.

Публичное унижение нацистами евреев

Т.О. Нацистская диктатура в Германии ликвидировала демократиче­ские порядки, права и свободы граждан, ввела диктатуру одной партии, которая установила контроль за всеми сферами социально-экономической и общественно-политической жизни страны. Герма­ния целеустремленно готовилась к новой мировой войне за установление мирового господства.


Связь с современностью

Показываю кадры из фильма “Обыкновенный фашизм” М. Ромма, подборку роликов о неофашизме делаю выводы и задаю вопросы.

  1. Есть ли факты проявления фашизма в наши дни?

  2. Подумайте и скажите, почему и по сей день жив фашизм?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Вывод. В нашем демократическом обществе есть люди, которые пытаются насаждать фашистскую идеологию среди морально неустойчивой молодежи, готовой за  материальные блага принять догмы лидеров некоторых политических партий.

Как вы расцениваете подобные факты? Как можно с этим бороться?

(Беседа - учиться, вырабатывать силу воли, убеждения…)

Учитель. Говоря о средствах борьбы с неофашизмом привожу широко известное стихотворение немецкого священника Мартина Нимёллера «Когда они пришли…», который вначале поддерживал нацистов, а затем перешёл в оппозицию, был арестован и провёл в концлагерях 8 лет.

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не был коммунистом.
Потом они пришли за социалистами, я молчал, я же не был социал-демократом.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не был евреем.
Когда они пришли за мной, больше не было никого, кто бы мог протестовать».

Вопрос к учащимся. Как соотносится это стихотворение с позицией Ю. Фучека чешского коммуниста: «Люди! Я любил вас! Будьте бдительны!»?

Решение проблемного вопроса

VІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.

1.Выделите особенности нацистского режима в Германии.

2.Докажите на конкретных примерах, что в основе нацизма ле­жит теория человеконенавистничества.

3.Чем можно объяснить тот факт, что в наши дни у Гитлера имеется много приверженцев?


VIІ. ИТОГИ УРОКА

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к идее прио­ритета общечеловеческих ценностей в современном мире.


VIIІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Проработать параграф учебника.

Завершить заполнение таблицы «Внутренняя политика режи­ма нацистов».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!