ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий элективный курс с тематическим планированием «Исследователь» составлен по биологии для 8 класса.
Элективный курс содержит базовую школьную программу по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Данный элективный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.
Изучение филогенеза и онтогенеза органов и систем, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды способствует широкому естественно-научному образованию обучающихся, формирует у них экологическое мышление. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение четырех практических работ.
Основные методики изучения биологии на данном уровне:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);
личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Формы и методы работы:
Словесный,
наглядные,
работа с текстом,
беседа,
фронтальный опрос,
взаимоконтроль,
самоконтроль.
Основной формой обучения являются занятия ,которые проводятся в форме:
закрепления новой учебной информации;
формирования практических умений и навыков обучающихся;
совершенствования знаний, умений и навыков;
обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цель: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке, как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;
особенности человека как вида животного царства;
изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;
формирование системы общебиологических понятий;
знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;
освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;
знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;
.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Дата |
теоретические | практические/ лабораторные |
1 | Введение | 1 | | 1.09.2018 |
2 | Положение человека в природе | 2 | | 8.09.2018 15/09/18 |
3 | Ткани организма человека | | 1 | 22.09.2018 |
4 | Остеология | 1 | 1 | 29.09.2018 6/10/18 |
5 | Соединение костей | 2 | | 13.10.2018 20.10.18 |
6 | Скелет туловища | 2 | | 27.10.2018 10.11.2018 |
7 | Скелет верхней конечности | 2 | | 17.11.2018 24.11.2018 |
8 | Скелет нижней конечности | 2 | | 8.12.2018 15.12.2018 |
9 | Миология | 2 | | 22.12.2018 29.12.2018 |
10 | Общая характеристика внутренних органов | 2 | | 12.01.2019 19.01.2018 |
11 | Дыхательная система | 2 | | 26.01.2019 2.02.2019 |
12 | Мочеполовая система | 2 | | 9.02.2019 16.02.2019 |
13 | Сердечно-сосудистая система | 1 | 1 | 23/02/2019 2.03.2019 |
14 | Артериальная система. Венозная система | 1 | 1 | 9.03.2019 16.03.2019 |
15 | Эндокринная система | 2 | | 6.04.2019 13.04.2019 |
16 | Нервная система и органы чувств | 2 | | 20.04..2019 27.04.2019 |
17 | Периферическая нервная система | 2 | | 4.05.2019 11.05.2019 |
18 | Органы чувств | 2 | | 18.05.2019 25.05.2019 |
| Итого: 34 часов | 30 часов | 4 часов | |
Содержание программы элективного курса.
8 класс (34 часа, 1 час в неделю)
1. Введение. Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировозрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.
2. Положение человека в природе. Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенного человека. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства.
Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.
3. Ткани организма человека. Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе. Практическая работа №1. Особенности строения эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов.
4. Остеология. Аппарат движения, его состав и значение. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Практическая работа № 2. Оценка собственных параметров осанки.
5. Соединения костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика.
6. Скелет туловища. Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища.
7. Скелет верхней конечности. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.
8. Скелет нижней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.
9. Миология. Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц.
Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.
10. Общая характеристика внутренних органов. Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой полости.
Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.
11. Дыхательная система. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.
12. Мочеполовая система. Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.
13. Сердечно - сосудистая система. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца.
Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота.
Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.
Практическая работа № 3. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.
14. Артериальная система. Венозная система. Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение. Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.
Практическая работа № 4. Первая помощь при кровотечениях.
15. Эндокринная система. Желез внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма. Система желез внутренней секреции. Общие понятия о регуляции функций. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах, их значение в организме. Обзор эндокринной системы. Функции отдельных желез внутренней секреции, их гипо- и гиперфункции.
16. Нервная система и органы чувств. Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова.
Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека.
17. Периферическая нервная система. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.
18. Органы чувств. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения.
Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата.
Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут использовать знания для объяснения процессов и явлений протекающих в организме человека;
Учащиеся будут применять полученные знания и умения для профессионального самоопределения, для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Научаться позитивно относиться к живой природе. Ценить собственное здоровье и здоровье других людей.
4. Защита научных проектов учащимися по теме:
на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению.
Краткая история анатомии и физиологии человека.
Микромир нашего организма.
Фотоальбом «Анатомия человека»
Достижения современной биологии в области анатомии и физиологии человека.
Новейшие изобретения в медицине
Используемая литература:
1.Исембергенова С.К. Терминологический словарь по анатомии на латинском, русском и казахском языках Алматы, 2004.
2.Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.
3.Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2005
4.Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.
14