СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настоящий элективный курс с тематическим планированием «Исследователь» составлен по биологии для 8 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий элективный курс  с тематическим планированием «Исследователь» составлен по биологии для 8 класса.

Элективный курс  содержит  базовую  школьную программу  по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Данный элективный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.

Изучение филогенеза и онтогенеза органов и систем, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды способствует широкому естественно-научному образованию обучающихся, формирует у них экологическое мышление. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение четырех практических  работ.

Основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);
  • личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

         Формы и методы работы:

  • Словесный,
  • наглядные,
  • работа с текстом,
  • беседа,
  • фронтальный опрос,
  • взаимоконтроль,
  • самоконтроль.

Основной формой обучения являются занятия ,которые проводятся в форме:

  • закрепления  новой учебной информации;
  •  формирования практических умений и навыков обучающихся;
  • совершенствования  знаний, умений и навыков;
  • обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

 

Цель: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке,  как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  • знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;
  • особенности человека как вида животного царства;
  • изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;
  • формирование системы общебиологических понятий;
  • знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;
  • освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;
  • знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;
  • воспитание экологической культуры учащихся;
  • повышение качества знаний по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Настоящий элективный курс с тематическим планированием «Исследователь» составлен по биологии для 8 класса.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий элективный курс с тематическим планированием «Исследователь» составлен по биологии для 8 класса.

Элективный курс содержит базовую школьную программу по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Программа включает отдельные содержательные блоки, каждый из которых - это круг вопросов, связанных со строением и функциями конкретного аппарата или системы, включая тканевый уровень. Данный элективный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.

Изучение филогенеза и онтогенеза органов и систем, возрастных и половых особенностей, влияние внешней среды способствует широкому естественно-научному образованию обучающихся, формирует у них экологическое мышление. Программа элективного курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение четырех практических работ.

Основные методики изучения биологии на данном уровне:

  • обучение через опыт и сотрудничество;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, обобщение знаний после завершения изучения крупных тем);

  • личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

  Формы и методы работы:

  • Словесный,

  • наглядные,

  • работа с текстом,

  • беседа,

  • фронтальный опрос,

  • взаимоконтроль,

  • самоконтроль.

Основной формой обучения являются занятия ,которые проводятся в форме:

  • закрепления новой учебной информации;

  • формирования практических умений и навыков обучающихся;

  • совершенствования знаний, умений и навыков;

  • обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.



Цель: расширить и углубить знания учащихся, в области анатомии и физиологии человека с целью формирования целостного представления о человеке, как о биосоциальном виде; использовать полученные знания для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Задачи:

  • знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;

  • особенности человека как вида животного царства;

  • изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями;

  • формирование системы общебиологических понятий;

  • знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых;

  • освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской и проектной работы;

  • знакомство с гигиеническими требованиями и привитие навыков здорового образа жизни;

  • воспитание экологической культуры учащихся;

  • повышение качества знаний по предмету.



.





























Учебно-тематический план.



п/п


Тема раздела

Количество часов

Дата

теоретические

практические/

лабораторные

1

Введение

1


1.09.2018

2

Положение человека в природе

2


8.09.2018

15/09/18

3

Ткани организма человека


1

22.09.2018

4

Остеология

1

1

29.09.2018

6/10/18

5

Соединение костей

2


13.10.2018

20.10.18

6

Скелет туловища

2


27.10.2018

10.11.2018

7

Скелет верхней конечности

2


17.11.2018

24.11.2018

8

Скелет нижней конечности

2


8.12.2018

15.12.2018

9

Миология

2


22.12.2018

29.12.2018

10

Общая характеристика внутренних органов

2


12.01.2019

19.01.2018

11

Дыхательная система

2


26.01.2019

2.02.2019

12

Мочеполовая система

2


9.02.2019

16.02.2019

13

Сердечно-сосудистая система

1

1

23/02/2019

2.03.2019

14

Артериальная система. Венозная система

1

1

9.03.2019

16.03.2019

15

Эндокринная система

2


6.04.2019

13.04.2019

16

Нервная система и органы чувств

2


20.04..2019

27.04.2019

17

Периферическая нервная система

2


4.05.2019

11.05.2019

18

Органы чувств

2


18.05.2019

25.05.2019


Итого: 34 часов

30 часов

4 часов











































Содержание программы элективного курса.

8 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1. Введение. Определение предмета анатомии и связи ее с другими биологическими науками. Разделы анатомии. Методы анатомического исследования, значение изучения анатомии в формировании научного мировозрения. Роль знаний анатомии в формировании личности ученика.

2. Положение человека в природе. Общие черты человека и позвоночных животных. Общие черты человека и приматов и их отличия. Ранние стадии развития зародыша человека. Особенности эмбриогенного человека. Организм человека как единая целостная живая система. Положение человека как биологического вида в системе животного царства.

Анатомия и физиология человека - науки, изучающие внешнее и внутреннее строение, функции и процессы жизнедеятельности организма человека. Предмет анатомии и физиологии, методы и основные направления. Значение анатомии и физиологии для медицины и биологии. Краткая история анатомии и физиологии.

3. Ткани организма человека. Понятие о тканях. Классификация тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткань, их строение, многообразие, функции, местоположение в организме, происхождение в онтогенезе. Практическая работа №1. Особенности строения эпителиальных и соединительных тканей с использованием готовых микропрепаратов.

4. Остеология. Аппарат движения, его состав и значение. Пассивная часть двигательного аппарата - скелет. Строение костной ткани. Кость как орган: внешнее и внутреннее строение. Химический состав и физические свойства костей. Рост костей. Классификация костей. Практическая работа № 2. Оценка собственных параметров осанки.

5. Соединения костей. Непрерывные, полупрерывные и прерывные соединения костей. Строение и классификация суставов. Значение соединения костей. Обзор скелета человека: отделы, характеристика костей отделов скелета. Особенности скелета человека в связи с прямохождением, выполнением трудовых операций, половые отличия. Осанка. Болезни скелета и их профилактика.

6. Скелет туловища. Фило- и онтогенез позвоночного столба и грудной клетки, их особенности у человека. Соединение костей туловища. Влияние различных факторов на строение скелета. Предупреждение формирования неправильной осанки. Аномалии развития скелета туловища.

7. Скелет верхней конечности. Онтогенез. Особенности строения руки человека в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Соединение костей верхней конечности.

8. Скелет нижней конечности. Особенности строения у человека. Своды стопы. Предупреждение плоскостопия. Соединения костей нижней конечности. Особенности костей таза у женщин.

9. Миология. Активный двигательный аппарат, его значение. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Скелетная мышца как орган: строение и функции. Классификация мышц. Основные закономерности работы мышц.

Рефлекторный принцип деятельности скелетных мышц. Обзор скелетной мускулатуры человека. Мышечная деятельность как условие здорового образа жизни. Значение физических упражнений. Осанка и гигиена позвоночника, профилактика заболеваний позвоночника.

10. Общая характеристика внутренних органов. Система органов пищеварения человека, ее состав и функции. Отделы пищеварительного тракта, их строение. Ротовая полость: язык, зубы, их участие в пищеварении. Глотка, пищевод. Желудок: строение, желудочные железы, желудочный сок. Тонкий кишечник, его отделы, особенности строения стенки. Толстый кишечник: отделы, строение стенки. Пищеварение и его значение для организма. Пища, пищевые и питательные вещества. Пищеварительные ферменты и их действие. Профилактика заболеваний ротовой полости.

Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения. Процессы пищеварения в отделах пищеварительного тракта. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа их строение и роль в процессах пищеварения. Регуляция пищеварения. Понятие о полноценном, сбалансированном питании и гигиена пищеварения.

11. Дыхательная система. Система органов дыхания, значение дыхания. Верхние дыхательные пути: носовая полость, носоглотка, ротоглотка, гортань: строение функции. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, их строение и функции. Легкие, их местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение легких. Плевра. Механизм вдоха - выдоха. Механизмы и эффективность газообмена в легких. Легочные объемы и их определение. Регуляция дыхания. Гигиена органов дыхания.

12. Мочеполовая система. Система органов мочевыделения. Роль выделительных процессов для нормальной жизнедеятельности. Почки, их местоположение, внешнее строение. Жировая капсула почек. Внутреннее макро- и микроскопическое строение почек. Нефрон - структурная и функциональная структура почек. Процесс мочеобразования: фильтрационная фаза и реабсорбционная фаза. Регуляция мочеобразования. Мочевыводящие пути. Гигиена органов мочевыделения, профилактика заболеваний.

13. Сердечно - сосудистая система. Сердце: местоположение, внешнее строение. Внутреннее строение сердца: полости, стенка, клапаны. Функции сердца. Околосердечная сумка, ее строение и значение. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия. Проводящая система сердца. Ее значение. Работа сердца: сердечный цикл, систолический и минутный объем кровотока, тоны сердца, электрокардиограмма. Регуляция работы сердца.

Кровеносные сосуды, их классификация, особенности строения и функции. Закономерности расположения сосудов. Механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Основные закономерности и показатели движения крови по сосудам: давление, пульсовая волна, линейная скорость и время полного кругооборота.

Общая схема кровообращения человека: сосуды большого, малого и сердечного кругов кровообращения.

Практическая работа № 3. Изучение закономерностей работы сердца при различных нагрузках.

14. Артериальная система. Венозная система. Лимфатическая система: ее строение и функции. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Лимфа и лимфообращение. Кровь. Понятие о внутренней среде организма и о гомеостазе. Функции крови. Строение, состав свойства и объем крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их количество, строение и функции. Кроветворные органы. Свертывание крови. Группы крови человека. Иммунитет, его виды. Гигиена органов кровообращения, заболевания сердечно-сосудистой системы и их профилактика.

Практическая работа № 4. Первая помощь при кровотечениях.

15. Эндокринная система. Желез внутренней секреции. Гормоны. Роль эндокринных желез в регуляции функций организма. Система желез внутренней секреции. Общие понятия о регуляции функций. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах, их значение в организме. Обзор эндокринной системы. Функции отдельных желез внутренней секреции, их гипо- и гиперфункции.

16. Нервная система и органы чувств. Эмбриогенез нервной системы. Спинной мозг. Белое и серое вещество. Подразделение нервной системы на отделы. Нервная ткань. Строение и функции нейронов. Понятие о синапсе. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов. Безусловные и условные рефлексы. Правила выработки условных рефлексов. Работы И.П. Павлова.

Центральная нервная система: спинной и головной мозг. Строение внешнее и внутреннее. Отделы головного мозга, их строение и функции. Большие полушария, их строение и функции. Доли больших полушарий. Кора больших полушарий, ее строение, локализация функций в коре больших полушарий. Особенности головного мозга человека.

17. Периферическая нервная система. Периферическая нервная система: спинномозговые и черепно-мозговые нервы. Соматическая и автономная нервная система. Строение и функции. Сравнительная характеристика симпатической и парасимпатической нервной системы. Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы. Память, мышление, сознание.

18. Органы чувств. Сенсорные системы. Роль сенсорных систем в связи организма с внешней средой. Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. Строение органа зрения. Зрительные рецепторы. Механизмы фоторецепции. Гигиена зрения и нарушения зрения.

Слуховой анализатор. Строение органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Строение кортиева органа и роль волосковых клеток. Механизмы звуковосприятия. Гигиена слуха. Вестибулярный анализатор. Полукружные каналы и преддверие улитки. Работа вестибулярного аппарата.

Вкусовой, обонятельный и кожный анализаторы, строение и механизмы рецепции.





































Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся смогут использовать знания для объяснения процессов и явлений протекающих в организме человека;

  2. Учащиеся будут применять полученные знания и умения для профессионального самоопределения, для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

  3. Научаться позитивно относиться к живой природе. Ценить собственное здоровье и здоровье других людей.

4. Защита научных проектов учащимися по теме:

  • Выбираем здоровье. Оценка состояния здоровья учащихся

на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению.

  • Краткая история анатомии и физиологии человека.

  • Микромир нашего организма.

  • Фотоальбом «Анатомия человека»

  • Достижения современной биологии в области анатомии и физиологии человека.

  • Новейшие изобретения в медицине





























Используемая литература:

1.Исембергенова С.К. Терминологический словарь по анатомии на латинском, русском и казахском языках Алматы, 2004.

2.Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.

3.Араксова О. С, Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. 8-11 класс. Методическое пособие. – М.:Вентана-Граф, 2005

4.Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2004.







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!