СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наставничество: приемы, способы, методы организации и реализации занятий с обучающимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы работы обусловлена Указом Президента России Владимира Путина, в котором 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника направлены на повышение престижа профессии учителя.

«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник».

                                                                                                     В. В. Путин

Цель работы: создание условий для развития творческого, учебного потенциала каждого наставляемого; формирование жизненных ориентиров у обучающихся младших школьников ; творческого потенциала , развитие лидерских качеств, метакомпетенций.

«Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный». (А. Швейцер)

Задачи:                                                                                                

1.  Организация  помощи обучающемуся в раскрытии его личностного потенциала; 2. Повышение мотивации к саморазвитию, саморегуляции,  формирование приобретения ценностных и жизненных ориентиров; 3. Развитие лидерских, организационных коммуникативных навыков и метакомпетенции.        Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества: проявление      творческой активности и развитие уверенности в себе.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество: приемы, способы, методы организации и реализации занятий с обучающимися»

Ефремова Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов,

МОБУ СОШ №21 г.Якутска.


Тема: «Наставничество: приемы, способы, методы организации и реализации занятий с обучающимися».


Актуальность темы работы обусловлена Указом Президента России Владимира Путина, в котором 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника направлены на повышение престижа профессии учителя.

«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник».

В. В. Путин

Цель работы: создание условий для развития творческого, учебного потенциала каждого наставляемого; формирование жизненных ориентиров у обучающихся младших школьников ; творческого потенциала , развитие лидерских качеств, метакомпетенций.


«Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный».
(А. Швейцер)

Задачи:

1. Организация помощи обучающемуся в раскрытии его личностного потенциала;
2. Повышение мотивации к саморазвитию, саморегуляции, формирование
приобретения ценностных и жизненных ориентиров;
3. Развитие лидерских, организационных коммуникативных навыков и метакомпетенции.
Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества: проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.

Введение.

С древнейших времен в воспитании и приобретенных навыков мастерства человека, незаменимую роль играли мастера своего дела, учителя, преподаватели, старшие товарищи. Их всех можно объединить под одним словом – наставники.

Наставник-это человек, осуществляющий наставничество, помощь и руководство своим подопечным. Наставниками раньше, в Древнем Риме называли домашних преподавателей, учителей.

Наставничество - это отношения, в которых опытный помогает менее опытному усвоить определенные знания и умения.

Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени.

С разделением труда длительное время наставничество существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер-ученик). Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.

В отечественной практике получило развитие массовое движение наставничество в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-хгг.), осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимся и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив.

Таким образом, наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с первобытной эпохи

Основная часть.

Педагог - наставник – это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Идти в такую профессию можно только с осознанием того, какая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. Он вносит огромный вклад в дело образования и воспитания школьников.

Принято выделять для общеобразовательных организаций несколько форм наставничества (модели). Некоторые из форм (ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-учитель, учитель-студент) прошли через нас в разные периоды нашей педагогической деятельности. Нам повезло с нашими наставниками, которые помогли выбрать правильный путь в мире профессий, помогли освоить профессию педагога-воспитателя подрастающего поколения. Низкий им поклон!

В своем докладе отражаю модель «учитель-ученик».

Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется помощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Успехом в деятельности учителя:

  • Доброта, уважение и индивидуальный подход к ученику, творческое начало учителя (любовь к детям);

  • Работа с одаренными учениками, сотрудничество: учитель-ученик, развитие творческой активности и целеустремленности учащихся (победы учащихся);

  • Целеустремленность, творческая активность, самосовершенствование и самореализация, материальный стимул (личные победы учителя);

  • Опыт работы, формирование ИКТ – компетентности, овладение новыми технологиями, обмен опытом (педагогическое мастерство).

Модель «Учитель-ученик» проходит через различные формы занятий:

  • Тематические мероприятия;

  • Конкурсы различного уровня;

  • Олимпиады различного уровня;

  • Деловые и интеллектуальные игры;

  • Проектная деятельность;

  • Предметные недели;

  • Мониторинги;

  • Научно-практические конференции;

  • Социально-значимые мероприятия;

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Трудовые десанты.

Олимпиады различных уровней.

Учащиеся наших классов принимают активное участие в очно-заочных олимпиадах школьного, муниципального, республиканского, регионального, всероссийского, международного уровнях, в которых занимают призовые места (Дипломы, Грамоты).

Научно-практические конференции.

В проектно-исследовательской деятельности дети участвуют с 1 по 4 класс, а многие из них продолжают работать в этом направлении и в последующих классах.

Юные исследователи принимают участие в научно-практических конференциях:

  • «Скрябинские чтения», «Кочневские чтения», «Мой увлекательный мир», «Ступеньки к творчеству», «Шаг в будущее», «Первые шаги», «История родного края», «Якутск – город для детей»,

Интеллектуальные игры

Ребята участвуют в интеллектуальных квест-играх, викторинах, конкурсах и других мероприятиях школьного и муниципального уровней., где проявляют лидерские, познавательные, коммуникативные качества, умение работать в парах, группах, коллективе.

Творчество, творчество, творчество

Ученики наших классов принимают участие во многих творческих конкурсах, которые проводятся в школе, городе, республике и за ее пределами.

Например, такие как: Битва хоров, Литературные фестивали, юбилейные мероприятия, конкурсы рисунков/плакатов, поделок, чтецов, Класс года, календарных праздников, национальные праздники Республики Саха (Якутия), конкурсы по риторике, мероприятия предметных недель, некоторые дети пишут стихи, издают Сборники стихов, играют на музыкальных инструментах, участвуют в хорах и танцевальных ансамблях, и многих других…

Акция «Дети-детям»

Более 4 лет класс сотрудничают с Республиканским реабилитационным центром для детей, оставшихся без попечения родителей. Стало уже традицией три раза в год выезжать в центр с концертами и подарками (канцтовары и сладкие подарки).

Подарки дарим не только детям центра, но и малышам детского сада «Сказка», детского онкологического отделения Медицинского центра.

В рамках Эстафеты «добрых дел» стало традицией изготовлять своими руками закладки для книг и дарить нашим и другим классам.

Село Капитоновка. Дом для инвалидов и престарелых

По инициативе председателя культурного совета Губинского округа Голдобиной Ольги Владиславовны мы с ребятами готовим для них концерты, открытки/поделки, дарим настольные игры для досуга.

Ко Дню пожилых людей концертом и открытками своими руками поздравили ветеранов Губинского округа.

Акция «Помоги братьям наших меньшим»

Более двух лет, дети - любители животных, посещаем приюты для животных (Губинского округа) и контактного зоопарка, в помощь волонтерскому движению, дарим для кошек, собак и других животных корм и игрушки.

Чествование ветеранов тыла и детей войны

Более двадцати пяти лет, по инициативе города, Губинского округа, воспитательного отдела школы, при поддержке родителей окружаем вниманием ветеранов войны ВОВ, тыла, детей войны. Для них мы проводим концерты, готовим открытки, поздравления и «корзину продуктов».

Акция «Чистая память»

В течение трех лет (до пандемии) ребята, их родители, братья и сестры подхватили инициативу Губинского округа под руководством Оганёровой Гулжан Абдикеримовны и принимали самое активное участие акции «Чистая память», посвященная Дню Победы.

Встреча с участниками СВО

В рамках гражданско-патриотического воспитания на классных часах организовывали встречи с участниками боевых действий, где ребята узнали о бойцах из Якутии, которые стоят на защите нашей Родины.

Дети от всей души пишут письма – поддержки, рисуют рисунки, делают поделки для поддержания боевого духа солдат – якутян, чтобы они знали, что их помнят, ждут и верят в нашу Победу.


Акция «Книги- в дар библиотеке»

Несколько лет подряд мои классы участвуют во Всероссийской акции «Книги - в дар библиотеке», по решению родительского комитета и детей приобретаем детские книги и пополняем фонд библиотеки.

Дни самоуправления

Ежегодно ко Дню учителя в нашей школе проводится День самоуправления, где старшеклассники проводят уроки в начальной школе.

В течение двух лет по обоюдному решению в моем классе уроки ведут старшеклассники - мои выпускники Кондракова Алиса, 11 «а»,

Мокшин Владимир 11 «б»

Профориентация

По профориетационному направлению организуются и проводятся экскурсии на производства, встречи с представителями разных профессий, участие в мастер-классах по национальным блюдам.

Трудовые десанты

По традиции нашей школы по благоустройству и озеленению школьной территории ребята, родители участвуют в выращивании и посадки цветов. А также принимают участие в субботниках по уборке территории школы.

Таким образом, наставник-педагог создает реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим и национальным идеалам. Поэтому мастерство учителя не только в том, чтобы транслировать традиционные ценности в жизнедеятельность младших школьников, но и в том, чтобы превращать их в основу формирования личности.


Быть наставником, значит, обладать рядом качеств, таких как:

  • Уверенность в себе;

  • Стрессоустойчивость;

  • Коммуникабельность;

  • Толерантность;

  • Ответственность;

  • Непредвзятость;

  • Пунктуальность;

  • Лидерство;

  • Компетентность.


Важно! Работа наставника-это работа с группой людей и отдельными наставляемыми, нужно быть готовым к нестандартным ситуациям и обладать способностью найти положительный выход из них.


Заключение

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие.

Наставничество по модели «Ученик-учитель» нужно применять на практике, это позволяет всем участникам добиться поставленных целей и, при правильной организации иметь хорошие результаты.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон. Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!