СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народный театр в Базарном Карабулаке

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследователькая работа об истории создания народного театра

Просмотр содержимого документа
«Народный театр в Базарном Карабулаке»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ














Тема: « Народный театр в Базарном Карабулаке»









Автор:

Мухина Юлия учащаяся 7 «В» класса,

МБОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак

Саратовской области»

 

 

Научный   руководитель:

Морева Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области». 


 

Адрес: 412601 р.п. Базарный Карабулак,

Саратовской области,

ул. Топольчанская, д.1




Саратов 2020



Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Истоки народного театра 4

1.1 Корни театральной деятельной Базарного Карабулака 5

1.2 Традиции любительского театра 6

Глава 2. Жизнь народного театра 1946-2019годы

2.1 Алексей Алексеевич Некрасов 7

Заключение 8

Список литературы

































2






Введение

Невозможно переоценить их благотворное влияние театра на культурную жизнь России. На протяжении многих столетий зрелищное искусство увлекало, волновало и воспитывало жителей не только столиц, но и глубокой провинции. Тем ценнее изучение местной театральной деятельности, ее важного вклада в сокровищницу искусства нашей страны. Народное театральное искусство в целом – интереснейшее и значительное явление национальной культуры Народные актеры в большинстве своем не профессионалы, а особого рода любители, знатоки народной традиции.

Культурное наследие играет огромную роль в воспитании культурных ценностей в обществе. Одним из таких наследий является Базарнокарабулакский народный театр.

Цель исследовательской работы: изучить степень значимости и воздействия на молодое поколение наследия отечественной культуры.

Задачи:

  1. Изучить историю создания театра.

  2. Выяснить как театр функционирует в настоящее время.

  3. Определить какого значение театра в воспитании и привитии культурных ценностей для подрастающего поколения и общества в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена постоянным интересом общества к культурному наследию. Стремление сохранить сложившиеся традиции и культурные ценности для последующих поколений.

Культурное наследие -представляет историческую, научную, художественную и культурную ценность.

Объектом исследования выступает культурное наследие: «Базарнокарабулакский народный театр»

предметом- изучение, а так же сбор и обработка полученной информации.

Методы исследования: наблюдение, поисковый, исследование публицистических и научных источников, работа с литературой, анализ.










3





Глава 1. Истоки Базарнокарабулакского народного театра

1.1 Корни театральной деятельной Базарного Карабулака


Корни театральной деятельности в нашем районе ведут далеко в историю и связаны с конкретной личностью. В нашей губернии имел владения помещик А.Е. Столыпин. Он построил в своем имениях заводы и текстильные фабрики. Одна из таких фабрик и большой по тем временам завод в Лесной Нееловке, завод в Землянках, земельные наделы в Степной Нееловке, Озерках, Карабулаке и других селах.

У Алексея Емельяновича было 11 детей. Все они получили хорошее домашнее образование. Наиболее известны в нашем районе старшая дочь Елизавета Алексеевна( в замужестве Арсеньева)- бабушка М.Ю. Лермонтова, и младший сын Афанасий-герой Бородинского сражения, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость», который выйдя в отставку, поселился в своем имении в Лесной Нееловке.

В имении Столыпиных много лет работал домашний любительский театр, основанный Алексеем Емельяновичем, в котором играли и пели домочадцы, молодежь из крепостных, днем занимавшаяся хозяйственной работой.

Труппа состояла их 70 человек. Были в ней драматические и оперные актеры: трагики и комики, солисты и хористы, танцоры и музыканты. Имелись парикмахеры и гримеры.

Особенно известны были оперная и опереточная актриса В.Б. Новикова, певица Насова Н.А., обладающая прекрасным голосом и замечательно исполнявшая русские народные песни, превосходный певец Уваров, сестры

Лисицыны и др.

В конце 18 столетия А.Е. Столыпин переехал в Москву и взял с собой весь домашний театр. Писатель Тургенев И.С., посмотрев его представления, отмечал, что актеры были, с хорошими способностями и пьесы разыгрывали превосходно.

Столыпинская труппа была приобретена дирекцией императорских театров за 32000 рублей.

Искусствоведы утверждают, что столыпинские крепостные актеры положили основу труппы Московского Малого театра и явились родоначальниками артистических фамилий, впоследствии ставших широко известными.

С отъездом в столицу столыпинских актеров театральная деятельность в нашем районе не прекратилась. В Базарном Карабулаке ставили спектакли небольшие театральные коллективы.





4


1.2 Традиции любительского театра


В 1904 году в Базарном Карабулаке существовало три любительских драматических трупы- учительская, приказчичья и рабочая, состоявшая преимущественно из рабочих кожевенного завода. В случае постановки многолюдных пьес они объединяли свои силы.

Учительской труппой, в работе которой участвовала Тезикова Мария Васильевна, были поставлены почти все пьесы А.Н. Островского. А также М. Горького и А.П. Чехова.

Учительская трупа, во главе которой был директор начальной школы Т.А. Горбунов, видимо, состояла из таких интеллигентов, которые не мыслили ограничить свою жизнь рамками профессии и стремились в меру своих сил и возможностей продвигать влияние культуры во все сферы жизни.

В горбуновской трупе играла и крестьянская семья Восковых: два брата- Иван Гаврилович, Сергей Гаврилович и их сестра Матрена Гавриловна. Матрена Гавриловна пришла в трупу совершенно неграмотной, а дарование у нее было великое. Товарищи по группе начали обучать Матрену Гавриловну грамоте. И выучили. Поначалу, когда она читала с трудом, они переписывали для нее роли большими печатными буквами. Впервые Мария Гавриловна Рыжова выступила в сложной стихотворной драме А.Н. Островского в роли Василисы Мелентьевой: красивая женщина в старинном русском наряде, запечатленная на фотографии. То ли фотографии тогда умели так делать, то ли и вправду лица были другими- красивые, интеллигентные.

По инициативе Рыжовой после потрясений 1917 года и установления Советской власти театр возобновил свою прерванную работу в 1918 году.

Организаторами и первыми руководителями кружка любителей драматического искусства были брат и сестра Восковы..

Новое здание Дома культуры жители Базарного Карабулака получили в 1932 году. Его первым директором стал переведенный с должности заведующего районо Н.Ф. Шарыгин, к счастью, увлеченный театром человек. В труппу вошли Н.М. Костникова, А.Д. Кошкина, А.И. Шарова, Симагины, Решетовы, Спектакли играли в Доме культуры, а потом выезжали в ближайшие деревни, в летние лагеря, куда добирались пешком.

В годы Отечественной войны, когда в здании ДК разместился военный завод, а деятельность театра прервалась, не прервалась сама театральная жизнь- Вера Тихоновна Горбунова (дочь Тихона Алексеевича), учительница литературы, репетировала со своими учениками спектали в своем собственном доме.

Работа театра после войны возобновилась практически сразу. Участники театра и репетировали, и малярили, и столярили - все сами. С концертами и спектаклями отправлялись за 5-10 километров, возвращались за полночь, а утром на работу. Участники несли все, что требовалось для реквизита: вилки, тарелки, стулья, рамы от картин, большие репродукции, которые можно было вставить в эти рамки. 5


2. Жизнь Базарнокарабулакского Народного театра 1946-2019 годы


2.1 Алексей Алексеевич Некрасов


А.А. Некрасов (Приложение1) вырос в большой крестьянской семье в Ровенском районе. Когда началась Великая Отечественная Война, он , как многие его одноклассники, ушел добровольцем на фронт. Служил в воздушно-десантных войсках. Зимой 1942 года участвовал в боях по разгрому шестнадцатой немецкой армии под Ленинградом. Был ранен, долго лечился. Потом опять фронт, бои за освобождение Ржева, Смоленска и Витебска. Снова был ранен, уже в четвертый раз. После многочисленных операций и лечения в госпиталях вернулся в город Энгельс инвалидом второй группы, еле двигался. Будущее для молодого человека было совсем неопределенным.

В 1945 году Алексей Алексеевич приехал в р.п. Базарный Карабулак к сестрам. Они настоями трав, молоком , баней, подняли брата на ноги. Счастливый случай свел его с бывшим фронтовиком, директором районного Дома культуры Сусоровым Н.Д., который прослышал о его увлечении театром и пригласил сыграть роль Карандышева в спектакле «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского. Некрасов отказывался, говоря, что плохо ходит, и руки как крюки, но роль взял и на репетицию пошел. Это и определило его дальнейшую судьбу и профессию. Он закончил годичное актерское и трехгодичное заочное режиссерское отделение в Москве.

Осенью 1946 года А.А. Некрасов был зачислен штат районного Дома культуры художественным руководителем. В коллективе встретили его с уважением, как же – фронтовик. За отвагу в боях он был награжден двумя боевыми орденами: «Красной звезды» и «Отечественной войны первой степени». Увлекательные и кропотливые репетиции позволили создать хороший спектакль. На просмотре спектакля « Бесприданница» директор областного Дома народного творчества О.А. Шукайло дал Некрасову лестную оценку за созданный сценический образ и помог определиться на учебу. Некрасов закончил годичное актерское и трехгодичное заочное режиссерское отделение в Москве. Упорная работа над собой и профессиональная учеба дали положительные результаты. Уже в 1949 году его спектакль по пьесе А.А. Анфиногенова «Машенька» занял первое место на областном смотре театральной самодеятельности.

Первые успехи воодушевили Алексея Алексеевича – хотелось работать, творить. Коллектив пополнялся молодежью – рабочими, служащими, школьниками старших классов.

В репертуар любительского театра вошли «Нас водила молодость», «Я радуюсь маршу, которым идем», «Сквозь годы», «Деревенька моя», «Герои газетных страниц» и другие.

Однако его любимым делом на всю жизнь стал театр. поставил перед Некрасовым ряд серьезных задач- 6

С этим спектаклем народный театр в 1977 году выезжал в г. Волгоград, где проходил фестиваль лучших театральных коллективов I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. За этот спектакль коллектив был удостоен звания лауреата Всероссийского оргкомитета и награжден специальным призом Волгоградского телевидения за лучшее воплощение нравственной темы.

Как один из ярких спектаклей на Всероссийском фестивале этот спектакль был рекомендован министерством культуры Р.Ф. для показа на фестивале советской драматургии в Словакии в 1979 году.

Для А.А. Некрасова театр – дело жизни и сердца. Любая репетиция- серьезная работа и мучительные поиски выразительности. Особенно тщательно он работал над созданием спектаклей о становлении людей в годы Великой Отечественной войны. Это было памятно и дорого для него. Ведь по дорогам войны шагал и солдат Некрасов. И поэтому спектакли о войне «Живи и помни» по повести В. Распутина, «Так и будет» К. Симонова и о солдатах войны « Иван» А.Кудрявцева, «Святая святых» И. Друце обращены, прежде всего, к молодежи, которая только понаслышке знает о подвиге отцов и дедов. Сам подвижник, А.А. Некрасов стремился показать зрителям возможность и нравственную необходимость подвижнической жизни человека богатого не приобретенными вещами, а добрыми делами и бескорыстием. Таких, как Егор в спектакле «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева, Анна в «Последнем сроке» Р. Распутина, Кэлин в «Святая святых» И. Друце, Коперник в « Конце света по Копернику» А.Кудрявцева и других. Поэтому для Некрасова подбор репертуара был главной задачей. Выбирались пьесы близкие по его жизненным и нравственным убеждениям. Те, что волнуют участников театра и зрителей

помогут им выживать в сложной сегодняшней обстановке. За 50 лет А.А. Некрасов создал уникальный театр, которым гордятся жители поселка, и воспитал несколько поколений артистов. Художественный уровень театра подтвержден многочисленными лауреатскими дипломами. Алексей Алексеевич знаменит в районе не только как режиссер народного театра, но и как автор и постановщик многочисленных театрализованных торжеств, представлений, юбилейных празднеств, вечеров предприятий, учебных заведений. И поэтому , решением районной администрации за большой вклад в развитие культуры района А.А. Некрасов был удостоен звания «Почетный житель Базарно-Карабулакского района». Природа одарила его умом, волей, творческими способностями, трудолюбием, порядочностью, деликатностью. Благодаря самостоятельной каждодневной учебе и работе, он стал широко образованным человеком, тонким режиссером- педагогом.

Вот уже на протяжении многих лет Нина Николаевна Клюкина возглавляет народный театр Базарного Карабулака. Поставлено много спектаклей, сыграно много ролей под руководством Нины Николаевны и получены дипломы.( Приложение 8,9,10 помыслами. Благодаря ей театр жив на Базарнокарабулакской земле

7

Заключение


В результате проделанной работы, следует сделать следующие выводы: в 2018 году исполняется 100 лет со дня создания театра в Базарном Карабулаке. Он вырос из кружка любителей драматического искусства, созданного в 1918 году братом и сестрой Восковыми.

Большой вклад в развитие театра внес режиссер Алексей Алексеевич Некрасов, возглавлявший коллектив с 1954 года по 2005год. В 1967 году за большие успехи в развитии театрального искусства коллективу было присвоено звание « Народный самодеятельный коллектив» , а чуть позже режиссеру Некрасову присвоено звание «заслуженный работник культуры».

Театр всегда волнуют проблемы добра и душевной красоты, той, что «спасет мир».Поэтому в его репертуаре пьесы «Святая святых» И. Друце, «Любовь и голуби» В. Гуркина. И к зрителям выходят герои, которых они могут признать за своих земляков и соседей.

По двадцать, тридцать, сорок лет отдали самодеятельной сцене актеры Базарнокарабулакского народного театра. Для многих из них театр стал как бы второй работой. Это уже не досуг, не отдых, труд, и временами тяжелый. По первому зову режиссера, а иногда и без зова, они приходят и делают все, что нужно для театра: декорации мастерят, реквизит готовят…

У театра тесное содружество со школьниками, которое дисциплинирует подростков, повышает у них ответственность за свои поступки.

Спектакли Карабулакского народного театра влияют на сознание местного зрителя. А также театр формирует духовную жизнь тех, кто участвует в его спектаклях . Сколько спектаклей сыграно, сколько премий получено. Эти люди заняты осмысленной активной нравственной работой. И это – самое главное. Театр жив и всегда готов к созиданию в творчестве, и каждый зритель поселка отдает ему дань любви и уважения.



















8

Список литературы

1. Алянский Ю. Азбука театра.- Л: Детская литература, 1986.- 139с

2. Бочкарева А.Подарок для земляков// Вестник района.2017.№ 91.С.3

3. Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. – Л: Детская литература, 1977.- 241с.

4. Дьяконов В.А. Лицедеи, певчие, музыканты.- Саратов:Товарищ,1991.- 219с.

5. Зайцева С. Мир на фоне войны// Вестник района.1995.- № 27. – С.1

6. Некезова К.Жизнь закулисья // Вестник района.2017.- №85. – С.4

7. Некрасов А.А. Театр – это жизнь// Вестник района.2007. - № 24. – С.3

8. Некрылова А.Ф. Савушкина Н.И. Народный театр.- М: Советская Россия, 1991.- 535с.

9. Савушкина Н.И. Русский народный театр. – М: Советская Россия, 1976. – 294с.

10. Штырова Р. Порадуемся успеху наших земляков// Вестник района.2002.- №19.- С.2











































Некрасов А.А



Приложение№1







Приложение№2



Приложение№3








Приложение№4








Приложение№5




Приложение№6





Приложение№6



Приложение№7








Приложение№8
















Приложение№10


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!