СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народные песни Брянщины. Творческий вечер ансамбля народной песни «Ленок» - «Песня – душа России»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Народные песни Брянщины. Творческий вечер ансамбля народной песни «Ленок» - «Песня – душа России»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств имени М.П.Мусоргского г.фокино»

Конспект урока-концерта по предмету «музыкальная культура Брянщины»

Тема: «Песня – душа России» Творческий вечер ансамбля народной песни «Ленок»


Преподаватель высшей категории Н.А.Антонова

18









Тема урока-концерта: Народные песни Брянщины. Творческий вечер ансамбля народной песни «Ленок» - «Песня – душа России»


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: творческий вечер.

Вид урока: интегрированный.


Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием жанров народной песни, русским костюмом, исполнителями традиционного народного творчества.


Задачи:


Обучающие:

  • Формирование знаний о певческих традициях Брянщины;

  • Формирование знаний об отличительных чертах народного женского костюма;

  • Знакомство с творчеством фольклорного ансамбля «Ленок».


Развивающие:

  • Развитие аналитических способностей учащихся;

  • Развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;

  • Развитие интереса к учению с применением наглядных средств обучения, концертных номеров.


Воспитывающие:

  • Воспитание уважения и любви к отечественному песенному искусству;

  • Воспитание зрительского вкуса и роста исполнительской культуры;

  • Воспитание чувства гордости и любви к родному краю.


Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Интеллектуальный;

  • Творческий.


Оборудование урока:

  • Ноутбук, видеопроектор;

  • Фотоматериал;

  • Декорации в народном стиле;

  • Использование живого выступления фольклорного ансамбля «Ленок» и учащихся отделения народного пения школы.




Сценарий творческого вечера ансамбля народной песни «Ленок» - «Песня – душа России»

Разработала – преподаватель высшей категории Антонова Наталья Анатольевна.

Оборудование:

  • Декорация русской печи;

  • Самовар;

  • Глиняная и деревянная утварь для чая;

  • Для украшения сцены рушники, русские шали и платки;

  • Скамейки;

  • Репродукции русских художников;

  • Видеопроектор, экран (для фотопрезентации).

Ход праздника:

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть всех вас на необычном уроке-концерте, посвящённом русской песне. Замечательно, что в последнее время интерес к национальному русскому творчеству возрастает, ребята с удовольствием занимаются на отделении народного пения в нашей школе, изучают народные традиции в классе изобразительного искусства, с большим желанием и, я надеюсь, с пониманием принимают участие в театрализованных представлениях, посвящённых народным праздникам и обрядам. Наше искреннее желание, ребята, научит вас правильному отношению к своей истории, научить вас понимать и любить всё то, создавалось нашими предками на протяжении многих тысячелетий. К сожалению, носителей традиционного русского искусства, хранителей песенных традиций с каждым годом становится всё меньше, и наш сегодняшний концерт – это уникальная возможность познакомиться с песнями, родившимися и исполнявшимися в нашем районе, городе, близлежайших деревнях, в том виде, как звучали они 30, 40, 50, а может и 100 лет и больше лет назад.Хранителем этих драгоценных традиций, стал самодеятельный фольклорный ансамбль «Ленок», участники этого ансамбля пронесли любовь к народной песне через всю свою жизнь, с ними мы сегодня познакомимся, и в их исполнении мы услышим и увидим очень популярные среди молодёжи зимние «посиделки», во время которых звучали совершенно разные по характеру, стилю, манере исполнения песни.


(На сцену без объявления выходят участники фольклорного ансамбля «Ленок», разыгрывая молодёжные «посиделки». В исполнении участников ансамбля звучат следующие песни: 1. «Отъезжает милый, покидает», 2. «Головушка моя горькая»; 3. «Эх, ты, доля»; 4. «В чёрный колодец»;

5. «Чумак»)


Ведущая: 2013 год объявлен программой ЮНЕСКО – годом сохранения русского языка. С одной стороны, мы должны радоваться такому вниманию, но с другой стороны, мне, например, становится стыдно, что эта инициатива исходит не от нас самих, русских людей. Сегодня много мнений, как сохранить традиционную культуру, национальный язык, русскую песню, я думаю её нужно не сохранять, ею нужно делиться, а если мы говорим о русской песне – её нужно просто петь! И я очень рада, что в нашей школе ребята с удовольствием исполняют как фольклорные произведения, так и авторские песни, которые также часто называют народными. Я уверена, что следующее очень яркое и эмоциональное исполнение шуточной песни «Бабочки» не оставит равнодушным ни одного зрителя нашего сегодняшнего концерта. Итак, на сцене учащаяся младших классов Шанина Виктория, в её исполнении мы услышим шуточную брянскую песню из репертуара ансамбля «Калинка».

Ведущая: Русская песня, казалось бы, она везде, но оказывается, даже русская песня очень отличается в зависимости от региона, где она возникла, где была записана. Певческая традиция Брянщины относится к западнорусской певческой традиции. К западнорусской традиции мы относим районы Брянской, Смоленской, Псковской, часть Орловской и Калужской областей России, а также русские сёла Белоруссии и Украины.

Одним из важных признаков традиции является манера исполнения песен. Как правило, они поются в высоком и среднем регистрах, напряжённым звуком, особенно при пении на улице, в хороводах и на свадьбах. Регистр, в свою очередь, тесно связан со спецификой исполнения «гукания» (протяжные выкрику «у» или «гу» в конце строчки) – в низком регистре гукать неудобно, а также с плачевными интонациями и интонациями зова, присущими многим календарным песням. В западнорусской певческой традиции преобладают жанры календарно-земледельческого круга и приуроченные к ним песни, обряды, обычаи.

Ещё одной специфической особенностью брянских песен является бурдонный тип многоголосия, используемый в ансамблевом исполнении, в котором на слух реально воспринимается нижний голос, звучащий на одной высоте, и один-два голоса, ведущие мелодию.

(снова без объявления начинают своё исполнение участницы фольклорного ансамбля «Ленок». В их исполнении звучат песни: 1. «Все девки пришли»; 2. «С позументом понёва»).

Ведущая: В последней песне, друзья, мы услышали слова, для многих из нас совершенно непонятных. А речь в ней идёт о женском костюме, которому уделялось большое внимание в быту. Ведь во все времена женщина всегда хотела выглядеть особенно привлекательной, непохожей на других, но придерживалась при этом определённых строгих канонов. Сегодня, в начале 21 века всем стало очевидно, что безвозвратно ушло одно из самобытных явлений русской национальной художественной культуры, каким является народный крестьянский костюм. А ведь традиции создания и ношения костюма, который передавал определённую информацию о своих обладателях, складывались в течение нескольких столетий. Первой собирательницей народного костюма Брянщины стала княгиня Мария КлавдиевнаТенишева, передавшая затем свою бесценную коллекцию Смоленску. Не исключение и наши сегодняшние гости. У каждой участницы ансамбля подлинный русский костюм, характерный для севера Брянщины и Калужской области. Известно, что для России в целом, было характерно 2 типа женского костюмного комплекта: северорусский (рубаха и длинный сарафан) и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва - ро– поясной женской одежды. Принято считать, что понёву носили только замужние женщины, хотя некоторые исследователи полагают, что в давние времена понёвы носили и девочки 3-5 лет. Позднее понёву впервые стали надевать на девушку, достигшую совершеннолетия, и с этого времени её можно было выдавать замуж. Удивительно, что при этом каждый регион сумел создать свой неповторимый вариант костюма. В каждом селе, в деревне были излюбленные способы изготовления и ношения тех или иных видов одежды. В нашей местности встречался и тот и другой варианты костюма.

Яркий, сохранивший языческую образность, костюм простой крестьянки обращал на себя внимание многоцветием, обилием деталей и украшений. Недаром в период «золотого века» русского изобразительного искусства народный костюм стал источником вдохновения для В.Васнецова, Ф.Малявина, К.Коровина, С.Иванова и многих других блестящих художников России.

Если юго-запад Брянщины стал хранителем древнейших традиций в быту, обрядах и костюме, то северные районы области под влиянием появившегося здесь промышленного производства с середины XIX века постепенно отходили от дедовских заветов. Появились новые, ранее невиданные формы нарядов. Так, из Дятьковского района происходит девичий сатиновый сарафан зелёного цвета. Такие сарафаны назывались «пёрышко». Вероятно, после тяжёлых малопластичных одежд домашнего изготовления, эта лёгкая и нарядная вещь очень радовала её обладательницу.

Неотъемлемой частью комплекта одежды крестьянки является передник, его ещё называли запоном или занавеской. Его носили с понёвой и без неё. Будничный передник имел практическое значение – предохранял одежду от загрязнения. В праздничном комплексе он являлся дополнительным украшением в одежде. Будничныезапоны украшались скромной обшивкой, а праздничные – кумачом, мелкоузорным ситцем, тесьмой, кружевом, красочной вышивкой.

Женские головные уборы крестьянок имели большое значение в народном костюме и были очень разнообразны. Девушки могли ходить с непокрытой головой, с заплетёнными в одну косу волосами. В будние дни в косу вплетали ленту, в праздник – косник – кистку до 10 см. длиной, сделанную из бисера. Девичьи головные уборы повсеместно были в виде повязки или венца, при этом макушка всегда оставалась открытой. Повязку украшали блёстками, бисером, сзади завязывали разноцветными, чаще всего красными лентами. Женские головные уборы, в отличие от девичьих, должны были закрывать волосы. Греховным считалось «засветить» ими, а сорвать головной убор с женщины считалось тяжким оскорблением её. На Брянщине распространены были кичкообразные головные уборы, известные на Руси с 14 века. В конце 19-начале 20 века повсеместно были распространены мягкие головные уборы – шлыки, чепцы, повойники разных покроев, вытеснявшие кичкообразные головные уборы. Повойники мы видим у наших певуний. К праздничной и девичей одежде непременно надевали шейные украшения из бисера, лент, бус. Широко были распространены стеклянные и дутые бусы; гайтаны – нагрудные украшения в виде полосы из бисера.

Мужской костюм в принципе был повсеместно одинаков, различия были лишь в вышивке и покрое рубахи. Состоял он из портов (брюк, скроенных своеобразным образом), рубахи и кушака.

В каждой семье был обыденный костюм и праздничный, нарядный, который берегли, передавая из поколения в поколение. Особое отношение было к свадебному костюму и подвенечной рубахе. Изготавливалась она в особые дни, использовалась в ответственные моменты в течение всей жизни. Ей приписывали целебные свойства, рубаха надевалась при тяжёлых родах, болезнях и других случаях.

Ну что ж, костюм готов, пора и пару себе присмотреть. А присматривались молодые друг к другу весной, во время масленичной недели, особо это проявлялось на заигрыши, где при катании с ледяных горок или в санях, парни демонстрировали перед девушками свою удаль, здесь же они высматривали себе невест, а девушки – женихов.

С масленицей связан вьюшник – обычай величания молодых. Дело в том, что на зиму, время свободное от земледельческих работ, в деревнях приходилось много свадеб. В некоторых источниках 15 века январь и февраль так и назывались – свадебными месяцами. Поэтому сложился особый обряд чествования на Масленницу молодых – вьюнца и вьюницу, недавно вступивших в брак. Пелись величальные и свадебные песни, одну из которых я предлагаю вам послушать в исполнении учащейся класса народного пения Трифоновой Эльмиры.

(Трифонова Эльмира исполняет свадебную песню «Ой звон звенит»)

Ведущая: Конечно не обходилось в эти дни и без шуток. Следующая песня, в исполнении учащейся класса народного пения Куракиной Софии, яркое тому подтверждение «Выкатали, выкатали дубовую бочку»

(Куракина София.Шуточная песня «Выкатали, выкатали дубовую бочку») Без объявления следующим номером выступает фольклорный ансамбль «Ленок» со свадебной песней «Сахарное яблочко»)

Ведущая:Но не все были довольны выбранной судьбой и ранней женитьбой, но делать было нечего: жена не рукавица – с руки не скинешь. Оставалось только предупредить дружков быть внимательными, не торопиться при выборе. Так рождались шуточные мужские свадебные песни, одну из которых мы услышим в исполнении учащегося нашей школы Тилипкина Владислава «Раз компашечка собралась».


(без объявления своё выступление продолжают участники фольклорного ансамбля «Ленок». Шуточная свадебная песня

«Настоялась водочка с перцем»)

Ведущая: Отыгрались свадьбы, отшумела широкая Масленица, пора весну зазывать. В это время пелись красивые весенние песни, чуть позже начинали водить хороводы, или танки, как их ещё называли. Всё то, ребята, что мы сегодня можем услышать и увидеть, сохранено благодаря кропотливому труду участников различных фольклорных коллективов, которые собирали свой репертуар буквально по крупицам, отправляясь в экспедиции по глубоким деревням, или записывая от своих родственников, для которых песня была традицией, просто обычным образом жизни. Одну из расшифровок таких народных весенних песен мы сейчас услышим, а расшифровку этой песни сделала сегодняшний гость нашей школы, художественный руководитель народного фольклорного ансамбля «Макоша» Лариса Анатольевна Сергушина-Мозарская. Итак, я приглашаю на сцену учащуюся класса народного пения Фирсову Ульяну, в её исполнении прозвучит игровая песня «Дудочки»

(Фетисова Ульяна. Весенняя игровая Брянской области «Дудочки». Участники фольклорного ансамбля «Ленок» заводят хороводную песню «Вдоль по морю», вовлекая в неё участников концерта, и выходят иззала.)

Ведущая: Да, к сожалению, в настоящее время услышать подлинное исполнение народной музыки и народной песни практически невозможно. Время не то, да и людей по-настоящему влюблённых в неё, знающих – остаётся всё меньше. Я отнюдь не призываю всех вас петь русскую песню с поводом и без него, я просто очень хочу, чтобы вы знали, понимали и уважали свои традиции. Ведь только тот народ, который уважает себя, достоин и уважения других наций. А сегодня я горда тем, что у нас есть возможность услышать настоящую русскую песню и познакомиться с замечательным коллективом и его участниками. (Включается фотопрезентация). В этом году фольклорному ансамблю «Ленок» исполняется 50 лет. Его состав практически не меняется на протяжении многих лет. Появился он по инициативе его бессменного руководителя Лопиной Александры Андреевны в 1963 году. Женщины в этом коллективе действительно «Спелись» во всех значениях этого слова. Их связывает творчество, дружб и, конечно, любовь к песне. Уже в 1970 году ансамбль «Ленок» приглашён на конкурс фольклорных коллективов, проходивший в городе Ленинграде, теперь это Санкт-Петербург, где он стал победителем. Коллектив выступал на радио, телевидении, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях. Буквально в прошлом году, приняв участие в юбилейных мероприятиях в Орловском государственном институте искусств и культуры, ансамбль был приглашён в г.Москву для участия в XVII Международной практической конференции «Славянская традиционная культура и современный мир», где вместе с очень популярным ансамблем народной музыки «Ватага» представляли Брянскую область. Посмотрите на этих женщин! Их средний возраст 70 лет, а кто даст? В этом коллективе в ближайшее время свой 80-летний юбилей отметят Терешонкова Анна Андреевна и руководитель коллектива Лопина Александра Андреевна. Ну, конечно же, дорогие друзья, разрешите мне поблагодарить от всех вас наших гостей за искреннюю любовь к песне, за желание ею делиться, за великолепную возможность насладиться сегодня красотой русской песни. А мне остаётся лишь представить вам участников фольклорного ансамбля «Ленок»:

Терешонкова Анна Андреевна,

Мацулёва Людмила Петровна,

Каптор Нина Тимофеевна,

Мишина Антонина Егоровна,

Ивлева Антонина Николаевна,

Сенина Нина Ильинична,

Сигаева Любовь Тимофеевна,

Ефременко Нина Петровна

И руководитель коллектива Лопина Александра Андреевна.

Здоровья вам, долгих лет жизни, и низкий вам поклон.

На этом наш урок-концерт подходит к концу. Я благодарна всем участникам нашего урока, и очень надеюсь, что он был познавательным и интересным для вас.























Используемая литература:

  1. Ю.С.Рябцев «Путешествие в Древнюю Русь». М.; «Владос» 1995 год.

  2. Л.В.Ефимова, Т.С.Алёшина «Русский костюм». Внешторгиздат.

  3. «Славянский народный костюм». Брянск 2005 год.

  4. М.Аксёнов «Народные песни Орменки». Брянск 2005 год.

  5. Журнал «Народное творчество» № 3, 2012 год.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!