СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-, чн.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Повторение. Правописание буквосоче­таний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока с дидактическими играми, карточки для парной  работы, лист для определения  степени своей успешности,  веер гласных букв для обратной связи.

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в  правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.
  2. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.
  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к родному русскому языку,

чувства уважения к традициям, истории своего народа.

Форма проведения урока: урок-путешествие. Во время путешествия ведётся запись в бортовых журналах.

Просмотр содержимого документа
«Написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-, чн.»


МБОУ Алексеевская сош

Урок русского языка в 1 А классе

«Написание сочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн»

Учитель начальных классов

Кавалерист Нина Алексеевна


Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 1 А.

Учитель: Кавалерист Нина Алексеевна.

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: Повторение. Правописание буквосоче­таний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока с дидактическими играми, карточки для парной работы, лист для определения степени своей успешности, веер гласных букв для обратной связи.

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.

  2. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.

  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к родному русскому языку,

чувства уважения к традициям, истории своего народа.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить написание гласных букв после шипящих;

  • продолжить работу по формированию навыков каллиграфического письма;

  • способствовать обогащению словарного запаса детей.

Развивающие:

  • развивать устную речь и фонематический слух;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • развивать психологические процессы: память, мышление, внимание, способность к самоконтролю;

  • развивать умение выполнять инструкции учителя;

  • развивать способность к рациональной организации своего труда и рабочего места.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;

  • воспитывать чувство уважения, взаимовыручки, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность.

Планируемые результаты:

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

  • осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа;

  • познавательная мотивация, интерес к родному русскому языку.


Предметные:

Учащиеся научатся:

  • применять на письме изученные правила: о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,

  • запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

  • выполнять основные гигиенические требования при письме.

Метапредметные :

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с этало­ном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);

  • понимать цель выполняемых действий,

  • оценивать правильность выполнения задания;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, клас­сификацию, обобщение) на языковом материале.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • отвечать на вопросы,

  • задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению.



Этапы

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.


Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие об­раза «хорошего ученика» как активного участника процесса обучения.


Регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

1. Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?


-Сегодня у вас на парте нет привычных рабочих тетрадей. Позже я всё объясню, а пока на листочках запишите:

17 апреля.

Классная работа.

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия.

II. Мотивация к деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.

Регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Коммуникативные:

умение отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного.

-Вы любите играть в «Прятки»? Поиграть вас приглашают буквы.

-Как вы думаете, какие буквы спрятались?

-Кто хочет ответить?


-Давайте проверим нашу догадку.


Предполагают, строят ассоциации на основе имеющихся знаний.

III.Чистописание. Цель: грамотно и каллиграфически правильно писать традиционные сочетания букв.

Предметные:

умение грамотно и каллиграфически правильно писать традиционные сочетания букв.

- Составьте и запишите традиционные сочетания букв.

Осуществляют контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.


ІV Постановка учебной задачи.

Цель:

организовать формулирование темы урока учащимися;

мотивировать

желание выполнять учебное задание.


Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе того, что уже известно.


Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.


- Представьте, что наш класс – красивый корабль с парусами, а вы – юнги на этом корабле, я – ваш капитан, а это – карта путешествия.

Итак, отправляемся в путешествие по островам «Правописания сочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн». Мы посетим острова Безударных Гласных, Шипящих Согласных. Во время плавания вспомним некоторые законы грамотного письма и научимся применять их в разных ситуациях. А все записи о путешествии мы будем делать в бортовых журналах, в которые превращаются ваши тетрадные листы.

-Поднять паруса! Полный вперед!

- Отправляясь в путешествие, мореплаватели берут с собой запас продуктов и спасательные средства. Как вы думаете, что будет являться нашими спасательными средствами? (Нашими спасательными средствами будут хорошие знания правил, грамотное письмо и красивый почерк).

Чтобы получить билет на корабль, вам надо выполнить несложное задание.


-Дополните мои фразы:

-Жи и ши … (пиши с буквой и)

-Ча и ща … (пиши с буквой а)

-Чу и щу…..(пиши с буквой у)

-Чк и чн….(пиши без мягкого знака)




Выдвигают предположения о теме урока.















Отвечают на вопрос учителя.

V.Словарная работа

Цель: запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить.

Предметные:

запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить

- Наш корабль взял курс к острову Безударных Гласных.

Вот мы уже у берегов этого острова. Тревожное сообщение: Некоторых жителей этого острова захватили в плен гигантские осьминоги. Помогите!

На доске слова : в…р…бей, л…сица, к…р…ндаш, р…бота, дев…чка, п…суда, с…рока, м…шина.

Какое задание мы должны выполнить?

(Спишите слова, вместо исчезнувших букв вставьте необходимые безударные гласные. (Проверка задания )

Всем большое спасибо. Жители острова спасены.








Осуществляют контроль с помощью веера гласных, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.


VI.Актуализация знаний.

Цель: повторить изученный материал, необходимый для обобщения и систематизации знаний.

Предметные:

характеризовать твёрдые и мягкие звуки, традиционные буквосочетания

Познавательные:

осуществлять актуализацию полученных знаний; проводить контроль и

оценку результатов деятельности.










- Путешествие продолжается. Полный вперед!

На горизонте остров Шипящих Согласных.

Жители острова – шипящие согласные.

Назовите их твердые шипящие звуки?

Какая гласная пишется с ними?

Назовите мягкие шипящие звуки?

Какие гласные пишутся с ними?

- Назовите эти сочетания.

Игра « Поймай шипящий звук». Я вам буду читать слова. Если в слове есть шипящий звук, то хлопайте в ладоши.

-Чернила, цветок, час, журнал, широкий, цена, жар, зовет, шутка, щель, стол, чтение, щетка, чистый, шнур.

Молодцы, хорошо поработали!





Называют твёрдые шипящие, мягкие шипящие звуки, гласные, употребляемые после них.

VII. Повторение и обобщение изученного материала.

Цель:

обобщение и систематизация знаний обучающихся о правописании слов писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн;

стимулировать

желание выполнять учебное задание, используя приобретённые знания и умения.

Предметные:

писать слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, используя правило.

Познавательные:


Регулятивные:

выполнять учебное действие в соответствии с правилом;

контролировать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.




Личностные:

проявлять интерес к высказываниям, которые содержат пословицы; познавательная мотивация, интерес к родному русскому языку.

Познавательные:

раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение.







Познавательные:

осуществлять действие контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

















Коммуникативные:

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;

формулировать речевое высказывание при работе в паре.

- А сейчас мы покажем жителям острова, что мы не только знаем их законы, но и умеем эти законы выполнять.


- Жители острова приготовили вам задание. Нам нужно отгадать слова и записать в тетрадь, подчеркнуть орфограммы.

(Картинный диктант)


Физминутка «Чунга-Чанга»

- Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием. Теперь можно немного отдохнуть.



Чтобы наш корабль продолжил путь, нам необходимо выполнить следующее задание.

-Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 56. Давайте выполним упражнение №3.

-Знакомы ли вам эти пословицы?

-Как вы их понимаете? Запишите в тетрадь ту из пословиц, которую вы считаете для себя наиболее важной.




- Жители острова приготовили для нас игру «Волшебное дерево». На деревьях выросли слова, но в некоторых допущены ошибки.

- Запишем в тетрадь слова, в которых были ошибки и отметим опасные места.

А теперь давайте покажем островитянам, как мы умеем играть в футбол.

- Все задания выполнены. Я думаю, мы оставили о себе неплохое впечатление у жителей этого острова. А теперь пора домой.


Путь домой нелегок. Нужно проплыть по узкому проливу между скалами и островом Безграмотландия, захваченном пиратами. Они задерживают всех, требуя выкуп. Выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Если мы правильно выполним все задания, то пираты нас пропустят.

Они предлагают вам выполнить задание в парах.

На каждой парте вы найдёте карточку для совместной работы. Вставьте пропущенные буквы и помните, что от вашей грамотности и умения работать дружно зависит наше скорейшее возвращение домой.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Скоро мы вернёмся домой.

Записывают слова: жираф, машина, шишка, часы, щука, карандаши, свечка, чашка.







Проводят физическую разгрузку в ходе работы.







Выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.


Выполняют

выборочное списывание.




Выбирают правильно записанные слова, слова, в которых были допущены ошибки, после объяснения записывают в тетрадь.






Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.


















Работают в парах, оценивают действия партнёра.

Вписывают пропущенные буквы и определяют к какому правилу относится это слово.



IX Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.


Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации.

Регулятивные:

осуществлять рефлексию.


Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога.


- Что помогло нам в путешествии?

- Какие знания понадобились?

-Оцените свою работу на уроке.

Запустите корабль.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

Оценивают результат своей деятельности






Определяют степень своей успешности.


X. Итог урока.

Личностные:

осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа;

адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника.


Вывод: давайте сохранять то, что было придумано нашими предками! Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн является традиционным.


Из путешествия принято возвращаться с гостинцами. А что же мы захватим с собой?

Не полакомиться ли нам бананами? А то мы сильно проголодались за время путешествия.

Спасибо вам за работу на уроке. Всем приятного аппетита!






Приложения

Рефлексия деятельности



море Знаний




залив Правил








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!