СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности урока во многом зависит от того, какими средствами обучения владеет и использует их в учебном процессе. Использование наглядности является важным фактором восприятия, усвоения и закрепления лексического материала.

Просмотр содержимого документа
«"Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка"»





Доклад на тему:







«Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка»















Выполнила: учитель

немецкого языка

Талахан Л.А.









2021-2022 уч.год

Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка. Говорение напрямую зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков устной речи, начиная от простейших умений и навыков до выработки прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Лексические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранным языкам. Средства обучения - необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания.

Из представленных выше способов семантизации слова, необходимо раскрыть один из них: это, конечно же, использование наглядности. Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом. Предъявляемая лексика на уроках иностранного языка в основном на знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом контексте и закрепляется в серии упражнений ABCD (E), в вопросно-ответных и иных условно коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более быстрый «запуск» в речь, а наглядность обеспечивает ее мобильность. С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограмм можно создать ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке. В учебнике для четырехлетней начальной школы «Немецкий язык», созданном известными специалистами И.Л. Бим и Л.И. Рыжовой , традиционные лексические темы изучаются на основе разнообразных игр, головоломок и творческих заданий, аутентичных текстов, веселых песенок и стишков с опорой на богатый иллюстративный ряд. Авторы учебника с помощью наглядности предлагают различные упражнения для формирования лексических навыков учащихся, например: посмотри на картинку и ответь на вопросы, послушай слова приветствий и скажи, каким картинкам они соответствуют, глядя на картинку, дополни предложения, посмотри на картинки и ответь правильно, составь предложения, используя рисунки, закончи начатое предложение. Предлагаемые авторами игры с кубиками (Wurfelspiel),позволяют учащимся быстро, в игровой форме запоминать необходимую лексику, которую они на последующих уроках употребляют в своей речи, когда рассматривают, описывают сюжетные картинки или расставляют, например, мебель в комнате. Интересны для учащихся подстановочные таблицы, на которых слева изображены отдельные предметы, а справа написаны слова. Выполняя данные упражнения, учащиеся легко определяют незнакомые слова, а форма их предъявления позволяет быстро усвоить новые ЛЕ. Большое количество иллюстрированных рифмовок (Abzahlverse) и скороговорок (Zungebrecher) способствуют расширению и формированию речевых навыков. С помощью рисунков, фотографий, картин, ассоциограмм можно создать ситуации, стимулирующие и мотивирующие речевую деятельность учащихся, вызывающие потребность говорить на иностранном языке.

Таким образом, наглядность является незаменимым средством обучения. Она является средством создания мотивационно-побудительного уровня общения, средством создания обстановки, приближенной к реальным условиям, а это необходимо для активной речевой деятельности и незаменимо при овладении иностранным языком. Учитель должен знать виды наглядности и характер изобразительного материала, чтобы в определенной речевой ситуации применить нужный наглядный материал.

По характеру изобразительного материала можно выделить:

- ситуативные картинки

-тематические картины

- картинки изолированного действия

- документальный страноведческий материал

Одним из видов наглядности при обучении немецкому языку является поступочная наглядность. Ее задача на показе данных конкретных вербальных ситуаций научить учащихся объясняться устно на изучаемом языке. Средства обучения, которые применяю на уроках, в первую очередь картинно-предметная и схематическая наглядность, такие виды наглядности увеличивают возможность для четкого управления процессом формирования иноязычных навыков и умений. На уроке также широко применяются учебно-наглядные пособия: таблицы, сюжетные картинки, иллюстрации к учебнику, карточки для организации индивидуальной работы. Включение в учебный процесс грамзаписи, диафильма помогают на уроках увлечь учащихся, снимает напряженность, поддерживает интерес к занятиям. Известно, что род имен существительных немецкого языка относится к числу самых сложных для усвоения грамматических явлений. Одним из приемов, с помощью которых обучение проходит более эффективно, является маркировка категории рода. Так, применяю за существительными мужского рода закрепляю красный цвет, женского рода - зеленый, среднего рода - желтый. В таком случае, при введении новой лексической единицы, можно применить опору с таким знаком и можно быть уверенным, что учащийся быстро и прочно запомнит род нового существительного. Определенную проблему представляет собой для учащихся порядок слов в немецком предложении. Некоторые опорные схемы помогают учащимся избежать и способствуют более быстрому и прочному запоминанию предъявленных грамматических явлений.

Например, порядок слов в повествовательном предложении:

Ich früstücke um 7 Uhr

Um 7 Uhr früstücke ich

 Опора поможет запомнить фиксированное второе место сказуемого в повествовательном предложении.

Опоры помогают устранению дополнительных трудностей. Например, при вопросе учителя: «Wie ist das Wetter heute?» перед учащимися возникают две задачи (он должен выполнить 2 мыслительных операции) – о чем сказать и как сказать. Имея перед глазами следующую опору, ученик уже не пытается лихорадочно вспомнить, о чем же сказать. Перед ним уже есть план в виде картинки. Таким образом, главная задача, которую должен решить ученик – это как сказать, какими языковыми средствами выразить мысль:

 Die Sonne scheint (nicht)

Der Himmel ist…

Es regnet (nicht)

Es scheint (nicht)

Es ist (nicht) windig

Die Bäume sind grün (rot, gelb, braun)

Одним из условий, способствующих формированию речевых грамматических автоматизмов, является использование ситуаций. В настоящее время для моделирования учебных ситуаций широкое применение находят аудиовизуальные средства обучения (наглядные пособия, демонстрируемые в звуковом сопровождении). Существует внутренняя и внешняя наглядность. Внешняя основана на ощущении и восприятии, а внутренняя наглядность служит как бы переходным мостиком от «опорного» высказывания к самостоятельному, которое осуществляется говорящим по собственной программе.

Данный вид наглядности связан главным образом с содержанием мыслительной деятельности говорящего. Самый распространенный вид внешней наглядности, который использую на уроках - это картинки. Кроме картинок, включенных в учебные пособия, применяю картинки-вырезки из иллюстрированных журналов, наборы тематических открыток и т.д. Можно в качестве наглядных пособий использовать полоски плотной бумаги или картона (линейки) с движком. С помощью этого пособия можно показать, как образуются новые слова. Итак, на мой взгляд в обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

I. Языковая наглядность

II. Неязыковая наглядность

Первый вид наглядности включает в себя:

1. Коммуникативно-речевую наглядность, - наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и т. д.) в устной или письменной форме.

3. Лингвистическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.)

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, кинофильмы). В зависимости от вида анализатора различают 1)слуховую; 2)зрительную; 3)двигательно-моторную.

В практике обучения иностранному языку имеет место комбинирование различных видов наглядности. В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих её функциях:

1) презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде);

2) уточнение знания языкового явления;

3) создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

Высказывая мысль на родном языке, человек направляет основное внимание на содержание, т.е. на то, что сказать и в какой последовательности, а то, как сказать, осуществляется на уровне фонового автоматизма. Говоря на иностранном языке, человек испытывает дополнительную трудность, так как его внимание переключается еще и на второй объект – отбор языковых средств, составление сообщения. Сделать эту дополнительную трудность единственной -  и есть назначение опорных схем, планов, таблиц на уроках. Они способствуют более глубокому усвоению нового материала. Удержанию в памяти новых грамматических структур, непроизвольному усвоению материала. Таким образом, каждый вид наглядности имеет свои функции и в определенных ситуациях нельзя использовать любой вид наглядности, а следует выбирать наиболее результативный для данного случая.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!