СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по теме "Начало коренного перелома  в ходе Великой Отечественной войны".

Просмотр содержимого документа
«Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны»

Государственное Учреждение Луганской Народной Республики «ГИМНАЗИЯ №52»





Урок по элективному курсу «История Великой Отечественной войны»


в 10-А классе на тему:

«Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны»

Подготовила :

учитель истории

Заика Н.Н.



Луганск 2022

Урок по э/к «История ВОВ» в 10 классе на тему:


Тема: Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: воспитание ценностного отношения к значимым событиям нашей истории, развитие интереса к теме ВОВ через осмысление исторического значения Сталинградской битвы как начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Задачи урока:

Образовательная:

1.Определить предпосылки коренного перелома в ВОВ.

2.Рассмотреть этапа, ход событий и итоги Сталинградской битвы.

3.Познакомится с героями Сталинградской битвы

4.Определить значение победы советских войск под Сталинградом в дальнейшем развитии ВОВ и Второй мировой войны.

Развивающая:

1.Формировать умение работать с историческими источниками, сравнительными таблицами, историческими картами, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.Формировать умение взаимодействовать в группе, умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательная:

1.Формирование нравственного отношения к историческому прошлому нашей страны.

2.Формирование чувства гражданской ответственности за судьбу Родины, готовности защищать интересы государства.

3.Воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к подвигам народа в Великой Отечественной войне.


Оборудование: экран, ноутбук.


План урока

1.Организационный этап

2.Мотивация

3.Актуализация знаний

4.Новая тема. Этапы Сталинградской битвы. Ход событий.

5.Итоги и значение Сталинградской битвы.

6.Рефлексия.

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковой.

Формы: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная.

Основные понятия:

Коренной перелом, котёл, плацдарм, форсирование, «Уран», «Кольцо», «Цитадель».

Планируемые результаты:

Узнают о планах командования немецкой и советской стороны, защитниках Сталинграда и их героическом подвиге, о военных операциях, в ходе Сталинградской битвы

Получат возможность учиться: работать с историческим источником; анализировать

историческую карту, давать определение историческим понятиям, устанавливать

причинно-следственные между событиями, процессами и явлениями.

Научатся: проявлять личностные качества в основных видах деятельности, определять по

датам события ВОВ, выявлять суть при работе с историческими текстами, приходить к выводу, группировать, сравнивать статистические данные, определять логическую последовательность, давать оценку историческим личностям и объективно оценивать их действия

Ход урока

  1. Организационный этап.

Приветственное слово учителя, настрой на продуктивную работу.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас уроке, прошу садитесь, мы начинаем работу. Сегодня мы с вами будем работать в группах. Первая группа у нас называется Защитники, вторая группа Противники, третья группа Аналитики. В течении урока вы будете получать задание, работать с интересным историческим материалом и представлять его всему классу. Желаю удачи!

2. Мотивационный этап.

Ученик 1. (играет роль солдата Красной Армии. Читает письмо домой родителям с фронта)

Здравствуйте дорогие мама и Ал. Михайлович! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, дерусь за Дон за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно был у нас замечательный вчерашний день. Вчера за 3 минуты мы уничтожили 5 немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников. Сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная армия, полевая Почтовая станция 28, лейтенанту Буримовичу. Пишите обо всем. А то я за все время от вас не получил ни одного письма. В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем. Пишите. Целую, ваш Алеша.

Ученик 2. (играет роль немецкого солдата)

«…19 ноября. Если мы проиграем эту войну, нам отомстят за всё, что мы сделали. Тысячи русских и евреев расстреляны с женами и детьми под Киевом и Харьковом. Это просто невероятно. 24 ноября…Утром добрались до Гумрака. Там настоящая паника. Из Сталинграда движутся непрерывным потоком автомашины и обозы. Дома, продовольствие и одежда сжигаются. Говорят, мы окружены. Вокруг нас рвутся бомбы. Затем приходит сообщение, что Калач, захваченный было немцами, снова в руках у русских. Против нас выставлено будто бы 18 дивизий. Многие повесили головы. Некоторые уже твердят, что застрелятся… 12 декабря… Русские самолёты делаются всё более дерзкими. Обстреливая нас из авиапушек, сбрасывали также бомбы замедленного действия. Фогт убит. Кто следующий? 5 января. У нашей дивизии есть кладбище под Сталинградом, где похоронено свыше 1000 человек.Это просто ужасно. Людей, направляемых сейчас из транспортных частей в пехоту, можно считать приговорёнными к смерти.15 января. Выхода из котла нет и не будет. Время от времени вокруг нас рвутся мины…»

Из дневника офицера Ф. П. 8-го легкого ружейно-пулемётного парка 212-го полка.

Учитель: Ребята, сейчас мы услышали отрывки из письма советского солдата и дневника солдата немецкой армии. Как вы считаете, какие чувства испытывали эти два человека находясь на фронтах войны?

Ученики: Солдат Красный армии Алеша очень взволнован, он радуется успеху советских войск, с гордостью рассказывает об уничтоженном противнике. Скучает по дому. Немецкий солдат в панике, он устал от сражений, удручён большими потерями немецкой армии, возможно, он испытывает разочарование в Германии, не верит, что выживет, а также страх перед русским солдатом и отчаяние.

Учитель: Давайте вспомним, испытывали ли немцы подобные эмоции на начальном этапе войны?

Ученики: Нет, немцы были более уверены в своей победе, они недооценивали Красную армию и советский народ, они думали, что война с СССР будет такой же короткой, как в Европе и они легко смогут завоевать нашу страну.

Учитель: Как вы думаете, чем были вызваны такие значительные перемены в мыслях и чувствах немецких солдат?

Ученики: Успешными действиями на фронте советской армии, победой СССР в Сталинграде.

Учитель: Да, вы совершенно правы. Таким образом, тема нашего урока…

Учитель (открывает презентацию, где отображена тема урок).

2. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем приступить к более подробному изучению нашей с вами темы, давай вспомним первый год ВОВ и основные сражения.

Работа в группах.

1 группа получает задание по исторической карте. На основании карты, дети должны объяснить суть плана Барбаросса, рассказать о группировках немецких войск и направления их ударов, а также разъяснить цели немецкого командования.

2 группа работает с хронологией. Ее задача соотнести основные даты и события начала ВОВ. А также исправить хронологических ошибки в тексте.

3 группа. Работает с фотохрониками Битвы за Москву. Ребята должны определить, что эта за битва и рассказать основной ход и итог событий.

3. Усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, давайте вспомним ситуацию на фронте весной 1942 г. Что предшествовало Сталинградской битве?

Ученики: Красная армия потерпела поражение под Харьковом и снова начала отступление.

Учитель: Верно. Германия перехватила инициативу в свои руки, однако вскоре ситуация на фронте кардинально изменится.

Проблемный вопрос урока

Учитель: В результате кампаний 1941-42 года, на фронте сложилась сложная обстановка, так как в течение этого времени стратегическая инициатива переходила из рук в руки. С одной стороны, советскому командованию удалось остановить шествие немецких войск на центральном направлении, и даже организовать ряд контр наступательных операций. Но, к сожалению, значительным успехом они так и не увенчались. С другой стороны, немецкое командование, потерпев сокрушительное поражение под Москвой, не стало предпринимать попыток повторного захвата столицы, а активизировало свои действия на южном направлении. Немецкие армии группы «Юг» стремительно продвигались по направлению к Северному Кавказу, захватив Донбасс, Крым, Кубань, и летом 1942 года вышли к побережью Чёрного моря… Однако, дальнейшее продвижение передовых танковых дивизий было остановлено. Не сумев реализовать план захвата Северного Кавказа, немецкое командование устремило свои взгляды на крупнейший промышленный центр – Сталинград.

Сейчас вы должны изучить исторические источники и ответить на вопрос: Какое значение придавали Сталинграду Германия и СССР.

Изучение планов и соотношения сил обоих сторон перед началом Сталинградской битвы.

Выводы по планам сторон:

Учитель: Выслушаем планы немецкого командования…

Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Овладение Сталинградом давало в руки фашистской верхушки громадный политико-пропагандистский козырь, поскольку этот город носил имя главного руководителя Советского государства и Коммунистической партии.

Учитель: Теперь выслушаем планы советского командования:

Главная задача на первом этапе битвы форсировать подготовку Сталинграда к обороне: было мобилизовано местное население, отправленное на строительство полевых укреплений (были оборудованы четыре оборонительных рубежа), развернуто формирования отрядов народного ополчения. Цель не допустить взятие города противником.

Учитель: Теперь рассмотрим соотношение сил сторон:

Анализ соотношение сил советской и германской армий.

Приходят к выводу о масштабной подготовки сторон к битве, что еще раз подчеркивает

значимость Сталинграда как важного военного и стратегического объекта.

Учитель: Кто встал на защиту Сталинграда? Какие силы защищали город?

Учитель просит рассказать о командовании немецкой армии(делает акцент на том, что данная армия брала Париж в 1940 г.)

Рассказ учителя об этапах Сталинградской битвы и о бомбардировке города в ночь с 23 на 24 августа. Далее ученики представляют заранее подготовленные рассказы о героях Сталинградской битвы. ( Я. Павлов и история дома, обороной которого он руководил, снайпер В. Зайцев, санинструкторе Г. Королеве).

Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Его разработали под руководством Сталина заместитель Верховного главнокомандующего Г. К. Жуков и начальник Генерального штаба А. М. Василевский.

Ставка намечала нанести удар силами трёх фронтов - Юго-Западного (командующий Н. Ф. Ватутин), Донского (командующий К. К. Рокоссовский), Сталинградского (командующий А. И. Еременко) окружить и разгромить войска противника в междуречье Волги и Дона. На направлениях главного удара было создано двойное, а иногда тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить возможность внезапного перехода в контрнаступление.

В 7 часов 30 минут 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта. Днём 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач.

В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330- тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать

кольцо окружения были безрезультатны.

В середине декабря на помощь окружённым армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боёв дивизии Манштейна приблизились к окружённым войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову. Окружённая немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта в районе Донбасса и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К. К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум, но участь 6-й армии была решена. Советские войска приступили к ликвидации окружённой группировки.

Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окружённых немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная Армия захватила стратегическую инициативу. Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Стратегическая инициатива перешла в руки нашей армии. Опасаясь нового окружения, гитлеровцы спешно вывели свои войска с Северного Кавказа.

Далее дети записывают понятие коренного перелома.

Учитель: Как вы думаете, какова реакция Германии и лично Гитлера на поражение под Сталинградом?

Ученики дают примерные ответы: В Германии был установлен траур, Гитлер был шокирован поражением немецких войск.

Учитель: Давайте попробуем проанализировать причины победы советских войск под Сталинградом и определить значение этой битвы на дальнейший исход войны

Закрепление материала :

Беседа по вопросам:

1. Когда началась битва под Сталинградом?

2. Какой приказ был издан И.В. Сталиным?

3. На каком участке проходили кровопролитные бои?

4. Какие примеры храбрости, героизма совершали советские солдаты?

5. Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?

6. Когда была одержана победа под Сталинградом?

7. Какое значение имела эта победа?

Рефлексия:

Кратко проговорив изученный материал, делаем вывод по теме.

Ответы учащихся:

✓Сталинград-это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.

✓Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам,


Д/З: Подготовить краткие сообщения о битве на Курской дуге:

1.Планы советского командования.

2. Наступление советских войск.

3. Герои Курской битвы;

4. Виды вооружений советских и немецких войск.


Приложения. Историческая справка

Сталинградская битва 17 июля 1942 — 2 февраля 1943.

В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом; получение доступа к Волге (прямой путь в Каспийское море – к кавказкой нефти). Для выполнения плана 6-й полевой армии Паулюса Гитлер отвел неделю. В армию Паулюса входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков. Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт (командующий — маршал Тимошенко, с 23 июля — генерал-лейтенант Гордов).

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6-й немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточённые бои. 23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками.

Контрнаступательная операция советских войск «Уран».

В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. 19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. В течение недели с 23-го ноября усилия советских войск были направлены на укрепление блокады вокруг врага. С целью снятия этой блокады немецким командованием была сформирована группа армий «Дон» (командующий - генерал-фельдмаршал Манштейн), однако и она была разгромлена.

Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта (командующий - генерал К.К. Рокоссовский). Так как немецкое командование отвергло ультиматум о прекращении сопротивления, советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы. Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.

Победа Советских войск в Сталинградской битве имела большое влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. Она активизировала борьбу с фашистами во всех странах Европы. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать. Итог этой битвы вызвал замешательство в странах Оси (гитлеровской коалиции). Наступил кризис профашистских режимов в странах Европы. Победа под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в войне.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!