СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«На пути к Олимпу, или как добиться высоких результатов во всероссийской олимпиаде школьников по технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

При подготовке детей к ВОШ по технологии в своей работе  широко использую кейс-метод, который позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций.  Опыт работы был обобщен на муниципальных  педагогических чтениях в 2020 году по теме: «Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования  основных компетенций школьника ХХI века».

Просмотр содержимого документа
««На пути к Олимпу, или как добиться высоких результатов во всероссийской олимпиаде школьников по технологии»»

«На пути к Олимпу или как добиться высоких результатов во всероссийской олимпиаде школьников по технологии »


Учитель технологии высшей квалификационной категории

МБОУ “Лицей имени С.Н. Булгакова “ г. Ливны

Андреева Елена Ивановна


Жизнь требует от школы  подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентноспособного. Именно это имел ввиду, психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: «способности – объяснение вашего успеха»

З аключительный этап ВОШ по технологии проходила с 24-30 апреля 2017 года в г. Армавире Краснодарского края. Орловскую область представлял победитель регионального этапа ВОШ по технологии обучающейся 9 а класса  МБОУ “Лицей имени С.Н. Булгакова“ г. Ливны Балакало Максим.

Олимпиада заключалась в прохождение испытания в трех турах - это тестовая часть, выполнение практического задания и защита творческого проекта. Задания теоретического тура направлены на то, чтобы увидеть, как конкурсант владеет теоретическими основами понятия технологии. Они показывают, насколько в технологии сочетаются и используются все знания и умения, полученные на других предметах.

В номинации «Техника и техническое творчество» Максим трудился над ручной деревообработкой. На выполнение заданий практического тура давалось 3 часа. Защита творческого проекта заключалась в выполнении пояснительной записки и изготовления изделия. Проектная технология, являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. Максим под руководством учителя технологии Андреевой Е.И., разработал творческий проект на тему «Изготовление байка», который состоял из авторской разработки конструкторско-технологической документации, конструкция байка изготовлена с использованием инверторной сварки с применением ДВС, работающий на топливе. Проект получил высокую оценку жюри. По результатам трех туров лицеист стал призером заключительного этапа ВОШ по технологии.

Для развития и поддержки одаренных детей мною разработана и внедрена в практику работы лицензированная бюджетным учреждением Орловской области дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования» авторская программа по технологии для обучающихся 5-8 классов Технология «Художественная обработка материалов. Проектирование художественных изделий в технике пропильной резьбы», регистрационный номер 374 от 5 декабря 2013 года, в основу которой положена проектная деятельность. Реализую авторскую программу по технологии «Художественная обработка материалов. Проектирование художественных изделий в технике пропильной резьбы» (для обучающихся 7-8 классов), УМК «Технология. Индустриальные технологии» под редакцией А.Т. Тищенко В. Д Симоненко в 5-6 классах, в качестве методологической основы которой лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Используя системно-деятельностный подход добилась позитивной динамики уровня обученности и стабильно высоких показателей качества знаний в образовательной деятельности (таблица 1)

Таблица 1. Мониторинг учебных достижений обучающихся

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

2016-2017 учебный год

Класс


Средний балл

Качество

знаний

з

Уровень

обученности

Класс


Средний балл

Качество

знаний

з

Уровень

обученности

Класс


Средний балл

Качество

знаний

з

Уровень

обученности

6

4,4

100 %

82,6%

7

4,5

100%

82,8%

8

4,6

100%

83,1%


Таким образом, по результатам внутреннего мониторинга контроля качества знаний за последние 3 года наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся: стабильные высокие показатели качества знаний - 100%; показатель среднего балла в отметке повысился на 1,6 баллов; уровень обученности вырос на 0,16 %. Результаты мониторинга образовательных достижений обучающихся подтверждают позитивную динамику качества знаний (таблица 2).

Таблица 2. Позитивная динамика качества знаний по итогам текущего контроля

Учебный год


Предмет

(класс)

2014 – 2015

(по результатам текущего контроля сентябрь)

2015 – 2016

(по результатам диагностических работ)

2016 – 2017

(по результатам входного контроля)

Технология, 5 классы

82%

84 %

86%

Технология, 6 классы

94%

96 %

98%

Технология, 7 классы

84%

86 %

93%

Технология, 8 классы

100%

100%

100%

Таким образом, по итогам текущего контроля обучающиеся демонстрируют стабильно высокие образовательные результаты работы по учебному предмету «Технология», о чём свидетельствует процентный показатель качества знаний при выполнении тестовых и диагностических работ.

При подготовке к ВОШ использую форсайт-проекты, которые  ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора банка идей и предложений, рекомендаций и т. п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о предложенных вариантов (ситуации).

На протяжении трёх лет наблюдается рост активности участия обучающихся в конкурсах, марафонах, олимпиадах, исследовательской деятельности различных уровней (гистограмма 1).

Гистограмма 1. Рейтинг интеллектуально-творческой активности


Таким образом, устойчивый рост качества знаний, высокая мотивация ведет к увеличению участников конкурсных мероприятий различных уровней.

При подготовке детей к ВОШ по технологии в своей работе широко использую кейс-метод, который позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую либо практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, связанный с профессией. Затем следует анализ ситуаций. Опыт работы был обобщен на муниципальных педагогических чтениях в 2013 году по теме: «Использование «кейс-метода», как одного из путей формирования основных компетенций школьника ХХI века».

Наблюдается повышение качественного уровня результативности участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях (таблица 3).

Таблица 3. Результативность участия во ВОШ по технологии


Обладатели именных премий


2014-2015

Муниципальный

Леонов Артем, 9 а класс, премия имени Р.В. Хохлова

Обладатель премии

2014-2015

Муниципальный

Тряпышко Андрей, 10 а класс, премия имени Н. Н. Поликарпова

Обладатель премии

2015-2016

Муниципальный

Звездун Анатолий, 9 а класс премия им. Н.Н. Поликарпова

Обладатель премии

2015-2016

Региональный

Стипендиат губернатора Орловской области

Стипендиат

2016-2017

Муниципальный

Балакало Максим премия имени C.Н. Булгакова

Обладатель премии

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

2013-2014

Региональный

Леонов Артем, 8 а класс (юноши 9 классы).

Призер

2014-2015

Региональный

Леонов Артем, 9 а класс (юноши 9 классы).

Победитель

2014-2015

Региональный

Тряпышко Андрей, 10 а (юноши 10-11 классы).

Победитель

2015-2016

Региональный

Балакало Максим, 8 а класс (юноши 9 классы).

Призер

2015-2016

Региональный

Звездун Анатолий, 9 а класс (юноши 9 классы).

Победитель

2016-2017

Региональный

Павлов Никита, 11 а класс (юноши 10-11 классы).

Победитель

2016-2017

Региональный

Звездун Анатолий, 10 а класс (юноши 10-11 классы).

Призер

2016-2017

Региональный

Балакало Максим, 9 а класс (юноши 9 классы).

Победитель

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии

2015-2016

Всероссийский

Звездун Анатолий, 9 а класс (юноши 9 классы) г. Санкт-Петербург.

Победитель в номинации «За сохранение народных традиций в декоративно-прикладном творчестве»

2016-2017

Всероссийский

Балакало М, 9 а класс (юноши 9 классы) г. Армавир.

Призер


На протяжении ряда лет организую и провожу занятия внеурочной деятельности по технологии для повышения познавательной и интеллектуальной активности обучающихся. Внеурочная деятельность значительно развивает способности обучающихся, совершенствует их метапредметные умения и навыки, положительно влияет на социальное становление личности (таблица 4).

Таблица 4 . Охват обучающихся кружковой деятельностью

Направления внеурочной

деятельности

Кружки, секции,

Охват обучающихся (21 человек)

9 б класс

2014-2015г.

10 а класс

2015-2016 г

11 а класс

2016-2017 г.

Научно-познавательное

Кружок «Пропильная резьба по дереву»

100%

100%

100%

Элективный курс «Инженерная графика»

100%

100%

78%

Таким образом, наблюдается стабильность процентного показателя охвата обучающихся занятиями и рост посещаемости кружков научно-познавательного и инженерно-технического направлений. Это свидетельствует о популярности занятий внеурочной деятельности на протяжении 3 лет.

В (таблице 5) представлены формы организации внеурочной деятельности, возможности интеграции учебной и внеурочной работы, методическое обеспечение к разработанным мною рабочим программам, утвержденным на заседании научно-методического совета Лицея.

Таблица 5. Организация внеурочной деятельности

Форма организации по предмету

Подходы к программно-методическому обеспечению внеурочной деятельности

Возможности

интеграции

Кружок «Пропильная резьба по дереву»

  1. Мозаика и резьба по дереву. Т.А.Матвеева Москва «Высшая школа», 1989 г.;

  2. Художественная резьба по дереву. А.А. Абросимова. Н.И. Каплан Москва «Высшая школа», 1989 г.;

Черчение, математика, ИЗО, экономика

Элективный курс «Инженерная графика»

1. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения технологии. – М.: Просвещение, 1988 г.;

  1. 2. Воротников И.А. – Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990 г.

Черчение, математика, ИЗО, экономика, информатика и ИКТ

Таким образом, активные методы и формы организации внеурочной деятельности положительным образом сказываются на результатах интеллектуально - личностного развития обучающихся Лицея, формировании навыков проектной деятельности.

Совместно с психологической службой Лицея реализую концептуальные направления Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Мною ведётся отслеживание уровня формирования универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных. Результаты представлены в (таблице 6).

Таблица 6. Уровни формирования УУД

2015-2016 г.

Уровень

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД (мотивация)

Познавательные УУД

Регулятивные

УУД

2016-2017 г. Уровень






Коммуникативные

УУД

Личностные УУД (мотивация)

Познавательные УУД

Регулятивные

УУД

5 а класс

6 а класс

Высокий

64 %

78 %

67 %

45 %

Высокий

65 %

80 %

69 %

47 %

Средний

46 %

22 %

32 %

48 %

Средний

45 %

20 %

31 %

50 %

Низкий

0 %

0 %

1 %

7 %

Низкий

0 %

0 %

0 %

7 %

5 б класс

6 б класс

Высокий

65 %

79 %

70 %

50 %

Высокий

67 %

81 %

72 %

52 %

Средний

35 %

23 %

30 %

48 %

Средний

33 %

19 %

28 %

48 %

Низкий

0 %

0%

0 %

2 %

Низкий

0 %

0%

0 %

0 %

5 в класс

6 в класс

Высокий

60 %

80 %

65 %

51 %

Высокий

64 %

82 %

67 %

55 %

Средний

40 %

19 %

34 %

45 %

Средний

36 %

18 %

33 %

45 %

Низкий

0%

1 %

1 %

4 %

Низкий

0%

0 %

0 %

0 %


Таким образом, при реализации ФГОС ООО наблюдается положительная динамика формирования коммуникативных УУД (на 2,3 %). Результат достигается путем использования на уроках технологии проблемно-диалогического обучения, деятельностной технологии, учебного взаимодействия на основе педагогики сотрудничества.

Направленность на саморазвитие обучаемого требует от учителя владение информационными технологиями обучениями. Это означает существенное расширение спектра предлагаемых возможностей для реализации ребёнком широких запросов. Развивающая образовательная среда – информационная образовательная среда, способная обеспечить систему возможностей для эффективного развития личности. Время диктует требования к подготовке учителя – в совершенстве владеть современными образовательными и информационными технологиями, быть в курсе расширяющихся возможностей информационной образовательной среды.

   Не случаен выбор моей темы по самообразованию «Развитие познавательных интересов на уроках технологии и экономики с применением ИКТ при реализации ФГОС ООО»

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающими нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Для развития и поддержки одаренных детей при подготовке к заключительному этапу ВОШ по технологии целесообразно:

  1. организация сборов на базе специализированных (научных) центров с использованием электротехнических лабораторий, 3-D оборудовании (принтера), робототехники;

  2. использование при разработке творческих проектов с использованием современных технологий, лазерных технологий (станков);

  3. комплексная подготовка обучающегося к заключительному этапу ВОШ (учителями, методистами, психологами);

  4. стимулирующая поддержка обучающихся, учителей (использовать опыт работы других регионов).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!