Тема урока: Н .В Гоголь «Ревизор»
Цели урока:
Образовательные цели:
повторить известные сведения о Н.В. Гоголе как о писателе – сатирике;
дать понятие о драматическом произведении о комедии;
Развивающие цели:
раскрыть идейный замысел комедии;
продолжить работу по развитию речи учащихся;
Воспитывающие цели: а)воспитание нравственных качеств: совести, чувства долга, ответственности, желание стать лучше; б) формирование духовных ценностей, потребностей и способностей; в) развитие личности учащихся.
Ход урока:
1. Орг. момент и целепологание
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с
творчеством Н.В.Гоголя . Начнем разговор об одном из самых известных его
произведений, которое интересно и сегодня
2. Вступительное слово учителя.
Николай Васильевич Гоголь - она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века.
Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя – то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности. Произведения великого русского поэта Николая Васильевича Гоголя вошли в сокровищницу русской классической литературы. Главное оружие писателя – смех. Писатель подвергает осмеянию все, даже то, что казалось бы, не может быть осмеяно
Какие произведения Гоголя вам знакомы?
( «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...»
Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.
Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А. С. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии «Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».
Комедия (от греч. komoidia, komos — веселая процессия и oide — песнь) — долгое время один из двух основных жанров драматургии — смешной и «низкий», в противоположность трагедии; впоследствии всякая смешная пьеса[
Герои произведения:
Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.
Анна Андреевна и Марья Антоновна.
Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)
Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.
Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.
Бобчинский и Добчинский оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.
Ляпкин-Тяпкин , судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
Беседа-повторение.
- Почему так названо произведение?
- Какова главная идея комедии?
- Где происходят описываемые события?
- Какие недостатки общества высмеивает здесь автор?
- Кто из героев смешон и почему?
Объявление домашнего задания.
1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).
Таблица “Характеристика образа”
Внешность
Характер
Речевые
Поступки