СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н .В. Гоголь . Комедия "Ревизор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Н .В. Гоголь . Комедия "Ревизор"»

Тема урока: Н .В Гоголь «Ревизор»

Цели урока:

Образовательные цели:

повторить известные сведения о Н.В. Гоголе как о писателе – сатирике;

дать понятие о драматическом произведении о комедии;

Развивающие цели:

раскрыть идейный замысел комедии;

продолжить работу по развитию речи учащихся;


Воспитывающие цели: а)воспитание нравственных качеств: совести, чувства долга, ответственности, желание стать лучше; б) формирование духовных ценностей, потребностей и способностей; в) развитие личности учащихся.

Ход урока:

1. Орг. момент и целепологание

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с

творчеством Н.В.Гоголя . Начнем разговор об одном из самых известных его

произведений, которое интересно и сегодня

2. Вступительное слово учителя.

Николай Васильевич Гоголь - она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века.

Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя – то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности. Произведения великого русского поэта Николая Васильевича Гоголя вошли в сокровищницу русской классической литературы. Главное оружие писателя – смех. Писатель подвергает осмеянию все, даже то, что казалось бы, не может быть осмеяно

Какие произведения Гоголя вам знакомы?

( «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...»

Слово учителя. История создания комедии и источник сюжета.

Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А. С. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии «Ревизор».


Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.


Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и одним разом посмеяться над всем».

Комедия (от греч. komoidia, komos — веселая процессия и oide — песнь) — долгое время один из двух основных жанров драматургии — смешной и «низкий», в противоположность трагедии; впоследствии всякая смешная пьеса[

Герои произведения:

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.


Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин , судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.


Беседа-повторение.

- Почему так названо произведение?

- Какова главная идея комедии?

- Где происходят описываемые события?

- Какие недостатки общества высмеивает здесь автор?

- Кто из героев смешон и почему?

Объявление домашнего задания.

1. Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).

Таблица “Характеристика образа”

Внешность

Характер

Речевые

Поступки












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!