Николай
Алексеевич
Некрасов
(1821 –
1877 (78 н.с.)
Художник И. Н. Крамской
Детские годы
Родился в местечке Немиров Подольской губернии
Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево
Ярославской губернии, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года.
« Я рос, как многие, в глуши, у берегов большой реки».
Отец поэта А.С. Некрасов
Музыкантская
в Грешневе
Волга в окрестностях Грешнева
В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. В 1838 году
16-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк, но пренебрёг угрозой отца оставить его без материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. 1839 по 1841 год пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило на поиски заработка.
ИВАН ЗАХАРОВ. Портрет Н. А. Некрасова
Некрасов терпел нужду. «Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».
Стихотворение
«Крестьянские дети» (1861)
В.Маковский «Игра в бабки».
«Плач детей»
(1860)
«Школьник» (1856)
Михаил
Васильевич
Ломоносов
(1711-1765)
Значение слова
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, –
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Какой приём использует Некрасов
в последней строфе?
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Приём антитезы
Напыщенный –
преувеличенно важный
кичливый
чванный
высокомерный
надменный
заносчивый
зазнавшийся
«Мороз, Красный нос» (1863)
Перов «Проводы покойника» (1865)
Ответьте на вопросы и выполните задания .
1. Напишите имена всех членов крестьянской семьи.
2. Как саваном, снегом одета,
Избушка в деревне стоит.
Что такое «саван»? Почему Некрасов употребляет это слово, описывая пейзаж?
3 . Найдите окончание строфы
В игре её конный не словит,
В беде не сробеет – спасёт:
………………………………… ..
……………………………………
4. Куда и зачем пошла героиня,
чтобы спасти своего мужа?
5. Почему в день похорон мужа вдова
оказывается в лесу?
6. Как связано название поэмы с её
содержанием?
7. Докажите, что в поэме много
элементов фольклора.
8. О чём пишет Некрасов:
……………………………
И на снег с размаху падёт –
До самой земли доберётся,
Глубокую ямку прожжёт;
Другую на дерево кинет,
На плашку, – и смотришь, она
Жемчужиной крупной застынет –
Бела и кругла и плотна.
9 . Объясните строки:
Она улыбалась.
Жалеть мы не будем о ней.
10. Назовите средства выразительности:
а) Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно…
б) И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы.
11. Определите стихотворный размер:
а) Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны –
Построю дворцы изо льда.
б) Чёрная туча, густая-густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая,
В чей она дом сноровит?
12. Сформулируйте тему поэмы
Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос».