СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышцы, их строение и функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучаемые получают новые знания в форме игры, в которой активно использованы частично-поисковые методы усвоения материала. Несколько раз включены физ.минутки

Просмотр содержимого документа
«Мышцы, их строение и функции»

Технологическая карта урока

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Проблемно-диалоговый, частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц .

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?











Класс: 8

Тема: «Мышцы»

Тип учебного занятия: урок новых знаний.

Методы обучения: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, репродуктивный.

Ход урока:

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.


1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает обучаемым представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Они садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Успокоившись, обучающиеся легко включаются в урок.

Выход на тему.

- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

- Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

- Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование»

(слайд2)

11. Целеполагание

  • Что вы уже знаете по этой теме?

  • Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

  • Зачем нужно изучать этот материал?

- Теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3).

План урока

  1. Строение мышц.

  2. Функции мышц.

  3. Основные группы мышц, значение физических упражнений.

  4. Классификации мышц.


111. Изучение нового материала

1. Беседа.

- Знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Методические рекомендации для учителя.

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания каждая группа получает дополнительный материал по вопросу.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………


Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.



  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина


Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.


Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….



Вопросы для обсуждения в группе:

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.



Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

  1. Распределение ролей.

  2. Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).

  3. Обсуждение в группе для выработки единого мнения.


Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?


- Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.


б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.

- Работу в группах начали.

Дополнительный материал:

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво­дят их в движение. Поэтому их на­зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око­ло 650 мышц.


Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17—18 лет она достигает 35— 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25—30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции:

I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.


в) Защита ответа спикером

- Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.


№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?


Рабочий лист для 2 группы

1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.

  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?


Рабочий лист для 3 группы

1

  1. Выясните общее строение мышцы и подпишите.



  1. Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

в) защита ответа спикером (для выступления обучаемые используют иллюстрации, заранее распечатанные учителем).

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

- Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

  • Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

  • Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

  • Разминаем мышцы нижних конечностей. Поднимаемся на носочки, удерживаясь в таком положении на 4-5 сек.


4.Беседа.

- Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

- Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

5. Беседа.

- По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

- Теперь давайте сравним с действительными, какие признаки вы угадали? Какие не угадали?

Вывод. Классифицировать мышцы можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

По форме мышцы делятся на: веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д. (показываем иллюстрации)

- Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

- Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на: одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д. (иллюстрации)

- Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

По расположению мышцы делятся на: косые, прямые, глубокие и т.д. (иллюстрации)

По выполняемым функциям. Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия:

  • Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

  • Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

  • Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы, действующие в противоположном направлении, как называются?

  • Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?


Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

Предлагается закрыть глаза, сосчитать до 15 и поморгать.


1V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

- Какие основные функции выполняют мышцы?

- По каким признакам можно классифицировать мышцы?

- Как устроена скелетная мышца?

- Какие основные группы мышц выделяют?

- Зачем необходимо тренировать мышцы?




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!