СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мышление и познаваемость мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мышление и познаваемость мира»

Тема №2 Мышление и познаваемость мира Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Митин В.А .

Тема №2

Мышление и познаваемость мира

Автор: преподаватель высшей

квалификационной категории

Митин В.А .

План лекции Познание, его формы и виды. Заблуждение. Ложь. Истина. Мышление. Типы мышления. Знание и его виды.

План лекции

  • Познание, его формы и виды.
  • Заблуждение. Ложь. Истина.
  • Мышление. Типы мышления.
  • Знание и его виды.
Познание. Процесс познания Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире Субъект Объект человек группа общество предмет Мир Теории о возможности познания Агностицизм Скептицизм Оптимизм Знание нельзя Сомнения в достоверности всех Знаний

Познание. Процесс познания

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире

Субъект

Объект

  • человек
  • группа
  • общество
  • предмет
  • Мир

Теории о возможности познания

  • Агностицизм
  • Скептицизм
  • Оптимизм

Знание

нельзя

Сомнения в достоверности всех Знаний

обыденное религиозное мифологическое виды социальное художественное научное

обыденное

религиозное

мифологическое

виды

социальное

художественное

научное

Уровни Рациональное (рационализм) Чувственное (эмпиризм ) Органы чувств Мышление Ф Ощущение – отражение отдельных свойств предметов (запах, цвет) Понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предмета (подробности) о р м ы Восприятие – формирование целостного образа предмета, выделение его из мира Суждение – связь понятий, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового Представление – чувственное отражение предметов, сохранение в сознании, что позволяет воспроизвести

Уровни

Рациональное (рационализм)

Чувственное (эмпиризм )

Органы чувств

Мышление

Ф

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов (запах, цвет)

Понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предмета (подробности)

о

р

м

ы

Восприятие – формирование целостного образа предмета, выделение его из мира

Суждение – связь понятий, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете

Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового

Представление – чувственное отражение предметов, сохранение в сознании, что позволяет воспроизвести

Заблуждение. Ложь. Истина. Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину «У каждого своя правда» Источники Погрешности, связанные с переходом от чувственного познания к рациональному Некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной проблемной ситуации Ложь – это сознательное искажение образа объекта Истина ? соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; полезность полученного знания на практике.

Заблуждение. Ложь. Истина.

Заблуждение – это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину

«У каждого своя правда»

Источники

  • Погрешности, связанные с переходом от чувственного познания к рациональному
  • Некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной проблемной ситуации

Ложь – это сознательное искажение образа объекта

Истина

?

  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • некое соглашение, конвенция;
  • полезность полученного знания на практике.
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним «Истина – дочь времени» Цицерон Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним

«Истина – дочь времени»

Цицерон

Истина всегда конкретна, она всегда связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Интуиция Интуиция – это вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате озарения, прозрения без опоры на логические обоснования и доказательства непосредственный характер возникновения неполная осознанность Виды Интеллектуальная Мистическая признаки внезапность

Интуиция

Интуиция – это вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате озарения, прозрения без опоры на логические обоснования и доказательства

непосредственный характер возникновения

неполная осознанность

Виды

Интеллектуальная

Мистическая

признаки

внезапность

Мышление. Типы мышления Основа – головной мозг Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях База – чувственный опыт Средство - язык образное Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие понятийное Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий 2 + 2 = 4 знаковое Знание существует в языковых знаках, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений

Мышление. Типы мышления

Основа – головной мозг

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях

База – чувственный опыт

Средство - язык

образное

Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие

понятийное

Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий

2 + 2 = 4

знаковое

Знание существует в языковых знаках, которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений

Знание и его виды Знание – это результат познания действительности, содержание сознания , полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира житейское научное Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые принимают крайне абстрактные формы Эмпирический характер Базируется на здравом смысле Сводится к констатации фактов виды практическое Художественное Строится на образе, а не на понятии Личностное Зависит от способностей рациональное Иррациональное Противоречит рациональному мышлению

Знание и его виды

Знание – это результат познания действительности, содержание сознания , полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира

житейское

научное

Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые принимают крайне абстрактные формы

Эмпирический характер

Базируется на здравом смысле

Сводится к констатации фактов

виды

практическое

Художественное

Строится на образе, а не на понятии

Личностное

Зависит от способностей

рациональное

Иррациональное

Противоречит рациональному мышлению

Виды вненаучного знания Донаучное Ненаучное (разрозненное, бессистемное знание, которое не описывается наукой) Паранаучное (возленаучное знание) Лженаучное (сознательно использующее домыслы и предрассудки) Антинаучное (утопичное и сознательно искажающее представление о действительности)

Виды вненаучного знания

  • Донаучное
  • Ненаучное (разрозненное, бессистемное знание, которое не описывается наукой)
  • Паранаучное (возленаучное знание)
  • Лженаучное (сознательно использующее домыслы и предрассудки)
  • Антинаучное (утопичное и сознательно искажающее представление о действительности)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!