СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальный сундучок Сборник дидактических материалов для начинающих пианистов детских школ искусств

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник дидактических материалов для развития начинающих пианистов в ДШИ и ДМШ. Данное пособие может применяться как разрезной материал, в виде карточек. 

Просмотр содержимого документа
«Музыкальный сундучок Сборник дидактических материалов для начинающих пианистов детских школ искусств»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Локомотивного городского округа







Составитель:

А.Н. Мясникова

Преподаватель фортепианного отделения





Музыкальный сундучок

Сборник дидактических материалов

для начинающих пианистов

детских школ искусств













Локомотивный г.о.

2021 год

Сборник дидактических материалов для развития начинающих пианистов

в детских школах искусств«Музыкальный сундучок».

Локомотивный городской округ 2021год.

Составитель: Мясникова Анастасия Николаевна – преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано.

Рецензент: Князева Татьяна Валерьевна – заведующая фортепианным отделением ДШИ Локомотивного городского округа.



Данное пособие может применяться как в виде разрезного материала, и как сборник упражнений. Предназначено для использования на уроках фортепиано преподавателями с начинающими музыкантами, способствующее усвоению и закреплению пройденного материала.



























Содержание

Введение………………………………………………………….……………….4

«Нотные рыбки»……………………………………………. ….………………..6

Ритмические карточки…………………………………………..………..……..13

«Ритмический паровозик»………………………………………………………16

«Найди ответ»…………………………………………………………….……..18

«Ритмические примеры»………………………………………………………..19

Творческие карточки…………………………………………………………….24

Карточки на отличия…………………………………………………………….27

«Музыкальные ребусы»………………………………………………………...30

Карточки для чтения с листа…………………………………………………....35

Знакомство с октавами………………………………………………..…….…...44

Гамма……………………………………………………………………………..45

Заключение……………………………………………………………………….46

Интернет-ресурсы………………………………………………………………..47













Введение

Даннаяработа составлена в следствии накопления материала. Применяется на уроках фортепиано, как специального, так и общего. Сборник предназначается для работы с детьми младшего возраста.

Практика показывает, что использование на уроках ярких визуальных средств значительно облегчает процесс освоения музыкальной грамоты.

Когда мы знакомим ребенка с миром музыки и учим его играть на фортепиано, то эти моменты должны сопровождаться элементами игры и сказки.От того как, будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Поэтому, важную роль в обучении играет принцип наглядности.Она может помочь маленькому ученику лучше усвоить изучаемый материал.

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств, дидактических материалов не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Многолетняя практика показывает, что для маленьких детей наиболее эффективно проводить развивающие занятия в игровой форме с использованием дидактического материала, это даёт возможность более естественно включать маленьких детей в процесс обучения. В начальный период обучения ребенку требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки, все это рекомендуется включать в процесс обучения. Постепенно они учатся заменять предметы словами, удерживать в голове музыкальные образы.   Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку. Использование дидактического и наглядного материала на уроках не только повысит интерес детей к данным занятиям, но и сделает обучение менее утомительным.

Яркий материал будет полезен как для объяснения нового материала, так и для его закрепления. Это карточки, картинки, нотное лото, игры-загадки, ребусы, кроссворды и т.д. Выполняя задания, ребёнок, конечно, должен показать, сыграть, прохлопать и объяснить все обозначения.

В данной работе приводятся примеры ряда заданий различной направленности, которые используются в работе с начинающими на уроках специального фортепиано с целью увлечь, удержать и развить интерес ребёнка к изучению нового материала, повторению, и закреплению пройденного, и, не является итоговой завершенностью – материал периодически пополняется новыми разработками.






























«Нотные рыбки»

Нотную азбуку начинаем изучать по карточкам «Нотные рыбки».

Каждая карточка нот скрипичного ключа первой октавы (рис.1) и басового ключа малой октавы (рис.2) разрезается на отдельные карточки с нотами. Изучение начинаем с карточки «До» первой октавы и сразу малой октавы: ставим карточки на пюпитр, одновременно две ноты «До», показываем на клавиатуре, объясняем и играем, показывая указочкой то одну ноту, то другую. В это время ребенок должен ориентироваться на клавиатуре и играть ту ноту, на которую указываем. Далее прибавляем ноту «ре». Ребенок знает, что нота «Ре» находится сразу после ноты «До» и безошибочно показывает и играет ее. Далее показываем указкой сначала по очереди: басовый ключ – «До», «Ре», затем скрипичный – «До», «Ре». Затем в разброс. Прибавляем ноту «Ми» - работа с тремя нотами проводится так же, как и с двумя.

Детям очень нравится яркие нотки-рыбки, и такая работа приводит к запоминанию сразу трех нот и в скрипичном ключе и сразу в басовом. Работа с тремя нотами длится несколько уроков, и варьируется по усмотрению преподавателя – это может быть и работа с песенками, где ребенок находит визуально, и на клавиатуре пройденные ноты. Если происходит затруднение в нотах, сразу ставлю ту же нотку-рыбку рядом с нотами и ребенок без труда дальше находит в нотах эти ноты. С остальными нотами проводим такую же работу. Вместе с этим начинаем играть песенки для каждой нотки (рис. 3-9).





Рис.1







Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Когда все нотки изучены, знакомимся с понятием звукоряд и играем от ноты «До» (рис. 10), сначала только третьим пальчиком, так как он устойчивее всех остальных.

Рис. 10

Ритмические карточки

«Веселые ритмы»

Знакомство с ритмом начинаем вот с такой карточки (рис. 11), и объясняем, что, большая фигура - это длинный звук, а маленькая фигурка – короткий.





- ДЛИННЫЙ ЗВУК







- КОРОТКИЙ ЗВУК



Рис. 11

Далее работаем над ритмом по карточкам (рис. 12-15). Ребенок может и прохлопывать, и протопывать, и простукивать карандашом, можно сочетать прохлопывание и простукивание одновременно одного ритма. Можно работать и с шумовыми инструментами. Можно давать задание, чтобы ученик сам рисовал ритмы. Работа с ритмом варьируется преподавателем на свое усмотрение.



Рис. 12



Рис. 13

Рис. 14



Рис. 15





«РИТМИЧЕСКИЙ ПАРОВОЗИК»

Когда ученик знаком с длительностями, применяю в своей работе «ритмические паровозики»(рис. 16, 17). Начинаем работать так же, как и с карточками «веселые ритмы», т.е. прохлопываем, простукиваем и т.д.

Можно присоединиться и преподавателю в этой работе. Таким образом образовывается ритмический ансамбль – преподаватель- ученик. Ученик хлопает один паровозик, преподаватель – второй. Получается очень интересно и продуктивно, т.к. ребенок на этом этапе работы получает знания об ансамбле.



Рис. 16



Рис.17


























«Найди ответ»

Эти «примеры» (рис. 18-21) развивают у ребенка чувство ритмической основы в музыке, понимание соотношение длительностей. Первые «примеры» решаем на уроке и даем домашнее задание составить свои примеры.

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20



«Ритмические примеры»

Данные примеры ритма, плавный переход от «паровозиков» к нотным знакам.



Рис.21

Рис.22



Рис.23







Рис.24



Рис.25









Рис.26

Рис.27









Рис.28



Рис.29







Творческие карточки

В каждой карточке определенные задания. Рис. 30-34



Рис.30



Рис. 31





Рис.32



Рис.33



Рис.34

































Карточки на отличия

Данные карточки на отличия, развивают память, внимательность и сосредоточенность. Картинки могут быть самые разнообразные.

По каждой картинке задание- найти отличия. Рис.35-38



Рис.35

Рис.36

Рис.37

Рис.38

























«Музыкальные ребусы»

Карточки с «Ребусами» (рис.39- 47) применяем на занятиях после знакомства с нотами. Как на уроках, так и заданием на дом.

Рис.39



Рис.40





Рис.41



Рис.42

Рис.43

Рис.44



Рис.45

Рис.46

Рис.47





Карточки для чтения с листа.

Рис.48-65

Каждая песенка, это отдельная карточка. Работа с ней происходит в несколько приемов, как при чтении с листа. Приучаем ребенка к разбору пьесы очень подробно. Сначала знакомимся с песенкой визуально, устно. Начинаем с ключа. Затем размер, здесь останавливаемся и прохлопываем метрические доли по размеру. Затем прохлопываем метрические доли с выделением первой сильной доли. Далее изучаем ноты – проговариваем, обозначаем длительности, движения мелодии, находим одинаковые нотки, нотки «на» и «между» линеечками, проговариваем нотки, прохлопываем ритмический рисунок слогами -ти-, -та-, затем со счетом. Только после пройденной устной работы начинаем играть на инструменте.

Рис.48

Рис.49





Рис.50





Рис.51



Рис.52



Рис.53



Рис.54



Рис.55



Рис.56



Рис.57

Рис.58



Рис. 59



Рис.60



Рис.61



Рис.62



Рис.63

Рис.64



Рис.65





























Знакомство с октавами.

Знакомство с октавами происходит через игру по карточке(рис.66) работая с каждой октавой отдельно. Главная задача состоит в том, чтобы ученик смотрел в ноты и следил за тем, какую ноту показывает преподаватель. Сначала ведем указкой по порядку каждую нотку, ученик играет и называет ее. Затем показываем ноты «на» линеечках, затем «между». Далее задание можно усложнять, показывая ноты через одну, через две, через три нотки, можно пройтись по октавам, можно повторять одну ноту несколько раз, можно возвращаться с ноты на ноту и т.д.

Рис.66





















Гамма.

Знакомство с гаммой начинаем с третьей четверти учебного года по карточке (рис.67). Сначала устно, знакомимся с карточкой, где напечатана гамма До мажор и в скрипичном ключе и в басовом. Рассматриваем звукоряды, где для каждой ноты написан свой пальчик, и дети видят, что один и тот же палец подписан на одной и той же ноте в разных октавах. Так, в процессе игры, визуально, происходит запоминание аппликатуры. Играем и на уроке, и дома. Систематически.

Данный вид работы показал, что процесс изучения других гамм происходит быстрее.

Рис.67





























Заключение.

Данный вид упражнений в виде наглядных материалов не является обязательной частью обучения, но является дополнительной помощью для преподавателя с целью заинтересовать, увлечь ученика в процесс обучения. Применяя этот метод в своей работе, можно получить быстрый результат запоминания нот, развития ритма, внимательности, чтения с листа и самое главное усидчивости. Чередуя на уроке разные виды деятельности, ребенок не теряет внимательности и не устает от одного вида работы, а яркие карточки еще и привлекают его внимание. Поэтому чем больше мы добавляем ярких красок в урок, тем интереснее он проходит, и ребенок с удовольствием идет на следующее занятие.









































Интернет-ресурсы:

1. https://www.google.ru/search?q=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwi8kbeTwp7aAhWDO5oKHZ_7CxEQsAQIJg&biw=1280&bih=893#imgrc=zr1Q5TjuW6T8EM:

2. https://www.google.ru/search?q=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwi8kbeTwp7aAhWDO5oKHZ_7CxEQsAQIJg&biw=1280&bih=893#imgrc=kNp-Ke20GzsZfM:

3. https://www.google.ru/search?q=%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwi8kbeTwp7aAhWDO5oKHZ_7CxEQsAQIJg&biw=1280&bih=893#imgrc=nURgcFs9uwEcCM

4.http://ped-kopilka.ru/blogs/vera-olegovna-sedova/didakticheskii-material-k-urokam-fortepiano-i-solfedzhio-v-pervom-klase-shkoly-iskustv.html

5.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music.html









17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!